Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Философия Шеллинга



Фридрих Вильгельм Йозеф Шеллинг (1775–1854) в своем философском творчестве ярко и самобытно выразил основные ориентации немецкой классики. В его философии прослеживается ряд этапов — период натурфилософии; трансцендентальный или эстетический идеализм; философия тождества; философия свободы; философия откровения. Но в целом для его философского творчества на всем его протяжении свойственно единство основного замысла. Он заключается в познании абсолютного, безусловного, первого начала всякого бытия и мышления.

Критически пересматривая субъективный идеализм Фихте, Шеллинг считает, что природа не может быть зашифрована лишь формулой «не-я». Природа становится самостоятельной реальностью, а не только материалом для субъекта. Он ставит задачу философского осмысления всех этапов и стадий развития природы в направлении к высшей цели, т. е. рассматривает природу как целесообразное начало, целое, как форму бессознательной жизни разума. Назначение природы он усматривает в порождении ею сознания.

Диалектический метод Фихте, примененный к анализу деятельности «я», Шеллинг распространяет на анализ природного процесса. Натурфилософия приобретает анти механистический характер. Всякое природное тело понимается как продукт деятельности динамического начала (силы), взаимодействие противоположно направленных сил. В своем учении о полярностях силовое динамическое единство противоположностей представляется как проявление универсального мирового закона. Динамическое воззрение на природу позволило Шеллингу вычленить в ее развитии ряд качественно отличных ступеней, которые он называет «потенциями». (В современной терминологии это основные формы движения материи: механическая, физическая, химическая, биологическая и социальная).

Но главное для него в философском осмыслении природы — поиск некоего активного, живого начала, которое обладало бы чертами субъекта, сознания, мышления, духа. Шеллинг не видит возможности объяснить рождение духа из материи на пути простой эволюции. Дух, по его выражению, представляет собой остров, на который нельзя попасть без прыжка. И он приходит к выводу, что природа может породить из себя дух только в том случае, если она чревата духом, в основе своей обладает свойствами духовности. Между развитием (потенционированием) природы и развитием сознания Шеллинг усматривает своеобразный параллелизм. Развитие природы увенчивается появлением сознательного «я», потому что природа в своей основе, — это не дух и не материя, не субъект и не объект, не сознание и не бытие. Природа в целом одновременно есть и то и другое, вместе взятое.

Тем самым Шеллинг обосновывает философскую позицию тождества субъекта и объекта, мышления и бытия, сознания и природы. В природе присутствует тенденция к одухотворению, а в деятельности человека — к объективации (опредмечиванию) духа. Природа творит бессознательно, но в ее продуктах усматриваются следы разума. И это проявляется в наличии природных законов. Если бы мышление имело свои собственные законы развития, а природа — свои, то познание было бы совершенно необъяснимо. Человек познает природу в ее же собственных формах, категориях, законах, которые являются формами объективного бытия и логическими формами одновременно.

Источник и причина такого совпадения, тождества субъективного и объективного обусловливаются рождением мира из Абсолюта, божественного первоначала, в котором идеальное и реальное неразличимы, дух и материя находятся в полном и гармоничном соответствии друг с другом. Нарушение этого абсолютного равновесия в некоей точке исходного безразличия не может быть объяснено рационально. По Шеллингу, это иррациональный первичный акт, он коренится не в разуме, а в воле с ее свободой. И этот непостижимый первичный акт невозможно понять из законов разума, философски, а мифологическим и религиозным опытом, данным в откровении, а также посредством мистической интуиции.

Интуиция — наиболее адекватная форма самосозерцания Абсолюта как тождества субъекта и объекта. Полная развернутость, осуществление всех возможных определений и всех потенций — это Вселенная. Она есть тождество абсолютного организма и абсолютного произведения искусства. Абсолют в такой же мере рождает Вселенную, в какой и творит ее, как художник по законам красоты.

Поэтому Шеллинг ставит искусство выше науки и философии. Эстетическая деятельность характеризуется совпадением и гармонией бессознательного и сознательного, природы и свободы, чувственного и нравственного, целостного и образного, непосредственного постижения сущего в интеллектуальном и художественном созерцании — интуиции. Познание высших истин доступно лишь философскому и художественному гению.





Дата публикования: 2015-09-17; Прочитано: 574 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.005 с)...