Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
Обрушившееся в XIII веке татаро-монгольское нашествие было ужасным потрясением для Руси. Однако и в условиях иноземного ига рождались освободительные идеи князя Александра Невского, Михаила Черниговского, архимандрита Серапиона Владимирского, митрополита Петра и других. Главными центрами образованности по-прежнему оставались монастыри. Монахи-философы оставались преемниками и хранителями идейного наследия Киевской Руси, философии античного и эллинского мира. Появились переработанные и дополненные отечественным материалом византийские философские труды " Толковая Палея ", " Пчела ", " Диоптра " и другие.
Вместе с тем процесс развития русско-монгольских, а затем русско-ордынских отношений привел к проникновению на Русь богатой культуры покоренных завоевателями восточных народов. Жрецы брахманизма и носители ведической философии в русских источниках назывались "рахманами", в ряде текстов восточный мудрец Дандам назван "игуменом", а его единомышленники мыслятся своеобразной монашеской братией. Эта идея не так уж наивна, она отражает действительное сходство аскетической восточной философии с христианской философией монашествующих.
Итак, несмотря на потерю многих памятников культуры, замедление темпов развития и расчленение единой некогда Киевской Руси, древнерусская философия усложняет свою проблематику, в ней возникают элементы критического отношения к действительности и идеи, взывающие к духовной стойкости народа.
Эпоха подъема национального самосознания (конец XIV - XVI вв.).
Московский период
В конце XIV века сильное влияние на русскую мысль оказал исихазм, его идеи стали проникать на Русь при митрополите Феогносте, обрусевшем греке. Практика исихазма тесно связана с деятельностью Сергия Радонежского и его учеников Андроника, Саввы. Афанасия, Федора, Романа и их последователей, основавших сеть монастырей по всей Руси. Сергий Радонежский, духовный вождь русского народа в деле освобождения от иноземного ига, помог своему народу подняться на ноги после падения, собрать растерянные нравственные силы.
Практика исихазма с особой силой проявилась у заволжских старцев - нестяжателей в их полемике с иосифлянством. Спор иосифлян и нестяжателей - одно из основных событий духовной жизни Московского царства. Нил Сорский (1433-1508 гг.), в миру Николай Майков, стал главным представителем нестяжателей - течения в русском монашестве, считавшем монастырское землевладение искушением. Идеал монашеского жития по Нилу: отшельничество, физический груд для собственного пропитания и никакого стяжательства, никакой значительной хозяйственной деятельности.
Нил Сорский, Вассиан Патрикеев и их единомышленники осуществили анализ душевных состояний, порождающих "страсть" и другие формы привязанности к материальному миру, ведущие человека к греховности: они были противниками всякой церковной роскоши, отдавали предпочтение не внешней обрядности, а религиозной практике "внутреннего делания". Эта практика в XIX веке обретет новые силы в русском старчестве и, прежде всего, в духовном подвиге Серафима Саровского и подвижников Оптиной Пустыни.
Против еретического нестяжательства выступил идеолог ортодоксального и охранительного учения официальной церкви Иосиф Волоцкий (1439-1515 гг.), в миру Иоанн Санин. Он в своем произведении " Просветитель " разработал теорию божественного происхождения власти московских государей и способствовал идеологическому укреплению самодержавия. Духовный лидер иосифлян определяет два способа познания истины: естественный и духовный. Человеческий разум, зависящий от помыслов и страстей, не может естественным путем прийти к богопознанию. Духовный путь естественному человеку не доступен. Здесь же Иосиф выдвигает требование непримиримой и жестокой борьбы с еретиками. Иосифляне стали вдохновителями суровых репрессий против еретиков при Иване III и, в особенности, при Василии III.
Победа над еретиками была началом мучительного раскола в религиозном сознании самого православного общества, но единство церкви не пострадало до периода "смуты", когда первые же богословские споры вылились в церковный массовый раскол. Несмотря на разгром ереси, передовые идеи вольнодумцев конца XV - начала XVI веков оказали заметное влияние на развитие русской общественной мысли в русле гуманистических тенденций.
В начале XVI века возникает официальная политическая доктрина "Москва - третий Рим", призванная укрепить русское самодержавие. После падения Византии в 1453 г. в русском самосознании крепнет представление о том, что историческая роль "православного царства" отныне принадлежит русскому государству.
Игумен псковского Елеазаровского монастыря Филофей (ок. 1465-1542 гг.) изложил концепцию светской власти, искусство которой подчинено решению вселенской задачи - утверждению и охранению идеала "Москвы - третьего Рима", т.к. все христианские царства сошлись в одно и четвертому Риму не бывать. Тема общественного идеала страны от концепции "Святой Руси" проделывает путь до концепции идеала национальной общественной жизни, оформленной в единое, могущественное государство.
Крупнейшим философом и просветителем Московского государства стал Максим Грек (ок. 1475-1556 гг.), до принятия пострига - Михаил Триволис. Выдающийся греческий просветитель именно в Московской Руси раскрыл свой талант писателя, публициста и мыслителя. Его келья в Чудовом монастыре на территории Кремля была своеобразным духовным центром, где в беседах на богословско-философские темы участвовали Вассиан Патрикеев, Василий Тучков, Иван Сабуров, Петр Шуйский, Андрей Курбский и другие образованные и близкие к царю лица.
Максим Грек оставил после себя 300 оригинальных и переводных произведений - это переводы различных текстов греческого, византийского и латинского духовного наследия, комментарии к ним, трактаты, повести, послания, диалоги, толкования, политические сочинения.
В собственных философских работах " Беседа души и ума ", " Беседует ум к душе своей ", " О пришельцах философах " он раскрывает свое понимание процесса познания, человека и проблем, связанных с его духовным совершенством, анализирует понятия "душа" и "ум", диалектику добра и зла, многие аспекты богословских проблем. Как форма существования человеческого знания философия имеет основание в вере, высшее ее предназначение - усмирение страстей, являющихся помехой на пути человека к Богу. Назначение философии определяется "горнейшей премудростью", она обосновывает и укрепляет нравственные нормы.
Как и для других древнерусских мыслителей, главная, истинно философская тема для Максима Грека, - богочеловеческие отношения, а важнейший мировоззренческий вопрос - каков тот единственный путь, который может привести человека к спасению.
Он традиционно выделяет три начала в человеке: плотское, душевное и духовное. Ум - "кормчий души" и должен играть роль, главенствующую по отношению к душе и телу. Добиться власти над телом позволяет аскетическая практика. Ум сам нуждается в просвещении, которое, в свою очередь, не может быть отделено от нравственного самосовершенствования. Нравственные усилия позволяют "мысль от плоти обуздати".
Необходимо просвещение не только ума, но и сердца. Сердце в данном случае - традиционный символ цельности душевной жизни и, как принято в православной традиции, достичь чистоты сердца и ума позволяет любовь, которая "превыше всего", любовь к Богу и ближнему.
Как и другие мыслители русского средневековья, Максим признавал свободу нравственного выбора человека (его "самовластие"). В своих воззрениях на государственную власть он был сторонником гармонического единства ("богоизбранного супружества") власти светской и духовной. Его идеал: просвещенный властитель, глубоко чувствующий свою ответственность перед Богом и народом, признающий религиозно-нравственный авторитет церкви и ее служителей.
Сочиненные Максимом Греком притчи органически влились в общее собрание популярного в те времена жанра "приточной" литературы. В притче используется аллегория, яркий символ, содержание которого раскрывает нравственное поучение.
Идеи Максима Грека оказали большое влияние на идеолога дворянства, публициста и дипломата Московской Руси Федора Карпова. Опираясь на авторитет Аристотеля, Карпов вполне определенно формулировал идею просвещенного абсолютизма, доказывая, что "самодержство" преследует "общую пользу" и опирается при этом на закон, борясь с любыми формами общественного произвола.
Другой русский просветитель Иван Пересветов в своих челобитных молодому Ивану IV выступает сторонником укрепления абсолютизма в противовес боярскому своеволию. Он писал о том, что Византия, исповедуя христианство, не смогла обеспечить прочность государства, ибо "евангелие чтили..., а воли божьей не творили", и победили турки, лишенные истинной веры, но добившиеся большой "правды" в организации общественной и государственной жизни. Пересветов, защищая политический деспотизм, надеялся, как и Карпов, на достижение социальной правды: "Бог сотворил человека самовластным и самому себе повелел быть владыкой, а не рабом".
Идейные установки князя Андрея Курбского (1526-1583 гг.), прежде всего просветительского характера, нашли отклик в позднейшей западнической идеологии России. В трактате " История о великом князе Московском " он обосновал идею просвещенной сословной монархии, утверждая, что абсолютная, неограниченная царская власть несовместима с духом христианского учения.
Ссылаясь на Цицерона, утверждал, что закон государства, противоречащий естественному праву, не может считаться законом.
Как мы видим, религиозное сознание просветителей XV - XVI веков оказалось обращенным к мирским проблемам. Откликаясь на важнейшие для страны и народа исторические задачи, церковное сознание в определенной степени приобрело черты светской идеологии. Об этом свидетельствует и политическая доктрина "Москва – третий Рим", не как националистическая, геополитическая утопия, а иосифлянство, в котором пафос государственный начинает преобладать над собственно религиозным.
Таким образом, XVI столетие явилось вершиной развития русской средневековой культуры, в том числе философской мысли, которая характеризуется разнообразием имен, направлений, стремлением к глубокому и всестороннему познанию бытия и сознания, а также наметившейся тенденцией к ее дифференциации.
§ 2. ФИЛОСОФСКАЯ МЫСЛЬ НА РУБЕЖЕ НОВОГО ВРЕМЕНИ.
ФОРМИРОВАНИЕ СВЕТСКОЙ ФИЛОСОФИИ В РОССИИ
Смута начала XVII века, поставившая под вопрос само бытие Московского государства и всей русской культурной традиции, стимулировала появление философско-исторической рефлексии. Наиболее популярные произведения этого времени: " Сказание " келаря Троице-Сергиева монастыря Авраама Палицина, " Временник " дьяка Ивана Тимофеева и др. - пронизаны темой патриотизма и национально-освободительной борьбы, ставят вопросы о роли народа в победе над врагом и сильной государственной власти. Начинает складываться идея посюсторонней, мирской ответственности "всей земли" (а не только царя) за состояние дел в государстве.
Раскол православной церкви породил длительную непримиримую борьбу двух течений - официальной религиозной идеологии и оппозиционно настроенного старообрядчества, получившего поддержку в гуще народных масс. В " Житии " протопоп Аввакум (ок.1610-1682 гг.), непреклонный борец за старую веру, обличает своих идейных противников, отступника Никона, "злодея и еретика", и уповает на Русь-образец благочестия, к которой должны обращаться православные народы. Патриарх Никон (1605-1681 гг.) решил поставить священство выше царства, провел реформу церковной обрядности в 1653 году, открыто утверждал превосходство духовной власти над светской.
Горячий сторонник и проповедник идей панславизма Юрий Крижанич (1617-1683 гг.) возлагал надежды на московского царя как объединителя и покровителя всего славянского мира.
В XVII веке начинается кризис традиционного средневекового сознания и постепенный переход к новоевропейскому типу культуры, связанный в отечественной истории со стилем барокко, крупнейшим выразителем которого явился Симеон Полоцкий (1629-1680 гг.). По своему объективному значению барокко в России выполнило примерно ту же прогрессивную функцию, что и Ренессанс в странах Западной Европы. Традиции московского барокко были развиты в петровскую эпоху и приняли наиболее европеизированный характер.
В результате реформаторской деятельности Петра I Московское государство становится Российской империей, а идеал православной "святой Руси" замещается идеалом сильного светского государства. Наиболее традиционной философия продолжала оставаться в духовных учебных заведениях. Помимо двух духовных академий (Киевской и Московской), в XVIII веке в России существовало более сорока духовных семинарий. Сначала в Киеве, а затем и в Москве схоластическо-аристотелевские курсы и учебники были заменены образцами философствования новоевропейского типа, как например, учебники Баумейстера, популяризировавшего философскую систему Хр. Вольфа.
На формирование светской философии оказали сильное влияние идеи и дела "ученой дружины" Петра I. Ф.Прокопович, В.Татищев и А.Кантемир, как талантливые мыслители и крупные общественно-политические деятели, выдвинули ряд прогрессивных идей для "разумного правления" на благо процветания страны, благополучия народа и лучших форм жизнеустроения.
Оригинальные поиски русской философской мысли в этот период связаны с именами М.В.Ломоносова, Г.С.Сковороды и А.Н.Радищева. Философия не была преимущественной сферой интересов и деятельности ученого-энциклопедиста М.В. Ломоносова (1711-1765 гг.). Однако в своих многочисленных трудах он заложил основы материалистической традиции в русской философии и науке. Основываясь на знании основных свойств материи, уже известных мыслителям своего времени, Ломоносов относил к ней не только тела, вещество, но и электричество, магнетизм, свет, эфир, теплоту, холод, или так называемые первичные и вторичные качества; разделял идеи молекулярного и атомарного строения материи; теоретически и экспериментально обосновал закон сохранения материи и движения за 48 лет до Лавуазье; высказал идею о беспредельности вселенной и бесчисленности миров, гипотезу о возможности жизни на других планетах.
М.В. Ломоносов как основоположник русского экспериментального естествознания, многих отраслей науки, материалистической линии в философии оказал неизмеримое влияние на последующее развитие научной и философской мысли.
Противоположный путь философствования мы открываем у русского Сократа, Г.С.Сковороды (1722-1794 гг.), сосредоточившемся на проблеме смысла и цели человеческого бытия в мире. В своих знаменитых философских трактатах, написанных в диалогической форме, баснях и стихах, он рассуждает с пафосом реформатора о Боге и человеке, об истине и заблуждениях, о добре и зле, красоте и ее противоположности.
Он критик религии, но не религиозности в ее философско-мистическом смысле, так как считает, что человек един с разумно-божественной природой. В его оригинальной концепции христианизированного платонизма бытие предстает как три "мира" (макрокосм, микрокосм и символический мир, выражающий истины Священного писания), организованных с помощью "вечной материи" и "формы" (идеи). Основная задача человека в достижении максимального выявления своей сущности в соответствии с принципом "сродства", то есть соответствия определенному делу и образу жизни.
Идеи и взгляды Г.С.Сковороды, выразившие в XVIII веке чаяния народа Украины и России, сыграли значительную роль в развитии духовной жизни страны, демократических умонастроений дворянской и разночинной интеллигенции ХVIII - ХIХ веков, в пробуждении самосознания крестьянства.
А.Н.Радищев (1749-1802 гг.), первый дворянский революционер, основоположник революционной общественно-политической мысли в России, будущий общественно-государственный строй России представлял себе в форме демократической республики, основанной на добровольном согласии людей и народов. В этой республике не должно быть сословного деления, а собственность следует разделить более равномерно.
А.Н.Радищев (1749-1802) за книгу " Путешествие из Петербурга в Москву ", направленную против самодержавно-крепостнического строя России, был сослан в Сибирь, где и написал свой основной философский труд " О человеке, его смертности и бессмертии".
Сначала Радищев излагает материалистические взгляды на природу человека, его тело и сознание, обосновывает единство телесного и духовного начал, далее, как деист, верящий в вечного Бога-творца, не допускает смерти духовного начала человека, воспроизводя известные ему доказательства смертности души, приводит аргументы в пользу бессмертия. В концепции Радищева процесс секуляризации русской философии XVIII века воплощается в новую форму, на смену тем или иным вариантам философии христианско-православной приходит надконфессиональный деизм.
Рассматривая движение философской мысли в контексте движения русской культуры в целом, мы можем сделать вывод, что на всем протяжении от XI до XVIII веков мы имеем дело с очень своеобразной формой богословского (или теологического) мышления. В отличие от метафизического характера западноевропейской теологии, принципиальной особенностью русской традиции является то, что всякое размышление о боге погружается в контекст не только истории всемирной, но, с течением времени, - в контекст национальной русской истории. Наблюдается процесс сближения чисто исторического богословия с интенсивным размышлением о судьбах и путях русского народа, русского начала, феномена "русскости" в истории.
Через все памятники отечественной философской мысли проходят проблемы антропологические, историософские, этические. Мы наблюдаем, как в ходе философской рефлексии феномен человека становится стержневым при истолковании любых философских проблем. Истина о человеке рассматривалась через духовные постижения, призванные направить человеческое бытие к "исканию правды и смысла жизни".
Дата публикования: 2015-09-18; Прочитано: 699 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!