Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Философия марксизма



Изучая философию Маркса и Энгельса, необходимо учитывать, что в ней дано теоретическое обобщение тех изменений, которые произошли в общественной жизни XIX века, а именно: в области материального производства, общественных движений, науки, культуры и в самой философии.

В философии марксизма выражено критическое осмысление всего лучшего, что дала предшествующая человеческая мысль в области философии, особенно немецкой классической философии в лице Канта, Гегеля, Фейербаха.

§ 1. ПРЕДПОСЫЛКИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ФИЛОСОФИИ МАРКСИЗМА

Чтобы понять философию марксизма, ее черты и место в истории философии, необходимо уяснить предпосылки, на базе которых могла возник­нуть качественно новая философия. Вместе с тем, важно объективно изучить то новое, что содержится в философском учении К. Маркса (1818-1883 гг.) и Ф.Энгельса (1820-1895 гг.). Возникновению этой философии предшествовали:

• социально-экономическая предпосылка;

• естественно-научная предпосылка;

• теоретическая предпосылка, ее теоретические источники.

Кратко рассмотрим каждую из этих предпосылок.

Философия марксизма возникла в 40-х годах позапрошлого столетия, когда в крупных странах Европы утвердился капиталистический способ производства, появился и численно вырос рабочий класс, продолжала рости его численность, организованность и революционность. Он вышел на арену классовой борьбы как самостоятельная политическая сила. Произошли массовые выступления рабочего класса в Англии, Франции, Германии.

Теоретически обобщая коренные изменения в общественной жизни, классовую борьбу, социальные революции, войны, национальные движения, Маркс и Энгельс соз­дали учение об обществе, его поступательном развитии, вскрыли движущие силы, кри­терии общественного прогресса. В этом заключаются его социально-экономические предпосылки.

Философия Маркса и Энгельса возникает на базе теоретического, философского обобщения развития естествознания. К тому времени появилась космого­ническая теория Канта о естественном происхождении солнечной системы, в том числе и нашей планеты Земли. Было доказано, что она возникла из газовой туманности, а не была создана богом. Большое философское значение имело развитие палео­нтологии, археологии, антропологии. Эти науки давали важные сведения об истории органического мира, развитии мира растительного и животного, самого человека.

Большое философское значение имела такая наука, как химия. Но особую значимость имели три великие открытия: закон сохранения и превращения энергии, открытие клеточного строения организмов и теория Дарвина. Первый закон подтверждал взаимосвязь и взаимопереход различ­ных форм движения материи. Открытие органической клетки доказывало единство ор­ганического мира, начиная от простых организмов до самого человека и, следова­тельно, наличие общих законов его развития. Эволюционная теория Дарвина показы­вала, что органический мир находится в состоянии изменения и развития, что сущест­вующие виды животных и растительных организмов - результат длительной эволюции.

Из открытий естествознания Маркс и Энгельс сделали следующие философские выводы:

1. Природа существует реально, объективно, в ней действуют свои законы.

2. Все разнообразные тела, конкретные предметы, растительный и животный мир, включая человека - все это есть материя, находящаяся в разных формах и на разных ступе­нях своего развития.

3. Предметы, явления, находятся во взаимосвязи, движении, развитии, они содер­жат внутренние противоположности, тенденции.

Философия Маркса-Энгельса возникла на базе того ценного, научного, что дала до них предшествующая философская мысль с момента ее возникновения. Но особое значение имела немецкая классическая философия в лице Канта, Гегеля, Фейербаха. Критически восприняв и критически переработав все великое, ценное, что есть в философском учении Канта, Гегеля и Фейербаха, основоположники марксизма создали каче­ственно новую философию. История философской мысли, в особенности классическая не­мецкая философия, а в рамках последней - диалектика, составили теоретические пред­посылки марксистской философии.

§ 2. СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ ФИЛОСОФИИ МАРКСИЗМА

В начале поставим вопрос: что же есть качественно нового, непреходяще ценного в философии марксизма по сравнению со всей предшествующей философией? Отвечая на этот вопрос, выделим ряд принципиальных положений.

Во-первых, Маркс и Энгельс создали научное мировоззрение. Разработанная ими система общих взглядов на мир, на место и роль человека в мире является научной, диалектико-материалистической. Она вселяет в человека веру в силу и действенность человеческого разума, позволяет предвидеть ход событий, процессов реального мира.

Во-вторых, эти мыслители создали новую форму материализма - диалектический материализм и, тем самым, преодолели ограниченность старого материализма, его меха­нистический, метафизический, созерцательный характер. Это сделало их философию действительно научной.

В-третьих, Маркс и Энгельс создали материалистическую диалектику, подлинно научный метод мышления, коренным образом отличающий ее от идеалистического ме­тода Гегеля. Если Гегель выводил законы и принципы диалектики из "своей головы", своего мышления, то Маркс выводил их из объективного, материального мира. Вот почему у Маркса и Энгельса их субъективная диалектика совпадает с объективной диалектикой, диалектикой материального мира, природы и общества.

В-четвертых, заслугой основоположников марксизма является создание научной тео­рии познания. Эта теория основана на практике как основе познания, критерии ис­тины, цели познания. Они доказали, что процесс познания является сложным диалекти­ческим процессом, он совершается от живого созерцания к абстрактному мышлению и от него к практике. Эта теория учит тому, что познание идет от явления к сущности, от менее глубокого знания к более глубокому.

В-пятых, с возникновением философии марксизма изменился сам предмет филосо­фии, ее взаимоотношение с другими науками. Философия стала заниматься теми про­блемами, которые она призвана решать, а именно: изучать объективный мир и его за­коны, принципы, исследовать отражение материального мира в сознании человека, решать проблему познания, места и роли человека в реальной действительности, в обществе. Что касается взаимоотношения научной философии марксизма с другими частными науками, то она является для них методологической основой в решении конкретных проблем, в их исследованиях, но в то же время она сама опирается на достижения частных наук для основания и доказательства своих положений, истин.

В-шестых, Маркс и Энгельс в своей философской системе опирались на материалистическое понимание истории. Это является подлинно материалистическим подходом к общественной жизни.

Таково содержание философии марксизма и того нового, что она внесла в философию, в ее историю. Маркс и Энгельс сделали философию наукой о законах развития природы, общества и мышления людей, о месте и роли человека в мире, обществе.

Вместе с тем, философия марксизма имеет свои характерные черты. Укажем на наиболее важные из них.

Прежде всего, необходимо усвоить, что философия марксизма избавлена от застоя, догматизма, отрицает то, что не соответствует духу времени. Она нацелена на постоянное развитие и дополняется новыми положениями, выводами, сделанными на основе философского анализа и обобщения изменений в общественной жизни, открытий науки, развития общественной практики.

Философия марксизма сумела преодолеть созерцательный, пассивный характер старой философии, ее отрыв от практики, потребностей общества, его развития. Сам Маркс писал, что философы до сих пор лишь различным образом объясняли мир, но дело за­ключается в том, чтобы изменить его. Из этого следует, что эта философия пропитана ду­хом активности, революционности, стремлением устранить то, что перестало соответ­ствовать потребностям развития, прогрессу общества, науки, культуры.

Философия марксизма имеет критический характер, особенно по отношению к идеализ­му, метафизическому методу, ко всему антинаучному.

Еще одна характерная черта этой философии: она имеет партийный характер и не скрывает этого. Маркс и Энгельс требовали оценивать со­бытия и явления с позиций интересов народных масс, трудящихся. Они требовали правдиво, объективно отражать общественную жизнь, не искажать факты, события. Партийность философии марксизма обязывает не сходить с позиций материализма, диа­лектики, соблюдать тесную связь теории и практики.

§ 3. МАТЕРИАЛИСТИЧЕСКОЕ ПОНИ­МАНИЕ ИСТОРИИ

Как уже говорилось, Маркс и Энгельс впервые в истории философии применили материалистический подход к общественной жизни и этим было обосновано материалистическое понимание истории. Кратко рассмотрим это важнейшее по­ложение.

Философия марксизма указывает на то, что основой жизни и развития общества является ма­териальное производство. Чтобы люди могли жить, заниматься политикой, философи­ей, наукой, искусством и т.д., они должны иметь средства для жизни: пищу, одежду, обувь, жилище и т.д. Но чтобы иметь все это, надо это производить.

Маркс и Энгельс утверждали в своих трудах, что глубокие изменения в обществе начинаются с ма­териального производства. На базе материальных, экономических условий возникают определенные идеи, взгляды, нормы морали, учреждения. Было показано, что общественное бытие определяет общественное сознание. Была также вскрыта неразрывная связь при­роды и общества, их взаимная обусловленность.

Сущность материалистического понимания истории состоит в том, что человеческое общество является частью материальной природы, что в обществе, также как и в природе, действуют объективные законы, определяющие его развитие. Именно эти объективные законы и были открыты основоположниками марксизма. Одним из таких законов является закон соответствия производственных отношений уровню и характеру развития производительных сил.

Маркс и Энгельс показали, что глубокие причины изменений в обществе, источ­ник его развития, источник социальных революций кроется во взаимоотношениях, в диалектике производительных сил и производственных отношений, в их противоречиях.

Ценность философии марксизма состоит и в том, что она вскрыла великую роль на­родных масс в истории, их решающую роль в производстве материальных благ, в соци­альных революциях, войнах, в национальных движениях, в развитии культуры, искус­ства. Вместе с тем была показана роль личности в истории.

Показано, что основой жизни и развития общества является материальное про­изводство, что общественное бытие определяет общественное сознание. Но это не оз­начает, что духовная жизнь общества на заднем плане и является пассивной. Маркс и Энгельс отмечали активную роль общественного сознания и показали его воздействие на общественную, матери­альную жизнь людей. Они отмечали большую роль идей, получивших широкое распространение и овладевших сознанием масс. В таких обстоятельствах пере­довые идеи превращаются в материальную, организующую силу.

Философия марксизма изложена во многих трудах Маркса и Энгельса, в частно­сти в " Манифесте коммунистической партии ", в " Предисловии к критике политической экономии " (Маркс), в " Анти-Дюринге ", " Диалектике природы ", в " Происхождении семьи, частной собственности и государства " (Энгельс).

Следует отметить, что философия марксизма в России развивалась такими философами как Г.В.Плеханов и В.И.Ленин.

§ 4. РАЗВИТИЕ ФИЛОСОФИИ МАРКСИЗМА

Г.В. ПЛЕХАНОВЫМ И В.И. ЛЕНИНЫМ

Г.В.Плеханов (1856-1918 гг.) был одних из самых крупных русских философов-марксистов. Его теорети­ческие труды явились важным вкладом в развитие философии Маркса и Энгельса.

В своей работе " К вопросу о развитии монистического взгляда на историю " Пле­ханов развивает и обосновывает высказывания Маркса и Энгельса в области истории философии, их оценку философских систем прошлого. В этом труде он критически, с марксистских позиций, рассматривает взгляды французских материалистов XVIII века, взгляды социалистов-утопистов, дает оценку немецкой классической философии, пока­зывает (как и Маркс) ее положительные моменты и ее слабости, противоречивость и непоследовательность. В заключительной главе Плеханов обосновывает важнейшие положения, высказанные Марксом и Энгельсом и их отношение к философии разных исторических эпох.

Г.В.Плеханов, с позиций и принципов философии марксизма высказывает глубо­кие и важные положения о материальности мира, первичности материи и вторичности сознания, о познаваемости мира, дает критику агностицизма Канта. В его трудах со­держатся принципиальные научно-философские высказывания о движении, развитии, причинной обусловленности явлений, предметов, их внутренней противоречивости.

Уделяя большое внимание диалектике Маркса, Г.В. Плеханов пишет о ее корен­ной противоположности идеалистической философии Гегеля. Он подчеркивает, что возникновение философии марксизма было великим открытием, научным подвигом Маркса и Энгельса. Г.В.Плеханов пишет: "Философия Маркса является логическим и неизбежным выводом из философии Гегеля. Это правда, но не вся правда". Плеханов показал, что Маркс взял из диалектики Гегеля лишь рациональные положения, решительно отвергнув его идеализм и создал материалистическую диалектику, диалектику действия.

Заслуга Г.В.Плеханова как марксиста состоит в том, что он уделял пристальное внимание передовым общественным идеям, получившим широкое распространение. При этом он показал, что идеи бывают разные: возвышенные и низменные, новые и старые, верные и ошибочные, революционные и реакционные. Это относится к идеям философским, политическим, правовым, нравственным, эстетическим и религиозным. Он анализирует причины возникновения и распространения тех идей, которые находят широкий отклик в обществе.

Г.В.Плеханов выступает против антинаучных идей, обрекавших людей на заблуждение, пассивность, догматизм в мышлении. Он писал, что прогрессивная, передовая идея "способна собрать воедино тысячи, миллионы людей и направить на решение исторических задач и достижение великой цели".

Масштабность Г.В.Плеханова и в том, что он внес большой вклад в материалистическое понимание общественной жизни, показал роль способа производства материальных благ, действие социологических законов, обусловливающих исторический прогресс общества. Глубоко и интересно им раскрыта роль личности в истории, дана критика теории "Героев и толпы". Исследуя понятие личности, он вскрывает ее составные компоненты, показывает роль выдающихся личностей в общественной жизни.

Как философ-материалист и диалектик, Г.В.Плеханов в своих работах проявил критическое отношение к религии, показав это на большом историческом, этнографическом и фактическом материале. Он глубоко осветил сущность религии, ее формы и происхождение, вскрыл противоположность науки и религии, рассмотрел отношения церкви и государства, указал на использование религии господствующими политическими силами в своих интересах.

Известно, что глубокое и всестороннее развитие философия Маркса и Энгельса получила в произведениях В.И.Ленина (1870-1924 гг.). Что же нового в философском учении Ленина? Отвечая на поставленный вопрос, выделим лишь некоторые важнейшие положения.

1. В.И.Ленин развил учение Маркса и Энгельса о материи. Он впервые в философской литературе, основываясь на новых открытиях в естествознании, дал классическое философское определение материи. Он указал на то, что материя может существовать не только в виде вещества, но и поля, что материя весьма сложна по своей структуре и обладает множеством свойств, что материя не может двигаться иначе, как в пространстве и времени. Это он продемонстрировал на большом фактологическом материале в своем выдающемся труде " Материализм и эмпириокритицизм ".

2. В своих работах " О диалектике ", " Философские тетради ", " Карл Маркс " и в других Ленин развивает учение Маркса и Энгельса о диалектике, ее законах и категори­ях, высказав в них весьма важные положения и идеи, которые увязал с открытиями в науке и с общественной практикой.

3. Отстаивая и развивая марксистские положения о познании, Ленин высказал но­вые и глубокие идеи и в этой области. Основываясь на научных фактах, Ленин показал, что в мире нет непознаваемых вещей, а есть вещи пока непознанные, которые будут познаны в процессе развития науки, практики и более глубокого изучения конкретных предметов, явлений, процессов. Он отмечал, что познание совершается от явления к сущности, от менее глубокого знания к более глубокому, а сам процесс познания есть сложный диалектический процесс, совершающийся "от живого созерцания к абстракт­ному мышлению, а от него к практике. Таков диалектический путь познания истины, объективной действительности". Ленин дает определение объективной, относительной и абсолютной истины. Он указывает на то, что истина - это процесс.

4. Следуя духу критичности, свойственному философии марксизма, В.И.Ленин на основе фило­софского обобщения новейших открытий естествознания вскрыл причины кризиса в нем, дал убедительную критику так называемого "физического идеализма" и субъек­тивного идеализма Беркли. Заслуга Ленина и в том, что он вскрыл гносеологические и социальные корни идеализма.

5. Развивая философию марксизма, Ленин во многих своих трудах раскрыл взаимо­отношения и роль объективного и субъективного факторов в общественной жизни - роль общественного бытия и общественного сознания, роль идей в развитии общества, становлении и утверждении нового строя, нового государственного правления. В ра­ботах " О государстве ", " Государство и революция " Ленин дает определение государст­ва и пишет о его признаках, функциях, формах государственного правления и о путях развития демократии.

6. Кратко остановимся еще на одном ленинском положении, развивающем учение марксистской философии о войне и мире. Ленин дал научное определение войны как осуществления политики определенных классов, социальных сил путем использования насильственных средств. В своих работах он высказал важнейшие положения о войнах справедливых и несправедливых, вскрыл факторы, определяющие ход и исход войны, возможности достижения и укрепления мира. При этом выделена роль народных масс и полководцев, роль политического и военного руководства страны.

Таковы лишь некоторые положения философии В.И.Ленина, которые внесли большой вклад в развитие философии марксизма. Подчеркнем, что ленинское философское наследие весьма многогранно и велико.

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

1. Каковы исторические и теоретические истоки марксистской философии?

2. В чем суть подхода К. Маркса к проблеме отчуждения человека в обществе?

3. В чем отличие философии марксизма от предшествующего материализма?

4. Как называется философия марксизма и почему именно так?

5. Как понимается сущность человека в марксистской философии?

6. В чем суть материалистического понимания истории?

7. Как марксизм решает вопрос о движущих силах общественного развития?

8. Раскройте понимание идеала общественного развития в марксизме.

9. Дайте характеристику основных идей марксистской философии.

10. В чем заключалось развитие марксизма Г.В.Плехановым и В.И.Лениным?

ЛИТЕРАТУРА

1. Алексеев П. Предмет, структура и функции диалектического материализма.

М., 1973.

2. Келле В., Ковальзон М. Исторический материализм как социально-философская теория. М., 1982.

3. Ленин В. Материализм и эмпириокритицизм // ПСС. Т. 18.

4. Ленин В. Три источника и три составные части марксизма // ПСС. T. 23.

5. Ленин В. Государство и революция // ПСС. Т. 33.

6. Маркс К. К критике политической экономии. Предисловие //

К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч. Т. 39.

7. Маркс К. и Энгельс Ф. Манифест коммунистической партии //

К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч. Т. 47.

8. Маркс К. Тезисы о Фейербахе // К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч. Т. 3.

9. Основы марксистско-ленинской философии. М., 1981.

10. Тюхтин В. Теория отражения в свете современной науки. М., 1971.

11. Энгельс Ф. Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии //

К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч. Т. 21.





Дата публикования: 2015-09-18; Прочитано: 3020 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.015 с)...