Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
Философские течения в России XIX в. отличаются многообразием, отражая сложность всей общественной жизни. Характерными для философских взглядов дворянских революционеров-декабристов были рационалистическая концепция общественного развития, историзм в понимании общества, идея прогресса, который выражается в согласии с "естественными законами" общества, в замене старых государственных и общественных институтов новыми.
С именем П.Я.Чаадаева (1794-1856 гг.) связана обостренная постановка проблемы исторической судьбы России, ее самобытности или подражания Западу. Идеи Чаадаева о специфике русской истории, о роли народа оказали влияние как на славянофилов, которые акцентировали внимание на самобытности русской мысли и связывали эту самобытность с неповторимым своеобразием русской духовной жизни, так и на западников, стремившихся вписать Россию в процесс развития европейской культуры, а также на русских материалистов 60 - 80-х гг.
Особое место философский материализм занял в творчестве представителей революционного демократизма М.А.Бакунина, Н.Г.Чернышевского, Д.И.Писарева и других. Материалистические взгляды обосновывал ученый-физиолог И.М.Сеченов. Идеи общественного прогресса отстаивали в 1870 - 80-е годы представители революционного народничества (П.Л.Лавров, П.Н.Ткачев, Н.К.Михайловский).
В 1870-е годы начал свою проповедь универсального всеединства и цельного знания Владимир Соловьев, который стал первым русским философом, создавшим завершенную философскую систему. Он заложил вместе с тем основы целой школы русской религиозной и философской мысли, которая представлена братьями Трубецкими, С.Н.Булгаковым, Н.А.Бердяевым, П.А.Флоренским, С.Л.Франком и другими именами. Особую роль в развитии русской религиозной и философской мысли занимают выдающиеся писатели, в особенности Ф.М.Достоевский и Л.Н.Толстой.
Дата публикования: 2015-09-18; Прочитано: 206 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!