Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Средневековой Русской философии



Известный исследователь летописных источников по истории древней Руси В.О.Ключевский (1841-1911 гг.) установил, что самые ранние воспоминания нашего народа о себе относятся к рубежу VI-VII веков, когда он "гнездился" в Карпатском крае. Из общеславянского гнезда люди разошлись в разные стороны: одни - в направлении Днепра, другие - на Балканский полуостров, третьи - к Висле и Балтийскому морю. В V111 - IХ веках в Моравии (она раньше, чем Русь приняла христианство) появляется сла­вянская письменность. В IX веке мы уже имеем дело с древнерусским, или Киевским государством. В XI веке появляются первые письменные произведения - летописные своды, включающие в себя не только исторические факты, но попытки сознательного философствования.

По мнению исследователей русской философии, древнерусская философия имеет следующие особенности:

• прежде всего, это ее софийность, т.е. преклонение перед мудростью как высшей духовной ценностью;

• для нее характерны сократовский и платоновский типы философствования.

Нравственно-практический метод, условно называемый сократовским, был воплощен на Руси в деятельности многих подвижников духа, представлявших как канонические, так и еретические течения. Метод художественного творчества (платоновский) реали­зовал себя в творчестве многочисленных писателей, публицистов, деятелей культуры. Аристотелевский же метод логического анализа не нашел широкого распространения в древней Руси, но в определенной мере присутствует в древнерусской мысли. Централь­ными проблемами для древнерусской философии выступают нравственно-этические и эстетические проблемы:

• большое внимание в ней уделяется историософским проблемам судьбы и предна­значения русского народа и русского государства во вселенской истории;

• на Руси философы ради истины отказывались от любых мирских благ и привиле­гий и очень часто платили за нее своей свободой и жизнью. Такое существование на пределе духовных сил, на грани жизни и смерти, не только отражалось в их творчест­ве, но и существенным образом влияло на нравственность и менталитет русского наро­да.

Становление философской мысли в Киевской Руси (Х - ХII вв.)

В то время философские идеи выдвигались и обсуждались не в философских трактатах, а в разного рода нравственно-назидательных произведениях религиозной литературы ("поучениях", "словах", "молениях", притчах). Центральной темой и главным сюжетом, которые проходят сквозной линией через большинство литературных произведений того времени является мировая история и место в ней Руси, единство русской земли, смысл человеческой жизни.

Первым древнерусским философом можно, пожалуй, считать киевского митропо­лита Иллариона (период княжения Ярослава Мудрого). В своем " Слове о законе и бла­годати... " он с помощью метода символического толкования Ветхого завета построил богословско-историческую концепцию, обосновывающую включенность "русской земли" в общемировой процесс торжества божественного "света" (т.е. Христа, назы­ваемого "благодатью" и "истиной") над "тьмой" язычества.

Согласно его историософским воззрениям, важнейшим событием мировой истории является смена эпохи закона эрой благодати как духовного дара, обретение которого возможно для человека неза­висимо от его национальной принадлежности. Но и духовная свобода, связанная с хри­стианством, и истина, обретенная через благодать, требуют немалых усилий для их ут­верждения и защиты. Для этого требуются как интеллектуальные усилия, предпола­гающие "благие помыслы и остроумие", так и государственно-политические: необхо­димо, чтобы "благочестие" сопряжено было с властью. В сочинении Иллариона мы мо­жем видеть уже вполне ясно выраженный идеал Святой Руси, имевший огромное зна­чение для русского религиозного сознания на протяжении многих столетий.

Выдающееся место среди философских произведений Киевской Руси занимает Из­борник Святослава (1073 г.), вторая по древности рукописная книга, которую называют первой русской энциклопедией.

В "Изборнике" рассматриваются категории "сущность" и "естество" (работы Максима Исповедника), основные философские категории и по­нятия, написанные на основе своеобразного синтеза аристотелевского " Органона " и " Введения в "Категории" Аристотеля" известного греческого философа-неоплатоника Порфирия Тирского, жившего в III веке (трактат Теодора Ратдисского); содержатся отрывки из работ отцов и иерархов православной церкви - Василия Великого, Афана­сия Александрийского, Иоанна Дамаскина и многих других; дается толкование слож­нейших философско-богословских понятий - "Троица", "Святой Дух" и других. Зна­комство образованных людей с Изборником и особенно с содержащейся в нем темой и образом Софии Премудрости, оказало значительное влияние на их философское обра­зование и форму философского мышления.

Своеобразное соединение христианских принципов со здравым смыслом и личным опытом доносит до нас памятник древнерусской мысли XII века " Поучение " князя Вла­димира Мономаха. Князь пытается осмыслить такие понятия, как "закон", "правда", "добро", размышляет об уникальности человека, о том, что объединяет его с другими людьми, и считает, что труд - высшее мерило богоугодности человека. Правда требует от властителя стать на защиту слабых ("не давайте сильным погубите человека") и даже не допускать смертной казни. Придерживаться высоких и благородных принципов учит Мономах своих потомков, ибо, "если весь мир собрать вместе, никто не окажется в один образ, но каждый со своим образом, по мудрости божьей".

Кирилл Туровский (епископ Туровский) и Климент Смолятич, ставший вторым после Илариона русским (не греческим) митрополитом Киева, развивают темы, традиционные для русской рели­гиозной мысли, начиная с митрополита Илариона и Феодосия Печерского. Это и аллегорическое истолкование Священного Писания, и пафос отвержения материальных ценностей, и выделение важнейших христианских добродетелей на пути спасения единственно существенной цели человеческого бытия.

Как и для Климента Смолятича, человек для Кирилла Туровского - центральная фигура мироздания, "венец творения". Он наделен свободой воли и сам должен принять "правду", возвещенную Христом. Опираясь на традицию патристики, русский мыслитель развивал учение о "стройном разуме" как возможном для человека духовном состоянии, при котором достигается гармония между мышлением и верой и которое неразрывно связано с духовно-нравственным опытом личности. Идея "стройного разума" имела своим истоком сми­ренномудрие как одно из фундаментальных понятий в системе христианской сотериологии, учении о спасении.

Одним из самых интересных памятников отечественной литературы XII - начала XIII в. является " Моление " или " Слово " Даниила Заточника. Если все русские книжни­ки, о которых речь шла ранее, принадлежали к духовному сословию, то автор " Моления " по различным предположениям о его социальной принадлежности: княже­ский дружинник, ремесленник, холоп.

Им достаточно четко осознается и формулирует­ся идеал единства Истины, Добра и Красоты. В его мысли впервые представляется ве­личие человека не только как божьего творения, но и самого по себе как субъекта по­знающего и творческого. Таким образом, антропологическая тема, выходящая на уро­вень антропоцентризма еще в рамках религиозного мировоззрения, в дальнейшем раз­витии русской мысли не раз будет служить одним из источников философских исканий.

Подводя итоги, мы можем сказать, что философская мысль в эпоху расцвета Ки­евской Руси и начавшегося процесса феодальной раздробленности, сформировалась и начала успешно развиваться в различных своих формах. Были заложены основы фило­софского мышления, сложились основные понятия и категории, усвоены и творчески переработаны элементы византийской, а через нее эллинской и восточной философской культуры.





Дата публикования: 2015-09-18; Прочитано: 328 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...