Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Выразительность и техника речи учителя



Речевая техника – совокупность элементарных приемов фонационного дыхания, речевого голоса и дикции, доведенных до степени автоматизированных навыков и позволяющих учителю с максимальной эффективностью осуществлять речевое воздействие.

Развитое речевое дыхание, поставленный голос, совершенная дикция придают живому слову педагога яркую интонационную выразительность, позволяющую передавать в речи мельчайшие оттенки и чувства.

Учителя, чья деятельность профессионально связана со звучащей речью, в первую очередь будет интересовать фонационное дыхание дыхание, обслуживающее речь, которое характеризует активность, организованный выдох, распределение выдоха. Активность связана с тем, что дыхание служит энергетической базой нашей речи; организованный выдох предполагает фокусирование струи выдыхаемого воздуха как бы в одной точке; распределение выдоха – это умение сознательно делить весь объем выдыхаемого воздуха на равномерные отрезки – порции.

Ритм речевого дыхания учителя должен резко отличаться от привычного, бытового. В профессиональной речи вдох в 10-15 раз короче выдоха. А при хорошо тренированном дыхании выдох легко можно распределить на 25 или даже 30 порций и каждая из них будет полновесной, следовательно, каждое слово – полнозвучным.

Наиболее целесообразным является специально вырабатываемый тренировкой смешанный или диафрагмально-реберный тип дыхания. В этом случае происходит полное расширение грудной полости, максимальная вентиляция всех участков легких. Напряжение нижних межреберных мышц позволяет удерживать диафрагму в сокращенном состоянии, что ведет к спокойному равномерному выдоху, незаметному для окружающих.

С помощью упражнений шлифуются следующие эле­менты речевого дыхания:

1. Глубокий, энергичный, короткий вдох, в основном через нос, направленный в нижние доли легких (развитие смешан­ного диафрагмально-реберного дыхания).

2. Равномерный, активный, не ослабевающий к концу выдох.

3. Организованный выдох, фокусировка его на кончиках чуть собранных (как бы для свиста) губ.

Только отработав эти элементы, можно переходить к сле­дующей серии упражнений, развивающих речевое дыхание. Важнейшей особенностью регуляции дыхания у человека яв­ляется его способность произвольно, в соответствии со стоя­щей перед ним задачей, в том числе и речевой, менять темп, ритм, активность, амплитуду дыхательных движений. Произ­вольное изменение темпа, ритма дыхания широко используется в практике физического воспитания и спорта. Однако не менее важным следует считать умелую и точную регуляцию дыхания в процессе публичной речи.

Отработав и закрепив навыки фонационного дыхания, учи­тель может переходить к постановке фонационного голоса.

Постановка речевого голоса. Голос должен обладать дос­таточной звучностью и чистотой звуков (благозвучностью), чтобы быть слышным. Естественно, трудно работать учителю, если у него слабый голос или голос с хрипотцой, сиплый. С этими недостатками почти невозможно справиться. Однако менее существенные недостатки голоса можно исправить тренировкой.

К основным качествам голоса относят силу, высоту, темп, полетность, тембр. Они являются условием выразительности речи и ее информативности. Говорить можно громко, не очень громко и тихо, в зависимости от содержания сообщаемой информа­ции. Если мы прислушаемся к тому, как говорят наши зна­комые или мы сами, то различим смену звуков – верхних, сред­них или низких, то есть смену тона. В речи тон постоянно ме­няется, он становится то выше, то ниже. И чтобы голос лег­ко переходил от низкого тона к высокому, и наоборот, необхо­димы гибкость и широкий диапазон голоса. Необходимо знать свой звуковысотный диапазон, его пределы.

Голосообразование – сложный многофункциональный про­цесс. Он совершается в организме человека автоматически, согласно особой программе, заложенной в специальных цент­рах коры головного мозга. Действие программы связано с тем, какую речевую задачу решает человек в каждой си­туации.

Формирование дикционных навыков. Дикция – это четкое произношение звуков речи, соответствующее фонетической норме данного языка, которая обеспечивает ясность восприя­тия. Она зависит как от устройства речевого аппарата, так и от его правильной работы, умелого использования. Небреж­ная или вялая речь становится неразборчивой и трудной для понимания, особенно, если некоторые существенные для содер­жания слов звуки произносятся неясно или заменяются другими, если окончания слов «проглатываются».

Произношение слов, слогов и звуков – это результат ар­тикуляции, сокращения мышц речевого аппарата – губ, язы­ка, челюстей, твердого и мягкого неба, маленького язычка, гортани, голосовых связок. На произношение влияют зубы, носовая полость.

Выработка дикционных навыков начинается с позиционной установки речевого аппарата, предполагающего активность всех его мышц. Поэтому работа над дикцией начинается с ар­тикуляционной гимнастики, развивающей активные органы речи – язык, губы. Отработка произношения отдельных зву­ков речи и их сочетаний может проводиться по системе, при­нятой в сценической речи, изложенной в специальных учебных пособиях.

Обратимся к понятию коммуникативного поведения учителя.

Под коммуникативным поведением учителя понимается не просто процесс говорения, передачи информации. Коммуникативное поведение учителя – такая организация речи и соответствующего ей речевого поведения педагога, которые влияют на создание эмоционально-психологической атмосферы общения педагогов и учеников, на характер взаимоотношений между ними, на стиль их работы.

Для характеристики коммуникативного поведения учителя имеют значение: тон речи, оправданность использования оценочных суждений, манера обращения к ученикам, умение поддерживать контакт с ними, характер мимики, движений, жестов, сопутствующих речи.

Атмосфера коммуникативного поведения учителя сиюминутна, не воспроизводима дословно, тем не менее, педагог должен точно подобрать слова, интонацию, жесты, которыми сопровождается его речь. Наличие в речи учителя неоправданных запретов, ограничений, сопровождаемых интонациями недовольства и раздраженности («помолчи», «перестань», «прекрати»), перебивание ответов учеников оценочными суждениями отрицательного характера приводят не только к разрушению взаимоотношений между учителем и учениками, но и к снижению умственной активности ребят.

Коммуникативное поведение учителя, основанное на корректности, стимулирует познавательный интерес и мотивацию учения.





Дата публикования: 2015-07-22; Прочитано: 2543 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с)...