Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

В поисках новых путей… об истории создания



И ПОСТАНОВКАХ ОПЕРЫ П. И. ЧАЙКОВСКОГО «ЧАРОДЕЙКА»

Оперы следует писать (впрочем, точно так же, как все остальное) так, как Бог на душу положит. Я всегда стремился как можно правдивее и искренне выразить музыкой то, что имелось в тексте...

Из письма П. Чайковского С. Танееву

Одно из первых мест в сокровищнице мирового музыкально-театрального искусства принадлежит оперному творчеству П. Чайковского. Не ставя цель стать непременно оригинальным в оперном творчестве, Чайковский создал целый ряд оперных шедевров, популярность которых возрастает год от года. Но есть среди опер композитора и менее исполняемая. Это «Чародейка», написанная композитором по одноимённой мелодраме Ипполита Шпажинского. В основу сюжета легла древняя нижегородская легенда о хозяйке постоялого двора красавице Настасье и её трагической любви к княжичу Юрию. Трагедия Шпажинского, поставленная в Малом театре Москвы и Александринском в Петербурге, имела успех у зрителей. Возможно, это и побудило Чайковского обратиться к автору с просьбой о написании либретто для оперы, хотя до конца не ясны ни обстоятельства, при которых Чайковский узнал сюжет и драму Шпажинского, ни причины обращения к автору пьесы по поводу написания либретто.

Известно, что к моменту сочинения оперы композитор уже давно испытывал глубокий душевный разлад. Чайковский, как и гонимые роком герои его произведений, постоянно искал ответы на вопросы о жизни и смерти, его волновали проблемы греха, морали, возможности прощения и наказания. Незадолго до того, как в поле зрения Чайковского попала драма Шпажинского, Чайковский поселился в селе Майданово под Клином, почти непременно по утрам читал Библию, делая на полях свои пометки, серьёзно увлёкся рукописью «Исповедь» Л. Н. Толстого. В это время он работал над «Всенощным бдением», хором «Ангел вопияше…», создал «Девять духовно-музыкальных произведений». Страстным желанием обретения Веры и с ней душевного покоя Чайковский поделился в письме к Милию Балакиреву 31 октября 1884 года: «…как я желал бы, чтобы то просветление, которое совершилось в Вашей душе, снизошло бы и на меня […] более, чем когда-либо, жажду успокоения и опоры в Христе» [4, с. 145]. На фоне его собственных размышлений и духовных поисков нижегородское предание о Куме Настасье мгновенно овладело творческим воображением композитора. И хотя главная героиня «Чародейки» далека от женского идеала душевной чистоты, подобного Татьяне в «Евгении Онегине», Чайковский был настойчив в выборе данного сюжета, о чём можно сделать вывод из переписки с актрисой петербургской Императорской сцены Э. К. Павловской [6, с. 33 – 39]. Артистка Э. Павловская, которой предназначалась партия, увидела в героине только «гулящую бабу». Возражая, композитор дал яркое истолкование своей героини: «Дело в том, что в глубине души этой гулящей бабы есть нравственная сила и красота, которой... только негде было высказаться. Сила эта в любви. Она сильная женская натура, умеющая полюбить только раз навсегда и в жертву этой любви отдать всё…» [1, с. 724 – 725]. В сюжете Чайковского увлёк напряжённый конфликт, яркие коллизии и контрастные характеры, он увидел в нём возможность создания истинной музыкальной трагедии. Через цепь страданий и любовь его героиня преображается, получая смерть как избавление от грехов.

Работа над «Чародейкой» была закончена весной 1887 года. «Никогда с таким старанием я не работал, как над „Чародейкой”», – писал Чайковский одному из друзей [2, с. 235].

По всеобщему мнению, «Чародейка» – одно из вершинных созданий П. Чайковского, при том, что либретто Шпажинского значительно уступало гениальности музыки. Это мнение прочно закрепилось за оперой в ХХ веке. Ругая либретто и отмечая достоинства музыки, лишь немногие увидели в этом сочинении оперу, представляющую собой новую страницу в творчестве композитора. «Именно в этой опере, ища и прокладывая новые пути, – писал выдающийся режиссёр Роман Тихомиров, – Пётр Ильич выходит из привычного ему круга героев […] и создаёт замечательную музыкальную драму» [5, с. 69].

Впервые «Чародейка» Чайковского увидела свет на сцене Мариинского театра 20 октября 1887 года и имела успех. Оркестром управлял сам автор. По мнению композитора, далеко не все исполнители первого спектакля справились со своей задачей. Выше всех были М. Славина – властная, суровая княгиня, И. Мельников – князь и особенно Ф. Стравинский – дьяк Мамыров. В его исполнении образ изувера и мракобеса приобрел особую силу. Короткая речитативная фраза по адресу князя: «Меня, меня плясать заставил!» – часто вызывала аплодисменты.

Однако сценическая судьба оперы сложилась не особенно счастливо. И уже пятым представлением Чайковский не дирижировал; седьмое, состоявшееся при полупустом зале, определило «решительный провал». В Петербурге постановка продержалась до конца сезона и была снята с репертуара (12 постановок, последняя – 12 октября 1888 г.).

4 декабря 1887 года опера была поставлена в Тифлисе под управлением М. Ипполитова-Иванова. Помогая советами молодому композитору М. Ипполитову-Иванову, Чайковский предупреждал его, что нужно заботиться о сценичности оперы, прибавляя к этому: «Сценичность я понимаю совсем не в нагромождении эффектов, а в том, чтобы происходящее на сцене трогало и вызывало сердечное участие зрителей». Чайковский всё же верил, что оперу оценят по достоинству и с надеждой добавлял: «Я знаю, что когда-нибудь она свое возьмет» [4, с. 159].

Что же касается критики того времени, то ни одна опера Чайковского не вызвала столь многочисленные отрицательные отклики, как «Чародейка». Композитора винили в отсутствии драматического чутья, в засилии оркестровых фрагментов. Главное же – не понимали основного достоинства произведения – глубокого взаимопроникновения вокального и инструментального начал. Лишь друг Чайковского, критик Н. Кашкин, был одним из немногих, кто восхищался изобилием мелодических красот в «Чародейке» и видел в ней «полное соответствие музыки поэтическому образу Настасьи…» [3, с. 107] и, отмечая недостатки, всё же дал опере в целом положительную оценку.

В Большом театре Москвы наспех разученную оперу показали только один раз – 2 февраля 1890 года. Постановка прошла под управлением И. Альтани, спектакль успеха не имел. С тех пор опера при жизни композитора в Москве больше не исполнялась. Она вернулась в репертуар лишь в 1916 году. Инициатором постановки в Большом театре выступил дирижёр Вячеслав Сук. Под его управлением в исполнении К. Держинской, Н. Обуховой, Л. Савранского «Чародейка» получила глубокое и правдивое истолкование. Спектакль шёл один сезон, выдержал 16 представлений. И все же взгляд на оперу как на произведение, уступающее лучшим сочинениям Чайковского, сохранился. Легенда эта была развеяна спектаклем Ленинградского театра им. Кирова под управлением А. Лазовского (премьера – 22 марта 1941 года). Дирижёр раскрыл безграничное богатство гениальной партитуры, ее лирику и драматизм. Успеху спектакля особенно способствовали С. Преображенская – княгиня Евпраксия, Г. Нэлепп – княжич Юрий, О. Кашеварова – Настасья. Опера ставилась в г. Горьком (1941) и Алма-Ате (1954).

В. Немирович-Данченко, посетив генеральную репетицию постановки Большого театра в 1958 году, высказался очень категорично в адрес Шпажинского, назвав его «шарлатаном». Так возникла идея обновления либретто, и новый текст создал С. Городецкий (автор второго варианта либретто оперы «Жизнь за царя» Глинки для постановки ленинградского ГАТОБ им. Кирова в 1941 году). С текстом Городецкого опера «Чародейка» была напечатана в клавире, выпущенном издательством «Музыка» в 1970 году. Постановка 1958 года на сцене ГАБТа оказалась достаточно удачной благодаря Евгению Светланову и Леониду Баратову. Декорации создавались по эскизам народного художника СССР Федора Федоровского. Спектакль прошел 49 раз и находился в репертуаре 7 лет, до 1965 года.

Очень успешной считается недавняя премьера – 29 июня 2003 г. в Мариинском театре под управлением В. Гергиева.

Вот уже четвёртый сезон в репертуаре Большого театра России при полных аншлагах идёт «Чародейка» Чайковского. Премьерные показы прошли в конце сезона 2011 – 2012 годов, с 26 июня по 1 июля, на исторической сцене Большого театра. Ещё генеральная репетиция полузабытого шедевра завершилась 10-минутной овацией. После неё в интервью корреспонденту ИТАР-ТАСС Ольге Свистуновой о новой постановке высказывался академик Российской академии художеств Виктор Ванслов, присутствовавший в своё время на постановках «Чародейки» пятидесятилетней давности: «Нынешний спектакль – не вымученная и надуманная модернизация, а подлинная современность, соответствующая музыке и сути произведения» [8].

Возродить недооцененный шедевр на прославленных подмостках взялась весьма примечательная постановочная команда. Возглавил ее Александр Лазарев. Он долгие годы был связан с ГАБТом: с 1987 по 1995 год был художественным руководителем, а ныне вернулся в качестве приглашенного дирижёра с конкретным предложением – непременно поставить «Чародейку», оперу, наделенную шекспировскими страстями и потрясающую в музыкальном отношении. Задумку претворил в жизнь народный артист России, режиссёр Александр Титель. Более 20 лет он руководит оперной труппой Московского музыкального театра им. Станиславского и Немировича-Данченко, часто работает над постановками в Большом театре. Оформил спектакль народный художник СССР Валерий Левенталь, прослуживший в Большом театре в течение тридцати лет.

Время доказало, что «Чародейка» была крупным этапом в развитии Чайковского-драматурга. Здесь композитор с мастерством художника-психолога глубоко проникает в сложный и противоречивый внутренний мир человека и реалистически отражает его в музыке; средствами своего искусства он раскрывает душевную жизнь людей и создает обобщенные образы героев, типичных для своей эпохи. «Чародейка» Чайковского – это подлинная музыкальная трагедия «о противлении русской женщины насилию над её чувствами» [7], которая по широте и глубине воплощения русской жизни, национального характера стоит в одном ряду с музыкальными драмами М. П. Мусоргского и «Царской невестой» Н. А. Римского-Корсакова.

ЛИТЕРАТУРА

1. Альшванг А. П. И. Чайковский / А. Альшванг. – 2-е изд. – М.: Музыка, 1967. – 928 с.

2. Асафьев Б. «Чародейка». Оперы П. И. Чайковского. Опыт раскрытия интонационного содержания / Б. Асафьев // Асафьев Б. Собр. соч. – М.: Музыка, 1963. – 336 с.

3. Кашкин Н. Д. Избранные статьи о П. И. Чайковском / Н. Д. Кашкин. – М.: Сов. композитор, 1964. – 396 с.

4. Чайковский П. И. Полное собрание сочинений. Литературные произведения и переписка / П. И. Чайковский. – Т. 13. – М.: Музыка, 1971. – 425 c.

5. Пётр Чайковский «Чародейка» /Ст. Мукосей Б. «Вдоль времени-реки», с. 69 – 77, Государственный Академический Большой театр России, Москва, 2012. – 216 с.

6. Пётр Чайковский «Чародейка». Государственный Академический Большой театр России. – М., 2012. – 216 с.

7. Вайдман П. Е. Чайковский [Электронный ресурс] / П. Е. Вайдман. – Режим доступа:

http://www.tchaikov.ru/

8. Интервью корр. ИТАР-ТАСС Ольги Свистуновой [Электронный ресурс]. – Режим доступа:

http://www.tchaikov.ru/.

УДК 793.38 И. В. Ефремова,





Дата публикования: 2015-07-22; Прочитано: 575 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.009 с)...