Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Два музыкально-сценических опыта воплощения



«УНДИНЫ» (Э. ГОФМАН И П. ЧАЙКОВСКИЙ)

В ХVIII – I половине ХІХ в., когда происходит становление романтизма как ведущего художественного стиля эпохи, ключевое место занимает фантастическая тема. Причиной такого предпочтения в художественно-образной атмосфере стало желание романтиков отойти от реальности и представить реальность иного плана, позволяющую личности достигнуть некоего мистического уровня сознания. Созданный ими мир фантастики стал той плоскостью, в которой воображение художника могло реализоваться совершенно свободно и в соответствии с его индивидуальностью [1 – 5].

Научный интерес представляет изучение двух вариантов оперы «Ундина», созданных в разное время Э. Гофманом и П. Чайковским.

Опера «Ундина» была задумана Эрнстом Гофманом еще в Бамберге. Премьера состоялась в Берлине 3 августа 1816 года в Королевском театре с декорациями, изготовленными по эскизам самого автора. Первый и последующие семнадцать спектаклей имели огромный успех. Последний прошел 27 июля 1817 года, когда произошел пожар в театре, который погубил все декорации и костюмы. П. Аттербум писал: «Две декорации к «Ундине» я никогда не забуду: бурная лесная река образует остров, на котором ночью впервые встречаются Ундина и Гульдбранд под жалобные стоны рыбака, а еще сверкающий красками, прозрачный дворец на дне Средиземного моря, где, наконец, вновь соединилась с возлюбленным и супругом сохранившая верность морская царевна…» [5, с. 243].

Однако вскоре об «Ундине» забыли. И только в начале ХХ века была найдена партитура. В 1906 году композитор Х. Пфицнер сделал клавир по всем сохранившимся материалам оперы. В 1926 году «Ундина» была снова поставлена в Бамберге. Сегодня, к сожалению, это произведение редко можно найти в репертуаре европейских театров.

Опера написана на сюжет повести немецкого писателя-романтика Ф. Фуке, оставившего военную службу и обратившемуся к литературе. Он создал ряд достаточно интересных произведений, которые принесли ему известность в Европе.

В литературу будущего писателя ввел А. Шлегель. Ф. Фуке привлекали темы исторические и религиозные, наиболее популярные в это время. Творческое наследие Ф. Фуке представлено рыцарскими романами, эпическими поэмами и драмами рыцарского и героического содержания «Роговой Зигфрид в кузнице», «Драматические игры» (Dramatische Spiele), «Романсы Ронсевальской долины» (Romanzen vom Thal Ronceval), «История благородного рыцаря Галми и прекрасной герцогини Бретонской» (Historievomedlen Ritter Galmy und einerschönen Herzogin von Bretagne).

Особую популярность он приобрел после 1815 года во время расцвета демократического студенческого движения. В 1811 году в свет выходит произведение «Ундина», наполненное фантастическими элементами, местами переходящее в сказочное повествование. Согласие Ф. Фуке стать либреттистом композитора окрылило Гофмана, привело его в восторг. Это сочинение стало классикой мировой литературы, послужило основой сочинений многих композиторов: Й. Зайфрида (опера «Ундина», 1817 г.), К. Гиршнера (опера «Ундина», 1837 г.), И. Хартмана (опера «Ундина», 1842 г.), А. Лорцинга (опера «Ундина», 1845 г.), А. Львова (опера «Ундина», 1848 г.), П. Чайковского (опера «Ундина», 1869 г.), А. Гировца (балет «Ундина», 1825 г.), Х. Шмидта (балет «Ундина», 1836 г.), Ц. Пуни (балет «Наяда и рыбак», 1843 г.), Х. Хейнце (балет «Ундина», 1958 г.), М. Равеля (сюита «Ундина»), К. Рейнеке (соната «Ундина») и др.

«Ундина» привлекала многих художников обращением к фольклору, использованием народно-сказочной фантастики. Э. Гофман утвердил новое романтическое произведение, его интонационно-тематические основы. Также композитор углубляет элемент индивидуальной характеристики. Лирика становится более психологичной.

В русской музыке мы находим еще один опыт сценического воплощения сюжета «Ундины». В 1869 году П. Чайковский работает над одноименной оперой по либретто В. Сологуба. В творчестве П. Чайковского это была вторая опера, которая, к сожалению, так и не была поставлена.

Впервые исполнены отрывки из оперы в концерте 16 марта 1870 года в Большом театре. В мае 1870 года «Ундина» была отвергнута Дирекцией императорского театра. П. Чайковский забрал партитуру по собственному желанию. Опера так никогда и не исполнялась полностью, а в 1873 году была уничтожена композитором. Фрагменты музыки «Ундины» перенесены автором в балет «Лебединое озеро», Симфонию № 2, музыку к сказке «Снегурочка» А. Островского: на мелодию арии Ундины из І действия «Водопад мой дядя» композитор положил арию Леля «Земляничка-ягодка». Марш из «Ундины», который представлял в опере свадебное шествие Бертальды и Гульбранда из ІІІ действия, вошел во вторую часть Второй симфонии (Andantinomarciale, quasimoderatо, Es-dur). Тема дуэта Ундины и Гульбранда в балете «Лебединое озеро» вошла в пятый танец лебедей из ІІ действия (Andantenontropo, Ges-dur, эпизод piumosso).

Концепция оперы П. Чайковского совершенно отличалась от романтическо-фантастической идеи гофмановского произведения. Композитор в этом сочинении раскрыл глубокий внутренний мир человека, его опера проникнута глубоким лиризмом и тонким психологизмом.

Э. Гофман и П. Чайковский открыли для музыки ХІХ века возможность полного выражения и абсолютного богатства души человека, подлежащего и доступному воплощению в музыке. «Ундина» – тот образец оперы, который определил развитие романтической оперы. Историческое значение «Ундины» велико. Многие эпизоды, связанные с трагедией героини, способны и сейчас глубоко взволновать слушателя. Опера «Ундина» – произведение новаторское, и в целом и в деталях утверждающее рождение нового, романтического оперного искусства.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бэлза И. Ф. Исторические судьбы романтизма и музыка: очерки/ И. Ф. Бэлза. – М.: Музыка, 1985. – 253 с.

2. Гофман Э. Т. А. Собр. соч.: в 6 т. / Э. Т. А. Гофман. − М.: Худож. лит., 1991 −. –

Т. 1. – 1991. – 494 с.

3. Музыка Австрии и Германии ХІХ века / под ред. Т. Э. Цытович. – М.: Музыка, 1975. – 512 с.

4. Сафрански Р. Гофман / Р. Сафрански; пер. с нем. В. Д. Балакина. – М.: Мол. гвардия, 2005. – 417 с.

5. Э. Т. А. Гофман: жизнь и творчество. Письма, высказывания, документы / пер. с нем., сост. К. Гюнцеля. – М.: Радуга, 1987. – 464 с.

УДК 785.11 Л. А. Воротынцева,





Дата публикования: 2015-07-22; Прочитано: 415 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...