Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

История одного содружества



Много талантов дал Орловский край нашей Родине. Прежде всего это И. С. Тургенев, А. А. Фет, Ф. И. Тютчев, Н. С. Лесков, Г. Г. Мясоедов, А. И. Курнаков. Благодаря им Орловский край воспет в стихах, пьесах, рассказах, запечатлён на художественных полотнах. Музыкальную славу нашего края составили братья Василий и Виктор Калинников, Т. Н. Хренников.
С Орловской землёй связаны такие выдающиеся композиторы, как М. И. Глинка, Н. А. Римский-Корсаков, М. П. Мусоргский, С. И. Танеев. Мы остановимся на творческом союзе нашего земляка А. Н. Апухтина с композитором П. И. Чайковским.

Алексей Николаевич Апухтин родом из города Болхова Орловской губернии. Болхов в XIX веке был одним из богатейших городов центральной России. В городе была развита промышленность (в XIX в. в уезде насчитывалось около 230 предприятий), было много учебных заведений (в том числе мужская гимназия, три мужских и два женских приходских училища). Но особенно Болхов славился своими храмами: к концу XIX века здесь насчитывалось двадцать восемь приходских церквей и два монастыря. Эту особенность отметил поэт Саша Чёрный в своем стихотворении «Уездный город Болхов» (1911 г.):

Двадцать пять церквей пестрят со всех сторон,

Лиловые, и желтые, и белые в полоску.

С Болховской землей связаны важные для судеб Родины страницы жизни и деятельности таких ярких представителей отечественной культуры, как архимандрит Макарий (Глухарев), пречисленный к лику святых о. Георгий Косов. Неслучайно эта тема затем проявилась в поэзии А. Апухтина.

А. Н. Апухтин родился 15 ноября 1840 года. Его отец, Николай Фёдорович Апухтин, был судьёй Болховского уездного суда. Семья принадлежала к старинному дворянскому роду. После ухода отца в отставку Апухтины перебрались в своё родовое имение – Павлодар, которое находилось в 20 километрах от Болхова и относилось тогда к Калужской губернии. Здесь прошло детство будущего поэта. В семье любили и ценили литературу. Он с детства знал многих писателей, в том числе И. С. Тургенева, А. А. Фета, которые бывали в их имении Павлодар. Общение с ними формировало кругозор и литературные вкусы Алексея Николаевича.

В 12 лет он поступил в Петербургское училище правоведения, где и подружился с приехавшим сюда из небольшого уральского городка Воткинска Петром Чайковским. Так совпало, что они были одного года рождения и в одном возрасте начали обучаться в училище. Общие художественные интересы сблизили их, а сложившаяся в стенах училища дружба сохранялась на протяжении всей жизни. Биограф А. Н. Апухтина М. И. Чайковский писал: «Не только любовь к поэзии, но чуткость и лёгкость восприятия всего прекрасного, смех и негодование по поводам, которые в других не вызывали ни улыбки, ни злобы, – вот что делало сближение А. Н. Апухтина и П. И. Чайковского прочным» [1, с. 6].

Именно в годы учебы Алексей Апухтин начал писать стихи. И вскоре их стали публиковать в столичных журналах – «Русский инвалид», «Жизнь», «Современник». Но по-настоящему известным он стал только в зрелом возрасте, после издания сборника своих стихов в 1886 году, который переиздавался ещё два раза при жизни поэта.

В училище была строгая дисциплина, но было и свободное время, которое воспитанники могли посвятить своим интересам. Часы отдыха они проводили в музыкальной комнате, где П. Чайковский хорошо играл на рояле, а А. Апухтин выразительно и красиво читал стихи. Для них это было любимым занятием. Позднее А. Н. Апухтин, вспоминая это время, написал такие строки:

Ты помнишь, как забившись в «музыкальной»,

Забыв училище и мир,

Мечтали мы о славе идеальной?..

Искусство было наш кумир…

(П. Чайковскому, 1877 г.)

В училище с 1855 года воспитанники издавали свой рукописный журнал «Училищный вестник», где ученики публиковали свои стихи, повести, критические статьи. Редактором журнала был А. Апухтин. П. Чайковский выступал в нём не только в роли критика (для журнала была написана его статья «История литературы нашего класса»), но и как поэт. Широкую известность получило его стихотворение «Ландыш», но более позднего времени:

Ах, ландыш, отчего так радуешь ты взоры!

Другие есть цветы, роскошней и пышней,

И ярче краски в них, и веселей узоры, –

Но прелести в них нет таинственной твоей.

В чём тайна чар твоих? Что ты душе вещаешь?

Чем манишь так к себе и сердце веселишь?

Иль радостей былых ты призрак воскрешаешь!

Или блаженство нам грядущее сулишь?

Не знаю. Но меня твоё благоуханье,

Как винная струя, и греет и пьянит,

Как музыка, оно стесняет мне дыханье

И, как огонь любви, питает жар ланит.

Безусловно, А. Апухтин оказал большое влияние на развитие поэтических вкусов П. Чайковского. В годы совместной учёбы он знакомил друга с произведениями писателей, творчество которых не изучали в курсе литературы. Поэтические способности П. И. Чайковского позволили ему в дальнейшем писать стихи для своих романсов («Страшная минута», «Простые слова»), либретто к своим операм (либретто к опере «Евгений Онегин» написано композитором в сотрудничестве с К. Шиловским, либретто к опере «Пиковая дама» Петр Ильич писал вместе с братом Модестом), а его многочисленные письма читаются как художественные произведения.

В поэтическом разделе журнала «Училищный вестник» у Петра Чайковского был непревзойдённый конкурент – Алексей Апухтин, который уже в школьные годы стал признанным поэтом. Он обладал хорошей памятью, знал стихотворения любимых поэтов наизусть, ему пророчили славу А. С. Пушкина. После публикации первых стихов в журнале «Современник» в 1858 – 1861 годах их высоко оценили И. С. Тургенев и Н. А. Некрасов. Его имя ставили в один ряд с именами известных писателей того времени.

А П. И. Чайковский стал признанным композитором только в зрелом возрасте, прославившись своими оперными и симфоническими произведениями далеко за пределами Родины. Но ещё в годы учёбы в училище А. Н. Апухтин предугадал, что его друг будет известным музыкантом:

… А я, кончая путь «непризнанным» поэтом,

Горжусь, что угадал я искру божества

В тебе, тогда мерцавшую едва,

Горящую теперь таким могучим светом…

(П. Чайковскому, 1877 г.)

По окончании в 1859 году училища правоведения П. И. Чайковский и А. Н. Апухтин поступили на службу в Министерство юстиции. Друзья активно общались и помимо своей службы. 10 марта 1861 года П. И. Чайковский писал своей сестре Александре: «С Апухтиным вижусь каждый день, он продолжает занимать при дворе моём должность первого шута, а в сердце – первого друга» [5, с. 3]. Действительно, Алексей Николаевич в те годы имел славу общительного человека, шутника и балагура. Юмор присутствует и в его стихотворениях:

Когда будете, дети, студентами,

Не ломайте голов над моментами,

Над Гамлетами, Лирами, Кентами,

Над царями и над президентами…

(1860-е гг.)

При этом он никогда не стремился к известности, был в стороне от литературных партий и обществ, любил называть себя дилетантом, о чем написал в стихотворении с таким же названием:

Что мне до русского Парнаса?

Я – неизвестный дилетант.

(Дилетант, 1870-е гг.)

Тесное общение с П. Чайковским повлияло на музыкальные вкусы А. Апухтина, о чём свидетельствует стихотворение, написанное много позже. Посвящённое другу, оно изобилует музыкальными аналогиями:

К отъезду музыканта-друга

Мой стих минорный тон берёт,

И нашей старой дружбе фуга

Всё развивается, растёт...

Мы увертюру жизни бурной

Сыграли вместе до конца,

Грядущей славы марш бравурный

Нам рано волновал сердца.

В свои мы верили таланты,

Делились массой чувств, идей...

И был ты вроде доминанты

В аккордах юности моей…

(П. Чайковскому, 1893 г.)

После нескольких лет совместной службы в Министерстве юстиции пути П. Чайковского и А. Апухтина разошлись. П. И. Чайковский посвятил себя музыке. В 1862 году он поступил в Петербургскую консерваторию, после окончания которой переехал в Москву и стал профессором открывшейся здесь Московской консерватории. Он вспоминал, что, переезжая в Москву, увозил с собой смешную длинную шубу – подарок его однокашника Алексея Апухтина.

В том же 1862 г. А. Н. Апухтин также распрощался со столицей и уехал в Орловскую губернию. В Орле он служил старшим чиновником по особым поручениям при губернаторе. На некоторое время его поэтические интересы ослабели: он стал меньше публиковаться, писал стихи для себя. Но, несмотря на разлуку, дружба А. Н. Апухтина и П. И. Чайковского продолжалась многие годы. Они часто навещали друг друга. 13 сентября 1868 года Пётр Ильич писал брату Модесту о своих встречах с Апухиным в Москве: «Апухтин ночевал у меня два раза: каждый день со мной обедал и проводил вечера в театре или клубе, всех здесь обворожил и уехал вчера, к моей великой грусти» [4, с. 82].

Летом и осенью 1863 года Чайковский гостил в имении Апухтина Павлодар. Там, на болховской земле, он создал свои ранние произведения, в том числе романс на стихи Пушкина «Песнь Земфиры».

В 1865 году Апухтин оставил службу и вернулся в Петербург. Летом 1866 года друзья осуществили давно задуманную поездку на остров Валаам. Результатом этой поездки стало появление в том же году Первой симфонии «Зимние грёзы», а А. Н. Апухтин свои поэтические воспоминания запечатлел в поэме «Год в монастыре» (1883). Позднее при встрече с П. И. Чайковским он говорил: «А помнишь поездку на остров Валаам? Когда я слушаю твою первую симфонию, вспоминаю Валаам». Действительно, в Первой симфонии много созвучного поэме А. Н. Апухтина. Наиболее ярко впечатления от этой поездки отразились в музыке второй части симфонии, названной «Угрюмый край, туманный край». В ней передана вся неповторимость живописных красок северной природы – застылой и вместе с тем завораживающей. Лирический напев начала второй части Первой симфонии Чайковского, неторопливо разворачивающийся из отдельных попевок солирующего гобоя, созвучен описанию монастыря в поэме Апухтина:

Цветами монастырь наш славился давно.

Весной в нем рай земной, но ныне

Глубоким снегом все занесено,

Все кажется мне белою пустыней,

И только куполы церквей

Сверкают золотом над ней.

Интересно, что Апухтин сам однажды пробовал написать музыку на своё стихотворение «В житейском холоде дрожа и изнывая». Посылая его П. И. Чайковскому, поэт просил: «Если найдёшь возможным, напиши музыку и перешли мне. Оно написано в счастливую минуту, и я страстно желал его петь. Попробовал сам написать романс, – не удалось» [6, с. 94].

Написать музыкальный романс Апухтину не удалось. Зато в его творчестве по-новому зазвучал жанр поэтического романса. Кто знает, не под влиянием ли П. И. Чайковского произошло возрождение этого популярного во времена А. С. Пушкина жанра у А. Н. Апухтина? Во всяком случае, музыкальное начало – приемы интонационной симметрии, кадансирования – в поэтическом слоге его романсов весьма ощутимо:

Помню, в вечер невозвратный

Посреди толпы чужой

Чей-то образ благодатный

Тихо веял предо мной…

(Романс, около 1863 г.)

О важности музыкального начала в своей поэзии Апухтин неоднократно писал: «Я люблю, чтобы музыка стиха была вполне выдержанна, мелодия давала о себе знать» [2, с. 28].

Искренность чувства, отсутствие вычурности, музыкальность, изящество, глубокий психологизм отличает поэтический стиль Апухтина. Именно это и обусловило «вторую жизнь» его стихотворений в творчестве Петра Ильича Чайковского. Слияние музыки Чайковского с поэзией Апухтина породило настоящие шедевры. Пять романсов П. И. Чайковского, написанные на стихи А. Н. Апухтина, – «Забыть так скоро» (1870), «Ни отзыва, ни слова, ни привета» и «Он так меня любил» (1875), «День ли царит» (1880), «Ночи безумные, ночи бессонные» (1886) – занимают видное место в русской камерно-вокальной лирике.

ЛИТЕРАТУРА

1. Апухтин А. Н. Стихотворения / А. Н. Апухтин. – Орёл: Книж. изд-во, 1959. – 248 с.

2. Апухтин А. Н. Полное собрание стихотворений / А. Н. Апухтин. – Л.: Сов. писатель, 1991. – 448 с.

3. Венедиктов А. Е. И слава им вечная вместе! / А. Е. Венедиктов // Болховские куранты. – 1993. – 6, 10, 13, 18, 23 нояб.

4. Венедиктов А. Е. Болховские куранты / А. Е. Венедиктов. – Тула: Приок. книж. изд-во, 1982. – 192 с.

5. Иванов Л. Друг композитора [А. Апухтин и П. Чайковский] / Л. Иванов // Болховская новь. – 1990. – 3 мая.

6. Сизов П. В. Музыкальная Орловщина / П. В. Сизов. – Тула:
Приок. книж. изд-во, 1980. – 253 с.

7. Яковлев В. Чайковский и Апухтин / В. Яковлев // Яковлев В. Избранные труды о музыке: в 3 т. – М.: Наука, 1964 – 1971. – Т. 1. – С. 373 – 378.

УДК 784.3 А. С. Маныч,





Дата публикования: 2015-07-22; Прочитано: 501 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.012 с)...