Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Единственное достояние человека



Стоицизм стремится дать человеку понятие о том, что лишь ему самому принадлежит, не может быть от него отнято и чем лишь сама личность может распорядиться. Во владении этим единственно подлинным, неотчуждаемым достоянием – залог свободы личности. То главное достояние, которое неотделимо от каждого и в котором лишь я сам властен – это моя душа. Я не властен над тем, что может со мной случиться. Но всецело от моей воли зависит, как к этому отнестись. Сенека говорит, что единственное достояние, которым человек в силах распорядиться – это время его жизни. То, на что мы тратим свое время, определяет характер и содержание нашей судьбы.

СОВЕСТЬ: НАГРАДА И НАКАЗАНИЕ

Важно для человека не то, чем он обладает, а состояние его духа. Наградой за добродетельную жизнь служит спокойная совесть, наказанием порока – муки совести. Таким образом, и главная награда жизни, и главное наказание заключается в состоянии души, о котором, единственно, человеку и следует заботиться. В этой заботе он должен сохранять и приумножать свободу духа, не ставя себя в зависимость ни от житейских благ, ни от собственных необузданных влечений.

МУДРЕЦ И БЕЗУМЕЦ: ПРЕОДОЛЕНИЕ ПРОПАСТИ

Воплощением добродетели и совершенства для стоиков был мудрец. Однако он исключительно редко появляется среди людей (Сенека говорит, что подлинный мудрец рождается раз в 500 лет). Остальные люди – неразумны и порочны, они подобны безумцам. Столь суровый приговор, вынесенный стоицизмом человечеству, делал невозможным дифференцированное отношение к людям, находящимся на разных стадиях нравственного роста. Сенека стремится придать ценность попыткам морального совершенствования личности. Наряду с мудрецом и безумцем у него важное место занимает фигура " продвигающегося ", то есть человека (безумца), стремящегося к нравственному идеалу и продвигающегося по пути добродетели. Добродетельность продвигающегося лишь отчасти укоренена в его духе – она не исходит естественным образом из состояния его души, как это имеет место у мудреца. В большей степени она связана с совершением "надлежащих поступков", определяющих его поведение силой нравственного примера.

ЭПИКТЕТ (50–138 н.э.)





Дата публикования: 2015-07-22; Прочитано: 246 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с)...