Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Академический платонизм (с сер. IV В. ДО Р. Х. По 86 до Р. Х. )



На этом этапе платоновская философия развивается сугубо в стенах Академии. Во время взятия Афин римским полководцем Суллой (86 г. до Р.Х.) ее помещения были разрушены, а роща героя Академа вырублена. После этого Академия захирела; ее возрождение относится к правлению Марка Аврелия (176 г. н.э.). В рамках академического платонизма выделяют два главных периода: Древней и Новой Академии.

В Древней Академии (с сер. IV в. по 265 до Р. Х.) преобладает влияние пифагорейского элемента платоновского учения, сложившегося под сильным влиянием пифагореизма. Главная проблематика – развитие космологических сюжетов диалога "Тимей". Второй схоларх Академии после Платона, Ксенократ (396–314 гг. до Р.Х.) первый разделил философию на физику, этику и логику. Это членение стало общепринятым и просуществовало до конца античной философии.

В Новой Академии (265–ок.86 до Р.Х.) происходит переход на позиции скептицизма. В значительной мере это связано с противостоянием стоицизму с его идеей истинного ("постигающего") представления. Крупнейшие представители – схолархи Аркесилай (315–240 до Р.Х.) и Карнеад (214–129 до Р.Х.). Первый из них трансформировал цель философии: не достигать истины, а избегать заблуждений, руководствуясь "благоразумием" (греч. eylogon, имеющее также значение "вероятности"). Второй выделил три степени вероятного: 1. само по себе вероятное; 2. вероятное, которое согласуется с другими вероятными суждениями и подтверждено ими; 3. наиболее вероятное, которое и само по себе вероятно, и согласуется с другими вероятностями, и к тому же проверено исследованием.

СРЕДНИЙ ПЛАТОНИЗМ (80-е гг. до Р.Х.–220 н.э.)

При схолархе Антиохе (ок.130–ок.68) и даже еще при его предшественнике происходит отход от скептицизма. Восстанавливается учение Платона и Древней Академии (девиз "Следовать древним"). Акцент делается на толковании платоновских текстов. Главные представители среднего платонизма: Филон Александрийский (25 до Р.Х.–50 н.э.) – основоположник метода экзегетики; врач Гален (130–200); писатели-моралисты Апулей (род.123 г. н.э.) и Плутарх Херонейский (45–120); неопифагорейцы Нумений (II в.) (пытавшийся сочетать философию и восточную мудрость) и Аммоний Саккас (175–242), учитель Плотина и Оригена, предтеча (а по сути и родоначальник) неоплатонизма.

Последней великой философией античности является неоплатонизм. Он поглощает перипатетическую и стоическую традиции на основе возрождения и переосмысления платоновской философии. Основатель и крупнейший мыслитель неоплатонизма – Плотин.

НЕОПЛАТОНИЗМ (220-е гг.–529)

Неоплатонизм представляет собой великий завершающий синтез всей античной философии. Его характерной чертой является возвращение космогонической философии, создающей грандиозную картину мироздания. Античная мысль начиналась с создания космогоний, и в час своего завершения она снова обращается к промысливанию миропорядка. Однако теперь в ней присутствует существенное отличие от досократических, раннефилософских учений. В неоплатонизме образ мироздания есть не что иное, как символическое выражение человеческого пути. Мир есть путь, судьба человека. Последовательное развертывание уровней и форм бытия является вместе с тем последовательностью человеческого жизненного движения и развития. Однако следует учитывать, что для неоплатоников человек есть не посюстороннее, земное существо, а прежде всего душа. Поэтому человеческий путь в мире – это путь спасения души.





Дата публикования: 2015-07-22; Прочитано: 219 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с)...