Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Две интуиции времени



В образе вечного возвращения выражена одна из двух основных интуиций времени: времени, постоянно возвращающего в мир одни и те же события. В основе его лежит представление о бытии, которое вечно и неизменно воспроизводит один и тот же порядок вещей. В этом времени справедливыми становятся слова Экклезиаста: "нет ничего нового под солнцем". Именно такое ощущение хода времен было характерно для античности. Другое, видящее во всем происходящем цепь уникальных, неповторяющихся событий, возобладает в культуре вместе с христианством.

ТРЕТИЙ КОСМОЛОГИЧЕСКИЙ СЮЖЕТ: ВЛАСТЬ СУДЬБЫ

Мироздание не только имеет первоначало в божественном бытии. Творение не существует как нечто, отпавшее от Творца. Бог сам пребывает в своем творении, наполняя его своим присутствием и волей. Во всем существующем можно выделить два измерения его бытия: первое – чувственно-наглядный облик, то есть качества и свойства, которыми вещь обладает в силу взаимодействия с другими. Второе – "логос" или "природа" каждой вещи: то, что во всяком сущем присутствует как печать божественной воли и, одновременно, как ее предназначение в этом мире. Выше нам уже приходилось говорить о многозначности слова "логос", которое в греческом языке обозначает и "разум", и "речь", и "смысл". А также – "закон". Божественный Логос, ставший первоистоком мироздания и пронизывающий его своей волей, является источником царящей в мире законосообразности. В мире властвует неукоснительный закон, единый и непреодолимый порядок бытия, воплощенный в божественном провидении. Как общая судьба космоса определена породившим его Логосом, так и судьбы всех конкретных существований также предначертаны их природой – "осеменяющими логосами", которые дали им начало. От этой судьбы некуда деться, ибо она заключена в самой сущности вещи, в характере ее бытия. Ее можно лишь постичь. Поэтому "разумного судьба ведет, неразумного тащит".

Неотвратимость судьбы (рока) подчеркивается цикличностью мирового и божественного бытия. Поскольку мир всякий раз берет начало в одном и том же Боге, Который есть совершенное существо, то судьба его всякий раз идентична божественной воле и провидению, повторяясь в каждом существовании Космоса (в каждом "мировом годе").

ЧЕТВЕРТЫЙ КОСМОЛОГИЧЕСКИЙ СЮЖЕТ: НАПРЯЖЕНИЕ БЫТИЯ И ОПРЕДЕЛЕННОСТЬ СУЩЕГО

Всепроникающая божественная пневма делает все тем, чем оно есть. Частица ее, присущая каждой вещи или существу, придает ему характерную для него определенность – особенный вид и форму. В зависимости от того, как пневма (божественное огневидное дыхание, Душа мира) действует в различных вещах и существах, все существующее в мире подразделяется на четыре вида. Это, во-первых, неорганические вещества, в которых пневма действует как их состояние (сумма свойств), связывающее воедино части вещи в целостное и особенное бытие; во-вторых, растения, где пневма является органической порождающей силой, синонимом жизни; в-третьих, животные, для которых пневма аналогична их чувствительности – тому, что обычно называли "чувствующей" или "вожделеющей" душой; наконец, в-четвертых, люди, в существе которых пневма присутствует как "разумная душа", наиболее близкая в силу этого качества бытию божественного Логоса.

Присутствие во всем сущем пневмы как животворящего, дающего бытие начала, придает любой форме существования внутреннее духовное напряжение (ибо сама пневма и есть духовная сущность; наше слово "дух" является эквивалентом греческой "пневмы" и происходит от этого понятия). Это "напряжение" (греч. "тонус") служит внутренним источником бытия каждой вещи или существа, – энергией, питающей их существование и определяющей их вид.





Дата публикования: 2015-07-22; Прочитано: 197 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с)...