Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
Чтобы объяснить образование мира и все, происходящее в нем, Демокрит вводит понятие причины. Он называет ее "виновницей событий". Ничего, по мысли Демокрита, не происходит без основания, и эти-то основания происходящего получают имя причины. Поскольку в основе всего сущего лежат атомы, то первичным основанием всего является их сочетание и взаимодействие.
Досократической мыслью все происходящее рассматривалось в общем контексте мироздания, сквозь призму мироустроения и в отнесенности к цельности и смыслу космоса. Всякое сущее приобретало свое содержание в зависимости от того, какое место занимало в миропорядке и как "работало" на цельность космоса. Демокритовский образ бытия по существу уничтожает прежний античный космос. Мир исчез. Уже не целостное, внутри себя упорядоченное мироздание направляет нашу мысль и служит основой суждения о конкретных вещах. Космос рассеивается будто мираж, оставляя перед умственным взором простейшие и неизменные первоначала бытия. И никакой иной силы, никаких других начал нет и быть не может.
Поэтому все, непосредственно существующее и происходящее, мыслится не в своей причастности мирозданию, а как простое следствие некоторого действия (причины). Происходит радикальная перемена в осмыслении бытия: вопрос о смысле, служивший подспудной основой всякого изыскания, на какую бы вещь, лицо или событие последнее ни было обращено, теперь вытесняется вопросом о причине – о том непосредственном действии, которое привело к наличному положению вещей. Такое объяснение явлений, которое берет за основу понятие причины, называется детерминизмом (от латинского determino – "определяю").
Дата публикования: 2015-07-22; Прочитано: 136 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!