Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

О внутренней отрешенности и правильном различении, достижимом с помощью разума



Вот, Ты возлюбил истину в сердце

и внутрь меня явил мне мудрость.

(Пс. 50, 8).

Жил человек во Христе, смолоду он предавался обычным для
новичков упражнениям, внутренне же оставался необученным
высшей отрешенности. И хотя он хорошо понимал, что ему чего-
то недостает, но чего именно, не знал. И прожил он так долгое
время, но однажды, спустя многие годы, случилось так, что был
он увлечен внутрь себя, и это обратило его к себе самому, и услы-
шал он в себе следующее: «Тебе надобно знать, что только внут-
ренняя отрешенность приводит человека к высшей истине».

И были эти исполненные глубочайшего благородства слова еще
чужды и непонятны ему, однако он почувствовал большую любовь
к ним и увлекся услышанным настолько сильно, что решил, если уж
сподобится он этого прежде смерти — то в точности узнает их зна-
чение и поймет в совершенстве. И было ему дано предостережение,
и глазам его открылось, что за блеском добытого таким образом зна-
ния может скрываться обманчивая бездна произвольной свободы
и таиться большой вред святой христианской вере. И, испугавшись
этого, он долгое время ощущал сопротивление этому внутреннему
зову в себе.

Но однажды будто озарение явилось ему, просветив через божест-
венную истину, что не нужно этого страшиться ему. Ведь всегда так
было и всегда будет, что зло прикрывается добром, но нельзя, боясь
зла, отказываться от добра. Ему вспомнилось, что, когда в Ветхом За-
вете Бог через Моисея совершал Свои истинные знамения, тогда же
и волхвы египетские рассыпали свои знамения ложные. (Ср. Исх. 7,
9-12). И когда пришел Христос, истинный Мессия, тогда же пришли

© Прохорова И. М. перевод, примечания, 2002


и некоторые другие и ложно выдавали себя за Него. (Ср. Мф. 24. 5).
Так было повсюду и во всем, и потому нельзя со злом отбрасывать до-
бро, а нужно правильно различать, выбирая то, что говорится божест-
венными устами. Дано ему было также понять, что нельзя ни отбра-
сывать правильные разумные представления, направляющие чистую
мысль на постижение святой христианской веры, ни избегать разум-
ных суждений, содержащих праведную истину совершенной жизни.
Ибо они совершенствуют человека, показывая ему его благородство
и присутствие в нем божественной сущности, а также ничтожность
всех других вещей, и этим более всего увлекают человека к подлин-
ной отрешенности. И тогда он вернулся к своему стремлению к отре-
шенности, к которой и раньше было у него призвание.

И взмолился он превечной Истине, дабы она — насколько воз-
можно — дала ему способность хорошо различать между людьми,
которые стремятся к упорядоченной простоте, и теми, кто, как ска-
зано, стремится к беспорядочной свободе, и чтобы она научила его,
в чем состоит истинная отрешенность, с которой бы он пришел ту-
да, куда следует.

И в ответ было ему просветление, что все это он получит в виде
поучительных примеров и необходимых разъяснений — так, будто
юноша спрашивает, а Премудрость отвечает. Но сначала было ему
указано на Священное Писание как на тот источник, из которого го-
ворит вечная Истина, чтобы там он поискал и хорошенько обдумал,
что о том говорят мужи величайшей учености и праведнейшей жиз-
ни, коим Бог открыл сокровенную Истину, как было сказано в нача-
ле, или как это понимает святая христианская вера, дабы не откло-
нился он от подлинной истины. И прояснилось ему следующее.





Дата публикования: 2015-07-22; Прочитано: 174 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...