Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Подготовка рождения Бога в нас



Приступите ко мне, желающие меня, и насы-
щайтесь плодами моими.

Сир. 24,21

Премудрость говорит это Слово: «Приступите ко мне, желаю-
щие меня, и насыщайтесь плодами моими». Слово это о Боге и ве-
дет нас к Его рождению, к тому, чтобы мы всецело исполнились
блаженством рождения Божьего в нас.

Далее сказано: «Всем, подлинно алчущим Меня, всем, воистину
желающим, чтобы свершилось это рождение, будет иногда даровать-
ся его краткий миг». Пусть этим разжигается и усиливается ваше же-
лание и вы все более жаждете того и все совершенней причащаетесь
этому блаженству. И тогда вы скажете вместе с Августином: «Госпо-
ди, Ты создал нас для Себя; оттого-то не знает наше сердце покоя,
пока не успокоится в Тебе».

Этому беспокойству, этому желанию рождения Бога в себе, ко-
торые нужно чувствовать постоянно, мешают, умаляя, чуждые по
сути вещи, которым — вместо Бога — жаждем мы предоставить
в себе место, — бренные, чувственные, преходящие вещи, творе-
ния, будь то живые или мертвые, дружба и товарищество, удо-
вольствие и желание обладать, блеск и богатство всякого рода —


 

 



все эти вещи препятствуют тому, чтобы родился в нас Бог, ибо
в глубине нашей души нет для Него места.

Каждая мелочь, которая пленяет чувства и разум, каждая стра-
стишка, которая нас заполняет, уменьшает стремление к Богу
и препятствует Его рождению в нас.

Не спрашивай меня о причине, но сам загляни в свою глубину
и проверь, что тобой движет, возбуждая твое желание и удоволь-
ствие. Тебе бы так хотелось разом иметь и Бога, и вещное, и твар-
ное, но это невозможно. Если Один к тебе приходит, всем другим

нужно уйти.

Под этим подразумеваются не те вещи, которые тебе необходи-
мы или которые у тебя от Бога или с Богом, и даже не те, что неиз-
бежны по природе, как то: пища, если голоден, питье, если жаждешь,
отдых и сон, если устал. Но когда ты стремишься удовлетворить эти
потребности ради них самих, ради наслаждения и смакования, а не
по необходимости, тогда возникает преграда для рождения Бога
в тебе, пусть и не столь великая, как при потреблении других вещей,
без которых можно обойтись.

Тот же, кто желает рождения Бога в себе и причащения боже-
ственному свету, пусть не забудет о препятствии, заключенном
в алчной привязанности к чувственным радостям и тварному.

И более того, пусть он проследит за тем, чтобы не отстать из-за
слабости и медлительности, так как все, что он делает, когда не со-
бран и мысли его витают далеко от того, чем он занят, делается им
необдуманно и вслепую. Как может он увидеть Бога, если глаза его
неосознанно или осознанно направлены на другие вещи!

Об этом Слово Христово: «Кто не оставит всего, чем владеет, тот
Моего недостоин» (ср. Мф. 10, 37-38). Бог дал нам в пользование
все вещи, дабы они служили дорогой к Нему; Он один должен быть
целью, а вещи — лишь средством. Вещи принадлежат внешнему че-
ловеку; но внутренний человек, глубина души, должен быть свобо-
ден от них, направлен к Богу и готов во всякое время всецело и ис-
ключительно наполниться Богом.

Только это необходимо, а не то, что я делаю внешне.

То, что я рассуждаю о Боге, много молюсь и созерцаю, умею го-
ворить красивые слова, много понимаю и потому достоин уваже-
ния — все это ничего не стоит, и кто смотрит на это, тот заблужда-
ется и обманывает сам себя. Бог смотрит в сердце, настроено ли
оно на мирское или готово принять Его. Если сердце обращено
к миру, то бесполезны все благие намерения и дела; ибо тогда Бог
далек.

Поэтому Бог зовет: «Придите», всецело обратитесь ко Мне, пре-
дайтесь Мне. Мы же можем или то, или другое. И если мы выбира-
ем Бога, пусть отступит наше Я. Чтобы был огонь, должны исчез-
нуть дрова. Чтобы возникли плоды, должно пройти цветенье.
Чтобы родился в нас Бог, прежде должно исчезнуть наше Я.


Но отвержение Я требует постоянной бдительности, ибо дер-
жаться за старые привычки — все равно что приращивать отрезан-
ные волосы. Поэтому нужно все время проверять, не проросли ли
где-то прежние наклонности, чтобы вовремя с корнем выполоть
их. Поначалу такой самоконтроль труден, но со временем стано-
вится все легче.

И то, что поначалу требует железного упорства и неустанной
выдержки, в конце концов происходит само собой.

К тому же пусть человек исполнится той деятельной любо-
вью, которая направлена не на отдельные существа, но на всех
без изъятья — с милосердием ко всем и готовностью помочь. Так,
например, поступают те, кто треть своего состояния отдают слу-
женью Богу, треть раздают бедным и лишь последнюю треть ис-
пользуют для себя, показывая тем самым, что стоят выше прехо-
дящих вещей. Кто так отдает, тому будет и будет. Кто делает это,
тот знает.

Есть и другие, кто мало держится за внешние вещи, привязыва-
ясь к вещам внутренним и здесь создавая склонности и привычки,
которые точно так же мешают рождению Бога в них, как и одержи-
мость вещами внешними. Такие люди желают праведной жизни,
но то, чем они одержимы, все равно в них самих.

Внешне это может выражаться в отсутствии сострадания или
в суетливости по отношению к другим людям, в склонности к
осуждению инакомыслящих. Тут-то и является дух тьмы, давая
таким людям все новые поводы для недовольства и гнева, так что
в конце концов они теряют власть над собой, тем самым обнару-
живая, сколь велика их самость и сколь далеки они в глубине сво-
ей души от Бога.

Но если такой человек обратится в себя, осознавая незначи-
тельность и ничтожность своего Я, поступая с людьми по спра-
ведливости, примиряясь и уживаясь с ними, а затем всецело по-
грузится в глубину своей души, тогда все ошибки отпадут от него
и растают, как снег под солнцем, все искупится и будет хорошо,
и Бог сможет в нем родиться.

Теперь я выскажу мысль, которую поймут не все, но лишь те,
к кому это обращено:

Когда Дух Божий коснулся Иова, тот сказал: «Вижу лик пред
своими глазами, но не узнаю образа» (ср. Иов 4, 16). Лик, кото-
рый он увидел, есть Христос; образ же, который не узнал, есть
Бог, Который скрывался за Христовым ликом и который мы по-
знаем в себе.

Об этом же — то, что рассказано в Книге Царств: ангел сказал
Илие, что ему нужно взойти на гору, то есть во внутреннее уеди-
нение и в близость к Богу. Когда он взошел туда, Бог открылся
ему в сильной буре, а затем — в землетрясении, содрогнувшем
землю. Но и в том, и в другом Бог оставался далек от него.


 

 



Затем вспыхнул огонь, но и в нем Бог был ему еще невидим.
После огня повеял тихий ветер, и когда Илия ощутил его, то при-
крыл лицо плащом, ибо ослепил его свет Божий. И тогда стал ему
различим голос тишины, Слово Божие (ср. 3 Цар. 19, 11-13).

Это — тот же самый внутренний путь, которым Бог приходит
и к нам, рождаясь в нас.

Сначала взойдем на гору, вознесем наши помыслы Богу, в со-
вершенной отрешенности всецело обратившись к Нему глубиной
своей души и в безмолвии открывшись Ему. Когда затем придет
Бог, то сначала подымется буря, которая перевернет все, что в нас
есть, настолько, насколько рады и готовы мы к такому преображе-
нию и обновлению — стать богоподобными.

Многие останавливаются тут, цепляясь за временные вещи,
охваченные в своей самости страхом потерять самих себя и отка-
заться от всего, к чему привязано сердце... Только если они спо-
койно отдадутся буре и отпустят свою самость, в них сможет ро-
диться Бог.

После этой бури придет землетрясение, от которого содрогнется
земля, оно уничтожит все, что есть в нас преходящего и что сопро-
тивляется рождению. А затем придет огонь, божественная любовь,
которая уничтожит внешнего человека, внутреннего же сделает бо-
гоподобным, и будет она ощущаться во внешнем человеке, как жар
и свет, — с такой силой благодаря Духу пронзает божественная лю-
бовь все тело.

...Но во всем этом еще не будет узнано присутствие Божие.
Только когда буря, землетрясение и огонь бесследно уничтожат
и преобразят все, что принадлежит внешнему человеку, в веянии
и шепоте тихого ветра приблизится Сам Бог со Своей силой и све-
том и в одно мгновенье явится внутреннему человеку — столь лу-
чезарно, что как Илия спрячет он свою голову, ибо вид этот непе-
реносим для естества, для внешнего человека.

Подобно тому как слабые телесные глаза не могут смотреть на
солнце, не ослепляясь, так и внутренние глаза поначалу не выдер-
живают абсолютного света божественности долее краткого мига.
Но и за этот миг внутренний человек погружается в такой покой,
что после ничто уже не может его потревожить.

То, что Иов увидал как луч божественного света (ср. Иов 4,16),
был Иисус Христос. То же, что явилось ему в веянии тихого ветра,
есть Дух Божий. Блажен человек, который еще до смерти хотя бы
на мгновение сподобится этого.

И все же это созерцание Бога несравнимо с бесконечным бла-
женством, которое приносит совершенное пробуждение к жизни
вечной, к Царствию Божию.

Кто туда попадает, тот погружается в свое бездонное ничто
и оттуда неизъяснимым образом — в пресветлую бездну Боже-
ства.


В этом совершенном исчезновении он сам себя из самой глу-
бины лишает своего вида, и, когда он так развоплощен, рождается
в нем Бог!

Сподоби и нас, Боже, идти этим путем и достичь рождения Бо-
жия в нас!





Дата публикования: 2015-07-22; Прочитано: 137 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.009 с)...