Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

ВОЗВРАТ В БОГА



Я свет миру: кто последует за Мною, тот не бу-
дет ходить во тьме, но будет иметь свет жизни.

Ин. 8, 12

Христос называет Себя светом мира и всякого человека. Он —
внутренний божественный свет, который озаряет все, что прихо-
дит в этот мир, а всякий внешний свет — космические светила на
небе и духовные светочи в человеческом сознании, которыми че-
ловек пытается все осветить и постичь, — лишь отблеск его.

Об этом говорит Христос, призывая человека отказаться от сво-
их светильников, которые «воистину мрак в сравнении со светом,
который есть Я. Обратись от светочей внешнего человека к внут-
реннему, который есть Я, и тогда Я дам тебе взамен мрака Мой веч-
ный свет, дабы стало твоим то, что Мое: Моя сущность и жизнь,
Моя благость и совершенство!»

И Он просит Отца «чтобы стали они с нами едины, как едины
Мы, Я в Тебе и Ты во Мне, не соединены, но совершенно — одно»
(ср. Ин. 17, 11,21-22).

Чтобы достичь такого возврата и такого единства, нужно по-
мнить две вещи: во-первых, как мы возвращаемся в свою перво-
причину, каким путем и каким способом. Во-вторых, какие пре-
грады уводят нас от этой цели и не дают найти обратную дорогу.

Существует два рода людей и преграды у них двух видов:

Первый — те, что обращены к миру, находят свои радости и удо-
вольствия в тварном, в вещах и чувствах и на них тратят свое вре-
мя и расточают свою жизнь; они живут во мраке и далеки от боже-
ственного света.

Второй — люди духовные и религиозные, они — на виду и у них
громкие имена и титулы, они думают, что преодолели мрак и неве-
жество, но в глубине души они непросвещенны и полны себялю-
бия и своеволия и целиком обращены к объекту собственного вни-
мания, своей самости.

Внешне их порой трудно отличить от друзей Божьих, ибо час-
то они больше тех предаются аскезе и созерцанию, постам и бла-
гочестивым делам. Однако тот, в ком есть Дух Божий, отличит их.
Но в одном они и внешне отличаются от друзей Божьих: преис-


полненные предвзятости к другим людям и к истинным друзьям
Божьим, они с удовольствием судят других, но только не себя, хо-
тя друзья Божьи никого, кроме себя, не судят.

Во всех вещах они ищут свое. Их дело владеет их помыслами,
при любой возможности превозносят они свой опыт и познания и,
даже говоря о Боге и божественных вещах, ищут и подразумевают
лишь себя и удовлетворения своего Я. Это фарисейство так глубо-
ко укоренилось в их сущности, что заполнило все уголки их души,
так что кажется уже невозможным от него освободиться.

...И все-таки есть способ это преодолеть, а именно — им надо
отделиться от своего Я и предаться Богу, дабы Бог всецело запол-
нил их и завладел всем их существом, как это у истинных друзей
Божьих.

Однако и друзья Божьи должны постоянно упражняться. Ибо,
покуда жив внешний человек, его никогда всецело не преодолеть
и не убить. Он снова — тут как тут, являясь подлинной преградой
обретению истинного света и возвращению в Бога.

Другое же, на что нужно обратить внимание, — это кратчай-
ший путь и лучший способ достижения истинного света и возвра-
та в Бога: Он — в том, чтобы мы отверглись от своего Я и погрузи-
лись в Бога, предаваясь Ему, следуя во всех вещах не своей,
но Божьей воле, осознавая все как посланное Богом, послушно
все принимая и сразу Ему возвращая без уловок и утаек, дабы не
оскудевал постоянный круговорот к Богу и от Бога...

Это истинный путь и праведный способ.

И здесь расходятся друзья Бога и друзья мира сего.

Последние все тянут к себе, присваивая все дары, не возвра-
щая их в чистоте, с любовью и благодарностью, в самоотвержении
и совершенной преданности Богу.

Тот же, кто, напротив, подобно первым, все дальше уходит
в отказ от своего Я и в преданность Богу, — истинный и самый со-
вершенный друг Божий.

Душа хорошо знает, что есть Бог, хотя бы из природного све-
та разума. Но Кто Он есть и где, это сокрыто и неизвестно. Пото-
му растет ее жажда, она непрестанно ищет и спрашивает и с радо-
стью хоть что-то узнает об этом Боге, Который от нее столь
спрятан и сокрыт.

В этих упорных поисках ведет ее звезда, как тех, о ком гово-
рится в Евангелии: «Мы видели звезду Его... и пришли покло-
ниться Ему» (Мф. 2, 2).

Звезда эта не снаружи, но внутри; она — внутреннее сияние,
божественный свет, и свет этот сообщает душе: «Он родился!»
И указывает, где родился — в сокровеннейшей глубине, куда не
проникает никакой внешний свет.

Многие пытались искать этот внутренний свет и рождение
с помощью света природного, своим разумом; но у них ничего не


 

 



вышло, и они остались на месте. Рождение это нельзя обнару-
жить, ибо тот внутренний свет, который о нем извещает, и состав-
ляет душу, что предуготовлена к рождению и где оно обретет для
этого место.

Но обделенные мудростью не желают ждать, когда же просве-
тит их внутренний свет, в котором произойдет и обнаружится
рождение. Они пытаются самовластно пробиться к нему своим Я
и хотят найти его с помощью света природного — а это невозмож-
но.

Нужно ждать того часа, когда это случится.

Здесь нужно обращать внимание на три вещи: во-первых — че-
го они жаждут и чего взыскуют; во-вторых — как взыскуют; и тре-
тье — на обретение рождения.

Им соответствуют три силы: одна свойственна естеству в пло-
ти и крови, это чувственность, которая связана с плотскими чувст-
вами; вторая — разум; третья — чистая субстанция души. Все три
неодинаковы и проявляются по-разному — каждая на свой лад.

Это как с солнечным светом, который сам по себе одинаков,
но сияние его по-разному видится через разноцветные стекла, когда
одно из них — черное, второе — желтое, а третье — белое. Под чер-
ным стеклом понимается чувственность, под желтым — разум,
под белым же — чистый дух.

Когда свет чувственного доходит до разума, а тот — до духа,
то черное становится желтым, а желтое — белым и возникает аб-
солютная простота, в которой светит один свет и ничего более.

Это значит: если свет поступает прямо изнутри и светит только
он один, то отпадают все внешние образы, формы и подобия и свет
знаменует истинное рождение. Тогда небо, пребывая в своей есте-
ственной темноте, всецело превращается в абсолютное солнце, ибо
ничто в душе не светит так, как божественный свет, и тогда отле-
тают и исчезают все внешние образы и формы.

Заметь: для того, кто сказал о трех видах рождения, ни одна
звезда на небе не походила на эту. Она сияет изнутри.

Цель всей нашей жизни, чтобы взошла она в нас, просветила
бы нас и озарила.

Взошла ли для человека эта звезда, обрел ли он внутренний
свет, уверенно можно сказать лишь после того, как встретится ему
несчастье. Поскольку тогда, пробужденный к внутреннему свету,
истинный друг Божий только с большим усердием обращается
к Богу, принимая это от Него так, что с Ним или в Нем страдает
или в Нем теряет, ибо Бог настолько внутри него, что и горе ему не
беда, а радость.

Друзья же мирского, напротив, не знают, куда обратиться, ес-
ли обрушится на них несчастье: они повсюду бегают и везде ищут
совета, утешения и помощи. А если не находят, приходят в отчая-
ние и больше не сопротивляются. Они построили дом своей жиз-


ни не на скале, которая Христос, а на песке бренного. В этом они
хуже, нежели люди простые, считающие себя маленькими и не-
значительными и живущие в смирении, поскольку им легче сове-
товать и помогать, ибо они признают ошибки и готовы переме-
ниться.

Чтобы преодолеть все препоны, которые противостоят возвра-
щению в Бога, даны нам утешение и помощь Всеблагого, пославше-
го нам Своего единородного Сына, дабы Его свет и Его слово в нас
вели нас и помогали отделить и погасить в Его истинном пресуше-
ствленном свете темный и обманчивый свет нашей самости.

Ибо Христос — истинный свет, просвещающий каждого чело-
века: он светит во мраке внешнего человека, но тьма его не погло-
щает. Лишь «нищие духом»(Мф. 5, 3), люди, освободившиеся от
одержимости Я, себялюбия и своеволия и обратившиеся внутрь
узнают сей свет.

На то, чтобы светил в нас истинный свет и помогал прийти к
нашему первоисточнику и возвратиться к Богу, направим все на-
ши чувства, помыслы и поступки.

Пусть помогут нам в том друзья Божьи, увлекая за собой к Богу.

Сподоби всех нас, всеблагой Господь, причаститься этого!

СЕМЬ ДАРОВ ДУХА СВЯТОГО

И исполнились все Духа Святого, и начали
говорить на иных языках, как Дух давал им
провещевать.

Деян. 2, 4

История Пятидесятницы повествует о том, что ученики исполни-
лись Духа Святого и с каждым стали говорить от Бога. Божествен-
ный Дух вошел в учеников и во всех, кто был к тому восприимчив,
и переполнил их изнутри, подобно воде, сметающей в половодье все
защитные дамбы, когда, нахлынув мощной бурлящей волной, пере-
текает она через все и затопляет, переполняя, долины и луга.

Так же поступил Дух Святой с учениками и со всеми, кто был
открыт ему и готов принимать. И то же совершает Он и сегодня,
и во все времена без перерыва: он перетекает через все преграды
и заполняет богатством божественных даров все долины и низи-
ны, каждое сердце, глубину каждой души, в которой находит
приют.

Что же нужно делать нам, дабы воспринять Дух Божий?

Наивысшее и самое существенное Он сам в нас сделает. Он
Сам для Себя подготовит глубину души и Сам воспримет Себя
в человеке. Это произойдет двояко:


 

 



Первое — он сделает нас пустыми, второе — он заполнит пус-
тоту, сколь далеко бы она ни простиралась.

Это состояние пустоты есть первое и важнейшее условие готов-
ности к тому, чтобы втекал в нас Дух Божий. Ибо насколько человек
опустошит глубину своего существа от всего прочего, настолько
и воспримет он Дух Божий.

Когда хотят наполнить бочку, то прежде выливают то, что
в ней. Чтобы влить вино, нужно вылить воду. Точно так же — до-
лой все, что на нас и в нас «человек», чтобы был в нас Бог.

Пусть человек сделается пустым, оставит все, даже само остав-
ление, погрузившись в абсолютное ничто. Если такова степень го-
товности, то Дух Божий немедленно свершит свое дело, заполнив
того, кто к нему восприимчив.

Чем более пуст и свободен ты от своей самости, а с ней и от се-
бялюбия и своеволия, тем совершеннее заполнит тебя Дух Бо-
жий. Это означает: если предстало пред тобою открытое Царствие
Божие, то не войдешь ты туда, не узнав сперва, хочет ли того Бог...

Даже если человек считает, что по тягости и лености своей на-
туры он непригоден и неготов, не может достичь внутреннего по-
коя и не знает, как к нему прийти, то все равно пусть сделается пу-
стым от всякой самости и всякой одержимости, поручая себя Богу
и вверяясь Его воле, — и будь что будет.

Но такое именно оставление по силам лишь немногим, по-
скольку велика приверженность к внешним вещам и тварному
и поскольку привычка и самодовольство заставляют человека бо-
лее почитать делание, нежели неделание, которое являет собой
оставление всего и препоручение Духу в себе.

Только если достигнуты такая отрешенность от всего внешнего
и совершенное оставление, сотворяет Дух Божий великие вещи во
всецело погрузившемся вглубь человеке, даже если тот ничего об
этом не знает: точно так же как душа действует в теле, а тело никак
этого не чувствует и не знает, так и Дух Святой действует в глуби-
не души человека, а тот ничего не знает.

Осознав эти дары, придется человеку прибегнуть ко всем си-
лам внутреннего человека, которые связывают его с глубиной ду-
ши, где обитает и действует Дух. Поскольку есть опасность, что,
увидев их, внешний человек припишет эти дары себе и тем испор-
тит. Тот, кто подумал, что дары эти — плод его труда, даже толь-
ко радуясь их получению, тот их лишается.

Нет, пусть человек отвергнется от себя самого, если Дух Бо-
жий будет являть в нем Свои дары.

Что случилось это, узнаешь по тому, что ничто из прежде воз-
буждавшего твое Я, ущемлявшего и заставлявшего страдать,
больше не волнует душу. Затем уйдет от человека все внешнее:
останется единственное, что волнует его и движет, это Дух Бо-
жий в нем.


Этот дух и сподвигнутость им — нечто столь несказанно бла-
женное, что все великое и необычайное из подвластного рассудку
в чувствах и образах — ничто в сравнении с этим: небо, земля, все
творения и блага мира, вместе взятые, для него — не более песчин-
ки против всего мира.

Но вернемся к Пятидесятнице:

Ученики «исполнились Духа Святого». Обрати внимание на
положение, в котором находились ученики, когда они того испол-
нились, и пусть каждый человек принимает его, желая, чтобы
и с ним повторилось подобное.

Собравшись (ср. Деян. 2, 1), они молча сидели, когда низошел
на них Дух Святой. Каждый человек столь часто наделяется Ду-
хом Святым, сколь часто всей силой отворачивается он от тварно-
го и всецело уходит внутрь, к Богу. В мгновение, когда человек
это совершает, нисходит Дух Святой со всем Своим богатством
и тотчас заполняет все уголки и глубину души.

Дом, в котором сидели ученики, «полностью наполнился»
(Деян. 2, 2). Внешне этот дом означает церковь, внутренне же —
душу каждого человека, в которой обитает Дух Божий. Подобно
тому как в доме множество комнат и каморок, так и в душе чело-
века много чувств, сил и стремлений, и во все Он входит особым
образом. И, войдя, теснит и гонит человека, действует в нем и его
просвещает.

Это проникновение, напор и воздействие не все люди воспри-
нимают одинаково. И хотя Дух Божий есть во всех людях, пусть
все же тот, кто хочет испытать его присутствие внутри и действие,
соберется прежде в себе самом и к себе самому, отключится и от-
решится от всего внешнего и приготовит в себе место для Духа
Божьего, ибо Тот действует в тишине и покое. И чем более он раз
от разу ему предается, тем отчетливей тот у него внутри и тем лу-
чезарней ему открывается несмотря на то, что был в нем изна-
чально.

Ученики «закрылись» (ср. Деян. 1, 13) из страха перед враж-
дебным миром. Человеку сегодняшнему намного нужней закры-
ваться от мира, который вторгается в него со всех сторон, препят-
ствуя становлению внутри него Духа Божьего и воруя у него
божественное утешение.

Внешний мир ничего не мог отнять у учеников, кроме их тела.
У нас же, сегодняшних, он может отнять и Бога, и душу, и вечную
жизнь. Поэтому более обращайтесь внутрь, чем наружу и затво-
ряйтесь от мира изнутри...

...В особенности берегитесь того, что сбивает с пути: мирской
рассеянности, общества, досужих слов и образов и всяких внешних
занятий и дел. И обращайтесь к мудрым и просветившимся людям,
которые уже знают о непосредственном присутствии Божьем в со-
кровеннейшей части души и могут о том рассказать.


 

 



Ученики сидели, «собравшись» (ср. Деян. 2,1). Этим и нам дан
совет постоянно собирать свои внешние и внутренние силы, дабы
Дух Божий обрел в нас место, где может действовать.

Ученики «пребывали» (ср. Деян. 1, 13), когда снизошел Дух
Святой. Воистину, так и нам нужно пребывать, расслабившись,
обратившись внутрь, оставив все внешнее и переложив в Божью
волю все тварное и вещное, веселье и страданье, охоту и неволю.
Тем, кто стремится к этому, уподобляясь в своем поведении
ученикам, Дух Божий подает семь даров и совершает этим семь
дел, из которых три готовят человека к совершенствованию, а ос-
тальные четыре делают его совершенным внутренне и внешне, до-
водя до высшей ступени божественного совершенства.

Первый дар — это страх Божий. Он означает безопасное нача-
ло пути вверх, мощную крепостную стену, защищающую челове-
ка от ошибок, помех и ловушек. Этот дар делает его похожим на
животных, которые инстинктивно прячутся или бегут от тех, кто
хочет их поймать и уничтожить.

Подобно тому как Бог снабдил инстинктом природу тварей, так
и Дух Святой дарует своим эту ценнейшую осторожность, дабы
они избегали препятствий, которые могут не допустить их к Нему
или удалить от Него. Он оберегает людей от мира и от всех путей
и навыков, дел и трудов, которыми лишаются они своего внутрен-
него покоя, ведь в них — обитель Божия. Пусть человек остерегает-
ся и избегает всего этого. Это — начало мудрости.

Затем следует второй дар. Это мягкая кротость, которая ведет
человека к предуготовленности Богу. Она забирает у него всякую
робость и унылость, способствуя страху и осторожности, направля-
ет его снова вверх и приводит к божественной терпимости во всех
вещах— и внутренне, и внешне, — отнимает у него дурное настрое-
ние и досаду, упрямство и горечь по отношению к себе и другим, де-
лая его во всех вещах ласковым к ближним, спокойным и благост-
ным в своих мыслях, поведении и образе жизни.

Затем идет третий дар, который ведет человека еще выше, ибо
Дух всегда ведет человека от одного дара к другому, более высоко-
му. Он называется «Знание». Им человек научается замечать вну-
тренние предостереженья и знаменья Духа Божьего, на которые
указал Христос: когда услышим мы в себе Слово Его, оно сообщит
нам все вещи, в которых нуждаемся (ср. Ин. 16, 13).

Это либо предупреждение остерегаться чего-то или кого-то, осо-
знавая губительность последствий, если поступим неправильно, ли-
бо напоминание поступать так-то и так-то, одно оставляя, другое
претерпевая или делая. Они вознесут наш дух надо всеми вещами,
дабы осознал он свое божественное благородство, и наставят его,
покуда он в теле, терпеливо упражняться во всяких добродетелях.
Тот, кто последует этим внутренним указаниям, будет ими
приведен к четвертому дару, который называется «Божественная


сила». И как же благороден этот дар! Им Дух Божий проведет че-
ловека сквозь все мелкие человеческие слабости и страхи.

Этой божественной силы преисполнялись мученики, так что
радостно претерпевали смерть во Имя Божие. Она делает людей
столь великодушными и отважными, что они готовы на любое
благое дело, ибо вместе с Павлом говорят: «Все превозмогу с Тем,
Кто укрепляет меня!» (ср. Флп. 4, 13). В этой уверенности чело-
век не боится ничего, что приходит извне, ни страданий, ни смер-
ти. Он делается столь силен, что скорее умрет, чем совершит то,
что отдалит его от Бога.

Когда человек наделяется такими дарами, они всегда приносят
с собой свет и озарение, любовь, благодать и утешение. Если это до-
стается неумному, то, предаваясь радости, он довольствуется этим
и отдаляется от своей внутренней глубины. Мудрый же, напротив,
перешагнет через эти дары и в высшей чистоте и просветленности
всецело возвратится в свою первопричину. Он не смотрит ни на те
дары, ни на эти, глядя лишь на Бога.

Затем приходит пятый дар', осмотрительность и сила отрешен-
ности. Этот дар очень понадобится человеку, когда Бог возьмет
у него все, что прежде дал, дабы всецело указать ему на Самого
Себя и посмотреть, что и кто он есть и как поведет себя в нужде
и одиночестве. Здесь он совершенно оставлен, так что не знает ни
о Боге, ни о дарах Его и утешении, и ни о чем ином, что он или
другой какой-то добрый человек когда-то получил. Здесь все у не-
го отнято.

Поэтому так нужен человеку этот дар, дабы держался он с ос-
мотрительностью и отрешенностью, как хочет и ожидает от него
Бог. Так учится человек оставлять себя и отвергать и, послушно
принимая оставленность, погружаться в божественную глубину
и препоручать себя воле Божьей.

Всякое прежнее отречение от мира и отказ от внешних вещей —
ничто в сравнении с этим совершенным оставлением и изъятием
своего и Божьего. Ибо восстают в человеке все ошибки и соблаз-
ны, которые были уже преодолены, и цепляются за него сильнее,
чем когда-либо прежде. Все должен он вытерпеть, совершенно ос-
тавив себя, и, пребывая в покое, вновь и вновь погружаться в глу-
бину и волю Божию.

Если, получив первые дары, человек делается добрым и про-
светленным, то с этим даром он становится Божьим и, оставленный
и отрешенный, одной своей ногой стоит в жизни вечной, в Царст-
вие Божьем.

После этих последних смертных мук уже нет страдания, ибо
невозможно, чтобы Бог когда-либо снова оставил такого челове-
ка. Сколь невозможно, чтобы Бог покинул Самого Себя, столь же
невозможно, чтобы Он оставил такого человека, ибо тот отдал
Ему себя и всецело Ему предался. Одной ногой он стоит в Царствии


 

 



Божьем, и ничего ему уже не нужно, кроме того, как подтянуть
к себе и вторую свою ногу, которой он еще здесь, в бренности;
и тогда попадет он прямо в жизнь вечную.

Затем приходят шестой и седьмой дар: познание и божествен-
ная мудрость. Оба они приведут его, минуя все человеческие пу-
ти, в божественную бездну, где Бог познает и понимает Себя Сам,
узнавая о собственной Своей премудрости и пресущественности.
Дух столь глубоко и совершенно погружается в эту бездну, что
ничего не знает о себе самом. Он не знает ни слова, ни способа,
ни что такое «познавать», ни что такое «любить», ибо здесь все —
единое бытие и единый Дух с Богом.

Здесь Бог дает Духу то, что есть Он Сам по природе Своей, и со-
единяет Дух со Своей сущностью, у которой нет ни имени, ни вида,
ни образа. Тогда Бог творит в Духе и через него дела Свои, Дух же
всецело погружен в Него и един с Ним.

Так приводит Дух Божий всех, кто уготовит ему место, к тому,
чтобы всецело заполнить их и стать с ними одним.

Подай нам, Боже, так же принимать его и становиться одним
с ним!





Дата публикования: 2015-07-22; Прочитано: 168 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.018 с)...