Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Глава III Существует ли в высшем единстве какая-либо раздельность?



Юноша спросил: Если известно, что это Единое — совсем про-
сто, то странно, откуда же берется множественность, которую ему
приписывают. Один облекает его в Премудрость и ею и называет,
другой — в благо, третий — в справедливость и так далее. Так учат
богословы на основании веры в Божественную Троицу. А почему
нельзя оставить это Единое в его простоте, каковое и есть оно са-
мо? Мне вообще кажется, что этому простому Единому приписы-
вают слишком много действия и слишком много разнообразия.
Разве может существовать абсолютно чистое Единое, в котором,
однако же, столько множественности?

Истина ответила: Вся эта множественность своей глубочай-
шей причиной имеет простое Единое.

Юноша: Что называешь ты причиной и началом и что причи-
ной не является?

Истина: Я называю причиной источник и начало, из которого
происходит исторжение.

Юноша: Госпожа, что это значит?

Истина: В этом природа и сущность божества. В этой бездон-
ной глубине троичность ипостасей сливается в свое единство,
и всякое множество там каким-то образом устраняет само себя.

1 Ср. Дионисий Ареопагит. О небесной иерархии. Спб., 1997. Гл. 2, §3 с. 19

2 Сузо воспроизводит это определение Бога из проповеди 66 Экхарта.
См. Meister Eckhart. Die deutschen und lateinischen Werke Stuttgart and Berlin, 1936.


Если понять это так, то там не найти ни единого чужеродного дей-
ствия — лишь тихий, в себе пребывающий мрак.

Юноша: Но, возлюбленная Госпожа, скажи мне, что дает тол-
чок самому первому; Его действию, и прежде всего Его собствен-
ному труду, порождению?

Истина: Это делает Его всемогущая сила.

Юноша: Госпожа, что это такое?

Истина: Это — божественная природа в Отце, и здесь, в это са-
мое мгновение, она наполняется плодоносностью и действием, ибо
здесь, по восприятию нашего разума, Божество обращается в Бога.

Юноша. Возлюбленная Госпожа, разве это не одно и то же?

Истина: Да. Божество и Бог суть едины: и все же «Божество не
действует и не рождает, но действует и рождает Бог»1: здесь имеет
место различие, существующее в именовании, согласно восприятию
разума. Но в основе своей они едины; ведь в божественной природе
нет ничего иного, кроме сущности и относящихся к ней свойств:
и они ничего не добавляют к сущности, они всецело — она сама, хо-
тя между собой они различаются — в зависимости от предмета, к ко-
торому они относятся. Ибо божественная природа, рассматриваемая
в ее основе, никак не проще Отца в Его природе или иной ипостаси.
Но ты ошибешься, если будешь судить по внешнему виду, который
она принимает в творении: в Нем самом она едина и проста.

Юноша: Я вижу, что пришел к порогу сокровеннейшей простоты,
ближе к которой не подойти никому, кто желал бы установить истину.





Дата публикования: 2015-07-22; Прочитано: 164 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...