Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Часть II Глава I



Предел был бы изложению этой книги последний и оконча-
тельный, в которой речь шла о новейшем дне, если бы не то, что
об этом нынешнем времени, которое, как мы сказали, является
концом второго состояния и началом третьего, мы сказали не
столь много, как того требует место; ведь если излагать по поряд-
ку все, что следовало бы сказать, то направленности речи к свое-
му концу угрожало бы большое препятствие. Теперь, следова-
тельно, нужно повторить то место, где, установив начало третьего
состояния, мы бы могли предложить нечто, хотя бы намекнув,
о третьем пути согласования2; поскольку, когда, к показанному
столь явственно при помощи двух доказательств, добавляется
и третье, то открывшейся из всего истиной «заградятся уста гово-
рящих неправду» (Пс. 62, 12). Что мы уже не раз говорили в этих
ничтожных трудах наших, то думаем и в этом месте сказать, однако
же, не напрасно. «Писать вам о том же, — говорит апостол, — для ме-
ня не тягостно, а для вас назидательно» (Флп. 3,1). Итак, напишем
вновь, повторяя уже написанное, что первое состояние мира иници-
ировано Адамом, вызрело плоды свои во времена Авраама, завер-
шилось во Христе. Второе начиналось с Осии, вызрело плодами

1 Отчетливо зафиксированный в этой главе переход Иоахима Флорского
от эсхатологических чаяний к хилиастическим связан с толкованием 4-7-го
стихов 20-й главы Откровения Иоанна.

- Убеждение Иоахима Флорского в том, что Откровение еще не произнес-
ло своего последнего слова, заставляет его предвосхищать грядущее путем
согласования деяний Св. Духа, по свойствам таинства подобным деяниям
Отца и Сына.


 

 



своими во времена Захарии, отца Иоанна Крестителя, завершение
примет в эти времена. Третье, начавшись с блаженного Бенедик-
та, стало плодоносить в двадцать втором поколении после это-
го святого человека; и должно само завершиться со скончанием
века. И первое состояние, в котором восславилось сословие бра-
чующихся, свойством таинства соотносится с Отцом; второе, в
котором восславилось сословие клириков из племени Иуды, соот-
носится с Сыном; третье, в котором восславилось сословие мона-
шества, соотносится с Духом Святым. Поистине такова была во-
ля, таково установление, таково откровение Того, Кто сотворил
все в мудрости своей, чтобы в деяниях, сотворенных должным по-
рядком, творение узнавало бы творца, и знало бы, что один есть
Бог Отец, Который ни от кого не происходит, один Бог Сын, Ко-
торый происходит от одного Отца, один Дух истины, который
происходит вместе от Отца и Сына. Истинно, так как не от одно-
го Сына, но от Отца и Сына, подобало бы, чтобы монашеское со-
словие, которое, как я уже говорил, свойством таинства соотно-
сится со Святым Духом, распространялось, как мы уже писали
выше, на два состояния мира, а именно, на второе, которое особо
принадлежит Сыну, и на третье, которое, как можно определить,
принадлежит Святому Духу. В самом деле, подобно тому как Лия
и Рахиль в одно и то же время связаны были браком с Иаковом,
однако первым пришло время родов для Лии, однако, в конце
концов, последовало и время Рахили; так кажется, что сословие
монашеское вместе с сословием клириков восславилось во вто-
ром состоянии мира, но потому второе состояние, собственно, мо-
жет приписываться Сыну, третье же Святому Духу, что во втором
состоянии вызрело сословие клириков, происходящее от Христа
и святых апостолов через деяния проповеди, между тем как те не-
прерывно находились в созерцании и совершенствовании, то есть
вплоть до нашего этого времени соблюдают целомудрие. Бесспор-
но, что, как шестому веку труд, так седьмому присуще созерцание,
причем одно из сословий постоянно идет первым, а другое уже
начинает весьма совершенным и в совершенстве себя сохраняет.
Но подобно тому, как, опустив время неплодия Рахили, мы мо-
жем говорить о времени ее плодовитости, так в шестой век мира
восславилось сословие клириков, а в седьмой век нужно воссла-
вить сословие монашества. Поскольку же, как я уже сказал, Дух
Святой есть Дух и Отца, и Сына, и Сам, в то же время, истинный
Бог, то следует, во-первых, рассмотреть согласование в деяниях
Его; во-вторых, в силу того, что признается, что Дух равно исхо-
дит от того и этого вместе, что очевидно из второй книги, а также
из таблиц, где показано, что одни деяния согласуются с другими
деяниями, так вот, во-вторых, что деяния Его, которые содеяны
были в третьем состоянии [мира], суть подобны деяниям, относя-
щимся к Отцу, и деяниям, относящимся к Сыну, ни в коей мере,


как я не раз уже говорил, не разделением власти, но свойством та-
инства. И поскольку о первом пути мы достаточно вели речь во
второй книге, следует не менее сказать о втором.





Дата публикования: 2015-07-22; Прочитано: 166 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...