Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
в главе IV). Бог творит и бытие, и логику бытия; в божественном мыш-
лении содержится полнота всех (концептуально постижимых) форм.
Более того, он не может, по убеждению большинства схоластов, тво-
рить, не сообразуясь с законами логики, не утверждая, самим актом
творения, законы рационального мышления в качестве законов бы-
тия. Можно сказать, что Бог, как он понимался в средневековой схо-
ластике, обречен быть логиком. Мало того, что определенные аспекты
божественного бытия превратились в предмет рационального анализа
и обсуждения, Бог, под пером схоластов, становится законодателем
всей рациональной сферы, включающей как мышление, так и бытие.
Христианский догмат о творении мира Богом допускает ряд толко-
ваний. Его схоластическая интерпретация утверждает, во-первых, что
Бог творит бытие вещей как изначально наделенное рациональной струк-
турой, полностью совпадающей со структурой понятийного образа вещи,
возникающего в человеческом уме, и, во-вторых, что именно обладание
рациональной формой (структурой) уподобляет вещь Богу, делает ее
сопричастной божественному совершенству. Такая интерпретация не яв-
ляется ни единственной, ни, по-видимому, самой адекватной. Она не
учитывала взаимоисключающего характера двух установок сознания:
религиозной и познавательной, - и потому содействовала размыванию
принципиальной грани, разделяющей различные и во многих отношениях
несовместимые измерения человеческого существования, что имело пагуб-
ные последствия как для рационального познания, так и для религии.
Методы и принципы, оправданные и плодотворные в одной сфере
жизнедеятельности, переносились, в силу предполагавшейся между
обоими сферами "предустановленной гармонии", на другую.
Каждая вещь мыслилась как имеющая единственный истинный кон-
цептуальный образ, отображающий ее сущность. Поскольку сущность
вещи соответствует вечному образцу, пребывающему в мышлении, ис-
тинное понятие, отображающее сущность вещи, несло в себе отблеск
Божественной Истины, приобретая отчасти сакральный смысл. Еще боль-
шее сакральное значение имели всеобщие законы, иерархически упоря-
дочивающие все бытие по принципу пирамиды: от низших форм неорга-
нической природы через все более усложняющиеся проявления органи-
ческой жизни - к человеку и выше, к бестелесным духовным субстан-
циям (ангелам), ближе всего находящимся к вершине, венчающей
пирамиду, - к Богу. Существование подобной лестницы бытия, при-
водящей к единому Началу, гарантировалось структурой мира, вос-
производящей логическую иерархию родов и видов. Как известно,
всякий род подразделяется на ряд видов, которые в свою очередь мо-
гут подразделяться на подвиды и т.д. Если A - род, B и C - виды,
подчиненные роду A, а D и E - подвиды вида B, то B, являющийся
видом по отношению к A, выступает в качестве рода по отношению к
D и Е. При этом вид (например, D), непосредственно подчиненный
роду B, оказывается подчиненным и роду А. В итоге любые виды,
выделенные путем все более дробного деления рода А, либо непосред-
ственно, либо через промежуточные звенья подчинены А. Субордина-
ция родов и видов, возникающая в результате логической операции
деления, дает наглядное, простое и понятное - с точки зрения рацио-
нально мыслящего человека - выражение очень важной для религи-
озного сознания идеи об иерархическом устроении духовного бытия,
высшей точкой которого является созерцание Бога. Религиозное ощу-
щение и умонастроение как бы находят подтверждение и одновремен-
но воплощение в логических схемах, фиксирующих и ход мысли, и
структуру бытия. Недаром в средние века такой популярностью поль-
зовалось "древо познания" Боэция, изображающее членение бытия в
соответствии с принципами дихотомического деления понятий (см. рису-
нок ниже).
Субстанция:
телесная; бестелесная.
Тело:
Одушевленное; Неодушевленное.
Одушевленное тело:
Чувствующее; Бесчувственное.
Животное:
Разумное; неразумное.
Разумное животное:
Смертное; Бессмертное.
человек:
Платон; Вергилий.
(в книге схема расположена иначе.)
3. ИДЕОЛОГИЧЕСКИЕ И СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ СЛЕДСТВИЯ
ДОКТРИНЫ СХОЛАСТИЧЕСКОГО РАЦИОНАЛИЗМА
Поскольку такой способ структуризации мира приучал мысль вос-
ходить от низшего к высшему, в конечном счете - к Первоначалу
всего сущего, он приобретал значимость, несопоставимую с той, которая
приписывается концептуальной схеме как таковой, даже если истин-
ность последней не вызывает сомнений. Логика, ведущая не только к
познанию мира, но и способствующая спасению души, неизбежно обре-
тает черты, свойственные религиозной истине и религиозному догмату.
В религии - при формулировке догматов, в молитве, богослуже-
нии - используются слова, зачастую те же самые, что и для выраже-
ния результатов рационального познания. В религиозных целях, как
отмечалось при анализе символического знания, используются даже
абстрактные философские понятия. Все это создает иллюзию близости
и взаимопроникновения двух типов знания: религиозного и рациональ-
ного. Но в действительности вербальные способы выражения выполня-
ют в них совершенно различные функции. Назначение молитвы, сим-
волических образов, богословских догматов - опираясь на знакомые
слова и стоящие за ними представления и переживания, направить
внимание человека не на познание явлений, обозначаемых этими сло-
вами, а на свою душу, с целью обретения более высокого духовного
состояния. Хотя употребляемые с этой целью слова имеют определен-
ные значения, критический анализ этих значений, обсуждение их соот-
ветствия или несоответствия реальности, уточнение их смысла и выяс-
нение логических соотношений, короче, вся аналитическая работа, без
которой немыслима любая познавательная деятельность, здесь неуме-
стны (что не исключает размышлений и сомнений в момент формули-
ровки текста, предназначенного служить целям религиозного назида-
ния, но и они касаются прежде всего возможного воздействия текста
на душу человека). Человек, начинающий, вместо того чтобы молить-
ся, размышлять о том, что такое Бог, каким образом он существует,
как воздействует на мир, уже не находится в той плоскости бытия, где
его может ожидать непосредственная встреча с Богом. Интеллектуаль-
ный интерес, философские споры и логические доводы могут побудить
человека обратить внимание на неизвестные ему стороны бытия, но,
чтобы реально продвинуться в этом направлении, ему нужно действо-
вать совсем другими методами. Аналогичная ситуация имеет место и в
познавательной деятельности. Если исследователь, вместо критической
проверки научных теорий, относится к ним как к догматам, не подлежа-
щим пересмотру, он покидает область рационального мышления.
В обществе, стремившемся придать религиозной установке созна-
ния универсальную значимость, рациональные утверждения философ-
ского и научного характера приобретали подчас силу догматов. Ряду
фундаментальных положений был придан статус постулатов, нс под-
лежащих обсуждению: таковы, например, тезисы о начале и конце
мира, о сотворенности материи, об особом положении Земли в системе
мироздания - ведь именно здесь, согласно Библии, происходили со-
бытия, имевшие решающее значение для судеб всего мира. Но не только
необходимостью согласования своих выводов с положениями, содер-
жащимися в Священном Писании и постановлениях Вселенских Со-
боров, ограничивалась свобода философского и научного исследова-
ния. Предпочтение, отдаваемое в религии авторитету, высказыванию,
освященному традицией, перед мнением, изложенным от своего лица,
побуждало к аналогичному поведению и в сфере философского творчес-
тва. Ведущим жанром философской и научной литературы в средние
века был жанр комментариев к произведениям, игравшим роль обще-
признанных руководств в соответствующих областях знания. Это предо-
пределяло основной акцент на осмысление и интерпретацию положе-
ний, уже вошедших в корпус знания, а не на расширение последнего.
Однако отсутствие четкого представления о грани, разделяющей
религиозную и рациональную составляющие сознания, побуждало и к
формулам, имеющим религиозный смысл, подходить с критериями,
заимствованными из норм рационального мышления. Эти формулы
воспринимались как суждения о том, что можно оценивать по шкале
истины и лжи. Отсюда - непримиримые догматические споры и разно-
гласия, ожесточенная полемика с "еретиками". Разделение вероисповед-
ных положений на канонические и еретические свидетельствовало о том,
что они стали предметом обсуждения и точных формулировок, утра-
тив собственно религиозные, в разъясненном выше смысле, функции.
В рациональном познании точность языка и тонкость различений
являются важнейшим, иной раз решающим фактором, обеспечиваю-
щим объяснительную силу теории. Поэтому борьба за оттенки мысли
и скрупулезность в определениях здесь вполне уместна и оправданна.
Когда с теми же мерками стали подходить и к вопросам вероучения,
формулируя на понятийном языке религиозную доктрину, то спор
относительно понимания и определения ее содержания приобрел на-
кал, свойственный проблемам, затрагивающим основы человеческого
бытия, и потому малейшее отступление от исповедуемой истины рас-
сматривалось как имеющее пагубные последствия в самом важном
деле - деле спасения человеческой души, обрекающее на тяжкие испы-
тания и даже, быть может, на вечные муки. Поэтому борьба с "разно-
мыслием" носила столь ожесточенный и непримиримый характер.
Такими трагическими последствиями обернулся тезис о том, что
постигаемая человеческим умом сущность вещей и есть истинная суть
их бытия, что, следовательно, Бог творит вещи именно такими, как
они открываются рациональному познанию. Этот тезис в Новое вре-
мя, в эпоху рождения гораздо более эффективных методов научного
познания, чем те, которые знало средневековье, обернулся против ре-
лигии, хотя выдвинут и обоснован он был в религиозной философии.
В картине мира, созданной средствами математического естествозна-
ния, отсутствовала религиозно-иерархическая структура, поскольку
логические родо-видовые отношения не играли в ней определяющей
роли. Невозможность доказать религиозно значимые истины, пользуясь
рационально-понятийными средствами, побуждала людей, приученных
в той или иной мере отождествлять религиозную доктрину с системой
рационально познаваемых истин, к атеистическим выводам. Понадо-
бился радикальный пересмотр основных посылок, на которые опиралось
средневековое мышление, чтобы показать возможность и необходи-
мость сосуществования двух противоположных, взаимоисключающих
установок сознания. Этот пересмотр произвел Кант. Он показал, что
рациональное познание имеет дело не с внутренней сутью самих вещей,
а с теми образами, в которых она предстает перед человеком, регист-
рирующим, с позиции внешнего наблюдателя, результаты скрытого
творческого процесса, порождающего вещь, процесса, недоступного
наблюдателю и принципиально отличающегося по своей структуре от
всего, что может быть выражено с помощью понятий. Вещь-сама-по-
себе непознаваема с помощью рациональных средств. Знание о ней
становится доступным человеку, живущему религиозно-нравственной
жизнью, имеющей совсем иные законы, чем законы познавательной
деятельности.
Глава 4. СХОЛАСТИЧЕСКИЙ МЕТОД АНАЛИЗА
ФИЛОСОФСКИХ ПРОБЛЕМ
1. ПОНЯТИЕ СХОЛАСТИЧЕСКОГО МЕТОДА
Схоластика возникает и развивается как религиозная философия,
стремящаяся осмыслить прежде всего реалии религиозного опыта и
христианского вероучения. Главным предметом анализа в схоластике
являются философско-теологические проблемы. Но способ их обсуж-
дения в схоластике иной. Его своеобразие определяется применением
особого - схоластического - метода в исследовании проблем и при
обосновании выдвигаемых положений.
Эталоном схоластического метода рассуждения для ученых и (фи-
лософов на протяжении всего средневековья были теологические трак-
таты Боэция. Когда современный читатель приступает к чтению этих
трактатов, его охватывает недоумение. Что это такое - формально-
логическая конструкция или разбор содержательных проблем? Прежде
всего речь в них идет не о правилах рассуждения, - Боэций не зани-
мается, подобно Аристотелю в <Первой Аналитике>, описанием законов
логики, не изыскивает схемы, которые гарантировали бы правильность
вывода, а ставит вопросы, явно выходящие за сферу логики, входя-
щие в компетенцию теологии и онтологии. Эти вопросы сформулиро-
ваны в заглавии трактатов: <Каким образом Троица есть единый Бог,
а не три Божества>, <Каким образом субстанции могут быть благими,
в силу того, что они существуют, не будучи благами субстанциальны-
ми> и др. Но обсуждение теологических и онтологических проблем
ведется им не путем разбора соответствующих тезисов по существу
(как это делает, например, Августин, на которого Боэций опирается),
а путем анализа языковых средств, с помощью которых формулируются
эти тезисы. Первичный материал, с которым работает Боэций, - это
язык: неязыковая реальность становится предметом исследования толь-
ко в качестве значения соответствующего слова.
На это можно возразить: в любом рассуждении, не только схола-
стическом, неязыковая реальность попадает в поле зрения человека,
будучи предварительно обозначена словом, становясь его значением.
Это верно. Но в обычном рассуждении слова - это посредники, необ-
ходимые для указания значений, на них самих не фиксируется внима-
'ние: мы рассуждаем с их помощью, видим то, что стоит за ними, но не
видим их самих. В схоластике же всякое значение рассматривается
не просто с точки зрения его содержания, а в неразрывной связи со
словесной формой. Внимание одновременно обращено и на значение,
и на слово; при этом очень важные, может быть, самые существен-
ные, аспекты значения предопределяются характеристиками, прису-
щими слову как таковому.
Решающую роль в формировании схоластического метода сыграло
убеждение в возможности и достижимости рационального знания о
сущем. Это убеждение средневековая философия унаследовала от ан-
тичности. Важнейшим положением античной философии был тезис о
тождестве бытия и мышления, впервые сформулированный Пармени-
дом. Из него вытекало, что бытие познаваемо, более того, абсолютно
прозрачно для мысли; поэтому именно мышление, а не какая-либо
другая познавательная способность, позволяет человеку соприкоснуться
с бытием, схватить суть бытия.
При последовательном проведении этот тезис приводит к постула-
ту, утверждающему, что структура мысли (если последняя истинна)
должна в точности воспроизводить структуру бытия. Знание, фикси-
руемое подобного рода бытийной мыслью, не только описывает реаль-
ность, но и воспроизводит способ ее членения. Поскольку мысль фор-
мулируется в языке, то соответствие между мыслью и бытием выра-
жается в соответствии между способами членения языка и реальности.
Как предложения языка состоят из слов, относящихся к разным грам-
матическим категориям (существительных, прилагательных, глаголов
и др.), так и мир строится из сущностей разных типов, связанных
между собой отношениями, аналогичными тем, что имеют место меж-
ду членами предложения, прежде всего между подлежащим и сказуе-
мым. Только знание, копирующее структуру объекта, способно дать
полную и исчерпывающую информацию о нем.
2. СХОЛАСТИКА И ИДЕАЛ ЗНАНИЯ
Знать объект - это, в первую очередь, иметь ясное представление
о том, из каких частей он состоит и как эти части между собой соотно-
сятся. Если язык расчленен по-иному, чем объект, т.е. одному сло-
ву - единице языка - соответствует в объекте не одна, а несколько
"частей", или если "часть" не представляет собой, подобно слову, ус-
тойчивую структурную единицу, отграниченную от других единиц, а
является изменчивым, не имеющим четких границ образованием, то
язык не в состоянии выявить и продемонстрировать структуру объек-
та. Такой язык может только отослать (т.е. обозначить) к иного типа
элементам и соотношениям, что находятся в его распоряжении. Но
обозначить какое-либо соотношение еще не значит сформировать его
точный образ, позволяющий убедиться в том, что оно собою представ-
ляет. Главное в соотношении - способ соположения его элементов, и,
чтобы его узнать, необходимо непосредственно увидеть, как именно
расположены либо сами интересующие нас элементы (скажем, части
объекта), либо какие-то другие элементы, связанные между собой соот-
ношением того же типа. Последнее соотношение в этом случае может
рассматриваться как образ первого. Образом соотношения (в том числе
и концептуальным, выраженным в понятиях образом) может быть толь-
ко другое соотношение. Этот образ будет адекватным лишь при условии,
что он в точности воспроизводит структуру прообраза. Следовательно,
если язык отличается по своей структуре от соотношений, имеющих
место в отображаемой им реальности, то знание, фиксируемое вы-
ражениями этого языка, будет создавать искаженное представление о
структуре реальности. Его нельзя назвать рациональным в строгом
смысле слова, ибо в объекте, который оно описывает, всегда остается
не поддающийся языковому выражению, иррациональный остаток.
Представление об изоморфизме (полном соответствии) двух струк-
тур, языковой и предметной, составляющем отличительный признак
рационального знания, сформулировано выше с использованием по-
нятий современной философии и науки. Античные и средневековые
мыслители пользовались концептуальным аппаратом, в котором поня-
тия, выражаемые теперь терминами "изоморфизм", "структура", "со-
отношение" и их аналогами, либо вообще отсутствовали, либо не иг-
рали и не могли играть ключевой роли при объяснении явлений; сами
эти термины зачастую несли другую смысловую нагрузку. Поэтому
приведенную формулировку следует рассматривать лишь как описа-
ние идеала знания, к достижению которого стремились Платон, Ари-
стотель, философы средневековья.
3. ЛОГИКА КАК ОСНОВА ОНТОЛОГИИ
Логические принципы выделения первоэлементов бытия
У Платона и Аристотеля учение о бытии (онтология) строится так,
чтобы обосновать и сделать очевидным наличие соответствия между
единицами членения языка (словами, предложениями и т.п.) и "еди-
ницами" онтологии (сущностями, из которых состоит мир). В учени-
ях Платона и Аристотеля выделяются первичные онтологические еди-
ницы, соответствующие определенным выражениям языка. Например,
у Платона первичными элементами онтологической структуры явля-
ются идеи. Мир неизменных идей предшествует и определяет мир
изменчивых вещей. Но идея является не просто первоэлементом бы-
тия, первичной бытийной определенностью; это бытие, соответствую-
щее абстрактному понятию, т.е. нечто, обозначаемое словом, принад-
лежащим к определенной категории языковых выражений, а именно,
к существительным типа "красота", "мужество". Для характеристики
идеи тот факт, что она обозначается абстрактным существительным,
столь же важен, как и ее реальное существование: идеи существуют
именно в качестве значений абстрактных понятий, так что невозмож-
но ни выделить их, ни описать, что они собой представляют, игнори-
руя изначальную связь идеи со словом.
У онтологической и языковой единиц, т.е. у идеи и слова, одинако-
вые структурные свойства. Каждому слову, обладающему одним, точно
определенным (не меняющимся в зависимости от контекста) значени-
ем, соответствует самотождественная, не имеющая никаких внутрен-
них различий, неизменная бытийная определенность - идея, которая
существует независимо от других неделимых определенностей-идей,
подобно тому, как слова, обозначающие эти идеи, могут рассматри-
ваться по отдельности, а их смысл постигаться независимо. Главные
характеристики идеи - ее неизменность, ее единство, превращающее
ее в неделимую, не имеющую внутренних различий единицу бытия,
которая обладает только ей свойственной определенностью (призна-
ком, отличающим ее от любой другой идеи), - объясняются тем, что
она является бытийным аналогом понятия и слова, выражающего это
понятие. Поясним, каким образом предположение о том, что идея есть
бытие, соответствующее некоторому слову-понятию, предопределяет
основные характеристики идеи
Чтобы словам, используемым в языке, соответствовало нечто в са-
мом мире, слова прежде всего сами должны иметь однозначный смысл,
точное и определенное значение. Этот смысл (или значение) должен
быть неизменным. Неизменность значения - основа определенности
знания; если значения слов "плывут", то неизвестно, что хотят выра-
зить с помощью этих слов; знание в таком случае оказывается не под-
дающимся рациональному выражению. Но значения слов адекватно
схватывают то, что существует в самом мире, при условии, что мир
состоит из таких же неизменных определенностей, как и значения
слов. Ибо только при полном соответствии значений слов и тех сущ-
ностей, из которых состоит мир, т.е. являющихся структурными еди-
ницами бытия, можно говорить о рациональной постижимости мира и
о рациональном знании о мире. Идея неизменна, так как предполагает-
ся, что она является рационально постижимым первоэлементом бытия.
Далее, и слова, и обозначаемые ими сущности должны удовлетво-
рять требованию абсолютного единства. Если мир состоит из онтоло-
гических единиц, соответствующих отдельным словам, то он состоит
из сущностей-атомов не в физическом, а в логическом смысле, т.е.
сущностей, характеризующихся одним единственным свойством, об-
ладающих одной неделимой определенностью. Чтобы отдельно взятое
слово обладало точным, ясным и однозначным смыслом, оно должно
фиксировать нечто одно. В идеальном объекте, обозначаемом словом
(значение слова есть не что иное, как особого рода идеальный объ-
ект), нельзя, следовательно, выделить никаких различий, никакой мно-
жественности: для того чтобы выделить многое, необходимо много
слов. Конечно, интуитивное представление, возникающее в голове чело-
века, произносящего то или иное слово, включает отнюдь не единст-
венную характеристику, но оно, как правило, весьма размыто. Рацио-
нальное знание строится не из неясных интуитивных представлении,
ассоциирующихся с тем или иным словом, а из понятий, обладающих
точным и определенным смыслом. Чтобы исключить подразумеваемые,
но рационально, с помощью отдельных слов, не фиксируемые свойст-
ва, надо оставить за каждым словом одно значение - носитель одной,
неделимой определенности. И первоэлементы бытия, соответствую-
щие значениям таких понятий, чтобы быть рационально постижимы-
ми, должны представлять собой самотождественное, не имеющее внутри
себя никаких различий "одно". Именно такого рода определенности
вводит Платон в качестве исходных единиц своей онтологии под на-
званием идей, с такими определенностями оперирует Аристотель.
Онтологическими единицами аристотелевской системы являются
первичные и вторичные сущности, реальности, обозначаемые единичны-
ми терминами и общими понятиями. Точнее, бытийные определенно-
сти выделяются Аристотелем не в качестве значений отдельно взятых
слов, а соответствуют субъекту и предикату логического высказыва-
ния. Аналогично тому, как предикаты (общие понятия) в контексте
высказывания даны не отдельно, а в соотнесении с субъектом выска-
зывания, так и универсальные сущности (роды и виды) не имеют
самостоятельного онтологического статуса, существуя в качестве свойств
конкретной единичной вещи, обозначаемой субъектом высказывания.
Основной единицей аристотелевской онтологии является вещь, обла-
дающая свойствами, - проекция логического высказывания, характе-
ризующегося субъектно-предикатной структурой.
Таким образом, онтология Платона и Аристотеля является рацио-
нальной онтологией - миром, увиденным сквозь призму языковых
структур. Построение такой онтологии начинается не с изучения ре-
ального мира с последующей фиксацией полученного знания в языке;
оно производится в обратном направлении. Поскольку предполагает-
ся, что язык адекватно отображает реальность (в силу тождества бы-
тия и мышления), то путем анализа структуры языка можно получить
знание о мире, причем о его самых глубинных, онтологических харак-
теристиках. Последовательное проведение такой познавательной ус-
тановки - от анализа способов высказывания о сущем к анализу
самой реальности - и составляет суть схоластического метода.
Конечно, выбор характеристик сущностей - первоэлементов ан-
тичной и средневековой онтологии - был продиктован не только фор-
мально-языковыми соображениями, связанными со способом построе-
ния системы рационального знания. Такие "формальные" свойства
первоэлементов, как неизменность и абсолютное единство, воспроиз-
водящие "форму" соответствующих единиц языка, в то же время фик-
сируют и очень важные содержательные аспекты онтологии. Напри-
мер, понятие идеи вводится Платоном с целью разъяснения общей
концепции бытия. Он формулирует эту концепцию, противопоставляя
бытие и становление: бытием может обладать только нечто устойчивое и
неизменное, в противоположность всему становящемуся, находящемуся
в изменении. Уточняя характеристики неизменного бытия, Платон вы-
деляет основной признак, отличающий последнее от небытия-становле-
ния: бытие устойчиво и неизменно в той мере, в какой оно едино; обла-
дающее бытием обладает им лишь постольку, поскольку представляет
собой самотождественное "одно", не превращающееся в "иное". Напро-
тив, становление - это сфера, где господствует принцип "иного", начало
непрестанного изменения и превращения, не допускающее наличия чего
бы то ни было постоянного, сохраняющего тождество с самим собой.
Первоэлементы бытия являются простыми атомарными сущностя-
ми, поскольку они находятся вне сферы изменения. Там, где нет изме-
нения, нет и различия, ибо различие предполагает не только одно, но
и другое, взаимоотношение одного с другим, переход от одного к дру-
гому, т.е. предполагает, наряду с принципом "одного", принцип "ино-
го". Абсолютно устойчивое бытие, бытие идеи, должно поэтому быть
единым и неделимым, исключающим существование каких-либо час-
Дата публикования: 2015-07-22; Прочитано: 184 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!