Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Древняя Академия 15 страница



Именно скрытый богословский оригенизм, служивший идеологичес-

кой основой арианства, и осознавался как главная опасность наиболее

авторитетными представителями восточной патристики - Афанасием

Александрийским и Каппадокийцами.

ГРЕЧЕСКАЯ ПАТРИСТИКА

Неоспоримое первенство в борьбе с арианством принадлежит Афа-

насию Александрийскому (ок. 293-373). Афанасий родился в христи-

анской семье и получил хорошее образование; как секретарь епископа

Александра Александрийского присутствовал на Никейском Соборе.

В 326 г. Афанасий был избран епископом вместо скончавшегося

____________________________________________________________________253

Александра и пробыл в этом служении сорок семь лет. Жизнь Афана-

сия проходила неспокойно, в постоянной борьбе с арианствующими

епископами, в постоянном изгнании. В Александрии он спокойно про-

вел лишь последние годы жизни.

Не будучи систематиком, Афанасий излагал свои творческие взгляды

в многочисленных антиарианских сочинениях, главные из которых:

три <Речи против ариан>, четыре <Послания к Серапиону>, трактат

<О воплощении Бога-Слова>. Тем не менее, высокая теология зрелой

патристики многим ему обязана. Афанасий остро чувствовал опасность

эллинизации и рационализации христианства, таившуюся в оригенизме

и арианстве. Особые усилия он приложил для возвышения самого

статуса веры: вера превыше знания. В тринитарном вопросе Афанасий

последовательно отстаивал Никейскую формулу единодушия и тща-

тельно исследовал саму проблему происхождения Сына-Логоса.

Троица у Афанасия - нераздельное сущностное единство; она не

делится на Творца и тварь, но вся целиком творящая. Логос вечно

рождается из существа Бога, а не просто из Его воли, которая в некий

момент времени создает чувственный мир. Таким образом, Вторая Ипо-

стась есть субстанциальная часть Троицы, но не тварный посредник

между Богом и миром: Отец и Сын единосущны. Афанасий впервые

устранил субординационизм из тринитарного учения, но это послед-

нее еще не приобрело у него завершенности. Основной миссией вопло-

щенного Слова-Христа является спасение греховного человечества. Со-

териология - важнейшая часть учения Афанасия. Однако в отличие

от Оригена он рассматривает этот вопрос не отвлеченно-философски,

а со всем живым трепетом истинного христианина, для которого спа-

сение есть главный вопрос личного бытия.

Классику греческой патристики представляют Каппадокийцы

(Каппадокия - область на северо-востоке Малой Азии) - Василий

Великий, его друг Григорий Назианзин и младший брат Григорий

Нисский, которые переосмыслили и обогатили традицию Оригена.

С Каппадокийцами связан важнейший этап оформления христианской

догматики, хотя вряд ли можно квалифицировать его как "христианиза-

цию греческой культуры" (II, с. 147). На долю трех великих христи-

анских мыслителей выпала задача утверждения Никейского Символа

веры, ибо почти весь Восток был арианским или полуарианским. Лишь

в 381 г. на II Вселенском соборе в Константинополе тринитарные споры

были в основном завершены с принятием Никео-Константинопольского

Символа в редакции Каппадокийцев.

Глава Каппадокийцев Василий Великий (ок. 330-379) родился в

Кесарии Каппадокийской в христианской семье. Образование он по-

лучил в Афинах, где ок. 350 г. познакомился с Григорием Назианзи-

ном, а также с будущим императором Юлианом. Крестился Василий

только двадцати пяти лет от роду и много путешествовал по Сирии и

Египту для знакомства с тамошним монашеством. После этого он вер-

нулся в родной город и там вместе с Григорием Назианзином и несколь-

кими друзьями образовал небольшую общину; члены ее занимались

изучением теологии, особенно Оригена. В 370 г. Василий был избран

епископом Кесарии и принял на себя бремя борьбы с арианами.

Теология Василия изложена в главных его трудах - <Против Эв-

номия>, <О Святом Духе>, <Шестоднев>. Главная задача теологии -

четкое оформление учения о единосущной трииностасной Троице, где

Третья Ипостась, Святой Дух, должна была занять подобающее рав-

ноправное место (хотя и Василий еще избегает именовать Святой Дух

Богом). Можно считать несомненным, что Василий предложил нор-

мативное употребление термина ouoia (который он понимал как родо-

вую сущность Трех Лиц), а также термина (жoсттotот.(; ("ипостась",

некое индивидуальное существование, тождественное Лицу Троицы:

Письмо 38). Почти несомненно, что он многим обязан учению Плоти-

на о трех высших "ипостасях" (Едином, Уме и Душе) и в ряде мест

следует ему весьма близко (см. 12, с. 530 и ел.).

Существо Бога - выше познания, но о Боге можно судить по Его

творениям. <Шестоднев> (девять бесед) разъясняет сотворение и устрое-

ние мироздания - от первого дня творения до появления человека. В

этом труде Василий демонстрирует богатейшую эрудицию, используя

сочинения многочисленных античных авторов, числовую символику;

он показывает высокую осведомленность в естественнонаучных облас-

тях, опирается на <Тимея> Платона и <Физику> Аристотеля. С чрез-

вычайным искусством, можно сказать, с блеском, Василий применяет

аллегорический метод. Эти достоинства сделали <Шестоднев> одним

из самых известных сочинений Василия, образцом для целого ряда

позднейших (в том числе средневековых) подражаний.

В антропологии Василия человек выступает как "микрокосм", ради

которого был создан весь мир. Психология (учение о частях души)

весьма близко напоминает учение Платона. Грех рассматривается как

удаление от Бога, предпочтение материального духовному, а доброде-

тель отождествляется с платоническим идеалом созерцания.

Друг Василия Великого Григорий Назианзин (ок. 330-390) был

сыном епископа города Назианз (откуда и прозвище Григория). Об-

разование получил в Кесарии Каппадокийской, Кесарии Палестин-

ской (где была школа, основанная Оригеном) и наконец в Афинах -

там он познакомился с Василием. Став епископом Кесарийским, Ва-

силий поставил своего друга в епископы небольшого города Сасимы.

Но Григорий пробыл там недолго и вскоре переехал в Константино-

поль. После второго Вселенского собора, на котором он председатель-

ствовал, Григорий из-за разногласий с местным епископатом вернулся

в Каппадокию, где и умер.

Среди Каппадокийцев Григорий выделялся поэтическим даром и

удивительным мастерством красноречия, но при этом славился и вы-

сокими теоретическими интересами (заслужив прозвище "Богослов");

подобно Василию, он вдохновлялся сочинениями Оригена. Литера-

турное наследие Григория состоит из сорока пяти речей (или пропове-

дей), стихов и писем. В теоретическом отношении особенно важны

пять теологических речей (27-31), обычно называемых <Слова о Бо-

гословии>), в которых тринитарное учение обосновывается с помо-

щью платонической диалектики и защищается от нападок еретиков.

Несмотря на то, что из трех Каппадокийцев Григорий Богослов

был натурой наименее "теоретической", ему принадлежит заслуга окон-

чательного оформления тринитарной теологии на Востоке. Именно

этим объясняется его высочайший авторитет среди христианских бого-

словов. Учение Григория в основных чертах сходно с теорией Васи-

лия Великого, но оно более последовательно. Если Василий избегал

называть Святого Духа Богом, то Григорий делает это всюду и реши-

тельно. Бог един по родовой сущности (одно Божество, одна сущность,

одна природа - нетварность), но троичен по Ипостасям, каждая из

которых обладает осооенным свойством (соответственно, нерожден-

ностыо, рожденностью, ниспосланием).

Не будучи систематическим мыслителем, Григорий Назианзин явля-

ет собой образец ревностного христианского платоника, сыгравшего

важную роль в развитии и упрочении традиций христианского плато-

низма.

Наиболее "философичным" среди Каппадокийцев был Григорий

Нисский (ок. 3^5-394). Христианским воспитанием и обучением Гри-

гория занимался Василий Великий, который в 371 г. поставил млад-

шего брата в епископы каппадокийского города Нисы. Григорий Нис-

ский участвовал в заседаниях второго Вселенского собора и приобрел

репутацию крупного теологического авторитета.

По методичности и систематичности построений Григорий более

всех напоминает Оригена, которого он ревностно почитал. Основные

теоретические сочинения: <Большое катехетическое слово>, <Против

Эвномия>, <О душе и воскресении>, <О творении человека>, <Шес-

тоднев>, комментарии на Св. Писание. В духе Александрийской тео-

логии Григорий стремится подкрепить веру разумом (хотя первенство

веры не подвергается сомнению). Догматическая система должна стро-

иться рациональными методами, а чисто научное знание может служить

раскрытию Божественной истины. Строгие методы диалектики неза-

менимы в теологических рассуждениях.

Вера находит свое объяснение в мудром и целесообразном миро-

устроении. В Боге присутствует Вторая Ипостась - Сын-Логос, прин-

цип и источник творения. По Логосу познается Бог-Отец, ибо не су-

ществует разума без того, кто им обладает. Подобным же образом

обосновывается существование Третьей Ипостаси - Святого Духа,

единосущного Отцу и Сыну. В христианской догматике это одна из

самых значительных попыток обосновать учение о Святой Троице с

помощью понятий о Божественных атрибутах и отношениях. Бог -

единая сущность в трех Ипостасях, но не три бога.

Мир сотворен Богом не по необходимости, но из переизбытка люб-

ви. Сама возможность творения материи Богом заключена в том, что

материя есть лишь единство бестелесных качеств. Человек, сотворен-

ный по образу и подобию Божьему, - венец творения. Он причастен

Божественной сущности, но благодаря свободе выбора способен скло-

няться ко злу, которое Григорий Нисский понимает, подобно Оригену

и неоплатоникам, как "лишенность" блага, но не как самостоятельную

субстанцию. Ради восстановления падшего человечества Бог принял

человеческий облик. Антропология Григория излагается в трактатах

<Против Эвномия>, <О творении человека> и диалоге <О душе

и воскресении>. Библейская история толкуется здесь посредством

платонической и перипатетической философии. Характерно выдержан-

ное в платоническом духе учение о первочеловеке, который (в от-

личие от позднейших людей) лишен пола и бессмертен. Душа прони-

зывает все тело и рождается вместе с ним, но является мыслящей

чувствующей субстанцией. Учение Григория о непременном соедине-

нии всего мира и даже дьявола с Богом напоминает соответствующую

теорию Оригена.

Несмотря на общий рационалистический тон, учение Григория по

существу было глубоко апофатическим и прямо предполагало сверх-

разумный путь Богопознания. Григория Нисского можно считать одним

из основателей христианской мистики, говорящей о непосредственном,

"экстатическом" созерцании Бога. В этом отношении Григорий - пря-

мой предшественник Псевдо-Дионисия Ареопагита.

Наряду с Каппадокийцами вершину святоотеческой литературы

представляет Иоанн Хрисостом ("Златоуст") (ок. 344-407). Он

происходил из образованной семьи и учился в Антиохии у знаменито-

го ритора Либания. С 381 г. он - пресвитер в Антиохии, а с 398 г. -

епископ Константинопольский. В 404 г. вследствие интриг местного

духовенства Иоанн был сослан на Восток, где и скончался. В глазах

всего христианского мира Иоанн остался образцом высокой честности

и личной скромности.

Иоанн Златоуст - не столько богослов-теоретик, сколько непре-

взойденный христианский мастер красноречия. Большинство его сочине-

ний - проповеди, записанные слушателями и отредактированные (чис-

ло их приближалось к тысяче). Теоретическая часть проповедей -

толкования на книги Ветхого Завета, Послания ап. Павла, группа

бесед <О священстве>. В области тринитарной догматики Иоанн сле-

довал Каппадокийцам (<Против аномеев>). Но главные достижения

Иоанна - риторически безупречная христианская герменевтика и раз-

витие практической морали.

С Каппадокийцами высокая теология на Востоке обрела классичес-

кую завершенность. Прочие восточные авторы этой эпохи не имеют

столь большого значения, но многие из них являются вполне само-

стоятельными и достойными внимания - каковы прежде всего мона-

шествующие богословы Макарий Египетский и Евагрий Понтийский,

сыгравшие значительную роль в развитии христианской мистики и

аскетики.

В проповедях Макария Египетского (ум. ок. 390) (его авторство,

правда, порой отрицается) заметно сильное влияние стоицизма. Все

сущее, кроме Бога, - вещественно. В душе, подобии Божьем, есть еще

одна, небесная душа. Единение с Богом и освобождение от греха -

это восстановление печати Святого Духа благодатью при содействии

человеческой воли, результатом которого становится полное просвет-

ление, созерцательный экстаз.

Евагрий Понтийский (ум. ок. 399) был другом Каппадокийцев и

начал свое служение в Константинополе, откуда в 385 г. уехал в Палес-

тину ради монашеского уединения. Основные сочинения Евагрия -

<Практик>, <Гностик>, <О молитве> - посвящены философскому

обоснованию аскетизма при особом внимании к очищению души в

"умной" созерцательной молитве.

Далее следует упомянуть Синесия, епископа Киренского (ум. ок.

413), неоплатоника, ставшего христианином в зрелом возрасте. В речах

Синесия неоплатонические мотивы порой превалируют над христи-

анскими. Современник Синесия Немесий, епископ Эмесский, исполь-

зовал в своем труде <О природе человека> платоническую, перипа-

тетическую и стоическую философии. Вслед за Платоном он призна-

вал предсуществование душ и вечность мира, но отрицал фатализм. В

психологии Немесий опирался на Аристотеля и оказал влияние на

Иоанна Дамаскина. Труд Немесия является ценным источником по

истории греческой философии.

Наконец, Восток дал еще немало вполне самостоятельных, хотя и

не первостепенных богословов, каковы, например, Аполлинарий Лаоди-

кийский, Евстафий Антиохийский, Дидим Александрийский, Мака-

рий Магнесийский и др.

ЛАТИНСКАЯ ПАТРИСТИКА

Вершина латинской патристики - творчество Августина, которое

в целом ряде отношений можно считать философской кульминацией

всей патристики вообще. Появление Августина подготовлено предше-

ствующим развитием христианской мысли и, особенно, латинской тра-

дицией. Непосредственными предшественниками Августина были Ила-

рий Пиктавийский, Марий Викторин и Амвросий Медиоланский.

Иларий (ок. 315-368) родился в галльской Пиктаве (ныне Пуатье)

в знатной семье. Крестился в 35 лет и в 353 г. был избран епископом.

Почти единственный из западных богословов (как поначалу Афана-

сий - среди восточных) он не симпатизировал арианству и был со-

слан во Фригию (Малая Азия). При императоре Юлиане Иларий вер-

нулся на родину. Тринитарные воззрения Илария суммированы в трак-

тате <О Святой Троице>, написанном в защиту Никейского Символа

веры. Особая заслуга Илария - согласование греческой тринитарной

терминологии с гораздо менее развитой латинской и определение прин-

ципов перевода греческих терминов: просгожоу, (жo<7тo((тl(; и oi)oia ла-

тинскими persona, substantia и essentia.

Известный ритор Марий Викторин обратился в христианство уже

в зрелом возрасте (ок. 355). Знаток неоплатонизма, он во многом

содействовал его утверждению на латинской почве. Главные сочинения

Викторина - <О Троице против Ария>, комментарии на Послания

ап. Павла, переводы и комментарии <Введения> Порфирия, <Катего-

рии> и <06 истолковании> Аристотеля - отличаются высокой теоре-

тичностью. Неоплатоническая диалектика ипостасей прилагается в них

к учению о Святой Троице. Прежде всего это касается проблем едино-

сущности и троичности Бога, которые Викторин решает с помощью

неоплатонической теории эманации. Бог - полнота бытия, избегающая

прочих определений. Рожденный от Бога Логос есть источник жизни

и движения, творец мира. Энергия Логоса тождественна Святому Духу.

Конечные вещи причастны не запредельной Божественной сущности,

а только ее энергии. В трактатах Викторина намечено учение о предо-

пределении, которое приобрело большое значение у Августина.

Амвросий, епископ Медиоланский (ок. 340-397) родился в хри-

стианской семье (отец его был префектом Галлии) и получил юри-

дическое образование. Поначалу Амвросий избрал светскую карьеру,

занимал крупный пост в Медиолане (Милан). В 374 г. он неожиданно

для себя самого был избран епископом Медиоланским и вскоре приоб-

рел репутацию выдающегося духовного авторитета, каким его воспри-

нимал молодой Августин. О твердости и непреклонности Амвросия

ходили легенды. Рассказывали, например, что, когда император Фео-

досии разрушил Фессалонику, Амвросий закрыл перед ним двери церк-

ви. Основные сочинения Амвросия - <О вере>, <О Святом Духе>,

<О благе смерти>, <Об Исааке, или о душе>, <Шестоднев> (в боль-

шинстве своем - талантливые проповеди) - показывают хорошее

знакомство с неоплатонизмом; вместе с тем они свидетельствуют о

нравственно-практической ориентации всей мысли Амвросия. В <Шес-

тодневе> он развивает традицию Василия Великого и использует ал-

легорический метод для толкования Писания. Трактат <06 обязанно-

стях священнослужителей> написан под несомненным влиянием Ци-

церона и стоической традиции.

Деятельность Илария, Мария Викторина и Амвросия, способство-

вавшая развитию латинской теологии и теологической лексики, уко-

ренению неоплатонических идей, подготовила появление Августина.

Аврелий Августин (354-430) родился в Тагасте (Северная Афри-

ка), получил хорошее риторическое образование и испытал большое

влияние матери-христианки. Августин был натурой впечатлительной

и тонкой, но вместе с тем порывистой и энергичной. Поначалу он

избрал для себя риторическое поприще и думал о карьере адвоката.

В молодости ему пришлось пережить увлечение манихейством (дуа-

листическим учением, напоминающим гностицизм). Со временем, од-

нако, внутренние перемены и внешние обстоятельства привели Авгу-

стина к христианству. В середине 80-х годов IV в. он слушал проповеди

Амвросия, не без влияния которого вскоре стал христианином. В Ме-

диолане и Риме Августин познакомился с некоторыми сочинениями

неоплатоников в переводе Мария Викторина. В 386-388 гг. появи-

лись его первые философские сочинения - <Против академиков>,

<О порядке> и др., - еще очень рассудочные и проникнутые уваже-

нием к античной мудрости. Вернувшись в Африку, Августин принял

сан священника, а с 395 г. до конца жизни был епископом приморско-

го города Гиппон.

Вероятно, самый универсальный представитель патристики, Авгус-

тин соединил высокие теологические интересы Востока с традиционным

вниманием Запада к человеческому индивидууму. Таким образом, в

его творчестве гармонически слились два "полюса" христианства, -

традиция Тертуллиана и традиция Оригена. При хорошем знании хри-

стианских авторов Августин был осведомлен в греческой философии

и особенно ценил платонизм. Далекий от строгого систематизма (в

отличие от Оригена, Григория Нисского и даже Мария Викторина),

Августин, тем не менее, подчинял все свои построения одной общей

идее - идее личности, взятой в абсолютном и конкретно-эмпиричес-

ком измерении. Основная интуиция его сочинений - восхождение

просветленной личности к Богу, "новый" человек в отношении к Творцу

и миру. Все богатство августиновских теорий можно условно разде-

лить на четыре группы.

Первая группа - философская теология, учение о тринитарной

структуре аосолютной личности как чистого Я (трактат <О Троице>).

Здесь заметно влияние неоплатонизма, особенно в рассуждениях о

субстанциальном единстве трех "персон" - Ипостасей Святой Трои-

цы (тринитарная формула Августина: "одна субстанция, или сущность,

три Лица" - напоминает формулу Каппадокийцев) и о просветлен-

ном восхождении души к Первоначалу, когда душа не только познает

себя, но и очищается. "Истина, - повторял Августин вслед за ап.

Павлом, - обитает во внутреннем человеке" (06 истинной религии

39, 72); здесь находит свое обоснование тезис о первенстве веры над

знанием. На эмпирически-психологическом уровне трансцендентное

единство являет себя как единство ума, памяти и воли в конкретном

человеке. Августин предвосхитил знаменитый тезис Декарта: "Я мыс-

лю, значит, я существую".

Вторая группа проблем - моральная личность и ее религиозно-

психологические характеристики. Эти проблемы привлекали Августи-

на более всего, и здесь его достижения особенно велики. Проблемати-

ка моральной личности рассматривается в диалоге <О свободном ре-

шении>, <Исповеди> (с которой начинается жанр психологической

автобиографии), комментариях на Послания ап. Павла и целом ряде

трактатов 20-х годов V в. Вместе с неоплатониками Августин понима-

ет зло как отсутствие блага и толкует его в чисто моральном смысле.

Бог не отвечает за мировое зло, единственным источником которого

является злая воля. Рационалистическая этика долга, разработанная в

диалоге <О свободном решении> и других ранних трактатах, сменяет-

ся у позднего Августина концепцией благодати и предопределения.

Адам, совершив грех по своей воле, стал смертным и утратил способ-

ность самостоятельно возвышаться к добру. Человечество, носитель

первородного греха, нуждается в помощи свыше для исполнения сво-

его долга. Борьба внутренних мотивов и поиски благодати описаны в

<Исповеди> - произведении высоких художественных достоинств и

уникальной для своего времени психологической глубины. Благодать

несоизмерима с человеческими заслугами; она дается на непостижи-

мых основаниях тому, кто избран и предопределен к спасению. Высшие

решения нельзя понять: в их справедливость можно только верить.

Эти мысли, воспринятые впоследствии Лютером, делают Августина

предшественником протестантской этики. А если мы учтем, что этика

протестантизма способствовала зарождению "духа" капитализма, нам

лучше будут понятны масштабы влияния Августина на европейскую

цивилизацию.

Третья группа проблем - теология и антропология в их истори-

ческом измерении. Путь к новому человечеству, эсхатология, учение

о церкви и государстве - предмет обширного трактата <О Граде

Божием>. Град земной и Град Небесный (тождественный Незримой

Церкви) - это символическое выражение двух видов "любви": эгои-

стической любви к себе и бескорыстной любви к Богу. Моральную

историю человечества Августин начинает с грехопадения Адама и рас-

сматривает как поступательное движение к нравственному совершен-

ству, в котором человек обретает "невозможность грешить". Так в

философский обиход вводится идея морального прогресса. Сообще-

ство праведных и будет тем Градом Божиим, который не от мира сего.

Реальные земные государства Августин признавал лишь родом необ-

ходимого зла. Цель истории свершается не на земле.

Наконец, четвертую группу проблем составляет то, что мы называ-

ем христианской герменевтикой. Здесь Августин развивает традицию

Александрийской школы, рассматривая текст Писания как совокуп-

ность "знаков", имеющих теологическое, историческое, моральное

значения. Способы их толкования - тема трактата <О христианском

учении>, обширных комментариев на книгу Бытия и трех заключитель-

ных книг <Исповеди>. К числу герменевтических средств Августин

относит и так называемые свободные науки: риторику, диалектику,

музыку, математику.

Августин создал целостное и завершенное (хотя и не очень строй-

но изложенное) учение, которое на тысячу лет стало образцом для

мыслителей Запада.

Из современников Августина должен быть упомянут многогран-

ный и плодовитый писатель Иероним Стридонский (ок. 340-420).

Иероним составил обширные комментарии почти на все Писание, опи-

раясь в основном на труды Оригена (многие из которых он перевел на

латинский язык). Перу Иеронима принадлежат многочисленные по-

лемические трактаты, в которых опровергаются различные ереси. Ос-

новные достижения Иеронима - исторический труд об отцах церкви

первых четырех веков (<О знаменитых мужах>) и перевод Писания

на латынь - так называемая Вульгата, - признанный Западной цер-

ковью образцовым.

Глава IV. ПОЗДНЯЯ ПАТРИСТИКА (конец V-VIII вв.)

Этот период не принес крупных новаций. Основные интересы кон-

центрируются в области систематизаторства и комментаторства. Влия-

ние неоплатонизма и мистические тенденции (особенно на Востоке)

усиливаются, но при этом все заметнее начинает проявляться влияние

аристотелизма. Христианское философствование понемногу начинает

приобретать переходные к схоластике формы.

ГРЕЧЕСКАЯ ПАТРИСТИКА

Христологические споры (полемика о соотношении двух природ

во Христе сначала с несторианами, а затем с монофизитами) не оказа-

ли столь заметного влияния на философское содержание патристики,

как предшествовавшие им тринитарные формы. Тем не менее христо-

логическая проблематика, остававшаяся в центре внимания еще доб-

рые два века после третьего Эфесского и четвертого Халкедонского

Вселенских соборов, в известной мере способствовала развитию хри-

стианской антропологии. В этой связи могут быть упомянуты епископы

Кирилл Александрийский (ум. 444) и ФеодоритКиррский (ум. после

458). В то же время сочинения многих авторов этой эпохи, не выделя-

ясь особой оригинальностью, представляют собой ту среду, где элементы

неоплатонизма и аристотелизма органически сочетаются с элементами

христианской догматики. Довольно упомянуть авторов конца V -

начала VI вв. Прокопия и Энея из Газы, Захария Митиленского,

известного грамматика и комментатора Аристотеля Иоанна Филопона,

крупного полемиста Леонтия Византийского, испытавшего влияние

Аристотеля и Оригена.

Высшую степень синтеза неоплатонических и христианских элемен-

тов являет группа трактатов рубежа Via. (<О божественных именах>,

<О мистической теологии>, <О небесной иерархии>, <О церковной

иерархии>), дошедших под именем Дионисия Ареопагита (историчес-

ки известный Дионисий Ареопагит был обращен в христианство ап.

Павлом и считался первым епископом Афинским). Вопрос об авторст-

ве остается открытым; наиболее вероятным автором с недавних пор

считается богослов V в. Петр И вер, грузин по происхождению.





Дата публикования: 2015-07-22; Прочитано: 199 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.05 с)...