Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
Схоластическая философия, или схоластика, является системой
религиозной философии. Ее часто называют христианской фило-
софией средневековья. Уже сами словосочетания: религиозная филосо-
фия, христианская философия, - порождают ряд вопросов. Филосо-
фия, в частности античная философия, - это дитя свободной, не стес-
ненной внешними предписаниями мысли; философия ничего не прини-
мает на веру, подвергая каждое положение суду разума. Религия же
обращается скорее не к уму, а к сердцу человека, апеллируя к неизре-
ченной тайне. Круг представлений и образов религиозного сознания
очерчен раз и навсегда - Священным Писанием, религиозными
догматами, церковным преданием, символикой богослужения. Каждый
верующий усваивает эти представления не с целью их проанализиро-
вать, проверить их истинность или логическую совместимость. Он отно-
сится к ним совсем по-иному, чем к чувственным и понятийным образ-
ам, с которыми он оперирует в повседневной жизни или в процессе
познавательной деятельности. Верующий использует их не в качестве
инструментов разума, а для поддержания и укрепления веры.
Поэтому, на первый взгляд, для того чтобы стать религиозной,
философия, видимо, должна совершить некий акт насилия над собой:
добровольно ограничить свободу своих исследований, приняв в качес-
тве необсуждаемых постулатов основные положения религиозной док-
трины. Нередко основную задачу философии средневековья видят имен-
но в согласовании истин разума (в средние века под истинами разума
понимались, как правило, положения, обоснованные в философских
учениях Платона и Аристотеля) с истинами веры, т.е. изречениями
Священного Писания и формулами Вселенских Соборов. Повод к та-
кому истолкованию схоластической философии дали сами средневе-
ковые мыслители. Проблема согласования утверждений античных ав-
торов, обладавших почти непререкаемым философским авторитетом в
глазах схоластов, с абсолютно авторитетными положениями христи-
анского вероучения была в центре внимания великих мыслителей запад-
ного средневековья: Ансельма Кентерберийского, Абеляра, Бонавен-
туры, Фомы Аквинского, Дунса Скота и др. Но схоластика решала не
только задачу внешнего согласования философских и религиозных
текстов. Главная ее задача состояла в другом.
Схоластическая философия средневековья опирается не только на
текст Священного Писания, но и на непосредственное видение реаль-
ности, открывающейся взору человека, для которого путь веры состав-
ляет главное содержание и смысл его жизни. При этом схоластичес-
кая философия пытается выразить и концептуально осмыслить опыт
постижения Бога и мира, приобретаемый на самых высоких ступенях
духовного совершенствования. Недаром среди наиболее выдающихся
представителей средневековой философии мы найдем людей, впослед-
ствии причисленных католической церковью к лику святых, - Ансель-
ма Кентерберийского, Бонавентуру, Фому Аквинского, т.е. людей,
реализовавших на практике принципы христианской жизни. Напря-
женный поиск рационального выражения духовного опыта определя-
ет своеобразие схоластики как одной из форм религиозной философии,
отличающейся от философии нерелигиозного типа особым предметом
исследования, а от современной религиозной философии - уверен-
ностью в возможности рационального постижения веры.
Мир религиозного опыта
Поскольку жизнеощущение и мировосприятие нерелигиозного чело-
века значительно отличаются от переживаний, образов, мыслей и
чувств, составляющих содержание религиозного сознания, то, чтобы
приоткрыть дверь в мир религиозной философии средневековья,
необходимо прежде всего уяснить исходные постулаты религиозного
сознания, выявить предпосылки, лежащие в основании религиозного
опыта, которые обычно принимаются верующими как нечто самоочевид-
ное, не подлежащее обсуждению, но скрытые, непонятные для сто-
роннего наблюдателя. Эти предпосылки в религиозной жизни играют
роль, аналогичную той, которую исполняют аксиомы при построении
научной теории. Пока не введены аксиомы, пока не научились извле-
кать из них следствия, до тех пор ни о какой научной дисциплине как
о связной, целостной системе знания говорить невозможно. Подобным
же образом принятие "аксиом" веры является условием порождения
целостного мира религиозного опыта. Но между научными аксиомами
и аксиомами веры есть и существенное различие: если для понимания
и оперирования с аксиомами научного знания достаточно воспользо-
ваться одной из многих способностей, присущих человеку, а именно,
мышлением, то усвоение религиозных аксиом возможно лишь при
условии совместного и согласованного функционирования всех без
исключения способностей - интеллектуальных, душевных (эмоцио-
нально-психологических), телесных. Опыт веры недостижим, пока че-
ловек не обратится к Богу, говоря словами Евангелия, всем сердцем,
всей душою, всем разумением своим (Матф. 22, 37; Марк 12, 30;
Лук. 10,27).
Человек из глубины души должен воззвать к Богу, чтобы состоял-
ся первичный акт Богопознания, акт молитвы. Его осуществление оз-
начает начало религиозной жизни, которая отличается от обычной,
мирской жизни совершенно особым состоянием ума, души и тела. Лю-
бая "мирская" деятельность, будь то повседневно-практическая,
научная, художественная или какая-либо иная, базируется на опреде-
ленной совокупности актов (операций), часть из которых осваивается
как бы сама собой начиная с детского возраста, а другие требуют
специального обучения. Но в основе любого вида "мирской" деятель-
ности всегда лежат очень простые операции, овладеть которыми мо-
жет любой человек со средними способностями. Освоив их, например
научившись складывать, вычитать, делить и умножать, человек вхо-
дит в мир, состоящий из тех "вещей", к которым применимы эти опе-
рации, в данном случае - в мир чисел. Пока же не освоены эти опе-
рации, для человека не существует таких объектов, как числа, он их
не "видит", и ему невозможно объяснить, что они собой представля-
ют. Насколько далеко ему удастся продвинуться в постижении этих
объектов, зависит от его способностей: памяти, склонности к логичес-
кому мышлению и т.п. Нона первую ступень математического зна-
ния он уже взошел в момент, когда выучил таблицу умножения и
научился ею пользоваться.
Фундаментальные акты познания и действия, открывающие дос-
туп в мир, внутри которого человек реально живет и действует, - не
в мир объектов, существующих независимо от него (с такими объекта-
ми фактически никто никогда не имеет дела), а в мир, находящийся в
определенном отношении к нему, увиденный под определенным углом
зрения в результате осуществления определенных познавательных ак-
тов, - как правило, просты и легко выполнимы. Фундаментальный
акт религиозного познания, акт молитвы, гораздо более сложен и тру-
ден. Ради его совершенного выполнения первые христианские подвиж-
ники уходили в пустыню. Для большинства верующих молитвенное
состояние высочайшей степени интенсивности, в котором пребывают
достигшие полноты духовно-религиозной жизни, является идеалом,
реализовать который им не по силам; но и любая, даже несовершен-
ная молитва требует уединения и полной сосредоточенности. Необыч-
ность этого состояния в том, что человек весь, целиком устремлен к
тому, что является для него самым главным, самым дорогим и желан-
ным, но предмет, к которому он стремится и которого домогается,
есть... ничто. Ничто в том смысле, что этот "предмет" не может быть
найден ни среди вещей мира, воспринимаемого посредством органов
чувств, ни среди мысленных объектов, постигаемых посредством ума.
В обычном состоянии человек имеет дело с объектами и образами вооб-
ражения, доступными чувственному созерцанию или умосозерцанию.
Обычная жизнь - это жизнь, протекающая в условиях определенной
установки сознания, жизнь, предполагающая определенное психофи-
зическое состояние человека, когда все его внимание приковано к об-
разам, возникающим в его сознании в результате чувственного вос-
приятия и мышления. Что бы ни происходило с ним самим, все собы-
тия окружающего мира человек фиксирует с помощью таких образов.
Человек привык жить, устремляясь к тому, что предносится его
сознанию как некий образ; его жизнь не сводится к образам, но любые
другие аспекты его жизнедеятельности, иные его способности (эмо-
циональные, волевые, различения добра и зла, сосредоточения) про-
являются и функционируют в теснейшей взаимосвязи со способно-
стью представления: если человек не усматривает (глазами или умом),
к чему он должен устремиться, он, как правило, остается в бездейст-
вии. И вот, наперекор привычке жить и действовать в мире образов,
человек в акте молитвы обращается - не только и не столько слова-
ми, но и всем существом своим - к Богу, пребывающему за гранью
этого, т.е. видимого, слышимого, умосозерцаемого мира, обращается
в состоянии предельной сосредоточенности, так, что исчезает весь этот
мир, не имеющий в данный момент никакой ценности, значимости для
человека по сравнению с Творцом, исчезает и сам человек как живу-
щий в этом мире, постоянно вынужденный заботиться о себе, реагиро-
вать на происходящее, строить планы на будущее, как существо, обла-
дающее чувством самосохранения, томимое страхами и надеждами.
Он отрекается в этот момент от самого себя, от мира, в котором жи-
вет, всецело устремляясь к неведомому, непостижимому Богу, говоря:
"Да будет воля Твоя". Чтобы искренне обратиться к Богу всем серд-
цем, всей душой, всем разумением своим (акт молитвы состоится только
в случае искреннего обращения к Богу), человек должен поверить в
Бога, поверить, что он существует, несмотря на то что его невозможно
найти среди вещей, находящихся в пространстве и времени, поверить
не просто в его существование, а в то, что Бог является главной опорой
его собственного существования, центром и источником жизни.
Причина, по которой для многих людей религиозно-духовное изме-
рение человеческого бытия остается скрытым и недоступным, кроется
в очевидной противоречивости (для обычного сознания) требований,
которые необходимо выполнить, чтобы войти в это измерение бытия.
Для этого необходимо признать в качестве самой главной, единствен-
но значимой ценности факт общения с Неведомым, который на самом
деле не является для меня фактом, оборвав все нити, привязывающие
меня к тем ценностям, которые мне хорошо известны, дороги, которые
до настоящего момента составляли все содержание моей жизни: обще-
ние с людьми, стремление завоевать их уважение, достижение успеха
в любимом деле, забота о материальном благополучии и т.п. Человечес-
кая жизнь определяется стремлениями, которые суть всегда стремле-
ния к чему-то, к каким-то целям. Структура человеческой личности,
ее самосознание и способ видения окружающего мира формируются в
"силовом поле" сознательных и бессознательных стремлений; чело-
век, как правило, отождествляет свое "я" с набором доминирующих
устремлений, - в соответствии с ними он реагирует на внешние воздей-
ствия и строит определенную линию поведения. Набор доминирую-
щих устремлений представляет собой "сито", позволяющее просеи-
вать массу поступающих извне сигналов, сортировать их на важные и
неважные, давать оценку полученной информации и принимать реше-
ние о том, как следует реагировать на то или иное событие. Без этого
"сита", играющего одновременно роль "системы координат", человек
просто захлебнулся бы в потоке информационных воздействий. Поле
жизненных устремлений образует своего рода эмоционально-информа-
ционный скелет жизнедеятельности, позволяющий приобретать и нара-
щивать плоть жизненного опыта, который, как и всякий скелет, дол-
жен обладать достаточной жесткостью и прочностью и сопротивляться
воздействиям, направленным на его изменение. Изменение поля жиз-
ненных устремлений означает изменение способа ориентации в мире,
трансформацию структуры внутреннего мира человеческой личности.
Поэтому осуществление религиозного акта равносильно перевороту в
самосознании и мироощущении человека: последний должен вырвать-
ся из "силового поля" привязанностей и стремлений, в котором он
привык жить, отказаться быть и сознавать себя тем "я", чья жизнен-
ная траектория сформировалась в этом "силовом поле", и шагнуть -
куда? - он в данный момент не имеет никакого представления.
И только после того, как он шагнет в Неведомое, ему, если он
решителен, терпелив и настойчив, откроется, как свидетельствуют мно-
гие тысячи очевидцев в истории христианства (и других религий),
новая реальность, он получит удостоверение, что за пределами види-
мого мира действительно есть нечто невидимое и неизреченное, но
имеющее непосредственное отношение к его собственному существова-
нию. Соприкосновение с трансцендентной Реальностью, как утвер-
ждают люди, пережившие это состояние, оказывает целительное воз-
действие на человека: дарует ясность и чистоту его сознанию, живит
душу и наполняет ее радостью бытия. Такое воздействие в христиан-
ской традиции называется благодатью. Благодать - это способ непо-
средственного переживания и осознания реальности, предстоящей чело-
веку в религиозно-духовной сфере его существования. В зависимости
от степени продвижения по пути богопознания человеку дается дар
благодати разной степени интенсивности. На высших ступенях духов-
ного совершенствования происходит освобождение от тирании стра-
стей и интересов, присущих малому "я", из чувства самосохранения
вынужденного отстаивать свое место под солнцем и прагматически
относиться к людям и другим живым существам; чувство любви, пере-
полняющее человека в момент непосредственного общения с тем, что
предстает как средоточие жизни, радости, совершенства, становится
определяющим в "поле жизненных устремлений". Структура сознания,
душевно-духовной жизни претерпевает радикальную трансформацию.
У человека как бы открывается новый орган восприятия, "духовное
око"; что именно усматривается с его помощью, о том повествуют
немногие, достигшие духовного совершенства в итоге овладения труд-
ным искусством религиозной аскезы и удостоившиеся высшей награ-
ды за свои труды - полноты Богосозерцания и Богообщения. Одни
описали это в своих собственных сочинениях, устные рассказы других
сохранены для потомков их учениками и последователями. В качестве
примера можно упомянуть живших в разное время и почитаемых хри-
стианской церковью как святых Макария Великого, Симеона Нового
Богослова, Франциска Ассизского, Серафима Саровского, в XX в. -
старца Силуана.
Трудности рационального выражения духовного опыта
Для людей, имеющих опыт пребывания в обоих мирах, знакомых
как с этой, так и с иной реальностью, становится жизненно необходи-
мым определить свое отношение к каждой из них, установить, каково
их взаимоотношение. Но при переходе от реального осуществления
акта веры к его осмыслению средствами мыслительно-познавательной
деятельности, при построении общей картины мира, включающей чело-
века в всем многообразии его жизнепроявлений, одним из которых
является акт веры, возникает препятствие, которое очень трудно, а
может быть, и в принципе невозможно устранить. Реализуя акт веры,
человек перемещается в реальность, совершенно отличную от мира, в
котором он обычно живет. В "силовом поле" этой реальности ясно
выделяются два момента - его собственное "я" и Бог, - все осталь-
ное, если и попадает в поле его зрения, отступает на задний план,
находится на периферии сознания. В этот момент он не видит и не
хочет видеть ничего, кроме Бога. Он весь устремлен к Богу, но уст-
ремлен не так, как устремляются к объекту познания. Не только мир,
но и Бог в религиозном акте не выступает как предмет объективного
знания. Ооъект знания находится вне субъекта, который рассматри-
вает его с позиции внешнего наблюдателя, сравнивая и сопоставляя с
другими объектами, выделяя в них отдельные характеристики с це-
лью их анализа, классификации и логической обработки, фиксируя
результаты аналитической деятельности в языке. Если субъект займет
интеллектуально-познавательную позицию по отношению к Богу, акт
веры не состоится: ему противопоказана объективистско-рационали-
стическая установка сознания. При познании объектов внешнего мира
человек отстраненно взирает на предмет познания; от последнего не
зависят его жизнь и смерть, поэтому он может его спокойно созерцать,
может дистанцироваться от него, переходя от созерцания целого к
анализу частей, к другим объектам, с которыми тот находится в соот-
ношении. Отсутствие потребности в постоянном, ежемгновенном при-
сутствии предмета, отсутствие связи, накрепко привязывающей к нему
и не дающей возможности отойти и оглянуться вокруг, препятствую-
щей свободному, незаинтересованному созерцанию, которое само изби-
рает, на что в данный момент направить свой взор, а что следует
исключить из поля зрения, - это обязательная предпосылка объек-
тивного познания, т.е. экзистенциального акта, в результате которого
человек осознает себя живущим в мире объектов. Отношение к Богу
во многих религиозных традициях недаром уподобляется отношению
к возлюбленному: душа верующего, согласно метафоре, широко рас-
пространенной в христианской литературе, преисполнена любви к Бо-
гу, живет ожиданием встречи с Ним, томится и тоскует, не видя Его,
подобно невесте в ожидании жениха. Душа, взывающая к Богу, живет
в ослеплении любви, неспособная отойти и посмотреть со стороны на
того, без кого не может жить. Очевидно, что ни о каком рациональном
познании в этот момент не может быть и речи; если слова здесь и
возможны, то они слагаются в гимны Красоте, Совершенству, Высше-
му Благу. Объективно-рассудочному знанию нет и не может быть мес-
та в душе, приносящей всю себя в жертву Богу, сгорающей в огне
жертвенной любви; реальность, внутри которой живет человек в та-
ком состоянии, радикально отличается от преднаходимой им в акте
рационального познания, она не только непознаваема в обычном смысле
слова, но и невыразима.
Духовная реальность, постигаемая в религиозном опыте, и реаль-
ность мира ооъектов, в который тотчас попадает человек, осуществ-
ляющий акт рационального познания, несовместимы друг с другом,
так как нельзя находиться в обоих мирах одновременно: наличие по-
знавательной установки означает невозможность принесения всего себя
целиком, включая познавательную способность, в жертву Богу, как
это предполагается в акте веры, и наоборот. Духовный мир и мир
объектов в одинаковой степени реальны; каждый из них непосредст-
венно осознается любым человеком как нечто самоочевидное и не тре-
бующее доказательств при условии, что человек в соответствующем
состоянии. Но поскольку нельзя находиться в обоих состояниях одно-
временно, то пребывание в одном мире фактически ведет к отрицанию
в данный момент реальности другого мира. Взаимоисключающий харак-
тер двух типов реальности давал повод на протяжении всей истории
культуры ставить под сомнение существование одной из них: либо
мир объектов квалифицировался как мир неподлинный, иллюзорный,
либо, наоборот, признавался единственно реальным.
На первый взгляд может показаться, что религиозная практика
опровергает только что сформулированный тезис о взаимоисключающем
характере двух типов опыта. Так, например, в Библии, как и в священ-
ных книгах других религий, изложение истин веры, указывающих
путь в мир религиозно-духовного опыта, переплетается со сведениями
исторического, социально-психологического и "естественнонаучного" ха-
рактера. В Священном Писании представлены фрагменты разных "жиз-
ненных миров", различных измерений человеческого существования.
Но разве цель Писания заключается в том, чтобы постичь своеобразие
каждого из них? Безусловно, нет. Его задача - используя все средства,
в том числе и представления о мире, исторических событиях и т.п.,
ввести человека в одно из этих измерений. Характерно, что в Новом
Завете вообще нет учения о мире; в нем формулируются (в виде запове-
дей, притч, иносказаний) предписания, руководствуясь которыми чело-
век достигает духовного состояния, позволяющего ему войти в Царство
Небесное. И духовные книги, и ритуал церковного богослужения по-
могают ему в этом; они как бы перебрасывают мостик, позволяющий
верующему переместиться из мира объектов в мир духовного опыта.
Но даже человек, подвизающийся на путях веры, в моменты, ко-
гда он не осуществляет религиозный акт, продолжает жить в обычном,
рационально-постижимом мире, не говоря уже о людях, для которых
иной реальности, помимо "этого" мира, попросту нет. Поэтому неиз-
бежно должен возникнуть вопрос о связи и соотношении двух миров,
двух типов реальности. По существу это философская проблема: на-
ходясь внутри сферы духовного опыта или объективно-рационального
познания, человек просто живет в соответствующей реальности, и аль-
тернативного мира для него не существует. Эта проблема является
главной проблемой религиозной философии.
Построить модель их взаимоотношения невозможно, находясь внут-
ри сферы религиозного опыта; это можно сделать только средствами
рационального познания. Внутри рационального познания нет места
вере как экзистенциальному акту, но характерная черта рационально-
го знания состоит именно в том, что его предметом может быть все,
что угодно, поскольку оно позволяет создать (рациональный) образ
любого явления, доступный обсуждению и концептуальному анализу.
Очевидно, что эта задача может быть выполнена с привлечением
различных концептуальных средств и в принципе не имеет единствен-
ного решения. Одна и та же духовная реальность может отображаться
с помощью моделей, весьма отличающихся друг от друга, может по-
разному вписываться в рациональную картину мира. Нет и не может
быть однозначной связи между сферой духовного опыта, недосягае-
мой для непосредственного усмотрения при рациональной установке
сознания, и понятийно структурированной картиной мироздания. Мож-
но быть христианином и видеть этот мир иначе, чем он описан в Биб-
лии, можно рассматривать его сквозь призму других концептуальных
структур, чем те, что были использованы при создании "естественнои-
сторической" концепции Священного Писания. Но отсутствие прямой
и однозначной связи между двумя мирами - миром рационального
знания и миром религиозного опыта - было осознано и осмыслено
лишь в результате долгого и трудного исторического развития. Только
после многовековых усилий доказать приоритет либо веры над разумом,
либо разума над верой человечество постепенно приходит к осозна-
нию важности и необходимости двух взаимодополняющих измерений
человеческого существования.
Глава 1. СООТНОШЕНИЕ ВЕРЫ И РАЗУМА:
Дата публикования: 2015-07-22; Прочитано: 382 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!