Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

У истоков диалектики



В движении идеи материального первоначала внутренне уже заклю-

чена диалектика. Но должно было пройти некоторое время, чтобы

она была замечена, выявлена и превращена в самостоятельный объект

размышлений. И здесь опять проявился гений Анаксимандра. Он на-

мечает ту линию рассуждений о первоначале, которая, как уже от-

мечалось, в дальнейшем разовьется в важнейшую концепцию перво-

начального философствования, а именно, в античную диалектику, в

частности в учение о единстве и борьбе противоположностей. У антич-

ной диалектики как более или менее цельной концепции есть своего

рода предыстория - когда диалектические идеи еще не сложились,

но уже забрезжили на философском горизонте.

Анаксимандр, как мы видели, сопоставляет первоначало в его чис-

то материальном облике, например воду и огонь: он рассматривает

разные стихии, разные виды существования материального, скажем,

твердое и жидкое, сухое и влажное. И рассуждает так: ни одно из них

не может быть отделено от другого, ни одно не может быть возвышено

над другим, потому что одно из другого рождается. Материальные

состояния родственны, равноправны, и именно поэтому из одного может

возникнуть другое: сухое может увлажниться, влажное - высохнуть,

холодное - стать горячим, горячее - остынуть. Иными словами,

наблюдаются взаимопереходы между материальными состояниями, их

взаимосвязи, которые в свою очередь неоднородны: среди них есть

взаимодействия, которые ум человеческий отнюдь не случайно выде-

ляет для более пристального рассмотрения. И тут намечаются суще-

ственные различия между дофилософской и ранней философской

диалектикой, даже если последняя выступает в своей зародышевой

форме. Не обязательно быть философом, чтобы заметить изменчивость

вещей, взаимопереходы состояний. Что сухое увлажняется, горячее

охлаждается, люди наблюдают уже в повседневном опыте. Философы

же показывают - и как раз благодаря идее первоначала, что проти-

воположные состояния чем-то объясняются, что они как бы сосре-

доточены в едином и из единого основания "выделяются". А единое не

тождественно ни той, ни другой противоположности. Значит, если

первооснова - апейрон, то именно апейрон дает начало рождению и

гибели, "из" алейрона "происходят" эти и другие противоположно-

сти. Так философия движется к важнейшей из своих идей - идее

единства и противостояния противоположностей, идее, которую

Гегель позднее назовет проблемой "основания" противоположностей.

Аристотель отмечает: "...противоположности [изначально] наличны в

Одном и выделяются из него, как говорит Анаксимандр" (16; 121).

Или свидетельство Симпликия, не избежавшего терминологической

модернизации: "Так, Анаксимандр говорит, что противоположности,

соДержащиеся-в-наличии в субстратном бесконечном теле... выделяются

[из него], первым назвав субстрат началом... Противоположности же

суть: горячее, холодное, сухое, влажное и др." (Там же). Эта идея

приобретает у Анаксимандра, по свидетельству Псевдо-Плутарха, кос-

могонический характер - с ее помощью философ стремится объяс-

нить рождение мира. Анаксимандр говорил, свидетельствует Псевдо-

Плутарх, что "при возникновении этого космоса из вечного [?] выде-

лилось нечто чреватое... горячим и холодным, а затем сфера пламени

обросла вокруг окружающего Землю аэра [холодного тумана], словно

кора вокруг дерева. Когда же она оторвалась и была заключена внутрь

неких кругов, возникли Солнце, Луна и звезды" (10; 118). Вот он, но-

вый тип космогонической гипотезы - гипотезы философской, где роль

рождающегося первоначала играет апейрон, а роль силы, побуждаю-

щей к рождению стихий и воплощающейся в них, - выделяющиеся

"из" апейрона противоположности.

Мысли, идеи Анаксимандра логично вытекают из того, что было

сказано Фалесом, и переливаются в то, что будет сказано уже его

последователями, например, Анаксименом или Гераклитом.

Анаксимен одновременно и последователь Фалеса, и продолжа-

тель линии Анаксимандра. И ему представляется, что можно найти

такое первоначало, которое будет отвечать и идее Фалеса, и тем тре-

бованиям, кои выдвинул Анаксимандр: он считает началом воздух и

бесконечное (Touicelpov). Первоначалом - таков, по существу, логичес-

кий путь мысли Анаксимена - должна стать самая бескачественная

из материальных стихий (не обладающая всеми теми заметными и

определенными качествами, которыми обладает, например, вода). А все

же это должно быть качественное первоначало, которое человек спо-

собен так или иначе видеть, ощущать. Значит, делает вывод Анакси-

мен, первоначалом должен стать Воздух как стихия природы. Воздух,

как он полагал, более обширное, более "беспредельное" начало, чем

вода. И в самом деле, ограниченность водных пространств, возмож-

ность высыхания каких-то тел - все это заметно невооруженному

взгляду. Воздух же трудно увидеть, он - стихия, которая не имеет

цвета, лишена обычных "телесных" качеств. Как правильно отмечают

некоторые интерпретаторы, воздух у Анаксимена не был ни газом, ни

вообще чем-то таким, что может на наших глазах изменять свои качес-

твенные состояния. Речь шла скорее о воздухе - "образе" всеобщей

стихии. Слово "воздух" наполнялось у Анаксимена все более симво-

личным, обобщенным, абстрактным содержанием. Но последний шаг

в сторону первоначала, подобного апейрону, мыслитель не готов был

сделать. Поэтому Анаксимен - философ, во времени следовавший за

Анаксимандром, - логически может быть скорее поставлен на проме-

жуточную ступень между Фалесом и Анаксимандром.

Качественно новый шаг в философии суждено было сделать выдаю-

щемуся мыслителю древности - Гераклиту из Эфеса. Его по праву

можно причислить к создателям первоначальной формы философской

диалектики.





Дата публикования: 2015-07-22; Прочитано: 154 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.009 с)...