Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Антифонт



• Существуют законы естественные, предписанные природой и законы искусственные, предписанные государством.

Справедливость [заключается в том, чтобы] не нарушать законы государства, в котором состоишь гражданином. Так, человек будет извлекать для себя наибольше пользы если он в присутствии свидетелей станет соблюдать законы, высоко их чтя, оставаясь же наедине, без свидетелей, [будет следовать] законам природы. Ибо предписания законов произвольны (искусственны){как соглашение, договор между людьми}, [веления же] природы необходимы {как врожденные начала}... кто нарушает {государственные} законы, если это остается тайным от [остальных] участников соглашения, свободен от позора и наказания; если же [его противозаконный поступок] открывается, то его постигнет позор и кара. Но если кто-нибудь попытается насильственно нарушить что-нибудь из коренящихся в самой природе [требований], идя против [естественной возможности], то, если это и остается скрытым от всех людей, бедствие [от этого для него самого] будет ничуть не меньшим и нисколько не большим, чем в том случае, если это все увидят. Ибо [в этом случае] вред причиняется не вследствие мнения [людей], но по истине....

• Тех, которые происходят от знатных родителей, мы уважаем и чтим, тех же, которые не из знатного дома, мы не уважаем и не почитаем. В этом мы поступаем по отношению друг к другу как варвары, потому что по природе мы все во всех отношениях равны, притом [одинаково] и варвары, и эллины. [Здесь] уместно обратить внимание на то, что у всех людей нужды от природы одинаковы... И в самом деле, мы все [одинаково] дышим воздухом – через рот и нос и едим мы все [одинаково] – при помощи рук.

Критий

• Главная польза богов в том, что они следят за прегрешениями людей. Древние законодатели специально сочинили бога в качестве надсмотрщика за поступками людей. Ведь от его всевидящего ока и всеслышащих ушей нельзя утаить никакого проступка.

Левкипп (ок. 500-440 гг. до н.э.) – Демокрит (ок. 460-370 гг. до н.э.)

Биографические сведения о Левкиппе весьма скудны (считалось даже, что имя "Левкипп" является псевдонимом юного Демокрита). Не исключено, что Левкипп ограничивался лишь устным изложением своего учения. Ему, однако, приписывается авторство сочинений "Великий диакосмос" и "Об уме". Левкипп впервые выдвинул атомистическое учение, которое развил его ученик Демокрит. Фрагменты, приписываемые непосредственно Левкиппу, свидетельствуют о том, что в отличие от учения Демокрита его метод более умозрителен, а круг рассматриваемых вопросов более ограничен.

В отличие от Гераклита, которого называли "плачущим философом", Демокрит известен как "смеющийся философ". По словам Сенеки, смех Демокрита был вызван несерьезностью всего того, что люди делают вполне серьезно. Основное сочинение Демокрита – "Малый диакосмос". Всего Диоген Лаэрский насчитывает 70 подлинных сочинений Демокрита, которые были утеряны в 3 – 4 вв. до н.э. Сохранилось лишь незначительное число отрывков, а так же имеется много свидетельств античных авторов. В сочинениях Демокрита рассматривались различные вопросы этики, логики, теории познания, математики, астрономии, физики, биологии, техники, литературы, поэтики, эстетики, языкознания и ряда других областей научного знания.

Сочинения Левкиппа и Демокрита уже в 4 в. до н.э. были объединены и позднее названы "Corpus Democriteum".

• Если твердые тела могут сокращаться в своем объеме, значит, они состоят из частиц, между которыми имеется пустое пространство, иначе как они могли уменьшиться в объеме.

"Первоначала" - полное (плотное) [- бытие] и пустое (редкое) [-небытие]. Причем бытие нисколько не более существует, чем небытие, так как пустота не менее реальна, чем тело. Пустота (небытие) – есть место в котором находится бытие. Пустота беспредельна по величине. Сущее в собственном смысле – абсолютно полное бытие.

Бытие состоит из атомов ("атомос" - гр. "неделимое"). Атом – это наимельчайшие (настолько, что наше ощущение не в состоянии их воспринять), бесконечные по числу, форме и шереховатости, твердые, неделимые (не состоящие еще из чего-то другого), не имеющие внутренних качеств и не изменяющиеся при своем соединении частицы.

Должно отвергнуть возможность деления на меньшие части до бесконечности, чтобы нам не сделать все существующее лишенной всякой силы и чтобы не быть принужденными в наших понятиях о сложных телах остаться без реальности, распыляя ее в ничто. А то, что число атомов и их форм бесконечно - "по причине, что оно нисколько не больше такое, чем иное" (т.е. коль существует бесконечное число форм тел, то существует и бесконечное число форм атомов из которых и состоят эти тела и только считая, что число атомов бесконечно, можно всему дать разумное объяснение).

Атомы беспорядочно носятся вихревым движением в пустом пространстве, в котором вовсе нет ни верха, ни низа, ни середины, ни конца, ни края, во всех направлениях, сталкиваются, сцепляются друг с другом, образуя (рождая) различные тела, воспринимаемые нашими органами чувств или расторгаются (расплетаются). Причем ни один из атомов не нагревается, не охлаждается, равным образом не делается ни сухим, ни влажным и тем более не становится ни белым, ни черным и вообще не принимает никакого иного качества вследствие [полного] отсутствия свого изменения из-за своей твердости.

"... следует думать, что атомы не обладают никаким свойством предметов, доступных чувственному восприятию, кроме формы, веса, величины и всех тех свойств, которые по необходимости соединены с формой. Ибо всякое свойство изменяется, а атомы нисколько не изменяются, потому что при разложениях сложений сложных предметов должно оставаться нечто твердое и неразложимое, что произвело бы перемены... посредством перемещений некоторых частиц, и прихода и отхода некоторых".

Атомы постигаются только разумом т.к. они находятся на довещественном и дочувственном уровне бытия и вследствие их малости.

Тела различаются между собой по форме ("очертанием"), порядком ("соприкасанием") и положением ("поворотом") сочетания атомов.

• Каждому вкусу соответствует своя форма. Так: сладкому – круглая и наибольшая по величине; кислому же - большая шереховатая, многоугольная и некруглая; острый [вкус]- соответственно его названию – острая [по составляющим его атомам], угловатая, согнутая, узкая и кривая; соленый [вкус] – угловатая, большая, согнутая и равнобедренная; горький - круглая, гладкая, имеющая кривизну, малая по величине; жирный – узкая, круглая, малая.

• Ни одно тело (вещь) не возникает беспричинно (случайно), все возникает на каком-нибудь основании и в силу необходимости, которой является возникшее само собой вихревое движение (вихрь (ананке)).

"Люди измыслили идол (образ) случая, чтобы пользоваться им как предлогом, прикрывающим их собственную нерассудительность. Ибо редко случай оказывает сопротивление разуму, чаще же всего в жизни мудрая проницательность направляет [к достижению поставленной цели]".

• Видение возникает от отражения. А именно, отражение не прямо возникает в зрачке, но воздух, лежащий между глазом и видимым [предметом], получает отпечаток, сдавливаясь видимым и видящим. Дело в том, что от всего всегда происходит некоторое истечение. Затем воздух, став плотным и приняв иной цвет, отражается во влажной [части] глаз. Плотное не принимает [отражения], влажное же пропускает [его]. Поэтому влажные глаза для зрения лучше сухих. Если бы внешняя оболочка [глаза] была возможно более тонкой и возможно более плотной, внутренние же [части глаза] – как можно более мягкими, не заключающими в себе плотного и твердого мяса, но наполненными густой и тучной жидкостью, и жилки глаз были бы прямые и сухие, [тогда лучше всего происходил бы в глазах процесс] принимания форм, подобных отпечаткам [воздуха]. Дело в том, что каждая [вещь] наиболее познает вещи, однородные с нею.

Все предметы постоянно испускают свои собственные изображения, которые беспрепятственно проходят через окружающий воздух и проникают в душу через поры, находящиеся в органах чувств. Причем предмет отбрасывает изображение лишь со своей наружной поверхности, притом само это изображение несовершенно и неявственно. Вообще то, что отбрасывается предметом, никогда не бывает его точным изображением: получается только изображение внешней формы предмета, подвергающееся притом различным изменениям в процессе перехода его в сознание.

Слух же возникает так: попадая в пустоту, воздух совершает движение: помимо того что он одинаково входит во все тело, он особенно наиболее [проникает] в уши, так как [здесь] он проходит через наибольшую пустоту и менее всего задерживается. Поэтому звук не ощущается в остальном теле, но только здесь, [в ушах]. Когда же [звук] возникает внутри, то [он тотчас] рассеивается вследствие быстроты [cвоего движения]. Ибо звук бывает, когда воздух сгущается и с силой входит [в уши].

"[Лишь] в общем мнении существует цвет, в мнении – сладкое, в мнении – горькое, в действительности же [существуют только] атомы и пустота". "Сладость существует лишь как форма, как нечто внешнее, так же точно, как и горечь, жар, холод, цвет". "Чувственные предметы, которые считаются, по общему мнению, существующими, не имеют реального бытия" (все эти свойства всего лишь чувственные образы, постоянно отделяющиеся от предметов).

"На самом же деле мы не знаем ничего, ибо истина скрыта в глубине (лежит на дне морском)".

"Есть два рода познания: один истинный, другой темный. К темному относятся все следующие [виды познания]: зрение, слух, обоняние, вкус, осязание. Что же касается истинного [познания], то оно совершенно отлично от первого". "Когда темный [род познания] уже больше не в состоянии ни видеть слишком малое, ни слышать, ни обонять, ни воспринимать вкусом, ни осязать, но исследование [должно проникнуть] до более тонкого, [недоступного уже чувственному восприятию], тогда на сцену выступает истинный [род познания], так как он в мышлении обладает более тонким познавательным органом".

Над всем тем, что ускользает от взора очей, господствует умственный взор.

• Мир шарообразен, не одушевлен и не управляется провидением, но, будучи образован из атомов, управляется некоторой неразумной природой.

Существует в бесконечной пустоте бесконечное множество различных по величине миров, которые образуются из бесконечного множества атомов. В некоторых мирах нет ни солнца, ни луны, в некоторых [солнце и луна] больше [по размерам] наших и в некоторых их большее число.

Расстояния между мирами не равны: между некоторыми большие, между другими меньшие, и одни миры [еще] растут, другие находятся [уже] в расцвете, третьи разрушаются. Погибают же они друг от друга, сталкиваясь [между собой]. Некоторые миры не имеют животных и растений и вовсе лишены влаги.

Сами по себе {солнце и луна} [вначале] носились они, еще не имея вовсе теплой природы, причем луна вообще не имела весьма светлой природы, но, напротив, естество ее было совершенно похоже на природу земли и [тел] на ней. А именно каждое из этих светил (т.е. солнце и луна) сперва были сами по себе вне мира в качестве некоторого [внешнего] придатка к нему и [лишь] позже, с увеличением круга солнца, был вовлечен [в наш мир] огонь, заключавшийся в этом круге.

Луна – огненное твердое тело, заключающее в себе равнины, горы и пропасти.

Земля нашего мира возникла раньше светил; луна расположена внизу, затем солнце и далее неподвижные звезды. И самые планеты имеют неодинаковую высоту. [Наш] мир находится в расцвете, не будучи в состоянии более принимать [в себя] что-либо извне.

Вначале земля блуждала вследствие своей малости и легкости; с течением же времени, сделавшись плотнее и тяжелее, она пришла в неподвижное состояние.

Земля пребывает в равновесии вследствие равного расстояния отовсюду, ибо нет причины, которая вызвала бы ее скорее наклониться в одну сторону, чем в другую. Вследствие этого она может лишь сотрясаться, но не двигаться.

Плоская форма {земли} есть причина того, что земля пребывает [в неподвижности]. Ибо она не рассекает лежащий под ней воздух, но замыкает его, что, как кажется, делают те из тел, которые имеют плоскую форму. Ибо эти [тела] не приходят в движение и под действием ветров вследствие сопротивления, [которое они оказывают ветрам]. То же самое и земля благодаря своей плоской форме, делает по отношению к лежащему под ней воздуху. Последний же, не имея удобного места для перемещения, остается скопленным внизу, подобно тому как вода в клепсидрах.

(Диодор) При первоначальном образовании Вселенной небо и земля имели единую форму вследствие смешения их природы. {Затем подобное стало сходится с подобным: легкое с легким, а тяжелое с тяжелым. Вследствие этого} воздух же получил непрерывное движение, и огненная часть его собралась к самым верхним местам. По этой причине солнце и прочее множество светил были охвачены всеобщим вихрем. Грязеподобное же и иловидное [вещество], соединенное с влагою, осталось пребывать на том же самом месте вследствие своей тяжести.

Последнее, непрерывно сжимаясь в себе и скопляясь в одном месте, образовало из жидких [своих частей] море, из более же твердых – землю, [которая была вначале] влажной и совершенно рыхлой.

Когда появился огонь солнца, земля сперва затвердела, затем, когда вследствие согревания поверхность ее стала приходить в брожение, она во многих местах подняла вверх кое-какие из влажных [веществ], и [таким образом] возникли на их поверхности гниющие [образования], покрытые тонкими оболочками.

Когда влажные [вещества] вследствие согревания начали рождать жизнь, они (гниющие образования) тут же стали получать по ночам питание от влаги, осаждавшейся из окружающей атмосферы, днем же они отвердевали от жары. Наконец, когда [эти образования] носившие плод во чреве, вполне созрели и их оболочки прожглись насквозь и разорвались, тогда [из них] возникли разнообразные формы животных.

Из последних же, которые заключали в себе наибольше теплоты, поднялись в воздух, став птицами; другие же, в которых преобладала смесь земли, попали в число пресмыкающихся и прочих живущих на поверхности земли [животных], третьи же, в которых было наиболее влажного вещества, называемые плавающими [животными], собрались в сродное им место. Земля же, все более отвердевая под действием солнечного огня и ветров, наконец более стала не в состоянии рождать ничего из более крупных животных, но каждый [вид] живых существ стал рождаться от их взаимного совокупления.

Первые люди произошли из воды и ила.

Животные возникли вследствие соединения форм, которые не имели членов... когда впервые влага стала рождать живые существа.

(Диодор) {Сначала перворожденные люди были звероподобными. [Действуя в одиночку, они выходили на поиски пищи и добывали себе наиболее годную траву и дикорастущие плоды деревьев.] Но затем, для того чтобы защищаться от зверей, они стали собираться вместе и [взаимно помогать друг другу]. А собравшись вместе, [они мало-помалу стали познавать знаки, подаваемые друг другу] – так стала возникать речь}.

А поскольку такие объединения [людей] образовались по всей земле, то не один язык возник у всех [людей], так как каждая [из групп] составляла слова как ей пришлось.

... мало-помалу научаемые опытом, они стали стали искать зимою убежища в пещерах и откладывать про запас те из плодов, которые могут сохраняться. [Далее] стало им известно употребление огня, и постепенно они познакомились и с прочими полезными [для жизни вещами]... сама нужда служила людям учительницей во всем, наставляя их соответствующим образом в познавании каждой [вещи]. [Так нужда научила всему] богато одаренное от природы живое существо, обладающее годными на все руками, разумом и сметливостью души.

• [Тело] приводится в движение душою.

[Душа] – огнеподобное сложное [соединение] умопостигаемых [телец], имеющих сферические формы и огненные свойства; она есть тело.

{Душа} подвижна в силу малости своих частиц и их формы. Из всех форм самая подвижная – шарообразная. Таковы же [по своей форме] ум {душа, что одно и то же} и огонь.

Атомы шарообразной формы вследствие того, что они по своей природе никогда не пребывают в покое, двигаясь, вместе с собой влекут и приводят в движение тело в целом.

Душа состоит из двух частей; она имеет разумную [часть], помещающуюся в груди, и неразумную [часть], рассеянную по всему телу. {Из другого источника, Демокрит помещает главенствующую часть души в мозг.}

Дыхание препятствует вытеснению души. {Т.е.} когда во время дыхания входит воздух, то входящие вместе с ним эти [атомы] {души (ума)}, удерживая {внутреннее} давление {атомов души тела}, препятствуют находящейся в живых существах душе пройти [наружу]. И поэтому во вдыхании и выдыхании заключается жизнь и смерть. А именно всякий раз, как одерживает верх окружающее [их тело], которое их сдавливает, и то, что входит извне, не в состоянии более удерживать, тогда вследствие невозможности дышать животное умирает. Итак, смерть есть выход из тела таких форм [атомов] вследствие давления окружающей [их среды].

Душа смертна, она уничтожается вместе с телом.

Душа и ум – одно и то же. Не может быть ни одного животного, которое было бы совершенно неразумным.

Жизнь отличается от нежизни только количеством круглых огненных атомов, находящихся в теле. Но атомы эти находятся не только в телах животных и человека. Они находятся всюду: в растениях, в трупах животных и людей, даже в камнях.

• Древние, наблюдая небесные явления, как-то: гром, молнии, перуны, сближение звезд, затмения солнца и луны, приходили в ужас и полагали, что виновники этого – боги.

Существование богов есть хитрая выдумка, на самом деле их нет, но их существование признается [лишь] в силу некоторых установлений и боги различны в разных местах, соответственно тому, как каждый [народ] у себя это установил, создавая свои обычаи.

Воздух – не только вещественная среда, посредством которого происходит необходимое для жизни вдыхание и выдыхание. Воздух, кроме того, наполнен атомами души. Но он наполнен не только отдельными атомами души. Воздух полон образами, возникающими из вихря круглых огненных атомов. Образы эти – боги. Образованные соединением атомов, они с трудом поддаются разрушению, то есть разложению. Существование их длительно, но все же не вечно. Боги – образы, подобные человеку. Приближаясь к людям, одни из этих образов действуют благотворно, другие – зловредны. Они предвещают людям будущее своим видом и звуками, которые они издают.

• Движущей силой развития человеческой культуры – материальной и умственной есть нужда и польза, то есть пригодность для удовлетворения нужды.

Первая и самая великая из всех нужд есть добывание пищи, для того чтобы существовать и жить. Второе место занимает потребность в жилище, третье – в одежде. Материальная нужда есть постоянно действующая коренная причина изменений, происходящих в развитии общества. Однако непосредственным поводом к возникновению этих изменений есть осознание людьми той пользы, какую должны вносить в их жизнь нововведения.

• Интересы государства должно ставить выше всего прочего, и должно заботиться, чтобы оно хорошо управлялось. Чтобы содействовать этому, не следует бороться против справедливости и для своей (лично) пользы применять насилие против общего блага. Ибо хорошо управляемое государство есть величайший оплот: в нем все заключается и, когда оно сохраняется, все цело, а погибает оно, с ним вместе и все гибнет.

Гражданская война есть бедствие для той и другой враждующей стороны. Ибо и для победителей и для побежденных она одинаково гибельна.

Бедность в демократии настолько же предпочтительнее так называемого благополучия граждан при царях, насколько свобода лучше рабства.

Общая нужда тяжелее частной нужды отдельного человека. Ибо в случае общей нужды не останется никакой надежды на помощь.

• Цель жизни – "хорошее расположение духа" (эвтюмия), которое не тождественно с удовольствием, как некоторые, не поняв как следует, истолковали, но такое состояние, при котором душа живет безмятежно и спокойно, не возмущаясь никаким страхом, ни боязнью демонов, ни какой-либо другой страстью.

Граница между полезным и вредным есть удовольствие и неудовольствие.

Однако быть мерилом полезности (и соответственно вредности) чувство удовольствия может только при условии, если оно подчинено мере. "Прекрасна надлежащая мера во всем". Мера – это соответствие поведения силам и способностям, которые отпущены человеку самой его природой.

Причина как правильных поступков, ведущих человека к счастью, так и ошибочных, влекущих за собой несчастье находятся в действии ума. "Причина ошибки – незнание лучшего".

Знание – есть средство устранения того, что препятствует достижению "хорошего расположения духа" ("эвтюмии").

Мудрость приносит три плода: не только дар хорошо мыслить и дар хорошо говорить, но вместе и дар хорошо поступать.

Мудрый человек, даже когда видит существующее зло, не признает его безусловным и непобедимым: из самого зла мудрый умеет извлекать добро, если владеет необходимым для этого знанием. И наоборот, человек, лишенный мудрости и несведущий, само добро способен обратить во зло. У людей зло вырастает из добра, когда не умеют управлять и надлежащим образом пользоваться добром.

Счастье – это хорошее расположение духа, благосостояние, гармония, симметрия и невозмутимость.

Счастье и несчастье – в душе.

Не телесные силы и не деньги делают людей счастливыми, но правота и многосторонняя мудрость.

Благоразумен тот, кто не печалится о том, чего не имеет, но радуется тому, что имеет.

Не говори и не делай ничего дурного, даже если ты наедине с собой. Учись гораздо более стыдиться самого себя, чем других.

Жить дурно, неразумно, невоздержно и нечестиво – значит не плохо жить, но медленно умирать.

• "От животных мы путем подражания научились важнейшим делам: а именно: мы – ученики паука в ткацком и портняжном ремеслах, ученики ласточки в построении жилищ и ученики певчих птиц, лебедя и соловья, в пении".

• (см. Зенон) Все математические предметы – тела, поверхности, линии – состоят из атомарных, т.е. неделимых, элементов.

Для любого тела и для любого математического элемента существует предел делимости. Этот предел и есть атом – наименьшая величина в абсолютном смысле слова.

Тело состоит не из бесконечного числа частей, а из весьма большого, но все же конечного числа атомов. Поэтому всякое тело вовсе не должно оказаться всегда бесконечно большим.

С другой стороны, тело недолжно и обращаться в нулевую величину: хотя атомы, из которых состоит тело, весьма малы (не воспринимаются чувствами), однако величина атомов не нулевая. Атомы – реальные частицы вещества. Поэтому всякое тело, представляющее соединение или сцепление атомов, не ничто, а имеет реальную величину.

Конус состоит из весьма большого числа кружков, расположенных параллельно основанию конуса в порядке убывания их радиусов по направлению к вершине. Тонкость сечения их такова, что они не могут быть восприняты нашими чувствами. И такова же тонкость слоя пространства, отделяющего сечения друг от друга. В свою очередь плоскости, на которые разлагаются тела, составляются из линий, а линии – неделимых точек. Неделимые точки не доступны никакому дальнейшему делению: ни механическому, ни делению в мысли.

Объем конуса равен трети объема цилиндра с тем же, что и у конуса, основанием и с равной высотой.

Объем пирамиды равен трети объема призмы с тем же, что и у пирамиды, основанием и с той же высотой.

Все тела могут быть разложены в пирамиды. Так шар есть "как сумма чрезвычайно большого числа "иглообразных" пирамид с недоступными чувствам чрезвычайно малыми основаниями, совокупность которых образует поверхность шара, и с вершинами в его центре...". Т.е. шар имеет вид многогранника с недоступно большим для чувств числом граней.

Сократ (469-399 гг. до н.э.)

Поскольку философских трактатов Сократ не писал, а излагал свое понимание истины в живых диалогах с учениками и согражданами, поэтому мнение о его философии крайне различны, а достоверные данные скудны и воссоздание его учения связано с определенными трудностями. Оно может быть установлено только гипотетически – путем критического сопоставления сообщений о Сократе и характеристик деятельности и учения Сократа, оставленных его учениками и современниками – Ксенофонтом, Платоном, поэтом Аристофаном – или же хорошо осведомленными позднейшими писателями древности, прежде всего Аристотелем. В этих сообщениях есть ряд противоречий, затрудняющих характеристику мировоззрения Сократа.

Сократ в зрелый период своей деятельности отвергает вопросы, которыми дотоле занималась философия: о первоначалах, об их числе и природе, о возникновении и строении мироздания и т.д. Противоречия, в которых запутались философы, пытавшиеся ответить на эти и подобные вопросы, доказывают, по Сократу, будто решение их недоступно познанию. Поэтому в центр своей философии он ставит самого человека, продолжая линию софистов и выбрав для себя участь духовного просветителя народа. Сократа волнуют вопросы этики, эстетики. Первичным для него является дух, сознание человека, а вторичным – природа.

Общий взгляд на философию Сократа определяется главным образом двумя обстоятельствами: во-первых, общераспространенным и давно укоренившимся мнением, что Сократ произвел переворот в области мысли, вследствие чего он считается всеми представителем новой эпохи, а некоторыми – основателем истинной греческой философии; во-вторых, конкретным свидетельством Аристотеля, что Сократ первый стал прибегать к "определениям" и пользоваться индукцией*.

* Индукция (от лат. Inductio – наведение) – умозаключение, в котором связь посылок и заключения не опирается на логический закон (в отличии от дедукции (выведение)), в силу чего заключение вытекает из принятых посылок не с логической необходимостью, а только с некоторой вероятностью.

Индуктивные обобщения хороши как средство поиска предположений (гипотез), но не как средство подтверждения каких-то предположений и аргументации в их поддержку.

Пример: железо – металл; медь – металл; калий – металл;....

Железо, медь, калий,... - химические элементы.

Следовательно: все химические элементы – металлы.

(А.А.Ивин, А.Л.Никифоров. Словарь по логике. М.: Владос. 1998.)

И тем самым, в какой-то мере, Сократ предвосхитил открытие Бэконом индуктивного метода. Но различия между этими подходами больше чем сходства. Так, цель и намерения Сократа, очевидно, состояли в том, чтобы отвлечь ум от наблюдений над явлениями природы и направить его к познанию самого себя; он учил искать истину в самом человеке, а не вне его. Бэкон же преследовал совершенно противоположную цель: он убеждал людей наблюдать и изучать природу и энергично протестовал против всяких попыток исследовать умственную деятельность.

Сократ был глубоко убежден в том, что нельзя, исходя из одной какой-либо справедливой мысли, впасть в противоречие с какой либо другой справедливой мыслью; знание, имеющее один исходный пункт и добытое правильным рассуждением, не может противоречить знанию, выведенному из другого исходного положения.

Сократ начал новую эпоху познания. Предшествовавшие философы обращали свое внимание на внешнюю природу, пытаясь объяснить ее явления; он же отказался от всяких исследований в этом направлении и ограничился лишь изучением сущности знания.

Идеи людей, говорящих и слушающих, были в то время ассоциированы так, что они скорее благоприятствовали эмоциональным процессам, поэтическим, риторически-повествовательным и описательным эффектам, чем методическому обобщению, научному мышлению и индуктивной или дедуктивной аргументации. Люди предпочитали беспорядочную, расплывающуюся речь, переполняющуюся, по мере ее развития, массой несовместимых по смыслу выражений. Тот рефлективный акт внимания, который дает возможность людям отдавать себе отчет в своих собственных умственных процессах, сравнивать и проверять их, тогда еще был только в зародыше. Учителя риторики были подлинными новаторами, когда они стали анализировать составные части ораторской речи и указывать на некоторые правила, необходимые для того, чтобы научиться сносно говорить.

Метод Сократа – это майевтический (родовспоможение) диалог. Именно этим путем, а слово "метод" как раз и происходит от греческого выражения "петь следования", Сократ вместе с собеседником пытается дойти до понимания того, что такое мужество, справедливость и многое другое, без чего человека нельзя считать человеком. Когда Сократ, объявивший предварительно о своем невежестве, задавал подобный вопрос, то ответ на него находился у собеседника легко и без малейшего размышления. Сократ задавал такой вопрос, чтобы ответ на него заключал в себе объяснение или определение какого-либо термина, всем известного и имеющего достаточно широкое значение. Получив ответ, данный человеком, прежде никогда серьезно не задумывавшимся над этим термином, Сократ задавал новые вопросы, рассчитанные на знание конкретных особенностей этого термина, и неизбежно получался ответ, несогласный с первым ответом, что и указывало на то, что первое определение этого термина было или слишком узко, или же заключало в себе какую-нибудь существенную погрешность. Тогда отвечающий вносил поправки в свой ответ, но это вело к другим вопросам, отвечая на которые нельзя было не впасть в противоречие с поправками и, таким образом, отвечающий, после многих попыток выпутаться из затруднительного положения, вынужден был признать свою несостоятельность и свою неспособность дать удовлетворительный ответ на исходный вопрос, казавшийся ему первоначально столь легким и вульгарным.

• Никакой науке нельзя обучить, она может быть лишь извлечена из нашего собственного ума. Заимствовать чужие идеи не значит учиться; руководствоваться суждением другого – это слепота. Философы, утверждающие, что они могут обучить всему, чему угодно, не в состоянии, в сущности, научить ничему; невежество их явствует уже из притязаний подобного рода. Каждый человек должен добыть себе истину суровой борьбой с самим собой, и задача философа состоит лишь в облегчении тяжести этой борьбы, в помощи извлечь из разума человека эти, уже готовые истины.

• Философия не есть умозрительное рассмотрение природы, а учение о том, как следует жить. Но так как наша жизнь – искусство и так как для совершенства в искусстве необходимо знание искусства, то главному практическому вопросу философии должен предшествовать вопрос о сущности знания. Знание – есть усмотрение общего (или единого) для целого ряда вещей (или их признаков). Знание есть, таким образом, понятие о предмете и достигается посредством определения понятия. Знание опирается во-первых, на усмотрение сходства или общности всего того, что охватывается данным понятием, во-вторых, - на усмотрения различия между тем, что подходит под данное понятие, и тем, что подходит под сходные с ним или под смежные понятия. Предметом знания может быть только то, что доступно целесообразной деятельности человека. Но так как, наиболее подвластна человеку деятельность его души, то главной задачей познания – есть самопознание.

• Человек вынужден вступить на путь самопознания, чтобы открыть внутри себя высший смысл существования, который не сводим ни к преходящим телесным радостям, ни к эгоистической пользе.

Не кости и сухожилия определяют смысл и направленность человеческих поступков, а понятия о справедливом и наилучшем, составляющие основу и суть его души. Если у человека есть душа, то такой человек будет в своем выборе руководствоваться понятиями Истины, Добра и Справедливости.

Наши духовные мотивы и цели принципиально отличаются от наших телесных желаний. Ведь существуют, к примеру, разница между простой телесной жаждой и жаждой справедливости. В первом случае я удовлетворяю потребность своего собственного организма, а во втором случае стремлюсь к гармонии и равенству в отношениях других людей и общества в целом. Следовательно, обращаясь к Истине, Благу и Справедливости, я перехожу со своей отдельной, частной точки зрения на точку зрения целого, будь то государство, нация или же все человеческое сообщество. Стать на точку зрения другого человека, учесть и принять во внимание его интересы, а также интересы домашних и диких животных, птиц, рыб и в конце концов природы в целом – вот вектор подлинно нравственного поведения. Не брать, а отдавать! – вот суть нравственного закона, уравновешивающего эгоистическую волю каждого человека. И чем духовней и душевней человек, тем сильнее в нем желание отдавать и служить людям, вплоть до самоотречения. Но переходя на точку зрения другого человека и принимая его беду близко к своему сердцу, мы тем не менее, не должны поступать отчаянно и бездумно. Ведь наилучшее, из которого исходит человек, - это не просто чужой интерес, воспринятый как свой собственный – это знание того, как достичь гармонии и равновесия во всем. Именно поэтому душа должна бесконечно познавать, выясняя место, роль и меру каждой вещи в мире. А поскольку душа призвана познавать бесконечно, то ей самой присуща самовозрастающая мера.

Деятельность человека всецело определяется его понятиями о доблести, о благе и вытекающими из этих понятий целями. Поэтому никто не может заблуждаться или дурно поступать по доброй воле: нет человека, который, зная, что он может сделать нечто лучшее сравнительно с тем, что он делает, стал бы, напротив, делать худшее. Таким образом, всякое дурное действие – есть незнание или заблуждение, а мудрость – совершенное знание.

Все добродетели человека в конечном счете определяются умением человека различать Добро и Зло.

Нравственность невозможна без понятия об ее основах, а овладев таким понятием, человек не может поступать безнравственно.

Добродетель есть знание (мудрость).

Человеку свойственно по природе стремиться к благу и избегать зла, и он никогда не домогался бы зла сознательно; но если он стремится к нему, то потому, что ошибочно принимает его за благо, и если он невоздержан, то лишь вследствие незнания.

• Всякое государство должно быть, прежде всего, основано на справедливости.

Лучшая из форм правления это – аристократическая, основанная на законах, ибо мудрыми могут быть только благородные люди, но только те из них, кто не заботится только о своем теле.

Управлять должен человек знающий, подобно тому как и в любом ремесле или искусстве должен выдвигаться на первый план тот, кто владеет этим ремеслом или искусством.

Законы государственные – "это то, что граждане по общему согласию написали, установив, что должно делать и от чего надо воздерживаться", и божественные законы в этом отношении ничем не отличаются от законов человеческих.

Для каждого человека Отечество и Законы должны быть выше и дороже отца и матери. Гражданин добровольно становится гражданином государства. Если же ему не нравятся законы этого полиса, он должен уехать. Но если он стал гражданином сознательно, то должен выполнять законы своего государства, как бы это ни было ему тяжело – терпеть побои, принимать смерть на войне. В этом заключается справедливость.

Философия Сократа стала переходным этапом от ранней классики к поздней классике, т.е. от натурфилософии к идеализму Платона и Аристотеля.

В начале 4 в. до н.э. некоторыми учениками Сократа были основаны новые философские школы, получившие наименование сократовских или сократических. Таковы школы: мегарская; элидо-эретрийская; киническая; киренская. Каждая из этих школ по-своему решала поставленные Сократом вопросы о высшем благе, о возможности познания, о предмете общих понятий, об их достоверности и о целях практической деятельности, ведущих к благу.





Дата публикования: 2015-07-22; Прочитано: 229 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.02 с)...