Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Диоген аполлонийский



Родился в Аполлонии, на о. Крит. Сведений о жизни не сохранилось. Считается современником Анаксагора. Сохранились отрывки из его сочинения "О природе". Считается истинным преемником Анаксимена.

• Первоначало – есть воздух, который есть не только Жизнь (как у Анаксимена), но и разум, который стоит во главе всего сущего (то есть предшествует ему);

Воздух, как начало всего сущего, необходимо должен быть вечной, не разрушающейся субстанцией; но будучи в то же время душой, он необходимо одарен и сознанием.

Воздух "много знает" (и это знание служит еще доказательством того, что он есть первичная субстанция), "ибо без разума во всем сущем не могло бы быть должного порядка и соразмерности, а между тем, на что бы не взглянули, все устроено и упорядочено наилучшим и прекраснейшим образом". Порядок может быть только делом разума и, поэтому, душа есть первичное, основное начало всего сущего;

• Всякая творческая деятельность и всякое материальное действие (как притяжение влаги солнцем, так и притяжение железа магнитом) являются актами вдыхания и выдыхания. Человек по уму выше животных, потому что он дышит более чистым воздухом, чем животные, голова которых наклонена к земле.

Пифагор (580 – 500 гг. до н.э.)

Является крупнейшим деятелем второй половины 6 в. До н.э. Его личность в связи с неимоверной идеализацией в течение всей античной истории представляется полулегендарной и почти не допускает какой-нибудь точной исторической характеристики. Легенда изображает его святым, чудотворцем, глашатаем сверхчеловеческой мудрости. Само рождение Пифагора изображается как чудо: по одним рассказам, он был сыном Гермеса, а по другим – Аполлона; доказательство этому служило наличие у Пифагора золотого бедра, которое он сам будто бы показывал. Рассказывают, что Пифагор поучал в один и тот же день и в один и тот же час в различных местах. А когда однажды он переправлялся через реку, то речной бог воскликнул: "Приветствую тебя, Пифагор!" и т.д.

Возможно, что его учителями были Ферекид и Анаксимандр. Его учениками были Эмпедокл и Демокрит.

Пифагор учил тайно и не оставил после себя письменных трудов, поэтому содержание его философии установить невозможно. До наших дней дошли лишь несколько каких-то мифических изречений, в роде того, что "число есть основное начало предметов". В чем составляли его поучения невозможно узнать в точности и из того, чему учили и его ученики. Можно говорить лишь об определенной тенденции, которую каждый последователь мог выразить по-своему, сообразно своим наклонностям и способностям.

• Считается, что Пифагор первым стал употреблять слово "философ" ("друг мудрости"), считая себя по профессии философом;

Обыкновенно, Пифагора причисляют к великим основателям математических наук, много сделавшим для превращения этой науки из эмпирической в теоретическую.

Ему приписывается:

• Открытие пифагоровой теоремы;

• Установление суммы углов треугольника;

• Открытие пяти правильных геометрических тел.

В астрономии с его именем

• Связывается открытие косого положения зодиака;

• Определение продолжительности "великого" года.

Пифагор является одним из первых геоцентристов.

• Главное в философском учении Пифагора – субстанциональность числа, которое управляет как материальной, так и духовной сферой, включая сюда даже нравственность.

Числа есть суть действительные предметы, а не просто символы, они составляют основу всего, они составляют причину материального существования всего (всех предметов); реальное бытие природы обуславливается числами; предметы суть лишь копии чисел, числа составляют конечную, неизменчивую сущность предметов.

• Разделял веру в метемпсихоз (переселение душ) и даже якобы знал о своих прошлых воплощениях, первым из которых был сын бога Гермеса Эфиальт. Выделяя себя из массы людей, Пифагор считал, что на свете, кроме богов и людей, есть еще и "подобные Пифагору", происходящие из семени лучшего, чем человеческое.

• Планеты, проходя через эфир, издают звук, который изменяется сообразно размерам планет, быстроте их движения и их относительным расстояниям от Земли: Сатурн, как наиболее удаленный от Земли, издает самый низкий звук, тогда как звук от Луны самый пронзительный, так как она ближе всех к Земле. (Утверждается, что Пифагор мог слышать эти звуки.)

• Размышлять – означает развивать в себе высшие свойства человека.

Пифагорейская школа (6 – 4 в. до н.э.)

Это была замкнутая корпорация ученых: в нее принимали только некоторых после длительного испытания. Ее членами были и женщины. Ранний пифагореизм был тайным учением. Имущество вступающих обобществлялось. Члены пифагорейского союза жили совместно, у них был общий стол, общий распорядок дня, включающий занятия гимнастикой, музыкой и наукой. Этот союз участвовал в политической деятельности. Одно время пифагорейцы стояли у власти во многих полисах "Великой Греции", но затем союз подвергся жестокому разгрому.

Окончательное оформление пифагорейства относится к позднему Платону и Древней Академии. Пифагорейская школа просуществовала в течение двух столетий - с последней трети 6 века до н.э. по вторую половину 4 века до н.э. В 1 в. до н.э. это учение возродилось в форме неопифагорейства и просуществовало до конца 2 в. н.э.

В этой школе было много выдающихся философов и ученых, таких как Гиппас, Филолай (считается, что при нем пифагореизм пережил период наивысшего философского расцвета), врачи Алкмеон и Демокед, драматург Эпихарм, скульптор Поликлет, ботаник Менестор, математик и механик Архит и др.

Пифагорейская школа сыграла огромную роль в развитии античной науки и философии.

Главный источник наших знаний о пифагореизме – свидетельства Аристотеля и других, еще более поздних античных ученых и писателей. Из сочинений самих пифагорейцев до нас дошли очень немногое.

Пифагорейцам приписывали открытие вращения земли и движения ее вокруг мирового огненного центра (он же – Гестия – "очаг вселенной", "дом Зевса", "мать", "алтарь богов", "связь и мера природы").

Основной философской направленностью пифагорейцев была прежде всего философия числа.

Первые операции над числами, над абстрактными сущностями вызывали у пифагорейцев почти мистический восторг, поэтому неудивительно что они стали приписывать числам не присущие им свойства.

Придавалась пластичность и жизненный смысл каждому числу: единица трактовалась как абсолютная и неделимая единичность, двоица – как уход в неопределенную даль, троица – как оформление этой бесконечности при помощи единицы, т.е. как первое оформление вообще, четверица – как первое телесное воплощение этой триадичной формы и т.д.

• Первоначало всего – есть числа, ибо числа являются первичными элементами всех математических начал и в них [числах] находятся много сходств с тем, что существует и что происходит.

Все происходит из первоначальной единицы, из первичного числа, или из множества единиц или чисел, на которые делится единица в своем жизненном развитии.

Если бы природа не определялась числом, познание было бы невозможно. Число направляет и научает каждого относительно всего сомнительного и неизвестного. Прилаживая все вещи к ощущению в душе, число делает их познаваемыми и соответствующими друг другу, сообщает им телесность и разделяет понятия о вещах беспредельных и ограничивающих.

Числа составляют основное начало всего сущего, они причина материального существования предметов; предметы суть копии чисел; числа суть те определенные состояния материальных предметов, те первоначальные сущности их, которые не подлежат изменениям. Известная комбинация чисел есть справедливость; другая комбинация – дает разум и ум; еще новая комбинация порождает счастливый случай, и так далее.

Все в мире вытекает из математических отношений ("где нет числа и меры, там хаос и химере), и отношения пространства и времени сводятся к отношениям единиц и чисел.

• Мир образуется в процессе гармонического устроения противоположностей и в результате принимает форму шара. Одни из этих противоположностей относятся к области арифметики и геометрии, другие – к области физики, третьи - к биологии и явлениям нравственной жизни. возникновение из противоположностей мирового строя предполагает гармонию, которая есть соединение разнообразной смеси разногласного. Противоположности являются сутью начала вещей.

• Душа как число, представляет собой Единицу, то есть совершенна по существу и является самодвижущейся монадой (единицей). Но всякое совершенство, поскольку оно приходит в движение, обращается в несовершенство, хотя и стремится приобрести вновь свое прежнее совершенное состояние. Поэтому душа пребывает в человеке в состоянии сравнительного несовершенства.

Душа есть гармония, и именно гармония противоположностей тела. Душа имеет числовое устроение, она бессмертна и бестелесна. Душа только ради наказания прикреплена к телу.

Душа состоит из трех элементов: разума, ума и страсти. Последние два элемента присущи и человеку и животным, первый же составляет отличительное свойство человека. Если какая-либо из этих сторон возобладает, тогда человек становится по преимуществу или разумным, или здравомыслящим, или же чувственным. Соответственно он оказывается или философом, или обыкновенным человеком, или животным.

Каждая душа имеет свои особенные дурные наклонности, которые делают ее похожей на то или другое низшее существо: не тяготеет ли над ней необходимость постоянно пребывать в положении той твари, к состоянию которой она приспособилась и до которой низвела себя?

Душа переселяется в разные существа и предметы, т.е. участвует в кругообороте вещества.

Перед вечностью души все равны.

• В центре Вселенной находится огонь, который достоин наибольшего почитания чем что-либо другое и центр ("страж Зевса") есть самое важное место Вселенной, которому подобает быть наиболее оберегаемым. И огонь, в таком случае, является как бы центром в собственном смысле, будучи как центром пространственным, так и центром силы и природы.

• Земля является одним из светил Вселенной. Совершает круговое движение вокруг центра Вселенной и тем производя ночь и день. Не должно приписывать земле центрального положения, ибо центр является самым почетным местом во Вселенной и должно быть занято тем, что достойно наибольшего почитания, огонь же более достоин почитания, чем земля, поэтому земля и не может быть центром Вселенной.

• Движение Земли двойное: вокруг оси и центрального огня.

• В виду того, что десятка (декада) есть нечто совершенное и вмещающее в себя всю природу чисел, то и несущихся по небу тел тоже десять. А так как видимых тел только девять, то на десятом месте находится противоземля, которая невидима с земного шара. Из-за противоземли происходят затмения.

• Жители Земли, обитающие на стороне земного шара, противоположной как противоземле, так и центральному огню, получают свет не непосредственно от центрального огня, а в отраженном виде от Солнца и Луны.

• Пустота существует и входит из бесконечной пневмы в само небо, как бы вдыхающее в себя пустоту, которая определяет природные существования. Пустота служит для разделения и определения предметов, примыкающих друг к другу. И прежде всего это происходит в числах, так как пустота разграничивает их природу.

• Гармонические созвучия октавы, квинты и кварты обусловлены числовыми отношениями и при одинаковом натяжении струн высота тона обратно пропорциональна длине звучащей струны.

• В следствии того, что скорости движения тел зависят от расстояний и имеют отношения созвучий и так как звук бывает при движении тел с небольшой скоростью, то и при круговом движении светил, обладающих большими размерами и скоростью движения, необходимо должен возникать гармонический звук.

• Все состояния и события, происходящие в мире периодически повторяются.

• Состояние здоровья – есть гармоническое сочетание качеств влажного и сухого, холодного и теплого, сладкого и горького, а состояние болезни как преобладание какого-либо одного из них.

• Орган душевных и мыслительных процессов – не сердце, как считают, а мозг. В мозгу поэтому находится и первенствующая часть души.

• Ощущения доводятся до мозга посредством особых путей, соединяющих органы чувств с мозгом.

Элейская школа (г. Элея в Южной Италии)

Ксенофан

Парменид

Зенон Элейский

Мелисс

Характерное направление школы – противопоставление мышления и мыслимого бытия.

Ксенофан (570 - 478 гг. до н.э.)

Пропогандировал философию как странствующий рапсод. Считается предначинателем элейского учения. Ксенофаном открывается целый ряд мыслителей-скептиков, наиболее ярким представителем которых стал Пиррон. Ксенофан был первым монотеистом и первым скептиком.

• Бог один. Ибо он "самое могущественное": если их много, то им всем в равной мере должно быть присуще господство [над остальными], но "бог", [по определению], означает "самое могущественное" и "самое лучшее";

• Бог не рожден. Ибо [все] возникающее должно возникать либо из подобного, либо из неподобного. Но подобное не может подвергнуться воздействию со стороны подобного, ибо подобному ничуть не более подобает рождать подобное, нежели рождаться из него; если же допустить, что оно возникло из неподобного, то сущее окажется [возникшим] из не-сущего;

• Единый Бог всемогущ, премудр и все содержит в себе;

• Бесконечное божество не могло быть бесконечным и не могло быть конечным. Бесконечным оно не могло быть потому, что только одно небытие лишено границ (бесконечно). Конечным оно не могло быть потомучто то, что конечно, должно быть ограничено чем-либо другим, между тем как Бог один;

• Бог не мог быть ни подвижным, ни недвижимым. Движимым – потому, что все движимое должно быть приводимо в движение чем-либо другим, тогда как Бог только один. Недвижимым – потому, что только одно небытие недвижимо, поскольку ни оно само ни к чему не приближается, ни к нему не приближается ничто способное быть двигателем;

• "Если бы лошади, быки, львы и другие животные имели руки и пальцы, как и мы, то они изобразили бы своих богов так, что они походили бы на них, были бы облачены в ту же плоть, и имели бы такой же вид, как и сами эти животные". Эфиопы изображают своих богов с приплюснутыми носами и чернолицыми, тогда как у фракийских богов глаза голубые и цвет лица красный;

• Природа (мир) есть проявление Бога;

• Земля – плоская поверхность, нижняя часть которой бесконечна, чем и объясняется ее неподвижность;

• Облака образуются когда пар, под воздействием солнца поднимается наверх и вздымается в окружающее [пространство]: "Море – источник воды...";

• Солнце скучивается из множества маленьких огоньков;

• Имеется много солнц и лун по [разным] широтам, районам и поясам Земли;

• Затмение Солнца возникает тогда, когда [солнечный] диск, сбившись с пути, попадает в необитаемый район Земли;

• Солнце идет по прямой в бесконечность, а из-за расстояния кажется, что оно кружит;

• Молнии образуются от того, что облака в результате движения начинают сиять.

• Земля находится в основании [космоса], ибо она уходит своими корнями в бесконечность;

• Звезды, возникая из воспламенивших облаков, потухают днем и, как угли, разгораются ночью;

• Все, что рождается и растет, есть земля и вода, и люди родились из земли и воды;

• Человек, хотя и не в состоянии овладеть всей истиной, может, однако, уловить ее отдельные черты. У нас никогда не может быть уверенности в том, что наше знание абсолютно; поэтому нам остается только считать свои мнения вероятными и делать то, что позволяют нам наши силы.

Парменид (540-470 гг. до н.э.)

Считается основателем элейской школы, учеником Ксенофана и пифагорейца Аминия. Преобразовал понятие единого пантеистического бога Ксенофана в понятие единого, неделимого и неизменного бытия и поставил вопрос о соотношении бытия и мышления, впервые противопоставил мышление чувственному ощущению. Является основоположником философского доказательства, распространения доказательства из области математики на область философских изысканий. Главное сочинение Парменида – философская поэма "О природе".

Существо и новизна философской позиции Парменида заключались в проведении принципиального различия между мышлением и чувственностью, а соответственно и между мыслимым миром и миром чувственно познаваемым. Для него существуют две философии – истины, основанной на мышлении, и мнения, основанного на чувственности.

(Парменид и Зенон не отрицают реальности пустоты, множества, движения для наших чувств. Они отрицают лишь возможность мыслить пустоту, мыслить множество и мыслить движение.)

• Земля возникла в результате осаждения густого воздуха;

• Земля шарообразна и находится в центре [Вселенной];

• Первоначально люди произошли из ила;

• Человек представляет собой [смесь] горячего и холодного, из которого состоят все вещи;

• Душа и ум тождественны;

• Космос уничтожается;

• Главный закон разума: запрет противоречий. Нельзя допускать существование двух противоположностей одновременно, а тем более их взаимопереход, ведь нечто не может одновременно и быть и не быть;

• Бытие не могло родиться из не-бытия, "ибо то, чего нет, нельзя ни познать (не удастся), ни изъяснить.... Ибо мыслить – то же, что и быть... Можно лишь то говорить и мыслить, что есть; бытие ведь Есть, а ничто не есть", поэтому бытие ["то, что есть"] не возникло, оно вечно. Все вечно, не возникло, шарообразно (мировой шар имеет конечный радиус) и одинаково, не имеет пространство внутри себя, неподвижно (лишено генезиса, развития) и конечно;

• Бытие есть единое, цельное, а не множественное, из частей, ("Цельное все, без конца, не движется и однородно.... Без перерыва, одно. Ему ли разыщешь начало? Как и откуда расти?") поэтому ей и не свойственно развитие, (генезис), оно есть само совершенство. Генезис, возникновение же относится к области кажущегося, согласно ложному мнению, бытия, а все что сверх бытия есть небытие.

• Ложное мнение создается ощущениями, а истинное – разумом. "Пусть не принудит тебя накопленный опыт привычки зренье свое утруждать, язык и нечуткие уши. Разумом ты разреши труднейшую эту задачу" (о бытии-небытии);

• Два начала (первоначала) кажущегося мира: огонь (как творящая причина, демиург) и земля (как материя);

• Человеческая мысль двойственна: разум и чувства. Первое приводит к выводу, что существует только Единое (Бытие); второе приводит к выводу, что существует Многое. Первой рассматривается абсолютная Истина, во второй – человеческое Мнение, находящееся постоянно в зависимости от "поспешно брошенного взгляда, слуха смущаемого звуками, и языка", то есть от всего кажущегося. Так как мысль зависит от организации, и каждая организация отличается от другой степенью развития, то и мнения людей должны быть различны. Коль скоро мысль есть ощущение, а ощущения от одного и того же предмета различаются у разных людей сообразно их органам чувств и даже неодинаковы у одного и того же человека в разное время, то одно мнение не более справедливо, чем другое, и что все мнения одинаково ложны. Но разум у всех людей один и тот же, поэтому он служит единственным источником достоверного знания, и всякая мысль, порожденная ощущением, дает понятие лишь о кажущемся, тогда как мысль, как продукт разума, есть безусловная истина;

• Небытие – то же самое, что пустота, пустое пространство. И если небытия нет, то нет пространства, отделенного от вещества, и следовательно: мир – един;

• Мир – един, в нем нет и не может быть никакого множества отдельных вещей. По истине существует только единство, множества нет. В природе нет никаких пустых промежутков между вещами, никаких щелей или пустот, отделяющих вещи от другой, а следовательно, никаких отдельных вещей;

• Если по истине мир един, если в нем нет никакого множества и никаких отдельных частей, то отсюда необходимо вытекает, что множество, как будто удостоверяемое нашими чувствами, есть на самом деле только обман чувств. Картина мира, внушаемая нам чувствами, не истинная, иллюзорная;

• Вследствие того, что мир един, невозможно никакого дробления мира на множество вещей. Мир неподвижен, он не возникает и не гибнет;

• Основная характеристика бытия: неподвижность, неизменность, в нем отсутствует какой-либо генезис: рождение и уничтожение;

• Луна лишь отражает свет Солнца и сама не способна к излучению света;

• Для чувств все вещи, находящиеся в мире, представляются непрерывно движущимися, изменяющимися: возникающими и погибающими, но это только иллюзия чувств. Истинная картина мира открывается и удостоверяется только умом;

Зенон Элейский (480 – 430 гг. до н.э.)

Ученик и друг Парменида. Отстаивал воззрения Парменида против выдвинутых возражений. Знаменитые аргументы (апории) Зенона: "Ахилл", "Дихотомия" (деление на два), "Стрела" и "Стадий", в которых он доказывает немыслимость движения, множества и пустоты.

Во всех рассуждениях Зенона вопрос ставится вовсе не о том, можем ли мы воспринимать движение посредством чувств или не можем. В том, что движение воспринимается чувствами, ни Парменид, ни Зенон не сомневаются. Вопрос состоит в том, возможно ли мыслить движение, если, мысля движение, мы допускаем при этом, что пространство, в котором движутся тела, состоит из множества отдельных одна от другой частей, и если допускаем, что время, в котором протекают все явления и происходит движение, состоит из множества отдельных друг от друга моментов. Неизбежность противоречий, к каким при этих предпосылках приходит мысль, доказывает, по Зенону, что утверждаемая противниками Парменида мыслимость множества невозможна.

Тот же смысл имеет и опровержение мыслимости пустого пространства. Суть аргумента Зенона вовсе не в доказательстве того, будто пространство не существует. Он доказывает, что пространство не может мыслиться как пространство пустое, как пространство, существующее в какой бы то ни было своей части отдельно от вещества.

Ввел в употребление диалектический метод, который заключается в "опровержении заблуждений посредством доведения до нелепости, и таким образом, он [метод] служит средством установления истины". (Под "диалектикой" Аристотель в данном случае понимал искусство выяснения истины путем обнаружения внутренних противоречий, заключающихся в мыслях противника, и путем устранения этих противоречий.) Первым стал писать прозой, отказавшись от поэтической формы.

• Сущее одно. Допустим, что сущее множественно. Множество необходим

о должно состоять из единиц, но единица в действительности ею не является, а является множеством т.е.: "Сократ" – есть единица, но "Сократ" также "белый", "философ", "пузатый" и "курносый". Таким образом, тот же самый человек будет одним и многим. Однако "тот же самый" не может быть одновременно одним и многим, следовательно, Сократ не есть одно. И точно так же все прочие вещи из которых состоит множество. Но раз единица, в действительности единицей не является, то не может быть и самого множества;

• Сущее одно-единственное, не имеет частей и неделимо. "Если оно делимо, разделим его надвое, а затем каждую из двух частей – [опять] надвое и если повторять это [дихотомическое деление] постоянно, то либо останутся некие предельные величины, наименьшие и неделимые, а числом бесконечные, так что универсум окажется состоящим из наименьших, числом бесконечных [величин], либо [сущее] бесследно исчезнет, и разложится в ничто, и окажется состоящим из ничего, однако и то и другое абсурдно. Следовательно, [сущее] не делится, но пребывает одно. Если оно делимо, то, коль скоро оно везде однородно ["подобно"], оно будет одинаково делимо везде. В таком случае, допустим, что оно разделилось везде [в каждой точке]. Ясно, что не останется ничего, но [сущее] исчезнет бесследно, а если и будет состоять [из неких частей], то опять будет состоять из ничего. Ибо если нечто останется, то оно уже не будет "разделившимся везде". Так что из этого тоже ясно, что сущее неделимо, лишено частей и одно";

• Есть только Единое. Все остальное есть не более, как видоизменение или видимая форма этого Единого. Видимых форм много, но эти видимости кажущиеся, они не являются действительными сущностями;

• Движение по существу отсутствует, существует только видимость движения. "Вы ходите, это совершенно верно, но только при поверхностном рассмотрении можно принять вашу ходьбу за движение, между тем как, согласно доводам разума, вы пребываете в покое";

• Апория "Ахилл". Самое медленное [существо] (черепаха) никогда не сможет быть настигнуто в беге самым быстрым (Ахиллесом). Необходимо, чтобы догоняющий прежде, нежели он догонит, сначала достиг черты, с которой стартовал убегающий. Но за то время, пока догоняющий достигнет эту черту, убегающий, как бы он медленно не бежал, продвинется еще на некоторое расстояние, до следующей черты. Теперь, для того, чтобы Ахилл догнал черепаху, он должен достичь уже этой черты, но пока он ее достигнет, черепаха продвинется еще на некоторое расстояние от Ахилла и так далее (бесконечно).

• Апория "Дихотомия" (деление пополам). Тело, прежде пройти весь путь, должно пройти его половину. Но для того, чтобы пройти половину пути, оно должно пройти половину этой половины и т.д. Такого рода деления можно проводить до бесконечности, а это значит, согласно Зенону, что тело не может не только завершить своего движения, но и начать его. Прежде чем пройти конечный путь из точки А в точку В, тело должно пройти бесконечно малое расстояние. Следовательно, пытаясь мыслить движение, мы тут же упираемся в противоречие между конечным и бесконечным. А это значит, движение немыслимо и нереально;

• Апория "Летящая стрела". По предположению, стрела летит, то есть движется в пространстве. Но в то же время необходимо утверждать, что она в каждое мгновение полета занимает пространство, равное собственной длине, то есть пребывает в пределах этой части пространства, то есть остается в ней неподвижно. Выходит, стало быть, что летящая стрела и движется и не движется;

• Апория "Стадий".

Есть три тела (см. рисунок): I (А-Г), II (Д-З) и III (И-М) (А - М – точки этих тел). Тело I неподвижно относительно тел II и III. Тела II и III движутся параллельно и равномерно относительно тела I от его центра (Б-В) до его конца (для тела II – точка А, для тела III – точка Г). В результате получается, что одна и та же точка, движущаяся с равной скоростью, пройдет одно и то же расстояние не в одно и то же время, а пройдет его в одном случае в половину время, а в другом – в удвоенное время. Т.е. в одно и то же время крайние точки тел II и III (Д и И, соответственно) пройдут мимо всех остальных точек тел III и II. Однако за то же самое время они пройдут мимо только половины точек неподвижного тела I. В результате мы приходим к противоречию: половина оказывается равной целому. И, следовательно, движение не существует, ибо его нельзя мыслить.

Так же оказывается неверным предположение, будто пространство состоит из неделимых частей (отрезков), а время также из неделимых частей (моментов);

• Апория "Просяное зерно". (Диалог Парменида с софистом Протагором) "Издает ли шум при падении одно просяное зернышко или одна десятитысячная часть зернышка?" - не издает. "А медимн просяных зерен издает ли шум при падении?" - издает. "А нет ли пропорции между медимном просяных зерен и одним зернышком или десятитысячной части одного зернышка?" - есть. "Ну так не относятся ли между собой [их] шумы в той же пропорции как шумящие [тела относятся между собой], так и шумы, не так ли? А раз это так, то если шумит медимн проса, должно шуметь и одно просяное зернышко и одна десятитысячная часть зернышка";

• Если исходить из традиционного в математике мнения, что:

1. каждый геометрический объект делим до бесконечности;

2. бесконечно большое число элементов (не равных нулю), даже при условии, что все они чрезвычайно малы, всегда даст бесконечно большую сумму.

необходимо следует противоречие:

1. сумма этих непротяженных точек непременно будет равна нулю, а, значит, тело будет иметь нулевую величину;

2. при бесконечной делимости любое тело как сумма бесконечно большого числа частей должна оказаться бесконечно большим.

поэтому предпосылка делимости тел ложна, т.е. тела неделимы, а поэтому и построение математики как науки, свободной от противоречий не возможно.

• Космос "один" и пустоты нет;

• Вселенная ["природа всего"] возникла из теплого и холодного, из сухого и влажного в результате их взаимопревращения;

• Люди возникли из земли;

• Душа представляет собой смесь четырех элементов: теплого и холодного, сухого и влажного, причем ни один из них не имеет перевеса.

Мелисс

• Мир может быть вечным, не возникающим и не погибающим только при условии, если радиус мира не есть величина конечная, иначе – если мир бесконечен;

• Если бытие едино, то оно не должно иметь тела: "Если бы у него была толщина, [то] оно имело бы части и уже не было бы единым" (ряд ученых оспаривают идеалистическое толкование данного текста).

Гераклит (520 – 460 гг. до н.э.)

Прослыл у современников очень загадочным философом, выражавшимся с помощью не всегда понятных метафор. За это он получил прозвище "Темный". Его основное, а быть может и единственное, сочинение "О природе", от которого сохранилось около 150 фрагментов, так же отличается трудностью изложения. За Гераклитом также закрепилось у современников имя "Плачущий философ", в следствии того, что тот всегда очень сокрушался и, презирая людей за их тупость, даже плакал в бессильной ярости.

• Все - из огня (первовещество (первоначало) природы – огонь). Но этот огонь является не столько физическим, как вода для Фалеса или воздух для Анаксимена, а скорее как понятие огня, как перенос свойств физического огня на процессы происходящие в природе.

Вещи не просто составлены из Огня или неких огненных частиц, а образуются его различными состояниями, каждое из которых имеет свою собственную меру, меру (степень, количество) возгорания и меру (степень, количество) потухания.

Огонь живет смертью земли, земля живет смертью воды, вода живет смертью воздуха, воздух живет смертью огня и так по кругу.

Все обменивается на огонь, и огонь – на все, подобно тому, как золото [обменивается] на товары, а товары – на золото.

Огонь определяет судьбу каждой вещи. Судьба же является внутренней природой вещи.

Огонь выступает как разумная живая сила, которая "судит" и "правит" миром (Грядущий огонь все обоймет и всех рассудит) через Логос. Который не только является неким отношением, связью, порядком, вселенским порядком, но и посредством его как бы сама Истина вещает об устройстве мира. Но истина открывается или, точнее, овладевает человеком, если он имеет соответствующую душу.

Когда огня недостаточно, тогда появляется мир, при избытке огня все сгорает в мировом пожаре.

Основной характеристикой бытия является его подвижность. Но именно огонь – наиболее подвижное, изменчивое из всех наблюдаемых в природе явлений. Огонь – есть "источник жизни, ее горение и вместе с тем образ жизни. Сама жизнь – сама активность и динамика. Жизнь есть горение, а следовательно, и угасание". Когда огонь разгорается, он совершает "путь вверх", при угасании – "путь вниз", то есть активность огня вызывает рождение и расцвет в различных процессах и явлениях, а угасание – их конец и переход в новые формы. Так происходит постоянный круговорот природы – вниз, вверх. Мир рождается и умирает. Вечно живой огонь мира вспыхивает "мерами" и "мерами" же угасает.

• "Все находится в движении, нет отдыха или покоя". Все движется и ничто не покоится.

Вечное движение есть вместе и вечное изменение.

"Холодное нагревается, горячее охлаждается, влажное сохнет, иссохшее орошается".

"Никто не был дважды в одной и той же реке, потому что ее воды, постоянно текущие, меняются; она разносит и снова собирает их; она переполняется и снова спадает; она разливается и опять входит в берега".

"В ту же реку вступаем и не вступаем. Существуем и не существуем", когда вещи нет, она еще не становится, а когда она есть, то уже не становится.

Мир бесконечно текуч, и в процессе его становления все оборачивается своей противоположностью.

• Процесс изменения, происходящий в природе, есть борьба противоположностей.

Все возникает в силу противоположности.

Противоречивость сближает, разнообразие порождает прекраснейшую гармонию, и все через распрю создается.

Вся жизнь есть изменение, изменение же есть борьба.

Следует знать, что борьба всеобща, что справедливость (правда) в распре (в раздоре), что все рождается через распрю (борьбу) и по необходимости.

Борьба (война) всего и всему царь. Одним она определила быть богами, а другим – людьми. А [из тех] одним рабами, а другим – свободными.

"Должно знать, что война общепринята, что вражда – обычный порядок вещей, и что все возникает через вражду и заимообразно [= "за счет другого"].

"Гомер, молясь о том, чтобы "вражда сгинула меж богами и меж людьми", сам того не ведая, накликает проклятье на рождение всех [существ]", ибо они рождаются в силу противоборства и противодействия".

Борющиеся противоположности не просто сосуществуют: они переходят одна в другую и переходят так, что при этом их переходе одной в другую сохраняется общая для обеих тождественная основа.

• Постоянное движение, изменение, переход одного явления в противоположное имеют в качестве необходимого следствия относительность всех свойств вещей. Ни одно качество вечно изменяющейся природы не есть свойство безотносительное, абсолютное. Мир един, в мире все связано между собой, всякое явление и свойство переходит в собственную противоположность, и потому всякое качество должно характеризоваться не как изолированное и в своей изолированности абсолютное, но как качество относительное. Так золото в глазах людей представляет высочайшую ценность, но для ослов гораздо большую ценность представляет корм; или же: люди полагают, что они очищаются, когда они выкупаны в воде, свиньи – в грязи, а птицы – в пыли; "море, вода чистейшая и грязнейшая: рыбам – питьевая и спасительная, людям – негодная для питья и губительная", "муж считается глупым у божества, подобно тому как ребенок у взрослого", "самая прекрасная обезьяна безобразна по сравнению с родом людей", "мудрейший из людей по сравнению с богом кажется обезьяной – и по мудрости, и по красоте, и во всем прочем".

• "Всем людям дано познавать самих себя и быть целомудренными" ("целомудрие" ~ самоограничение). "Либо научитесь самоограничению, либо удавитесь".

Не человек открывает истину усилиями своего ума, а наоборот, истина открывается, овладевает человеком, если он имеет соответствующую душу. Так пьяница имеет влажную душу, а мудрец - сухую. В состоянии предельной сухости душа, по своей огненной природе, излучает свет.

Истина человеку открывается тогда, когда он спит, "вдыхая в себя всемирный эфир, который и есть Божественный Разум.... Во сне... органы чувств бездействуют, нет никакого общения между умом и окружающим эфиром – всемирным Разумом, дыхание остается единственным связующим средством,... и ум, вследствие такого обособления, теряет способность вспоминать о том, что он прежде знал", а утром, по пробуждении, "придя в соприкосновение с окружающим эфиром, мы снова приобретаем память".

"Большинство [людей] не мыслят [~ воспринимают] вещи такими, какими встречают их [в опыте] и, узнав, не понимают, но воображают" и поэтому "обманываются относительно познания видимых (вещей)".

"Плохие свидетели глаза и уши у людей, которые имеют грубые души". Для не грубых же душ – зримое предпочтительнее незримому – "Что можно видеть, слышать, узнать, то я предпочитаю". Но, и в то же время: "мышление есть величайшее превосходство, и мудрость состоит в том, чтобы говорить истину и, прислушиваясь к голосу природы [опять же, через зримое], поступать согласно с ней". Мышление завершает деятельность внешних чувств.

Человеческий ум составляет лишь часть универсального ума, часть же всегда несовершенна. Поэтому, мнение всех людей о каком-либо предмете ближе к истине, чем взгляд отдельной личности, так как коллективное мнение есть собрание частей и, как таковое, более приближается к целому.

• "Многознание уму не научает, а не то научила бы Гесиода и Пифагора, равно как и Ксенофана с Гекатеем".

• "Мудрость в том, чтобы знать все как одно".

• "Из всего одно и из одного все образуется".

• "Не только ежедневно новое солнце, но солнце постоянно, непрерывно обновляется". Оно имеет чашеобразную форму, является "умным воспламенением из моря". Когда поворачивается Солнце, то происходит затмение.

Солнце "шириною всего лишь в ступню человеческую".

Роль Солнца в жизни космоса огромна, оно является помощником Логоса.

При скоплении ветров и вспучивании облаков появляется гром, а при вспышках испаряемых веществ – молния.

Когда вспыхивают и угасают облака, люди наблюдают зарницы.

• Космос не создал никто ни из богов, ни из людей, но он всегда был, есть и будет вечно живым огнем. Мерами возгорающимся и мерами погасающим.

• "Человек – свет в ночи: вспыхивает утром, погаснув вечером. Он вспыхивает к жизни [букв. "живым"], умерев, словно как вспыхивает к бодрствованию, уснув".

• Бог наказывает людей богатством для того, чтобы они показали свою гнилую природу.

• Исполнение желаний ведет к прекращению жизни как таковой, к исчезновению движения, развития. Человек, когда исполнились все его желания, останавливается в своем развитии.

Возможно, здесь уместна следующая упрощенная схема возможного рассуждения Гераклита: Жизни свойственно изменение (движение). Жизни также свойственно и тепло (тепло – как одно из проявлений жизни). Огню свойственно и изменение (движение) [он то возгорает, то потухает], и тепло. Следовательно – все из огня.

Движение существует за счет борьбы между частным и общим. Борьба же существует за счет противоречий. Есть противоречие – есть борьба. Есть борьба – есть движение (изменение). А есть движение (изменение) – есть и гармония, есть Жизнь.

Эмпедокл (5 в. до н.э.)

Точная датировка рождения Эмпедокла затруднительна. Некоторые античные авторы считают, будто он прожил 60 лет, другие – свыше 100 лет. Условную дату "процветания" (акмэ) философа некоторые источники относят к 84 Олимпиаде (ок. 444-400 гг. до н.э.).

О личной жизни Эмпедокла имеется мало достоверных сведений и, по части касающихся его вымыслов, он вполне может соперничать с Пифагором. Как и Пифагору, Эмпедоклу приписывался величественный вид и чудесная власть над природой. Творить чудеса для него было самым обычным делом. В вымыслах о нем Эмпедокл предстает как мудрец, как врач и чудотворец сверхчеловеческой мощи. Так сохранился рассказ о том, как Эмпедокл изменил климат Агригента: он будто бы пробил проход в скалах, стеной окружавших город, и тем открыл в него путь через образовавшуюся брешь для благотворных теплых ветров, что технически для того времени было совершенно невозможно. Или же: так однажды, когда этесии подули так сильно, что повредили урожай, он велел ободрать ослов и изготовить мехи, а затем растянул их по холмам и вершинам гор, чтобы поймать ветер. Ветер улегся, и его прозвали "Запретитель ветров". Таинственностью окружена и его смерть.

Из работ Эмпедокла сохранились частично только поэмы "О природе" (из двух тысяч стихотворных строк – 340) и "Очищения" (из трех тысяч – 100).

В следствии того, что в философском учении Эмпедокла встречаются идеи, напоминающие учения пифагорейцев, элейцев, Гераклита и Анаксагора к его учителям причисляют Пифагора, Парменида, Ксенофана, Гераклита и Анаксагора. Что касается последнего, то до сих пор нет определенных доказательств изучения Эмпедокла его философской системы.

Эмпедокл едва ли не первый, после Пифагора, античный философ, о котором уже в древности возникла большая литература, частью полемическая. Против Эмпедокла писали Зенон Элейский и Мелисс. Монографию об Эмпедокле напасал крупнейший из учеников Аристотеля Теофаст. Большие сочинения посвятили Эмпидоклу эпикуреец Гермах и Плутарх. Многочисленные суждения об Эмпедокле и полемика с ним по различным вопросам находится и в работах Аристотеля.

• Первоначала всего сущего ("корни всех вещей") - земля, вода, воздух и огонь. Все предметы суть лишь продукты различного смешения этих четырех элементов. Творческая сила, производящая смешение – Любовь (Дружба), а разделение – Вражда (Ненависть, Раздор).

Материальные элементы не оторваны от движущих сил. Всем элементам присуща движущая сила.

Наиболее важную роль среди элементов играет огонь, ибо все возникло из огня и в огонь разрешится.

Огонь и воздух являются мужскими божествами, а земля и вода - женскими – они живые и способны ощущать.

Из первичного смешения элементов прежде всего выделился воздух, который и распространился вокруг. Затем выделился огонь. Не найдя себе места наверху, так как это пространство уже было занято воздухом, огонь стал растекаться под куполообразным сгущением, которое образовал воздух. Поднимаясь кверху, огонь растекался в разные стороны под этим куполом.

• Все изменение в мире происходит за счет постоянной борьбы двух противоположных сил: объединяющей – Любви ("Любовью влекомое, сходится все воедино") и разъединяющей Вражды. Причем, Любовь и Вражда существуют не одновременно, а последовательно. Они властвуют над миром поочередно. Во время господства Любви все становится единым, природа представляет собой бескачественный "шар", в ней уже не сохраняется своеобразие отдельных материальных элементов. В это время нет ни своеобразных свойств огня, ни своеобразных свойств какого-либо из элементов – каждый теряет здесь свой собственный вид. Во время господства Вражды все становится многим, выступает своеобразие элементов, они выделяются и обособляются. При всех происходящих при этом изменениях сами элементы не возникают и не погибают: они или рассеиваются в многое или собираются в одном.

Между периодом полного господства Любви и такого же полного господства Вражды существуют переходные периоды. Т.е. в тот момент, когда Любовь или Вражда начинает свое полное господство – возрождается ее противоположность, которая начинает набирать силу, а достигнув своего наивысшего могущества, опять, под напором своей противоположности – ее терять. "Властвуют поочередно они во вращении круга, слабнут и вновь возрастают, черед роковой соблюдая".

• "В мире сем тленном нет никакого рожденья, как нет и губительной смерти: есть лишь смешенье одно с размещеньем того, что смешалось, что и зовут неразумно рождением темные люди".

• Невозможно чтобы то, что существует, возникло из того, чего не было прежде и то, что существует – погибнуть или истлеть без следа. "Ибо из вовсе не бывшего сущее стать неспособно".

• Подобное познается подобным. Ощущение происходит благодаря подогнанности [~ прилаженности] [объектов ощущения] к порам каждого [органа чувств]. Потому-то одни [из органов чувств] и не могут различать объекты других, так как у одних поры слишком широки, у других слишком узки по сравнению с воспринимаемым объектом, так что одни объекты проникают [в поры] с легкостью, не задевая их, а другие вовсе не могут войти.

Так как знание возникает из ощущения и подобное познается подобным, то – мышление – тоже, что и ощущение, или, во всяком случае, нечто сходное с ощущением.

В основе истинного познания лежит ощущение; однако всякое наличное ощущение должно быть подвергнуто проверке разумом.

Разум человеческий по природе своей частично человеческий (поскольку он затемняется чувствами), а частично божественный.

• Бог не имеет ни головы, прикрепленной к туловищу, ни ног, ни рук, подобных человеческим: "Он есть всецело священный и неизреченный дух, охватывающий быстро скользящей мыслью весь мир", поэтому человек не может ни осязать его, ни видеть, а от того человек может созерцать Бога только своим разумом.

• Космос (т.е. мир как упорядоченное целое) один, однако космос не составляет [всей] Вселенной, но [образует] лишь некоторую, небольшую часть Вселенной, остальная же [часть ее] представляет собой необработанную материю.

Форма мироздания не шаровидная в точном смысле. Мир приближается по своей форме к яйцу, лежащему в горизонтальном положении, поэтому расстояние от Земли до неба меньше протяжения Земли в ширину.

Солнце является большим скоплением огня, по величине превосходит Луну.

Луна дисковидна и образовалась из воздуха, увлеченного огнем. Этот воздух сгустился наверху наподобие града. Светит Луна не собственным светом, а исходящим от Солнца.

Причина солнечных затмений в том, что при известных условиях темная Луна заслоняет собой Солнце.

Вокруг Земли существуют два полушария; они движутся круговым движением. Одно из них целиком состоит из огня, другое, смешанное, состоит из воздуха и из примеси небольшого количества огня. Это второе полушарие производит своим вращением явление ночи. Начало движения произошло от нарушения равновесия, вследствие присоединения к воздуху огня.

Небо кристалловидно и образовалось из льдистой материи.

Звезды прикреплены к этому твердому кристалловидному небесному своду, а планеты же движутся свободно.

Свету требуется известное время для распространения в пространстве.

• Организмы, известные в настоящее время, не всегда населяли Землю, но возникли с изменением существовавших на ней условий.

Первые животные и первые растения совсем не родились целыми, но отдельными частями, не могущими быть приложенными; во-вторых, произошли собрания частей, как в картинах фантазии; в-третьих, появились целые тела, которые после соединения частей в одно способны были сохраняться и выжить; в четвертых, вместо того чтобы происходить из элементов, каковы земля и вода, они родились друг от друга, с одной стороны, потому, что пища была в избытке, с другой стороны, потому, что красота самок возбуждала желание полового сближения.

Причина возникновения вещей есть не разумная и целесообразная воля и творчество богов, а только природная необходимость и случайность: из случайного, но согласного с природной необходимостью смешения противоположных основ произошло все небо и все, что на небе, так же как и животные и растения; отсюда произошла и смена времен года, а вовсе не через разум и не через какое-либо божество или искусство, происхождение всего этого обусловлено исключительно природой и случаем.

Тела возникают из элементов при определенных количественных отношениях. Например, нервы в телах животных и человека образуются из земли и огня в соединении с двумя частями воды. Ногти животных возникают из нервов, которые охлаждаются на поверхности под действием воздуха, кости – из двух частей воды, двух частей земли и четырех частей огня и т.д.

• Душа перевоплощается в различные виды животных и растений [следуют "Очищения"]. "Был уже некогда отроком я, был и девой когда-то, был и кустом, был и птицей, и рыбой морской бессловесной".

• Смерть происходит от разделения огненного, [воздушного, водяного и земного], соединения которых представляет собой человек. Таким образом, смерть тела и души по указанной причине происходит одновременно. Сон же возникает вследствие отделения огненного.

Анаксагор (500 – 428 гг. до н.э.)

Был близок к вождю афинской рабовладельческой демократии Периклу, которого в древности считали его учеником. Является первым греческим философом, деятельность которого в зрелые годы протекала в Афинах. Сам он выходец с Востока, уроженец Клазомен в Малой Азии. Из-за своего сочинения "О природе", в котором он дает естественно-научное объяснение небесным явлениям, в частности лунных затмений, был обвинен в богохульстве и только заступничество Перикла, спасла Анаксагора от смерти. Опасаясь участи Сократа, бежал в Лампасак (Малая Азия), где основал свою школу и прожил там в полном спокойствии до конца своих дней.

Впервые присоединил к материи ум.

• Первоначала ("семена вещей") - бесконечное множество мельчайших, невидимых, сверхчувственных частиц, бесконечно разнообразные элементарные зародыши, которые подобны другим частицам целого и самому целому. (Аристотель назвал их гомеомериями "подобочастными", оно и закрепилось в дальнейшем.) "Все заключается во всем" т.е., все качества, какие существуют в самых различных веществах физического мира, имеются и в каждой отдельной элементарной частице вещества, как наименьшая копия самого вещества, тела, части тела. В каждом веществе, теле содержатся элементарные части (семена, гомеомерии) всех видов ("Во всем есть часть всего"), но вещество, тело будет являться тем, каких видов частиц больше, чего будет преобладать. Так в золоте много золотого, хотя в нем есть все. Всякий организм выделяет из пищи, находит в пище элементы, свойства, части самого себя. Так животное, человек в хлебе, молоке, воде, мясе, плодах выделяет свойства мускулов, костей, ногтей, волос и т.д., а растение, из земли выделяет кору, листья, корни, и т.д. Эти части, (&;quot;семена вещей", гомеомерии) могут быть усмотрены только разумом.

• Движущей силой всего сущего, приводящей в порядок "семена вещей" (гомеомерий, элементарных частей), упорядочивающий первоначальный хаос является ум. "В начале все предметы представляли беспорядочную массу; впоследствии же явился Ум и распределил их в отдельные миры".

"...однако (Анаксагор) [полагает], что многое образуется само собою, [без его содействия]".

"Ум есть нечто самое тонкое и чистое из всего, что есть, он знает все и вполне. Все, что имеет душу, великое и ничтожное, управляется Умом. Ум знает о том, что находится в смешанном виде, так и о том, что есть теперь и что будет, все это устраивается Разумом". "Ум бесконечен и всемогущ; он ни с чем не смешан, но существует один, сам по себе и для самого себя. Если бы было иначе,... то, с чем был смешан ум, препятствовало бы ему властвовать над всеми предметами".

Но считать Анаксагора идеалистом, все же нет основания. Преобладающая тенденция его учения – материалистическая, в которую вторгается гипотеза о движущей силе, наделенной некоторыми свойствами духовной силы. Анаксагор склонен одновременно рассматривать свой "ум" и как чисто материальную – движущую механическую – силу и как некую духовную – сознающую свои цели и даже познающую – силу. По Аристотелю, "ум" Анаксагора выступает в виде извне привлекаемого объяснения: "Когда у него, Анаксагора, является затруднение, в силу какой причины то или другое имеет необходимое бытие, тогда он его привлекает, во всех же остальных случаях он все что угодно выставляет причиною происходящих вещей, но только не ум". Ум выступает только как причинная механическая сила, а не как разумная целесообразная сила, направляющая все вещи в мире к наилучшему совершенному порядку.

• Ни что не возникает и не погибает, а только составляется ("смешивается") в одно целое и разделяется на части. "Несправедливо предполагают греки, что нечто возникает или перестает существовать; ибо ничто не может ни начать своего бытия, ни подвергнуться разрушению; все есть скопление или отделение предшествующих элементов, так что возникновение чего-либо правильнее назвать образованием новой смеси, а тление - разделением".

• Всякое знание, имеющее своим источником чувство, обманчиво, но всякое знание приобретается через посредство чувств. Чувства дают точный отчет о том, что они воспринимают, но их отчеты это только точные копии предметов. Чувства отражают предметы, но они отражают их такими, какими они представляются им ("Предметы для каждого таковы, какими они ему кажутся"). Разум должен проверять эти отчеты, контролировать доставляемые чувствами впечатления (чувства распознают простейшие различия, свойственные предметам, а разум контролирует правильность такого распознавания).

С одной стороны разум зависит от чувств в отношении содержания наших идей, а с другой стороны содержание это, доставляемое чувствами, не является верным выражением реальной действительности. Чувство убеждает, что снег белый, тогда как размышление заставляет принять, что снег, состоящий из воды, которая имеет черный цвет, не может быть белым.

Чувства (зрение, осязание и т.д.) не показывают нам непосредственно всего, что существует в природе. Чувства составляют необходимую основу познания, доставляют его необходимое исходное содержание, но одними чувствами познание ограничиться не может: существование весьма малых частиц не может быть установлено прямо, при помощи одних внешних чувств. Ум опирается на показания чувств, но в своих суждениях об истинном бытии он идет дальше, глубже того, что непосредственно показывают нам в вещах чувства.

Разум не может быть безусловным источником истины, ибо он является такой мыслительной способностью человека, которая только контролирует впечатления, доставляемые чувствами.

• "По мнению Анаксагора, ощущения происходят благодаря противоположному, так как подобное не действует на подобное... Нельзя сладкого и горького познать при помощи их самих, но холодное познается теплым, пресное – соленым, сладкое – горьким сообразно тому, чего в другом не достает... Всякое ощущение сопровождается страданием... ибо все неподобное при прикосновении вызывает страдание, причем явным делается это страдание благодаря продолжительности и силе ощущений". (Теофаст)

• Небесный порядок установлен круговым движением. Плотное, влажное, темное, холодное и (вообще) все тяжелое собралось в середине; из затвердевания возникла земля. Противоположное же им – теплое, светлое и легкое – устремилось в верхнюю часть эфира.

• Земля имеет плоскую форму и пребывает в воздухе по причине (своей) величины, (во-вторых) вследствие того, что нет вовсе пустоты и (наконец) потому что воздух, обладая весьма значительной силой, в состоянии носить держащуюся на нем Землю.

• Впервые выдвинул учение о сходстве Луны с Землей, и в частности о том, что на Луне имеются равнины и пропасти.

• Луна заимствует свой свет от Солнца.

• "Солнце, Луна и все звезды -... горячие камни, охваченные круговращением эфира. Ниже звезд находятся некоторые тела, невидимые для нас, которые совершают круговые движения вместе с Солнцем и Луной. Теплота же звезд не воспринимается вследствие дальности расстояния Земли [от них]".

• "...Солнце по величине больше Пелопоннеса".

• "...солнечное затмение бывает, когда во время новолуния Луна загораживает [собой Солнце]"... "Затмение же Луны происходит вследствие того, что [ее] загораживает [от Солнца] Земля, иногда также [тела], лежащие ниже Луны".

• Нил летом делается полноводным, так как в него стекают воды снегов, лежащих в Эфиопии на юге.

• "Человек является самым разумным из животных вследствие того, что он имеет руки".

• Млечный путь – отражение света звезд, не освещаемых Солнцем.

• Ветры возникают от того, что воздух разжижается [и течет] под действием солнца.

• Гром – столкновения облаков.

• Молнии – сильное трение облаков.

• Землетрясение – опускание воздуха в недра земли.

• Животные рождаются из влажного, горячего и землистого [начал], а затем друг от друга, причем самцы – справа, а самки – слева.





Дата публикования: 2015-07-22; Прочитано: 293 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.048 с)...