Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

1 страница. 1. Девиация как разновидность ненормативного и зависимого поведения в контесте педагогического знания 2



Содержание

1. Девиация как разновидность ненормативного и зависимого поведения в контесте педагогического знания 2

2. Теоретическая база педагогической пропедевтики 17

3. Проблемное поле девиантного поведения современной молодежи как информационная основа педагогической пропедевтики 25

4. Игровая и наркотическая зависимость учащейся молодежи как предмет социально–педагогической профилактики и коррекции 54

5. Социально–культурный контекст расширения спектра девиантной активности молодежи 85

6. Изменения в образе жизни современной молодежи как предпосылка расширения пространства девиантного поведения 107

7. Социально–психологические аспекты девиантного поведения учащейся молодежи в контексте педагогического знания 112

8. Ценности учащейся молодежи как аксиологическая основа поведенческих стратегий и предмет педагогической пропедевтики 113

9. Социально–ролевой статус личности как фактор девиации и объект педагогического воздействия 119

10. Психологические предпосылки формирования зависимого поведения: возможности коррекции и компенсации 122


1. Девиация как разновидность ненормативного и зависимого поведения в контесте педагогического знания

Про­бле­ма социальной де­виа­ции от­но­сит­ся к ка­те­го­рии слож­ных и мно­го­мер­ных яв­ле­ний, на­хо­дя­щих­ся на сты­ке раз­лич­ных на­ук: со­цио­ло­ги­че­ских, пе­да­го­ги­че­ских, со­ци­оп­си­хо­ло­ги­че­ских, фи­ло­соф­ских, куль­ту­ро­ло­ги­че­ских, ка­ж­дая из ко­то­рых име­ет соб­ст­вен­ные под­хо­ды к ее рас­смот­ре­нию и обос­но­ва­нию. Фе­но­ме­н де­виа­ции рассматривался в ра­бо­тах за­ру­беж­ных, со­вет­ских и рос­сий­ских ав­то­ров. Как правило, исследования данной проблемы традиционно носят комплексный характер. Зна­чи­мость меж­дис­ци­п­ли­нар­ных, уни­вер­саль­ных ме­то­до­ло­ги­че­ских под­хо­дов в изу­че­нии де­виа­ции определяется сложность данного феномена, изу­че­ние которого в рам­ках од­ной тео­ре­ти­че­ской мо­де­ли не все­гда конструктивно.

Поведение приобретает ха­рак­тер де­виа­ции толь­ко в со­от­не­се­нии с нор­ма­ми об­ще­ст­ва, при на­ли­чии ре­ак­ции со сто­ро­ны груп­пы или ор­га­ни­за­ции. Следовательно, точкой отсчета в процессе определения форм девиации являются нормы – выработанные культурой запреты и предписания, исполнение которых необходимо для совместного существования и выживания человека и социума. Нормы выстраиваются на основе бинарной оппозиций: можно – нельзя, положено – не положено, принято – не принято. Норма содержит в себе плюс и минус, указывает на должное и запрещенное, фиксирует границы общепринятого, в некотором смысле регламенты, стереотипы мысли и поведения.

Культурная норма возникают как ответ на проблемы жизнедеятельности социума[1]. Она выражает представление о должном, желательном, она выступает в качестве стандарта социально–культурной деятельности, регулирующего поведение людей, исполнение которого выступает фактором их принадлежности к конкретным социальным и культурным группам. Назначение нормы состоит в минимизации случайных обстоятельств, субъективных мотивов, психологических состояний.

Многообразие социальной реальности, социальных по­требностей порождает и многообразие норм. Существуют разные способы классификации норм[2]. В частности, Пирсонс выделяет: нормы, устанавливающие порядки в обществе в целом и в составляющих его группах; экономические нормы; политические нормы; собственно нормы культуры, относящиеся к области коммуникации и социализации. По субъекту выделяют общечеловеческие нор­мы, нормы общества, групповые, коллективные. В современ­ном обществе наблюдается сложная коллизия, взаимопро­никновение этих норм. По радиусу действия различают нормы общечеловечеловеческие, национальные, классовые, групповые, межиндивидуальные (или общие и локальные). По объекту или сфере деятельности разграничиваются нормы, действующие в области определенных видов отно­шений: политические, экономические, эстетические, религи­озные и т.д. По содержанию обнаруживаются нормы, регулирующие иму­щественные отношения, общение, обеспечивающие права и свободы личности, регламентирующие деятельность учреж­дений, взаимоотношения между государствами и т.д. По месту в нормативно–ценностной иерархии социума выделяются нормы основопо­лагающие и второстепенные, общие и конкретные. По фор­ме образования и фиксации – жестко фиксированные и гиб­кие.

По способу обеспечения: опирающиеся на внутреннее убеждение, общественное мнение или на принуждение, на силу государственного аппарата. По функциям есть нормы оценивающие, ориентирующие, контроли­рующие, регламентирующие, карающие, поощряющие. По степени устойчивости выделяются нормы традиционные (опирающиеся на соци­альную привычку, на обычай, традиции) и ситуативные.

Нормы отличаются друг от друга по уровню обязательности выполнения, по степени свободы их выбора в неопределенных ситуациях. Нормативное регулирование отношений предполагает добровольное и сознательное принятие каждым человеком распространенных в данной культуре норм деятельности. Требования к одним и тем же нормам, распространенным в разных социальных общностях и в разные исторические периоды, расходятся между собой. Существуют нормы, обязательность которых однозначна и определенна вплоть до применения строгих санкций (выполнение правовых норм, норм технической деятельности на индустриальном производстве и др.). В других случаях допускается вариативность норм поведения (например, традиции содержат в себе набор стандартных образцов, которые могут быть предметом выбора). Возможны ситуации, когда предусматривается достаточно свободное реагирование человека: уличная среда, домашняя обстановка. При этом социальные нормы носят запретный характер, контролируются обществом, которое за их нарушение предусматривает определенные санкции. Под со­ци­аль­ной нор­мой по­ни­ма­ют­ся об­щие эта­ло­ны, мо­де­ли, стан­дар­ты, пред­пи­са­ния и по­же­ла­ния долж­но­го по­ве­де­ния, ожи­дае­мо­го от пред­ста­ви­те­лей раз­лич­ных со­ци­аль­ных групп и ста­ту­сов. Этические нормы более индивидуальны, предполагают внутренний выбор личности, регулируются совестью, контролируются религиозным сознанием. Нравственные нормы формирует семья, образовательные институты, они корректируются под влиянием субкультурных сообществ, личного опыта жизнедеятельности.

Категоричность нормы обусловлена различными контекстами – историческим, конфессиональным, этническим, возрастным, бытовым, профессиональным (в частности, корпоративные нормы могут не совпадать с нормами социума).

Специфика социальных норм состоит в том, что они носят воле­вой характер, проявляясь в императивной направленности. Норма не только оцени­вает и ориентирует, но и предпи­сывает. Она выпол­няет функции ориентации личности в обществе в единстве оценки и предписания, осуществляет социальный контроль и регулирование поведения. В отличие от индивидуального воле­изъявления, норма выражает типичные социальные требования, задает эталоны поведения человека.

Социальные нормы проявляются в видеправил, выражающих тре­бования общества, социальной группы к поведению лично­сти, группы в их взаимоотношениях друг с другом, соци­альными институтами, обществом в целом. Регулирующее воздействие норм состоит в том, что они устанавливают границы, условия, формы поведения, харак­тер отношений, цели и способы их достижения. Нормы предусматривают эталоны должного как в виде общих принципов поведения, так и в форме конкретных его параметров.

Нарушение норм вызывает негативную реакцию со стороны социальной группы, общества, его институциональных форм, направленную на пре­одоление отклоняющегося поведения. Поэтому нормы являются действенным средством обеспечения порядка и устойчивости общества.

Для педагогики профилактики девиаций важно учитывать характер продвижения нормы в сознание аудитории – норма как предписание актуализируется в том случае, если она транслируется через свою противоположность, т.е. «не–норму», которая обозначается символикой асоциального, запрещенного, безнравственного, отвратительного.

Социально–культурные нормы в социально–поведенческой плоскости проявляются в виде культурных образцов – устойчивых поведенческих моделей и конфигураций связей людей друг с другом, с предметной и природной средой, которая обусловливается определенными типами ситуаций и предписанным поведением в них человека[3]. Социум вырабатывает критерии, по которым оцениваются действия человека как соответствующие или несоответствующие культурным образцам. Понятие образца отождествляется с определенной системой ценностей. При этом социальная практика рассматривается как набор функционально оправданных алгоритмов и моделей поведения. Культурные образцы являются основой образа жизни, в структуре которого содержится информация о системе ценностей человека, характере и способах его действий[4].

На уровне обыденной практики образ жизни выступает стереотипной схемой поведения и взаимодействия человека с другими людьми, позволяя каждому конкретному человеку действовать в привычной среде без излишних затрат энергии. В этом смысле образ жизни носит неосознанно–практический характер. На высших уровнях культурной активности, в сфере порождения новых форм и ценностей, образ жизни выступает предметом воздействия. Созданные образы жизни приобретают общезначимый характер для данного общества, превращаются в универсальные, фундаментальные эталоны, позволяющие обновлять и развивать культуру. На этом уровне культурной практики образ жизни выступает как социально–культурный проект, способный расширить свою социальную базу, помогающий людям разрешать проблемные ситуации, делать осознанный выбор в сложной обстановке, а также определять линию поведения в непривычных или уникальных обстоятельствах. Каждое поколение находит в традиционных моделях образа жизни новые содержательные моменты, поэтому культурно легитимные образы жизни выступают в роли связующих звеньев человеческой активности как в синхронном, так и в диахронном разрезе. С точки зрения саморазвития и обновления социальные образцы представляют собой иерархическую структуру, на высшем уровне которой находится инновационная зона порождения новых культурных форм, а на уровне повседневной социальной активности происходит лишь их частичная ассимиляция в виде стереотипизированных и не всегда осознаваемых шаблонов поведения и взаимодействия. Эвристический потенциал понятия образ жизни проявляется в анализе динамики культуры, в изучении закономерностей формирования новых стилей, ценностные и поведенческие модели которых могут не вписываться в нормы общества.

Нормативные системы общества не являются застывши­ми, навсегда данными. Изменяются сами нормы, изменяет­ся отношение к ним. Действие любой нормы не абсолютно; норма переживает период зарождения, утверждения, потом теряет стабильность, начинает разрушаться. Разрушение одних культурных норм всегда сопровождается созданием новых. Отклонение от нормы столь же есте­ственно, как и следование им. Нормотворчество – такой же неотъемлемый признак культурной динамики, как и аномия, т.е. разрушение норм.

Следовательно, отклоняющееся поведение всегда оценивается с точки зрения культуры, принятой в данном обществе. К социально одобряемым отклонениям ведет инновационное поведение личности, ее повышенная интеллектуальность, которая выражается в социально одобряемых отклонениях лишь при наличии соответствующих условий. Большие достижения – это не только ярко выраженный талант и желание, но и их проявление в определенном месте и в определенное время. Инновациионо–конструктивное поведение имеет сильную мотивацию, которая, по мнению психологов, нередко служит компенсацией за лишения или переживания, перенесенные в детстве или юности[5].

Поэтому ненормативное поведение в некоторых случаях может рассматриваться как источник социальных инноваций. Дело в том, что ста­биль­ность и по­сто­ян­ст­во ин­сти­ту­цио­на­ли­зи­ро­ван­ных норм ли­ша­ет их мо­биль­но­сти, воз­мож­но­сти пе­ре­строе­ния с уче­том из­ме­нив­шей­ся со­ци­аль­но–эко­но­ми­че­ской си­туа­ции. В этих ус­ло­ви­ях личности и социальные группы вы­ра­ба­ты­вают аде­к­ват­ные обстоятельствам со­ци­аль­ные нор­мы, которые не являются ле­ги­ти­мными в об­ще­ст­ве и рассматриваются как от­кло­не­ние. Впоследствии социум и культура включает данные инновации в традиционный блок и придает им характер нормы.

Следовательно, социальная активность в зоне отклоняющегося поведения имеет двойственный характер. С од­ной сто­ро­ны, она становится отрицательным фак­то­ром ста­биль­но­сти, с дру­гой сто­ро­ны, ус­ло­вием развития человека, общества и культуры. Поэтому следует различать девиантное поведение, которое носит социально–творческий характер, является порождением или отражением социальной инновации, от девиантного поведения, которое порождено или открывает путь к социальной патологии, носит социально негативный характер[6].

Полное принятие нормы вы­ражается в конформизме, отклонение от нормы – в различ­ных видах девиации, девиантного поведения. Резкие отклонения от нор­мы как в положительную, так и в отрицательную стороны угрожают стабильности общества, которая во все времена ценилась превыше всего. Поэтому всегда общество пыталось подавлять нежелательные формыче­ловеческого поведения, в том числе и не вполне гуманными способами. Большинство обществ поддерживает и вознаграждает социальные отклонения, проявляемые в форме экстраординарных достижений и активности, направленной на развитие общепринятых ценностей культуры. Нарушение же нравственных норм и законов в обществе всегда строго осуждалось и наказывалось.

Идентификация девиантного поведения представляет определенную трудность. Это связано с неопределенностью социальных ожиданий, которые весьма неопределенны и противоречивы. Девиантное поведение, которое не согласуется с нормами, не соответствует ожиданиям группы или всего общества. При этом понятие нормы относительное – ожидания со временем меняются[7]. К тому же один и тот же поступок может одновременно считаться девиантным и недевиантным. На основе различных культур и субкультур формируются различные социальные ожидания. То, что «норма» в субкультуре, может быть признано девиантным в обществе (например, ношение оружия в банде).

«Следует различать два вида девиантного поведения: созидательной и разрушительной направленности. Основным критерием определения характера девиантного поведения является не форма его реализации, в частности наличие атрибута насилия, а уровень справедливости перераспределения источников пополнения жизненной энергии»[8]. Агрессивный вид девиации как в прямой, так и в смешанной форме нацелен на преодоление фрустрации путем неадекватного в сложившейся ситуации перераспределения социальных благ, достижение цели без учета интересов окружающих людей, несправедливое решение проблемы в пользу одной и из взаимодействующих сторон за счет ухудшения адаптационных условий другой. Агрессивный характер поведения обусловливается не только воспитанием, но и характером поведения взаимодействующей стороны. Смещенный вид агрессии свидельствует о недостаточном для преодоления фрустрации энергетическом потенциале человека.

Девиантное поведение деструктивной направленности – совершение человеком или группой людей социальных действий, отклоняющихся от доминирующих в социуме (отдельной социальной группе, страте) социокультурных ожиданий и норм, общепринятых правил выполнения социальных ролей, влекущих за собой сдерживание темпов развития общества: разрушение энергетического потенциала отдельных личностей и общества в целом.

Разрушительную (асоциальную) девиацию нельзя отождествлять только с преступностью. Преступность – поведение, уголовно наказуемое, запрещенное законом, и является лишь одной из форм данного вида девиантного поведения.

Созидательные девиации (социальные инновации, нововведения) – это социально значимые в действиях человека отклонения от общепризнанных норм поведения, определяющие наиболее прогрессивный в энергетическом, а значит и адаптационном плане, вектор эволюционного развития общества. Поскольку любая девиация первоначально зарождается на уровне сознания отдельного человека и через его действия проводится в жизнь, то этим еще раз подтверждается, что первопричиной социальной эволюции, активной движущей силой ее является человек, точнее внутриличностный конфликт, возникающий в процессе выбора им той или иной формы социально–ролевого поведения.

Каждая девиация содержит в себе разрушительное и созидательное начала, для процесса социальной эволюции важно, какой компонент преобладает. Позитивными девиации являются тогда, когда способствуют прогрессу системы, повышают уровень ее организованности, помогают преодолеть устаревшие, консервативные или даже реакционные стандарты поведения. Границы между позитивной и негативными формами девиантного поведения подвижны во времени и социальном пространстве. Созидательная девиация должна рассматриваться как совершенно нормальное явление в жизни любого общества, так как даже самый совершенный закон не в состоянии учесть всего многообразия житейских ситуаций. Степень совершенства закона относительна, поскольку общество изменчиво.

«Социальные идеалы (ценности), ожидания, общепринятые правила, нормы, как и критерии девиантного поведения, со временем меняются. Если процесс социализации и социальный контроль отвечают за сохранение социокультурного кода, функцию социального наследования в процессе общественного развития, то девиация – за функцию социальной изменчивости, приспособляемости индивида и всего общества к новым условиям. Под новой социальной реальностью мы понимаем ситуацию, при которой возникает дихотомия сложившихся в обществе целей и средств (невозможность удовлетворениястарыми способами прежней потребности), а также возникновение новых потребностей[9].

В случае если тот или иной вид девиации приобретает устойчивый характер, становится нормой поведения для многих людей, общество обязано пересмотреть принципы, стимулирующие «нарушение правил» или провести переоценку социальных норм. В последнем случае поведение, которое считалось девиантным, оценивается как новая норма. Для того чтобы деструктивная девиация не получала широкого распространения, необходимо: а) расширять доступ к законным способам достижения успеха и продвижения; б) соблюдать социальное равенство перед законом; в) постоянно совершенствовать само законодательство, приводить его в соответствие с новыми социальными реалиями; г) стремиться к адекватности преступления и наказания. Все это в совокупности позволит снизить социальное напряжение в обществе, уменьшить его криминализацию. Только при выполнении вышеперечисленных требований общество имеет право называться правовым и демократичным.

Поскольку любое девиантное поведение – это отклонение от общепризнанной, неоднократно проверенной практикой нормы поведения, оно всегда несет в себе элемент непредсказуемости, неизвестности, возможной опастности. «Поэтому девиация и риск – две стороны медали, социальной мутации. Состояние риска – своего рода граница, черта, разделяющая хаос и порядок, инновацию и устоявшуюся нормативно–ролевую форму поведения. Чем меньше риск, тем вероятностнее действие индивида, более предсказуемо поведение системы в целом»[10].

Тот факт, что общество создает нормы, стандарты поведения, не означает, что оно всегда им соответствует. «Даже идеальное общество не может оставаться надолго идеальным. Представим себе общество святых, напоминающее образцовый монастырь, где живут идеальные люди. В нем и понятия не имеют о том, что мы называем преступлением, но поступки, которые кажутся незначительными рядовому мирянину, могут вызвать среди них такой же скандал, какой обычно возникает по поводу преступления среди ординарных людей, которым свойственно конформное понимание жизни»[11]. Таким образом, девиация столь же естественна, как и ее противоположность – конформизм.

С учетом высказанных выше уточнений обратимся к определению понятия девиации Смелзера: отклонение от групповой нормы, которое влечет за собой изоляцию, лечение, тюремное наказание[12]. На основе данного определения можно выделить два компонента девиации: человек, которому свойственно определенное поведение и некий другой человек, группа или организация, реагирующая на это поведение.

В зависимости от того, пози­тивным или негативным является отклонение, все формы де­виаций можно расположить на некотором континууме. На одном его полюсе разместится группа лиц, проявляющих максимально неодобряемое поведение (революционеры, тер­рористы, предатели, преступники, вандалы, циники, лица, ведущие нездоровый образ жизни и т.д.). На другом полюсе расположится группа с максимально одобряемымиотклонениями: национальные герои, выдающиеся артисты, спортсмены, ученые, писатели, политические лидеры, миссионеры. Социологи утверждают, что в нормально развивающихся обществах и в обычных условиях на каждую из этих групп придется примерно по 10– 15% общей численности населения. 70% на­селения страны составляют «твердые середняки» – люди с несущественными отклонениями[13].

Отклоняющееся от нормы поведение квалифицируется как поведение девиантное. Оно подразумевает любые поступки или действия, не соответствующие писаным или неписаным нормам (правилам, законам)[14]. Общество поддерживает нормативное поведение двумя стратегическими программами: отклонения в плохую сторону осуждаются, а в хорошую – одобряются.

Таким образом, девиантное поведение – естественная реакция человека на возникающее в обществе противоречие между социальной целью и социальными нормами ее достижения. Созидательные девиации выполняют важнейшие позитивные социальные функции. Они необходимы, чтобы общество было гибким и готовым к переменам. Девиантное и нормативное поведение – две равноценные составляющие социально–ролевого поведения. Для нормального протекания социогенеза (понимаемого в широком смысле слова) девиантно–ролевое поведение человека имеет не меньшее значение, чем его нормативно–ролевое поведение.

Отклоняющееся поведение, как уже отмечалось, играет в обществе двойственную роль: с одной стороны, представляет угрозу стабильности общества, с другой – поддерживает эту стабильность. Так, например, при наличии в обществе или социальной группе многочисленных случаев социальных отклонений люди утрачивают чувство ожидаемого поведения. Происходит дезорганизация культуры и разрушение социального порядка. С другой стороны, отклоняющееся поведение является одним из путей адаптации культуры к социальным изменениям. Нет такого современного общества, которое долгое время оставалось бы статичным. Даже совершенно изолированные от мировых цивилизаций сообщества должны время от времени изменять образцы своего поведения из–за изменения окружающей среды. Культурные инновации редко создаются путем обсуждения и дальнейшего их принятия всеми членами социальных групп. Новые социальные нормы рождаются и развиваются в результате повседневного поведения индивидов, в столкновении постоянно возникающих социальных обстоятельств. Отклоняющееся от старых, привычных норм поведение небольшого числа индивидов может быть началом создания новых нормативных образцов. Постепенно, преодолевая традиции, отклоняющееся поведение содержащее новые жизнеспособные нормы, все в большей степени проникает в сознание людей. По мере усвоения членами социальных групп поведения, содержащего новые нормы, оно перестает быть отклоняющимся.

Форма ответной реакции общества на тот или иной вид девиации должна зависеть от того, какие (по степени общности) социальные нормы нарушаются: общечеловеческие, расовые, классовые, групповые и т.д. Социальный контроль выражается в стремлении большинства воспрепятствовать девиантному поведению, наказать девиантов или или «вернуть их в общество». Методы социального контроля включают изоляцию, обособление, реабилитацию[15].

Можно выделить следующие зависимости реакций общества и девиантного поведения: Чем более высокий уровень (по степени общности) социальных норм и ценностей, тем более решительными должны быть действия государства. Самая высокая ценность – естественные права человека. Чем более низкий уровень социальных норм нарушается, тем больше упор должен делаться на неформальные меры социального контроля (социальное вознаграждение или порицание, убеждение и т.д.). Чем сложнее социальная структура общества, тем многообразнее должны быть формы социального контроля. Чем более низкий уровень социальных норм нарушается человеком, тем терпимее должна быть реакция на его действия. Чем демократичнее общество, тем больше акцент должен делаться не на внешний социальный, а на внутренний личностный самоконтроль»[16].

В современном мире «кризис наказания» признается во всех развитых странах мира (М. Ансель, Х.Бианки, Г. Хохряков, Я. Гилинский, др.). Идет поиск альтернативы принудительным, репрессивным мерам воздействия. Осознание неэффективности тюремного заключения по–разному отражается в законодательной и правовой деятельности. В Швеции, например, срок 80 % приговоров к лишению свободы не превышает шести месяцев. В скандинавских странах преобладают краткие сроки лишения свободы, развита система условных приговоров, гуманизируется режим отбывания наказания. Смертная казнь фактически не применяется в 80 государствах, в т.ч. во всех европейских странах. Но по числу заключенных на 100 тыс.чел. (558) наша страна остается одним из лидеров, далеко опережая Японию (36 чел.), Германию (80 чел.), ЮАР (368 чел.), США (519 чел.) и другие страны»[17].

Современное общество нуждается в новой концепции социального контроля. В либеральных культурах складываются основные ее положения: замещение, вытеснение наиболее опасных форм социальной патологии общественно полезными или нейтральными, направление социальной активности в общественно одобряемые или нейтральные ее формы; легализация преступлений «без жертв» (гомосексуализм, бродяжничество, потребление наркотиков, проч.); создание служб социальной помощи; реадаптация лиц, оказавшихся вне общественных структур; либерализация режима содержания в тюрьмах и колониях при отказе от принудительного труда; безусловная отмена смертной казни.

Де­ви­ант­ное по­ве­де­ние – разновидность ненормативного по­ве­де­ния ин­ди­ви­дов или социальных групп, ха­рак­те­ри­зуе­мого от­кло­няю­щими­ся от об­ще­при­ня­тых или под­ра­зу­ме­вае­мых норм действиями, вы­зы­ваю­щими от­вет­ные ре­ак­ции со сто­ро­ны груп­пы, ор­га­ни­за­ции или об­ще­ст­ва в ви­де неодобрения и со­ци­аль­ных санк­ций. В широком смысле девиант –лю­бой человек, демонстрирующий ненормативную активность.

Разновидностью девиантной активности является асоциальное поведение, для которого характерно частое попадание его носителя в зону конфликтов с окружающими. Действия, которые совершает индивид, либо для него самого неожиданны, либо эти действия рассматриваются индивидом как норма (при нарушении функции социализации в семье). К такому поведению следует отнести и потребление психоактивных веществ (алкоголя, табака, разного вида наркотиков и т.п.), а также действия, сопровождающие либо тесно связанные с таким потреблением. Социальное поведение противоположно асоциальному по определению. Это – действия индивида, согласованные с реальными нормами морали, права и ценностями общества, не влекущие за собой никакой негативной окраски для общества и не приводящие к конфликтам с окружающими. Эти действия осознанны, целенаправленны и определяются рациональным мышлением. На формирование социального или асоциального поведения подростка влияют эмоциональные взаимоотношения в семье и включенность подростка в бытовую семейную деятельность, воспитание и первичный социальный контроль, духовное общение и материальное обеспечение. Довольно ощутимое влияние оказывает на семью воздействие со стороны внешней социальной среды. С одной стороны, на подростка пытаются воздействовать родители, с другой – внешняя среда (как социокультурная атмосфера, так и неформальные группы). В результате взаимодействия всех вышеуказанных факторов формируются свои собственные представления об обществе и общественной жизни – через восприятие культуры, сложившихся семейных традиций, разделение или низвержение авторитета родителей, осознание жизненных целей через собственное представление об общественных нормах.

Де­виа­ции можно классифицировать по раз­ным ос­но­ва­ни­ям: по радиусу (индивидуальные и групповые), сфе­рам проявления (культурные и психические), по уров­ню от­кло­не­ния и ти­пу на­ру­шаемой нормы (правовые, моральные, культурные), по характеру активности (конструктивные и деструктивные). При этом «радиус» де­ви­ант­но­сти за­ви­сит от характера личностных проблем, груп­по­вых тра­ди­ций, характера куль­ту­ры, ре­ли­ги­оз­ных норм и т.д. При индивидуальных отклонениях отдельный индивид отвергает нормы своей субкультуры. Групповая девиация рассматривается как конформное поведение члена девиантной группы по отношению к ее субкультуре (например, подростки из трудных семей, проводящие большую часть своей жизни в подвалах. «Подвальная жизнь» кажется им нормальной, у них существует свой «подвальный» моральный кодекс, свои законы и культурные комплексы. В данном случае налицо групповое отклонение от доминирующей культуры, так как подростки живут в соответствии с нормами собственной субкультуры)[18].

Отклонения бывают первичные и вторичные. Под первичным отклонением подразумевается отклоняющееся поведение личности, которое в целом соответствует культурным нормам, принятым в обществе. В данном случае совершаемые индивидом отклонения незначительны и терпимы, поэтому он социально не квалифицируется девиантом и не считает себя таковым. Для него и для окружающих отклонение выглядит просто маленькой шалостью, эксцентричностью или на худой конец ошибкой. Вторичное отклонение от существующих в группе норм, входящее в образ жизни, квалифицируется как собственно девиантное.





Дата публикования: 2015-07-22; Прочитано: 1248 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.012 с)...