Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
Все эти уровни взаимосвязаны, выступают по отношению друг к другу как причина и следствие. В частности, важнейшим личностным фактором стимулирования подростковых девиаций является несформированность духовно–нравственной сферы. В свою очередь, убогость внутреннего мира может иметь внешний источник: разрушение механизма ценностной преемственности поколений вследствие общей дезинтегрированности культуры, размывания ее консолидирующих ценностных оснований и разрушения традиционных форм общественной морали; снижение интереса молодежи к отечественной культуре, ее истории, традициям, к носителям национального самосознания; падение престижа образования как способа социальной адаптации, культурной преемственности и формы личностной самореализации и т.д. Нарушение условий для производства, сохранения и распространения культурных ценностей, норм, смыслов, разрушает нормативно–регулирующую и развивающую социокультурную среду обитания личности. Возникают ценностно–смысловые, нормативно–регулятивные и коммуникативные механизмы в поведении подростков и молодежи, строящиеся по принципу отрицания, противоречия общественным нормам морали и права, что в итоге стимулирует расширение спектра девиаций в подростково–молодежной среде.
6. Изменения в образе жизни современной молодежи как предпосылка расширения пространства девиантного поведения
В современном обществе подвергаются глубокой трансформации и разрушению традиционные системы ценностных ориентиров. Обзор исследований ценностей россиян и их трансформации в последнее десятилетие показывает, что наряду с сохраняющимися базовыми ценностями русской культуры в сознании жителей России происходит существенные изменения – в сторону индивидуализма, гедонизма, значимости материальных благ. Активно культивируются как положительные образы социального успеха, так и ненормативные модели поведения и образа жизни. В структуре последних в качестве базовых атрибутов представлены такие девиации как преступное поведение, агрессия, употребление алкоголя, азартные игры.
Деформация традиционных духовно–нравственных ценностей современной молодежи во многом обусловлена общекультурными процессами, в том числе глобальным влиянием средств массовой информации. Современная молодежь растет, преимущественно, на иностранной рекламе, усваивает чуждые устоям отечественной культуры традиции и обряды, что делает ее маргинальной группой, для которой характерны психологическое раздвоение, рассогласование ценностей, потеря твердых социальных ориентиров. Обилие экспансивной, агрессивной, навязчивой, раздражающе яркой информации, которая обрушивается на молодежь, будоражит инстинкты, дает возможность «разрядиться» без душевного напряжения, провоцирует жить упрощенно и «без комплексов», подражая новым героям, молодой человек становится как бы сильным и независимым.
Важнейшим средством регуляции жизнедеятельности человека выступают ценностные ориентации – основа формирования личностной позиции, отношения человека к миру и другим людям. В силу ряда причин ценностные ориентации подростков не всегда являются глубинным и осознаваемыми регуляторами поведения. Поэтому общественные противоречия сразу же сказываются на системе ценностей молодых людей, деформируя их и провоцируя различные формы девиантного поведения.
Существенная модификация ценностного мира подростков наблюдается по нескольким направлениям.
Во–первых, происходит размывание основ нравственности – девальвация таких понятий как добро и зло, долг, честь, совесть, личностное достоинство; притупляется чувства стыда, сострадания, дружбы, товарищества; изменяется смысл и характер межличностного общения – с великодушия и щедрости на практически выгодные. Следствием разрушения традиционных форм общественной морали становится снижение интереса молодежи к отечественной культуре, ее истории, традициям; преклонение перед западной культурой и образом жизни; потеря смысла жизни и жизненных ценностей. Исследования показывают, что в системе ценностей у призывной молодежи последние места занимают творческий труд, патриотизм и гражданственность. Бездуховность становиться общенациональным бедствием, воплощением которого является невежество в форме пренебрежительного отношения к науке и образованию, интеллекту, знаниям и творчеству; утери важнейших духовных и нравственных идеалов и ценностей; в распространении мистических учений и религиозных культов. Постепенно утрачивается нечто тонкое, незаметное, что отличает homo sapiens от животного – остается невостребованным «тонкий слой» души, без которого начинается «расчеловечивание» человека. Исследования свидетельствую об изменениях, происходящих на уровне сознания, которые проявляются в утилитарности и примитивности мышления, усилении рассудочного компонента, в наличии антидуховных образований, когда в голове одного человека уживаются элементы несовместимых типов мировоззрений: атеистического, православного, языческого, восточного.
Бездуховность молодежи во многом есть следствие социально–политических и экономических условий жизни, отношения государственной власти к духовным потребностям общества, носителям и творцам духовных ценностей. Падение престижа страны как мировой державы, утрата лидирующих позиций в ряде областей науки, техники, искусства, разрушение культурных и исторических ценностей народов России, чрезмерная вестернизация социально–культурного пространства – пагубно сказываются на патриотических ориентациях молодежи. В свою очередь нарастание бездуховности влечет за собой внутреннюю нестабильность общества, рост социальной напряженности, упадок государственности.
Во–вторых, существенно возрастает значимость индивидуалистических ценностей с эгоистической направленностью. Исследователи отмечают в школьной среде такие тенденции, как нарастание индивидуализма, прагматизм на фоне ниспровержения недавних авторитетов, девальвация исторически сложившихся идеалов. В сознании и поведении молодежи усиливаются прагматизм, ценностные ориентиры переместились из духовной сферы в материальную. Деньги выступают как условие удовлетворения потребностей не только в развлечении, но и в духовном росте, саморазвитии. Наряду с девальвацией ценностей, связанных со служением обществу, государству, происходит снижение доверия к старшему поколению, переориентация на личное благополучие, выживаемость, самосохранение, идет усиление процесса индивидуализации, отчуждения. Значительно больше места в желаниях школьников стали занимать материальные блага, при этом культура и образование отодвигаются на периферию ценностных ориентаций. Проявление этих тенденций можно обнаружить в молодежной субкультуре, в которой ярко выражены стремления к разрушению, протест против традиционных способов общения и поведении.
Оборотная сторона индивидуализма – усиление тенденции к проявлению молодежью и подростками самонаправленной жестокости, что находит подтверждение в нарастании в подростковой и молодежной среде алкоголизма, наркомании, токсикомании, в участившихся случаях девиантного поведения, самоубийствах – т.е. в явлениях, объединенных осознанным или неосознанным стремлением несозревшей личности к физическому или моральному саморазрушению.
В–третьих, происходит утрата ценностей трудовой деятельности как средства личностной самореализации. В структуре ценностей современной молодежи искажено представление о сущности труда как способа реализации личностных потенциалов, формы социального призвания и важнейшего условия процветания общества. Это вызвано целым рядом неблагоприятных обстоятельств, характерных для системы трудового воспитания и профессионального самоопределения личности, а также связано с неблагоприятными условиями самореализации человека в сфере его профессиональной деятельности. За последние годы произошли существенные изменения в системе ценностных ориентаций: на шкале ценностей населения заметна ориентация значительной части населения на материальное благополучие как главную цель жизни. Снижается образовательный уровень вследствие деформации мотивов получения образования (престиж, статус, диплом и т.п.), неадекватной профессиональной ориентации (в частности, смещения интереса в сферу обслуживания, посреднической деятельности и т.д.), поляризации доходов родителей.
В–четвертых, в молодежной среде наблюдается резкое снижение ценностей здорового образа жизни. В последнее время усиливаются негативные тенденции, связанные с ухудшением здоровья человека (в силу неблагоприятной экологической ситуации, вследствие урбанизации, сокращения контактов с природой, коммерциализации учреждений спорта и др.). В последнее десятилетие произошла девальвация ценности физической культуры. Отсутствует культурно значимый социальный статус и престиж физического имиджа человека. Утвердился своеобразный “соматический негативизм”, который проявляется в равнодушии к собственному физическому здоровью. Значительная часть молодежи крайне слабо заинтересована в культивировании своих телесных, двигательных качеств. Другой крайностью этой проблемы является чрезмерная «соматизация» человека, возведение в культ его “мускульно–мышечных” достоинств, не имеющих отношения к подлинным ценностям физической культуры. В данном случае телесно–физические характеристики абсолютизируются и выносятся за рамки нормальной культурной социализации. Формируется одномерная, частичная личность, неспособная к раскрытию своего потенциала, отпущенного природой и предоставленного обществом. Следствием этих тенденций является снижение общих показателей здоровья общества, рост девиантных форм поведения, разрушающих человеческий организм, деформация образа жизни (в частности, алкоголизация, рост детского алкоголизма).
Кризисное состояние социальных условий личностного становления молодежи отражается на состоянии ее психического здоровья. На фоне неблагоприятной внешней среды возрастает психическая нестабильность личности, утрачивается способность противодействовать влиянию среды, что ведет к психической и интеллектуальной деградации молодого человека и общества в целом. Психологическое напряжение и атмосфера страха, рожденная ощущением грядущих социальных, экономических и экологических катастроф, резко снижает адаптационные возможности молодого человека, вызывает непродуктивные формы реакции на меняющуюся ситуацию, снижает уровень физического и психического здоровья молодого поколения. В последние годы здоровье молодежи в еще большей мере подверглось риску особо опасных заболеваний. О падении уровня психического здоровья общества свидетельствует увеличивающееся количество обращений молодежи к саморазрушающим формам поведения (алкоголь, наркотики, самоубийство и др.), рост числа психопатологий и форм отклоняющегося поведения. Данные проблемы усугубляются отсутствием системы своевременной и бесплатной специализированной психологической помощи человеку в кризисной ситуации; пропагандой средствами массовой информации образа жизни, негативно воздействующего на физическое и психическое состояние личности. Все это во многом связано с неразвитостью оздоровительных форм проведения досуга, отсутствием системы физического воспитания детей и подростков, низким уровень физической культуры родителей[148].
Решение обозначенных выше проблем во многом зависит от утверждения в общественном сознании здорового образа жизни как социально–культурной и личностной ценности, оптимизациисистемы физического воспитания путем адаптации различных культурных практик, ориентированных на развитие и совершенствование телесной и психической природы человека. Необходимо создать условия для реализации потенциала физической культуры в совершенствовании телесно–двигательных качеств человека, обогащении его духовного мира, в создании условий для самореализации личности.
Общеизвестно, что уровень и продолжительность жизни человека, а также состояние его здоровья во многом определяются моделью поведения, формируемой в детстве. Поэтому этот период жизни является основным этапом развития навыков здорового образа жизни. Не случайно в зарубежных школах внедряется целый комплекс методик по формированию с детских лет устойчивого и осознанного интереса к занятиям физическим упражнениям, что рассматривается в качестве конечной цели физического воспитания. Средство достижения этой цели – привитие интереса к двигательной активности через осознание её необходимости. Так, в Японии курс «Обучение здоровому образу жизни» начинается уже в старших группах детского сада.[149] Помимо практических занятий, вводятся теоретические курсы и программы, которые способствуют формированию у подрастающего поколения навыков принятия самостоятельных решений, касающихся поддержания и укрепления собственного здоровья. По мнению зарубежных специалистов, физическое воспитание в школе должно формировать у учащихся устойчивое, осознанное позитивное отношение к физическим упражнениям, а главное – с раннего возраста стимулировать детей к регулярным самостоятельным занятиям, что является одним из основных путей укрепления здоровья населения. Именно в этом направлении осуществляется развитие физкультурного образованияшкольников[150].
Физическая культура, так же как и художественная, духовно–нравственная, предполагает прежде всего формирование системы ценностей, на основе которых может эффективно выстраиваться соответствующая им физкультурная и спортивная деятельность. Без подлинно ценностного отношения к телу развитие физической культуры будет односторонним. Человеческая телесность как цель физического воспитания в культурологическом контексте должна рассматриваться как важнейшая форма воплощения внутреннего мира человека, условие раскрытия потенциала человека, способ межличностной коммуникации. Эта проблема особенно актуальна для молодежи, которой придется жить и работать в мире, требующем максимальной отдачи и высочайшего напряжения как духовных, интеллектуальных, так и физических сил. Физическая, телесная культура должна сегодня стать значимым элементом образа жизни молодого человека, занять полноправное место в его повседневности, стать частью культуры в подлинном смысле этого слова.
7. Социально–психологические аспекты девиантного поведения учащейся молодежи в контексте педагогического знания
Формирование зависимого поведения приводит к кардинальному изменению отношения человека с собой, другими, культурой, природой. Не зная специфики и глубины личностных и психических трансформаций, невозможно построить эффективную и научно обоснованную систему первичной и тем более вторичной профилактики девиантной активности. Однако, несмотря на всю актуальность изучения психологических особенностей лиц с зависимым поведением периода взросления (и прежде всего наркоманов и игроманов), подобные исследования крайне недостаточны, а имеющиеся данные фрагментарны и неадаптированы в педагогическом плане.
Еще одной проблемой, неизбежно возникающей при социально–педагогическом исследовании зависимого поведения, является проблема метода. Подавляющее большинство современных данных о специфике психологического склада лиц с девиантным поведением получено с помощью стандартизированных методик (тесты–опросники, шкалы и др.) в условиях амбулаторного или стационарного лечения. Специалисты считают, что данные, полученные таким образом, недостаточно надежны и экологичны. В связи с этим особый интерес представляют данные, полученные с помощью проективных методик, а также в процессе включенного педагогического эксперимента.
Социально–психологические факторы девиантного поведения связаны прежде всего ценностно–нормативной и мотивационно–потребностной сферой личности. Последний фактор детерминации детально исследован на материале наркотической зависимости. В частности, зарубежные исследователи в качестве мотивов употребления подростками и молодежью психоактивных веществ приводят следующие ответы: «влияние приятеля», «потребность в изменении своего состояния», «желание уйти с помощью наркотиков от решения жизненных проблем, снять эмоциональный дискомфорт»
В работах отечественных ученых также отмечается такой фактор как внутригрупповая конформность – желание «не отстать» от сверстников, а также поиск необычных ощущений и переживаний в ситуации скуки[151].
Э. Фромм связывает зависимое поведение с определенной системой ценностей. В частности, он рассматривает употребление наркотиков как частный случай культа потребительства среди молодежи, следовательно, мотивом приобщения к наркотикам служит стремление «потреблять счастье» как товар. Среди мотивов, противодействующих употреблению наркотиков, отметим «отсутствие к ним интереса», «влияние друзей и родителей», кроме того, для девушек большое значение имеет выраженность религиозных чувств, а для юношей – успехи в школе.
8. Ценности учащейся молодежи как аксиологическая основа поведенческих стратегий и предмет педагогической пропедевтики
Важную регулятивно–ориентировочную роль в жизни человека играют ценности. Поэтому этапу формирования определенного вида поведения всегда предшествует выбор жизненного принципа и формирование жизненных ценностей. Только после этого подросток неосознанно придерживается социального или асоциального типа поведения. В качестве ценностей могут выступать предметы, явления и состояния, имеющие положительную значимость для личности. В ходе оценки происходит соотнесение объекта с оценивающим субъектом, результатом чего является признание или непризнание объекта ценностью. Система базовых ценностей вырабатывается культурой, которая в той или иной мере осваивается каждым поколением. Наличие общепринятых ценностей позволяет каждой личности в ходе своего развития присваивать выработанные данной культурой базовые ценности, которые становятся важнейшими детерминантами поведения.
Доминирующие в обществе ценности выступают главным элементом культуры, определяющим аксиологический ресурс педагогических и воспитательных практик. Система ценностей является важнейшей характеристикой субъекта как представителя определенной культуры и социума. Она во многом детерминирована исторически устойчивым культурным этосом, но вместе с тем имеет ресурс модификации и постоянно меняется под влиянием ситуационных социокультурных факторов.
Система ценностей является той основой, опираясь на которую можно строить нормальные межличностные отношения, отношения внутри государства и с миром в целом. Именно с кризисом ценностей связаны глобальные процессы деструкции, распад гуманитарного знания, дегуманизация общества, деперсонализация личности. Наряду с открывшимися новыми возможностями (свобода совести, открытость общества, многопартийность, гласность) в России стали нарастать негативные явления, присущие «обществу потребления». Наиболее восприимчивыми к негативным воздействиям, в силу несформированности мировоззренческих позиций, оказались дети, подростки, молодежь, поддавшиеся влиянию рынка, низкопробных образцов массовой культуры, криминальных структур, деструктивных сект. Не имея опоры внутренней, молодежь утратила поддержку внешнюю (семьи, школы, молодежных общественных организаций, здоровых неформальных объединений), поскольку российское общество продолжительное время пребывало в состоянии растерянности: старые, социалистические идеи полностью отрицались, западные образцы, в силу особенностей российского менталитета, не срабатывали, новая система ценностей не была обретена.
Социальные функции ценностей состоят в том, что они, с одной стороны, обладают возможностью интегрировать индивидов, объединяя их по типу деятельности, с другой, способствуют расслоению общества. В субъективном плане ценности– это синтез жизненных целей и средств их достижения, который выполняет функцию фундаментального ориентира, обеспечивая интеграцию общества и помогая индивиду осуществлять социально одобряемый выбор своего поведения в жизненно значимых ситуациях.
Доминирующая система ценностей образует внутренний стержень культуры, духовную квинтэссенцию потребностей и интересов индивидов и социальных общностей. В то же время она оказывает обратное влияние на социальные интересы и потребности, выступая важнейшим стимулом социального действия, включая и потребительское поведения индивидов. Совокупность доминирующих в социуме ценностей представляет основные жизненные потребности индивидов – витальные, социализационные, смысложизненные. В ситуации интенсивных политических, экономических и социально–культурных изменений мир человеческих ценностей становится изменчивым и противоречивым.
На индивидуальном уровне ценности выступают основой мотивов, которыми люди руководствуются в своей жизни. Отношения между различными ценностями отражают динамику конфликта и согласия. Взаимосвязь между рангами ценностей формирует жизненные стратегии личности. Отношения между различными ценностями на культурном уровне отражают социальную динамику конфликта и согласия, возникающую в ситуации, когда социальные институты общества реализуют свои цели.
Основные человеческие ценности отражают универсальные человеческие потребности (биологические нужды, потребности согласованного социального взаимодействия и требования групповой жизни). Ценности личности определенным образом иерархизированны: одни имеют большую значимость для личности, другие – меньшую. На вершине иерархии может находиться одна или несколько основных, жизнеопределяющих базовых ценностей. Человек чаще всего не осознает существующую взаимную соотнесенность собственных ценностей, но эта их иерархическая зависимость обязательно проявится в ситуации выбора: выбор будет зависеть от того, что человек ценит выше (как известно, «где сокровище твое, там и сердце твое»).
Иерархия ценностей не является раз и навсегда заданной в сознании личности: на протяжении жизни одни ценности выступают на первый план, другие отходят на второй, происходит ротация ценностей. Поэтому одна и та же проблема в разные жизненные периоды будет решаться по–разному. Отмечается также наличие некоторых слоев (структур) в системе личных ценностей, которые образуют центр и периферию[152]. Центр представляет собой, как правило, четко очерченный круг базовых ценностей, которыми человек руководствуется в своей жизнедеятельности. Они являются своеобразными ориентирами, выполняющими функцию эталонов в оценочной деятельности, особенно при решении жизненно важных проблем. На периферии ценности менее выражены, слабее осознаны. Ценности различаются разной степенью обобщенности. Для человека имеют значения и базовые (глобальные) ценности, имеющие высокую степень обобщенности (Истина, Добро, Красота), и так называемые оперативные (ситуативные) ценности, которые имеют более низкую степень обобщенности.
Личностная система ценностей претерпевает значительные изменения под влиянием различных факторов на протяжении всей человеческой жизни. На жизненные ориентации личности оказывает существенное влияние и система существующих общественных ценностей, заставляя даже зрелых людей пересматривать свое жизненное кредо. Избирая в жизни какую–нибудь сферу деятельности, человек избирает и соответствующие ценности. Смена деятельности влечет за собой чаще всего значительные изменения в ценностной сфере личности. Естественно, этот процесс не проходит безболезненно и быстро, но зачастую он бывает необходим для внутреннего роста личности, для пересмотра самой себя и своих жизненных ориентиров[153].
Главный содержательный аспект, отделяющий ценности друг от друга, является тип мотивации, в которой они отражаются. Видам мотивации соответствуют типы ценностей, основанные на главной цели: власть, достижение, гедонизм, стимуляция, самостоятельность, универсализм, заботливость, традиционность, конформизм, безопасность [154]. Эти ценности можно расположить на двух биполярных осях: Открытость к изменениям (ценности самостоятельности) и Консерватизм (безопасность, конформность, традиции), Акцент на себе (власть и достижение) и Акцент на других (универсализм и заботливость)[155].
Специфика культурных ценностей определяет альтернативные решения социальными группами основных проблем. В культурах, располагающихся на полюсе Консерватизма, личность рассматривается как принадлежащая к группе, видящая смысл жизни в социальных связях, идентификации с группой и разделении общего образа жизни. Пример ценностей этого типа: социальный порядок, уважение традиций, безопасность семьи и самодисциплина. В культурах, расположенных на полюсе Автономии, личность рассматривается как независимая, уверенная в себе, ценящая свою уникальность, стремящаяся выразить собственные внутренние качества (личностные черты, чувства, мотивы, предпочтения) и поощряемая к этому. При этом существует два взаимосвязанных типа Автономии: интеллектуальная автономия, основанную на независимости идей и праве индивида следовать своими собственными интеллектуальными путями (любознательность, открытость ума, изобретательность), и аффективная автономия, означающая независимую устремленность индивида к переживанию позитивных эмоций (удовольствие, возбуждение, разнообразие [156]).
В литературе классификация ценностей осуществляется по различным критериям. Прежде всего, выделяют группы базовых и инструментальных ценностей. Базовые ценности: жизнь; семья, личное счастье; мир на земле; нравственность; друзья; смыслжизни; социальный порядок. Инструментальные ценности: работа (как самоценность и как средство заработка); материальное благополучие; достижение успеха; предприимчивость, способность выразить себя, выделиться; независимость (способность быть индивидуальностью, руководствоваться собственными критериями, противостоять внешним обстоятельствам); авторитетность (как способность оказывать влияние на других, осуществлять власть над ними, конкурировать и добиваться успеха, победы); законность как установленный государством порядок, который обеспечивает безопасность индивида, равноправность его отношений с другими.
Различия в распространенности ценностных суждений во многом определяются остротой переживания личностных проблем. Первому уровню проблемности (т.е. относительно благополучная ситуация) соответствуют такие ценностные суждения как спокойная совесть, гарантия личной безопасности, забота о стариках и детях. На второй стадии напряженности (системная неключенность в социум и культуру) происходит актуализация смысложизненных ценностей: «доминируют» ценностные суждения с ключевыми словами: жизнь, добро, правда, красота, свобода, интересная работа, продолжение рода. При этом снижается значимость хороших отношений, доминирующими становятся равенство возможностей для проявления способностей, предприимчивость, оценка жизни по собственным критериям. Возрастает стремление индивида утвердиться, становится доминирующим равенство возможностей для проявления способностей – в кризисных ситуациях каждый человек вынужден в большей мере полагаться на самого себя. С нарастанием напряженности повышается роль ценностных аспектов, связанных с эгоизмом и индивидуализмом, где ключевыми словами являются: насилие, ложь в корыстных целях, благополучие, а не свобода, жить для себя, а не для потомков; успех; власть; состязательность; борьба до победы, а не диалог. Эти ценностные аспекты образуют ядро смысложизненных аспектов, свойственных социальным аутсайдерам.
Таким образом, в социальной группе с высокой проблемностью ценностные суждения, во–первых, носят дифференцирующий характер, т.е. они являются специфическим интеграционным ядром, объединяющим субъектов, не интегрированных в культуру и социум. Во–вторых, они выполняют компенсаторные функции, обеспечивая консолидацию «товарищей по несчастью», определяя во многом их поведение и деятельность.
В отечественной этнопсихологии в 90–х гг. XX века был проведен ряд исследований ценностных ориентации русских[157]. В работе К.Касьяновой отмечается важность в русской культурной традиции таких ценностей, как терпение, страдание, смирение, жертвенность (ценности «внутреннего делания») в отличие от таких ценностей, как труд, достижение успеха (ценности «внешнего делания»). Л.Почебут отмечает значимость таких ценностных ориентации, как коллективизм, справедливость, ориентация на лучшее будущее, ориентация на быстрое решение жизненно важных проблем. В исследовании Н.Лебедевой и Е.Павелко межпоколенной трансмиссии культуры у русских отмечается сильная тенденция сохранению.
В 1992–1996 гг. было проведено исследование в таких восточно–европейских странах, как Болгария, Чехия, Эстония, Грузия, Венгрия, Польша, Словакия, Словения и Россия. Несмотря на сходство ценностей во всех этих странах, было установлено, что в России, Грузии и Болгарии особенно значимыми были ценности Консерватизма и Иерархии по сравнению с ценностями Мастерства и Автономии. Авторы объяснили это более длительным пребыванием в лоне коммунизма и возможным влиянием православия.
Изучению влияния новых социально–экономических условий на изменение ценностных ориентации личности в разных социальных группах было посвящено исследование В.А. Хащенко[1]. Стандартный список ценностей методики Рокича дополнен ценностями, отражающими экономическую направленность: богатство, собственность, экономическая независимость, предприимчивость, материальная обеспеченность. Было опрошено шесть групп населения, характеризующихся разным социально– экономическим статусом.
Анализ данных исследования позволил установить влияние новых социально–экономических условий на изменение ценностных ориентации индивида в разных группах, которые проявляются в доминировании общей направленности на индивидуальные ценности. Установлено, что в иерархии ценностей–целей доминируют: здоровье, семья, материальная обеспеченность, любовь, свобода, уверенность в себе, друзья. Среди ценностей–средств достижения жизненных целей ведущими являются твердая воля, честность, независимость, предприимчивость, самоконтроль, образованность. Полученные данные, по мнению автора, свидетельствуют о формировании нового типа направленности личности, характеризующегося индивидуализированной ориентацией на личные, в том числе экономические ценности, такие как материальная обеспеченность, предприимчивость, собственность и богатство.
Дата публикования: 2015-07-22; Прочитано: 476 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!