Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
... Что такое любовь?
-Любовь, любовь- гласит преданье-
Союз души с душой родной,
Их съединенье, сочетанье
…………………………
И... поединок роковой.
Любовь многолика. Она нежна и жестока, эгоистична и самоотверженна, возвышенна и чувственна одновременно. Любовь, как мир, стара и молода, как каждая новая весна. Она ничуть не изменилась за тысячи лет человеческой истории. Какой она была во времена Древней Греции, во времена Ромео и Джульетты, такой и остаётся и сейчас. Вечно юная, прекрасная и трагичная, она и в произведениях последнего русского классика, любимого моего писателя - И.А. Бунина, в особенности в сборнике рассказов «Тёмные аллеи».
Они чудесны эти «Тёмные аллеи», ароматные, яркие, свежие. Они словно оставляют после себя чуть уловимый запах цветущих лип, полевого дождевого ветра, свежего сена, сосновой хвои...
Чудные, обворожительные, и вместе с тем близкие и понятные женщины живут в этих рассказах. Галя Ганская, Таня, Руся, Антигона, Натали - какое великолепие красок, какая точность линий! Настоящая портретная галерея. На фоне этих пленительных женщин статичными и невыразительными выглядят мужчины, которые все кажутся на одно лицо. Но и в них есть скрытая нравственная сила, есть мощь духа и высокая мораль. Бунинские герои умеют быть чуткими и благородными, нежными и поэтичными, поэтому любовь не проходит для них бесследно, а оставляет глубокие шрамы в их душах. Влюблённые в женщину, они готовы «встать перед ней на колени и поцеловать её ноги за все, что она дала им на земле». Похожи ли они на своего создателя? Наверное, да. И даже если у самого Бунина ничего в жизни подобного не было (а это, конечно, маловероятно), он, должно быть, много личного дал своим героям...
Любовь поражает действующих лиц внезапно, как «солнечный удар», «мелькает и с бешеной быстротой несётся», так что «голова сразу оледеневает и стягивается, сердце рвётся и замирает». Полное тоски и невыразимой муки, оно становится похоже на «тяжкую чашу», и этот груз несёт в себе вместе с героем и автор...
Бунин также чувственен, как и его герои, и в прозу свою, наверное, первым из русских писателей он вносит эротику. Он не уклоняется от подробных натуралистических описаний, но целомудрие поэта не даёт его книгам превратиться в пособие по любовной науке. Они поют и бурную любовь, и ласковую тишину её, и огонь страсти, и братскую нежность. Но он знает, что любовь в самом счастье своём страшна, жутка и требовательна. И «в жизни каждого из нас найдётся... какой-нибудь особенно тяжкий грех», когда «с едкой гримасой» герой стреляет в возлюбленную или становится причиной её самоубийства. Большая любовь - это всегда большая трагедия:
- А зачем он себя застрелил?
- Он был очень влюблён, а когда очень влюблён, всегда стреляют себя...
Но «в синем небе стоят кое-где белые прекрасные облака», и только воспоминания тревожат старого поэта.
Какая сладость всё, что прежде
Ценил так мало, вспоминать!
К сожалению, «ту звезду, что качалась в тёмной воде, я теперь в небесах никогда не найду» и «молодого былого нет давно и меня».
Заново прожив в своих историях жизнь, воскресив цвета и запахи, поэт вернулся в современную ему действительность, в изгнание, в абсурдную и жестокую войну, и прорвавшиеся боль и тоска выразились в трагедиях, к которым писатель мстительно приводит своих героев. Как просто - «Он искал её в Гаграх, Геленджике, в Сочи... позавтракал в гостинице... пил кофе... лёг на диван и выстрелил себе в виски из двух револьверов». Или: «Понёсся под уклон, навстречу... грохочущему и слепящему огнями паровозу». Или: «...в декабре она умерла на Женевском озере».
О, как убийственно мы любим!
Как в буйной слепоте страстей
Мы то всего вернее губим,
Что сердцу нашему милей! -
повторяю я слова Ф.И. Тютчева. Как же больно и тяжело приходится всем влюблённым в этом мире! Почему трагедия сопровождает всякое большое чувство, а смерть, как в насмешку, уносит у нас самое дорогое, бесценное? Наверное, петь радостную песню со счастливым концом было пожилому и больному писателю не под силу, не в радость, да и не ко времени. А может быть, такое уж у любви свойство - оставлять шрамы в сердцах и незаживающие раны в душах...
Учащиеся делают вывод, что это сочинение требует нетрадиционного подхода в рассмотрении и размышляют над следующими вопросами: каким представляется взгляд автора сочинения, несмотря на традиционность темы; сформулируйте «решающую мысль» этой работы; какие сопоставления показались неожиданными; интересен ли тот поток лирических ассоциаций, к которым прибегает ученица; как бы вы оценили язык и стиль сочинения, его интонацию; в какой степени раскрывается личность пишущего?
Когда школьники уже хорошо представляют особенности жанра и неоднократно анализировали примеры эссе, в том числе и пробы пера своих сверстников, можно предложить написать эссе, обратившись, например, к одной из современных проблем: «Пушкин для меня...», «О чём задумывается мой сверстник сегодня», «Мир виртуальной реальности. По лабиринтам компьютерного мира», «Телевидение сегодня». «Наш опасный мир», «Книги в твоей жизни», «Мир рекламы. Каков он?».
Предупреждаем, что заявленная проблема может стать или темой сочинения, или поводом для размышлений - в этом случае тему следует уточнить.
Спрашиваем, предполагает ли заданная проблематика, на их взгляд, жанр сочинения-эссе?
Итак, предложенный материал может стать основой для проведения уроков словесности в старших классах гуманитарной направленности, факультативных занятий по теме: «Особенности жанра эссе». Но и уроки литературы готовят учащихся к созданию подобного жанра.
Исследователи и методисты отмечают, что авторы эссе - люди с особым ассоциативным мышлением. Формирует ли учебный процесс эссеистическое мышление? Задача урока литературы - развитие личности учащихся. Решая её, мы стремимся развивать творческую активность учащихся и среди разнообразных вопросов и заданий выбираем те, которые носят сравнительно-сопоставительный характер, тем самым образуя в сознании школьников многочисленные «внутрипредметные» ассоциации, расширяя ассоциативные ряды, которые в первую очередь участвуют в развитии интеллекта. А рассмотрение произведений художественной литературы в сопоставлении с другими видами искусства: музыкой, живописью, кинодраматургией, театром - обеспечит развитие «межпредметных» ассоциаций.
Важен в этом случае и выбор учебных пособий, широко предлагаемых школе. Мы отдаем предпочтение тем из них, которые написаны в жанре учебника-практикума, рабочей книги (см. пособия под ред. Г.И. Беленького, Б. А. Ланина, Ю.И. Лыссого), т.к. в них учащимся предлагаются фрагменты из литературно - критических материалов, выдержки из дневников писателей, воспоминаний и другой мемуарной литературы. Работа с подобными книгами позволит погрузиться в атмосферу читательского диалога, прислушаться к разным суждениям и определить свою точку зрения. А эссе - самый удачный жанр для её выражения. Не случайно в России в начале века к нему обратились философы и писатели для сближения позиций различных писательских кругов.
Конечно, мы должны быть готовы к тому, что не всегда работа над эссе приведёт к созданию собственно жанра эссе, но, обучая этому виду сочинения, мы погружаем учащихся в жанровое многообразие мемуарной и эпистолярной литературы. И если не возобладает эссе, то в качестве творческой работы мы можем получить один из уже упоминавшихся жанров - страничку из дневника, воспоминание, фрагмент духовной биографии, возможно - этюд, эскиз, зарисовку, заметку, быть может, очерк или путевые заметки, в любом случае - речь идёт о творческом поиске учащихся в присущей каждому форме самовыражения. А школа, на наш взгляд, должна предоставлять учащимся свободу выбора, что отвечает главной цели литературного образования школьников - становлению их читательской и творческой самостоятельности.
Эссе - жанр, свободный от иных пристрастия, кроме личных, и устоявшихся критических оценок, прежде всего позволит ребятам выражать своё личное восприятие литературы (если речь пойдёт о литературно - критическом эссе). В других случаях, наоборот, даст возможность обратиться к разным точкам зрения и вступить в литературную полемику. Но каждый раз разговор о художественном произведении не будет самоцелью, это скорее, повод для того, чтобы определить своё место в жизни и по-своему открыть окружающий мир. А книги тогда станут советчиками и друзьями, литературоведческие и критические работы - чьим-то интересным опытом.
Дата публикования: 2015-04-09; Прочитано: 1734 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!