Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Торжественно сдержанно уверенно



величественно спокойно твердо

Пора переходить к анализу содержания, размышлению над ним. Вот ряд заданий в этом плане:

1. Найдите и подчеркните в текстах стихотворений те слова, строки, которые повторяются буквально, являются близкими по смыслу и объединяют то двух, а то и всех трех поэтов. Выпишите самые, на ваш взгляд, главные.

2. Подумайте и ответьте на вопрос: что общего в замысле поэтов, повторяю­щих буквально друг друга?

3. Заполните таблицу. Отвечая на вопрос, подберите цитаты из стихотворе­ний трех авторов, расположите их рядом и вы поймете, зачем Державин, а следом Пушкин «воздвигли» свои «памятники».

Вопрос Гораций-Ломоносов Державин Пушкин
1. Каким представляет «знак бес­смертия» каждый из поэтов?      
2. В чем видят они залог своего бессмертия?      
3.Что считают своей главной за­дачей?      
4. Кто главный адресат и храни­тель творчества?      
5. Найдите строки говорящие о социальном происхождении поэта.      
6. Каких пушкинских слов не было у его предшественников, а ка­кие, имея общий корень, несут иную смысловую нагрузку в контексте стихотворения?      

Важно показать, что история стихотворения не заканчивается датой, по­ставленной под ним. Познакомим ребят со следующим фактом из «жизни» пушкинского стихотворения и определим их задачу:

Прочтите строки, «украшавшие» памятник А.С. Пушкину в Москве до 1884 года, и гневную отповедь по этому поводу М. Цветаевой. Подумайте, что особенно возмутило поэта XX века в редакции пушкинского текста В. А. Жу­ковским:

И долго буду тем народу я любезен

Что чувства добрые я лирой пробуждал,

Что прелестью живой стихов я был полезен...

«...человечески-постыдная и поэтически-бездарная подмена Жуковско­го с таким не пушкинским, антипушкинским введением пользы в поэзию - подмена, позорившая Жуковского и Николая I без малого век и имеющая их позорить во веки веков».

Возмущение М. Цветаевой, конечно, имеет прямую связь с пушкински­ми стихами конца 20-х годов «Поэт» (1827), «Поэт и толпа» (1828) и «Поэту» (1830). Все они были откликом на грубые статьи в столичных журналах «Мос­ковский телеграф», «Северная пчела» на требование от поэта «преподавать уроки нравственности», на стремление «направить» перо Пушкина для служе­ния практическим целям, т.е. для извлечения той самой «пользы», которой тре­бовала от поэта «чернь», «на вес» ценившая «кумир Бельведерский». Шла прямая травля поэта Ф. Булгариным с поощрения Бенкендорфа. Значит, по Цветаевой, Жуковский включился в эту недостойную игру и оскорбил уже по­смертно А.С. Пушкина. Это тем более постыдно, что сам поэт ни протестовать, ни оспорить уже ничего не мог.

Далее можно обратиться к классу примерно так. Судя по первым заданиям, вам могло показаться, что речь пойдет о сравнительном анализе трех стихотворе­ний. Нет, все это была только подготовка к основной работе. Теперь вы понима­ете, что редкое стихотворение живет в поэзии обособленно, что «времен возвы­шенная связь» существует и явно и подчас незримо для читателя, а попытка истолкования текста может привести нас к неожиданным размышлениям.

Но на содержание стихотворения оказывают влияние и личные обстоя­тельства жизни поэта. Пушкинское стихотворение с эпиграфом из Горация было написано в 1836 году и так же, как и весь философский цикл (в том числе «Вновь я посетил...», «Мирская власть», «Из Пиндемонти»), при жизни поэта не печаталось. Мы сегодня и не помним, и представить не можем, что нашего всенародно признанного гения в 1830 году «большинство встречало весьма или совершенно «холодно», пишет в своей статье «Об одной из великих книг Пушкина» В. Кожинов. И далее приводит высказывание 23-летнего тогда В. Белинского, поддавшегося общему настроению и высказавшего всего только господствовавшее тогда мнение о поэте: «Пушкин царствовал десять лет,- пи­сал критик, имея в виду 1820-е годы. Теперь мы не узнаем Пушкина: он умер или, может быть, только обмер на время... тридцатым годом кончился, или, лучше сказать, внезапно оборвался период Пушкинский, так как кончился и сам Пушкин».

Сопоставив прочитанное с текстом стихотворения А. С. Пушкина "Я па­мятник воздвиг себе нерукотворный...", учащиеся осознают, какой мудростью надо было обладать поэту, какой неисчерпаемый запас духовной мощи нужен был ему, чтобы, презрев суету и тщеславие современников, написать велича­во-спокойные вещие строки

Нет, весь я не умру...

Это помнит каждый, но далеко не каждый знает, что есть у поэта и другие стихи, пронзительно щемящие, тревожные, передающие почти осязаемое при­сутствие поэта среди нас:

Я скоро весь умру. Но

тень мою любя.

Храните рукопись,

о други, для себя!

Когда гроза пройдет,

толпою суеверной

Сбирайтесь иногда читать

мой свиток верный

И, долго слушая,

скажите: это он;

Вот речь его. А я, забыв

могильный сон,

Взойду невидимо, и сяду

между вами,

И сам заслушаюсь,

и вашими слезами

Упьюсь...

Далее рад заданий вновь через опыт направят ум и руку ученика к пони­манию того, что написанный вначале экспромт - это только первая ступенька, с которой начинается их путь к мастерству.

Иногда стоит говорить с ребятами не в «лоб», а вести их к пониманию текста опосредованно. Например, предложить вот такой нехитрый тест из жур­нала «Репетитор»:

Проверьте себя. Один из 5 вариантов правильный.

А. С. Пушкин жил в царствование:

а. Екатерины II, Павла I и Александра I;

б. Павла I, Александра I и Николая I;

в. Александра I, Николая I и Александра П;

г. Николая I и Александра II;

д. Александра II и Александра III.

А потом задать еще несколько вопросов:

- Кто был императором в Риме при Горации?

- Какой Людовик жил во времена Мольера?

- Вернемся к пушкинской строке. Как вы теперь понимаете слова поэта:

«Вознесся выше он главою непокорной

Александрийского столпа»?

Размышления ребят всякий раз удивляют, понимаешь, насколько свежа и благодатна почва, на которой ты сеешь «разумное, доброе...»

И Гораций и Державин утверждали, что их слава будет «возрастать»,

«Пока великий Рим владеет светом» или

«Доколь славянов род вселенна будет чтить».

Они уповали на величие империй, а оказалось, что власть земная, власть царей призрачна. Давно нет Римской империи, нет и нашей, а хрупкая бабочка поэзии живет, и мы с трудом вспоминаем, кто же был императором при Горации и какой Людовик правил во времена Мольера. Поэзия живет, пока жив «хоть один пиит». Власть, перед которой трепещет подданный, подавляет и разрушает, а поэзия созидает. Власть корыстна, а искусство бескорыстно. Власть временна - искусство вечно. Разве не об этом говорят 3 и 4 строки стихотворе­ния и обращение поэта к музе в заключительном четверостишии:

«Веленью Божию, о муза, будь послушна...»

Думается, будет совсем не лишним вспомнить слова А. Блока: «И Пушки­на убила вовсе не пуля Дантеса. Его убило отсутствие воздуха».

Предложите школьникам прочесть эссе А. А. Ахматовой «Слово о Пуш­кине» и подвести черту под размышлениями о «нерукотворном памятнике», ответив на вопрос, как вы поняли мысль автора о том, что поэт «победил и время и пространство»?

А теперь, вернувшись к первому опыту-экспромту и соединив в одно монолитное целое весь наработанный материал, подведем итог.

Итак, истолкование стихотворения - это взгляд и в прошлое, на предше­ственников, и в будущее; жизнь стихотворения в обозримом историко-культур­ном пространстве; ваши ассоциации, размышления, эстетические впечатле­ния, ваша попытка понять послание поэта вам. Сочинение-истолкование — это и включение элементов анализа (система художественных образов, особенно­стей поэтического языка и т.д.). Однако в отличие от такого вида работы, как анализ, интерпретация (истолкование) это более свободный жанр и не имеет строгого плана, четких рамок. Здесь уместно говорить и о такой форме интер­претации, как эссе, т.е. сочинения со свободной композицией, выражающего индивидуальные впечатления, личностный подход к теме. Но и эссе невозмож­но без того, что мы называем интеллектуальной отзывчивостью.

Итоговым самостоятельным заданием может стать сочинение-истол­кование литературоведческого характера по стихотворению В. Высоцкого «Памятник». Удачным, на наш взгляд, будет обращение к циклам «Творче­ство» А. Ахматовой или «Стихи к Пушкину» М. Цветаевой.





Дата публикования: 2015-04-09; Прочитано: 679 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.009 с)...