Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
Совершенно очевидно, что пытаясь вникнуть в содержание, выдвинуть какую-либо гипотезу относительно художественного смысла, ученик будет исходить из опыта собственного эстетического восприятия, которое должно будет корректироваться и достраиваться в процессе и итоге анализа произведения. Идеальный вариант - «духовная встреча» автора и читателя «во времени», их «взаимопонимание», благодаря которому искусство обновляет и обогащает свой смысл в истории...».
«Неизменен и вечен - поэта неведомый друг», - так говорит о читателе Анна Ахматова. Пункт VII схемы четко указывает - от юного литературоведа ждут собственной позиции в оценке произведения, причем понятно, что раздумья и ассоциации могут возникнуть и в самом начале чтения, и по ходу работы, и при ее завершении. В некоторые школьные планы анализа стихотворения прямо включают такие вопросы:
- внешние впечатления и внутренняя реакция на стихотворение;
- какие чувства вызвало у меня прочитанное стихотворение, на какие размышления натолкнуло и т. п.
Второй вид сочинения-истолкования - эссеистская интерпретация, т. е. сочинение со свободной композицией, воссоздание интерпретатором прежде всего его собственных субъективных впечатлений и раздумий, вызванных художественным произведением. Примером может служить критика - эссеистика рубежа Х1Х-ХХ вв., в том числе В.В. Розанова. Можно посоветовать учащимся прочесть ставший хрестоматийным текст М. Цветаевой «Мой Пушкин» и не столь широко известную работу Д. Мережковского «М.Ю. Лермонтов. Поэт сверхчеловечества» или эссе А. Ахматовой «Листки из дневника (о Мандельштаме)». Знакомство будет более чем благотворным, ибо уже сам подход к предмету, неординарность суждений и яркость языка заставят школьников отойти от серых шаблонов «золотых сочинений» и попытаться найти что-то свежее, незахватанное, в том числе в собственном «я».
И все-таки самих по себе планов или примеров, даже идеальных, недостаточно. Попробуем найти алгоритм работы над сочинением-интерпретацией. Предлагаем возможный вариант. Начинать лучше с известного, чтобы тем очевиднее проявились необходимость кропотливого, дотошного исследования с одной стороны, и понимание неисчерпаемости глубины подлинного искусства - с другой.
Учащимся предлагается выполнить небольшую письменную работу - сочинение-экспромт о стихотворениях, написанных на одну тему и даже повторяющих друг друга, «Я знак бессмертия себе воздвигнул...» Горация в переводе М.В. Ломоносова, «Памятник» Г.Р. Державина и «Я памятник воздвиг себе нерукотворный...» А.С. Пушкина.
Затем можно прочесть вслух несколько работ и сделать вывод о том, что очень часто свежее суждение, непосредственный взгляд помогают в оценке произведения, вносят в сочинение ту индивидуальность, которая выгодно отличит работу от других. Но одного этого явно недостаточно, работа должна быть более глубокой.
Вернувшись к схеме анализа лирического произведения (если класс уже знаком с ним) или предложив таковую заново, следует уточнить значение терминов, которые ребята забыли или не знали.
Мы остановимся более подробно на двух, безусловно важных именно с точки зрения исследования текста и чаще всего не употребляемых школьниками.
Аллюзия (от латинского allusio) - в художественной литературе, ораторской и разговорной речи - одна из стилистических фигур: намек на реальный политический, исторический или литературный факт, который полагается общеизвестным. Цель - вызвать в памяти читателя определенные ассоциации, навести на размышления.
Например, «Пророк» М.Ю. Лермонтова - полемический ответ на одноименное стихотворение А.С. Пушкина.
Е. Онегин в романе «попал, как Чацкий, с корабля на бал».
Реминисценция (от позднелатинского reminiscentia - воспоминание), в художественном тексте (преим. поэтическом) черты, наводящие на воспоминание о другом произведении... Как сознательный прием рассчитана на память и ассоциативное восприятие читателя.
Определение поэта как «невольника чести» в стихотворении М. Ю. Лермонтова «Смерть поэта» является знаменательной пушкинской реминисценцией. Оно заимствовано из посвящения к поэме «Кавказский пленник»: «Невольник чести беспощадной...»
Термин «реминисценция» можно заменить. Скажем, спросить, с какой целью в романе «Евгений Онегин» автор использует прямую цитату из «Горе от ума» А.С. Грибоедова: И вот общественное мненье!
Реминисценция может выразиться в вольном или невольном воспроизведении автором ритмико-синтаксических ходов.
В «Элегии» Н. А. Некрасов намеренно адресует читателя к пушкинской «Деревне», когда приводит почти точную цитату:
... Увы! пока народы... покорствуя бичам,
Влачатся в нищете, покорствуя бичам.. Здесь рабство тощее влачится по браздам...
Но кроме этого, поэт использует тот же шестистопный ямб, такие же сложные многосоставные, охватывающие несколько строк предложения, как и в стихотворении
А. С. Пушкина.
В зависимости от уровня и подготовленности класса учитель выберет из перечисленного в схеме, на его взгляд, наиболее приемлемое и доступное. Можно расширить круг: скажем, в пункте IV. 1. перечислены только 4 вида тропов, известных школьникам еще с 5-го класса, и вовсе не названы поэтические фигуры (кроме обозначенной в пункте 1V.2 аллюзии). Но обратим внимание на многоточие (!) и внесем в схему по своему желанию оксюморон, метонимию или анафору и рефрен, согласитесь - список почти неисчерпаем.
Следующий этап работы - чтение комментария, примечаний, где даются пояснения к упомянутым именам собственным, географическим названиям и т.д. Иногда сохраняются черновые варианты, ранние редакции стихотворения, помогающие читателю увидеть путь, по которому шел поэт, глубже постичь его замысел.
Предлагаем ответить на вопрос:
Подумайте, что и с какой целью изменил поэт в первоначальном тексте четвертой строфы своего стихотворения, сравните с окончательным вариантом:
И долго буду тем любезен я народу,
Что звуки новые для песен я обрел,
Что вслед Радищеву восславил я свободу
И милосердие воспел.
При ответе на этот вопрос ребята сразу отмечают: если поэт хотел увидеть текст напечатанным, то по цензурным соображениям должен был убрать имя Радищева из текста. Становится очевидным и другое: связь его стихотворения с одой «Вольность», а отсюда мысль о цельности натуры поэта, о его верности идеалам свободолюбивой юности. Поэт ни в чем не изменил себе. Но с другой стороны, окончательный вариант строки глубже, он одновременно через авторскую реминисценцию («хочу воспеть свободу» - «восславил свободу») возвращает нас к пушкинской «Вольности» и к оде «Вольность» Радищева. Местоимение «мой» перед оценочным эпитетом «жестокий век» подчеркивает: за истекшие годы жизнь русского человека не стала легче, а свобода выбора, творчества, духа - по-прежнему недостижима.
Звуки новые для песен обрел - чувства добрые лирой пробуждал
«Звуки новые» (как «стихи эольски») - Горация - это новое слово в эстетике стиха, «чувства добрые» — философское осмысление Добра и Зла, завершение пушкинского цикла о назначении поэта и поэзии.
Одним из основных выразительных средств стихотворения является его звучание. Следует отметить особенности интонации, которая может быть торжественной, интимной, насмешливой, грустной, гневной и т. д. Русская поэзия, наши стихи совершенны с точки зрения музыкальности, мелодики речи. Выбор автором ритма, размера не случаен, поэтому полезны такого рода упражнения, как составление словаря эстетических эмоций, передающих характер интонационного звучания стихотворения. Предлагаем ребятам подумать, какие чувства пробуждает поэт, и составить такой словарь, вернувшись к трем исходным стихотворениям, которые объединяет не только тема, но и интонационное решение.
Дата публикования: 2015-04-09; Прочитано: 2074 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!