Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
Коновалова Людмила Ивановна. Развитие читательского воображения школьников (5-8 кл.): Дис.... д-ра пед. наук: 13.00.02 СПб., 1994
Л. И. Коноваловаустановила, что самой отсталой стороной читательского восприятия является воображение.
Исследование, основой которого послужила «Сказка о Золотом петушке» А.С.Пушкина, охватило 350 учащихся 5–7–х классов. Вопросы предполагали выявить читательскую реакцию по следующим признакам: эмоции (отношения к материалу и форме), воображение (воссоздающее и творческое), осмысление содержания (пересказ, размышление, концепция) и осмысление формы (на уровне детали и композиции).
Анализ ученических работ показал, что эмоционально откликнулось на сказку 93% школьников, причем эмоции в некоторых случаях выражены прямо, иногда перекликаются с пересказом и осмыслением содержания. Большинство ответов учеников направлено, на освещение нравственной позиции царя Дадона. При этом за эмоцией учеников можно увидеть внимание к форме произведения, иногда наивно выраженное. Умение отметить авторскую иронию, авторское отношение к герою, намеренно заниженный стиль, просторечия, введенные в речь героя–это эстетическая реакция на форму произведения. И если в 5-м классе эмоциональная реакция школьников однолинейна («Дадона не жаль, так ему и надо за его несдержанное слово и злобу к Звездочету»), то в 7-м классе–амбивалентна («Гибель царя Дадона вызывает чувство трагичности, его немного жаль. Да и сказка заканчивается грустно. Дадон убивает Звездочета, петушок—царя»).
Наблюдается некоторый сдвиг в эстетических реакциях на форму, выражающийся в попытке осмыслить события, в усложненности ответов. Результаты эстетического осмысления содержания сказки от 5-го к 7-му классу качественно меняются, причем общая тенденция состоит в движении от пересказа к размышлению, которое, однако, не доходит до уровня концепции.
В осмыслении формы произведенияна уровне детали также наблюдается некоторый прогресс. Однако ученики не в состоянии оценить форму произведения на уровне композиции, хотя при этом они могут связно изложить содержание. «Поэтическая прелесть факта, конкретного эпизода, события–оказывает на маленького читателя более сильное эстетическое воздействие».
Ответы, в которых присутствовали бы элементы воссоздающего и творческого воображения, во всех экспериментальных классах единичны. Приведем в качестве примера следующий: «Царя Дадона я представляю грозным царем, у «его спокойное, самоуверенное лицо, большие серые глаза, злые. Борода, усы. На голове корона, в руках скипетр, он любил обижать своих соседей и не раздумывая нападал на них. Он сидит на троне, вокруг него слуги. Лицо у него грозное, черные брови сдвинуты, на нем серебряная кольчуга, а на нотах высокие красные сапоги. Звездочета в начале сказки я вижу в красивом халате, на халате – золотые звезды, а на голове – турецкая шапка. Лицо спокойное, смотрит на царя добродушно. В конце сказки Звездочет весь седой, одет так же, опирается на золотую палочку и смотрит на царя вопросительно, но с достоинством». В ответе налицо работа воссоздающего и творческого воображения, как объективного, так и произвольного. Образ Звездочета верно воспроизводится учеником, однако Дадон при правильном понимании пушкинского образа в воображении не реализован, воображение опирается на стереотип, сложившийся в фонде ассоциаций школьника от общения с живописью или кино.
На первый план выступают работы, в которых воображение компенсируется другими функциями (пересказом содержания, описанием чувств, состояний героя), не создавая за тонченной картины. Надо учитывать,что учащимся трудно письменно фиксировать свои «видения», а скованность речи тормозит изложение картины.
Анализируя, кого из героев сказки дети охотнее оживляют в своем воображении, заметим, что образ Звездочета чаще привлекает их внимание. Ученики сумели «видеть» внутреннее состояние героя, движение его души от бескорыстной помощи до требования вознаграждения «за услугу».
Воображение позволило ученикам приблизиться к авторской концепции. Динамика характера Звездочета, хотя и схематично, но намечена в некоторых читательских суждениях. Например: «Звездочет в начале сказки спокойный и добрый, в конце—злой и мстительный»; «Звездочет одет в блестящий халат, он гордо стоит перед Дадоном, с достоинством смотрит на него». Однако воображение учеников свернуто, а иногда и неточно. Вводя в восточную сказку типично русскую деталь костюма Звездочета (лапти), ученики склоняются к тому, чтобы показать его жалким и беспомощным, используя здесь и авторскую оценку «старичок».
Проявление воссоздающего и творческого воображения в их соотношении отражает приведенная ниже таблица. В 5-м классе воссоздающее воображение сильнее творческого, так как его работа опирается на прошлый опыт читателя и более обусловлена образами памяти. Спад воссоздающего и особенно творческого воображения в 6-м классе объясняется, видимо, тем, что в этом возрасте значительно меняются читательские ориентации школьников, усиливаются познавательные интересы к миру фактов. В 7-м классе уровень воссоздающего воображения частично восстанавливается, а творческое воображение более произвольно, независимо от текста.
Читательское воображение заметно отстает в развитии от других читательских реакций. Для преодоления этого отставания необходимо учитывать взаимодействие различных сторон читательского восприятия на каждой ступени литературного развития личности.
Классы | Проявили творческое воображение (%) | Проявили воссоздающее воображение (%) | Не справились с заданием (%) |
Межпредметные связи МПЛ. В процессе освоения МПРЛ реализуются межпредметные связи курса со следующими учебными дисциплинами: философия (гносеология, система ценностей, философия образования и культуры), педагогика (дидактические принципы обучения), психология (возрастные особенности учащихся, психология обучения и воспитания), литературоведение (методология, теория и история литературы), эстетика (функционирование искусства, художественное восприятие), история (основные этапы исторического процесса), русский язык (стилистика и культура речи), методика преподавания русского языка (речевое развитие учащихся), риторика (педагогическая риторика, диалогика, теория красноречия).
Дата публикования: 2015-04-09; Прочитано: 4779 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!