Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Организации дифференцированного обучения



(на примере уроков по повести М. Булгакова «Собачье средце»)

Поурочный контроль и домашнее задание должны быть дифференцированными, личностно ориентированными, то есть учитывать уровень литературного развития ребёнка и его психологические особенности. Функция поурочного контроля – обеспечить систематическую работу ученика, регулярную коррекцию его деятельности, без которых невозможен процесс литературного развития.

Это положение не означает, что не может быть заданий, общих для всех учеников класса: прочитать текст, составить план, найти художественные средства, помогающие автору в создании образов.

Проектируя домашнее задание, учитель делит класс на несколько групп: по уровню литературного развития (ЛР) (от этого будет зависеть степень сложности отдельных аналитических заданий); по аналитическо-творческим способностям и интересам (от этого будет зависеть выбор творческой деятельности); по ведущим каналам восприятия информации (от этого будут зависеть приёмы работы с теоретическим материалом). Кроме того, мы учтём и личностные качества (от этих качеств будет зависеть формирование групп).

Теперь будем подбирать для них домашнее задание и параллельно обдумывать возможные способы его проверки. Для развития ребёнка необходимо предлагать ему не только «удобные» задания, но, напротив, включать и «неудобные», активизируя «спящие способности».

Дифференциация связана с личностными особенностями ребёнка, с его психотипом, ведущим каналом восприятия, с его творческими способностями. Такие задания, как нарисовать (графическое изображение), подобрать музыку, подготовить выразительное чтение или исполнение роли, написать вступительную статью, провести исследовательскую работу и т.п., требуют разных умений и способностей. И если учить работать с литературным текстом и развивать письменную и устную речь мы должны в любом случае, независимо от степени развития способностей ученика, то предлагать задания, связанные с претворением литературных произведений в других видах искусств, будем далеко не всем. Будем учитывать и желание ребёнка попробовать себя в какой-либо творческой деятельности.

Сначала составляем общее домашнее задание, учитывая содержание будущего урока, а потом уже решаем, какое из них будут выполнять все ученики, а какое — лишь некоторые.

Домашнее задание к первому уроку

1. Составьте план повести, обозначив повествователей. Задание преследует две цели: повторное чтение повести и привлечение внимания учеников к её композиции. К этому заданию обратимся по ходу урока.

2. Подготовьтесь рассказывать о своём отношении к Шарику. Задание аналитико-творческого характера, активизирует наблюдения над образом персонажа и мотивировки своей оценки образа, а также способствует развитию устной речи. Необходимо будет выслушать рассказы двух-трёх учеников, то есть включить их в проект урока.

3. Составьте план изменений, которые произошли с Шариком за неделю, проведённую в Обуховом переулке. Задание организует аналитическую деятельность учеников. Проверим по ходу урока – анализ образа.

4. Подготовьтесь рассказывать о том, как происходит «превращение из милейшего пса в мразь». Задание связано с предыдущим и направлено на развитие речи. Рассказ должен быть необходимым для решения какой-либо проблемы.

5. Письменно ответьте на вопрос: «Осталось ли что-нибудь собачье в Шарикове?»– и приведите свои аргументы. Задание направлено на формирование умений аргументировать собственные суждения, носит преимущественно аналитический характер и способствует развитию письменной речи.

Первое домашнее задание носит в основном аналитический характер (творческими заданиями являются рассказы, но и они основаны на аналитической подготовительной работе). Легче с таким домашним заданием будет справиться ученикам с высоким и средним уровнем ЛР и развитыми аналитическими способностями. Но у нас есть группа, в которой представлены аналитики с разным уровнем ЛР. Поэтому для ребят с низким уровнем ЛР такие задания будут полезны и посильны. Труднее им будет подготовить рассказы и записать свой ответ на последний вопрос. Художники и музыканты в меньшей степени готовы к аналитической работе, если уровень их ЛР низкий. Из двух предполагаемых рассказов легче им будет подготовить рассказ о своём отношении к Шарику, так как он более эмоционален по своей сути. Мы можем принять следующее решение. Задание 1 и 3 выполняют все ученики; остальные задания выполняются несколькими учениками самостоятельно. Любой ученик может выполнить дополнительно любые задания, если появится желание.

Выполнение письменных работ проверяется визуально (проходя по классу, учитель заглядывает в тетради). При работе на уроке в планы и в ответы можно вносить изменения. В конце изучения темы проводится фронтальная проверка тетрадей.

Невозможно на уроке выслушать всех. Варианты опроса: 1) Рассказ одного ученика ребята смогут дополнить, если будут упущены какие-либо подробности или нарушена последовательность превращений. По реакциям учеников на выступление одноклассника можно понять, кто готовился, а кто нет. 2) Можно разделить всех выполнявших устное задание на две группы: оппоненты и защитники. Они должны будут вынести оценку выступавшему. 3) У отдельных учеников (те, кто нуждается в ежеурочном контроле, плановый контроль), проверить домашнее задание до начала урока.

Домашнее задание ко второму уроку

1. Выделите и запишите в тетрадь этапы превращения Шарика в Шарикова и этапы становления Шарикова. Задание для всего класса.

2. Сравните поведение Шарика и Шарикова в эпизодах I и II частей: выбор имени (индивидуальное), обед (индивидуальное), посещение квартиры домкомом (индивидуальное). Анализ одного из трёх эпизодов предлагаем ученикам с развитыми аналитическими способностями и добавляем к ним несколько человек, у которых эти способности развиты хуже.

3. Подготовьте устный ответ на вопрос: «Что в Шарикове от собаки, что – от Чугункина?» Для аргументации подберите примеры из текста. Задание для всех.

4. Подготовьте развёрнутые ответы на вопросы: «Какова роль Швондера в воспитании Шарикова? Почему профессор Преображенский говорит, что «Швондер и есть самый главный дурак»?». Индивидуальное для учеников с высоким уровнем ЛР, так как вопросы сложные. Но добавим к ним и несколько учеников со средним уровнем ЛР, у которых довольно развито аналитическое мышление, тем самым подталкивая их вперёд.

5. Напишите рассказ о посещении доктором Борменталем и Шариковым цирка от имени одного из героев. Например: доктор вечером делает запись в дневнике или Шариков делится впечатлениями с Вяземской и Швондером. (Индивидуальное для тех, кто любит сочинять). Художники могут сделать иллюстрации к этому вымышленному эпизоду.

6. В тексте повести мы неоднократно встречаем упоминания музыкальных произведений. Отыщите их, прослушайте дома и подумайте, с какой целью Булгаков включает их в произведение. Задание для музыкантов и аудиалов.





Дата публикования: 2015-04-09; Прочитано: 941 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.008 с)...