Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
Структурно курс литературы в 8–11 классах включает уроки монографического и обзорного изучения историко-культурных и историко-литературных сведений. Как показывает анализ методической литературы и опыт учителей-практиков, типичными недостатками уроков-обзоров являются: механическое перенесение на обзорное занятие принципов монографического многопланового изучения; информативная перегруженность; приобретение знаний на уровне абстрактных понятий без опоры на художественный текст, на эмоциональные впечатления; уменьшение доли текстуального анализа; отсутствие концепции обзора, а также «сквозных» линий, связывающих монографические и обзорные темы в целостную картину.
Обзорные темы в курсе литературы разнообразны по содержанию и по принципам, на основе которых они выделены. Обзор–это изложение обозрения, т. е. видного со всех сторон, рассмотренного в общем виде, краткое, сжатое и обобщенное сообщение о ряде однородных явлений. В теории и практике школьного преподавания литературы закрепилось употребление понятия «обзор» 1) для указания на степень «развернутости» рассмотрения объекта (историко-литературные сведения, творчество писателя, художественное произведение); 2) для характеристики уроков особой структуры.
Н.И Кудряшев определеяет обзоры как особого вида уроки, требующие сложного сочетания лекции учителя, сообщений учащихся и чтения полностью или в извлечениях художественных произведений, т.е репродуктивного, эвристического и исследовательского методов. Обзорная тема включает краткий синтез художественных текстов, сведений о развитии культуры и/или литературы определенного периода, а также отдельных авторах. При обзорном изучении историко-культурного или художественного явления в нем раскрывается лишь наиболее важные особенности.
Монографическому изучению творчества виднейших представителей определенного периода в истории литературы предшествует обзорное рассмотрение данного этапа.
Типы уроков-обзоров:
1) урок-пролог к целостному изучению многоуровневого литературного явления, прогнозирующий систему в "неразвернутом виде" (Идейные и жанровые поиски в литературе конца ХХ века ”);
2) концептуальные обзоры этапов развития литературы:
а) обзор с акцентом на теоретико-литературном понятии (Модернизм как художественная система);
б) обзор–веха, характеризующий узловые этапы в развитии истории литературы (Поэзия периода Великой Отечественной войны и первых послевоенных десятилетий);
в) проблемно-тематический обзор (Тема родины в современной поэзии);
3) итоговое обзорное занятие, дающее обобщенную панорамную картину историко-культурного явления как целого и намечающее перспективы дальнейшего самостоятельного постижения его учащимися (Обретения и потери "серебряного века”).
Чрезмерная насыщенность обзорных тем материалом, множеством фактов, идей, событий и ограниченность часов, предназначенных на их усвоение, рождают проблему отбора сведений, четкой их систематизации, применения приемов мобилизации уже имеющихся у учащихся знаний, заблаговременной подготовки докладов, сообщений, выразительного чтения произведений и фрагментов, которые включены в урок. Цель уроков-обзоров нельзя ограничить воссозданием «фона», на котором потом выступят творческие индивидуальности крупнейших писателей: не описание, а выявление закономерностей должно определять целенаправленность обзорного занятия.
Пути повышения эффективности уроков обзорного типа
1. Определение центральной проблемы, ведущей идеи обзора;
2. Четкое определение принципов организации обзорного изучения:
1) соотношение главных положений и материала, его развивающего, аргументирующего и иллюстрирующего;
2) обязательная конкретизация основных положений литературным материалом;
3) большая роль элементов «впечатляющего метода» (Л.Выготский) – синхронистических таблиц, выставок, стенгазет; обращение к другим видам искусства;
3. Установление связей между обзорами, обзорными и монографическими темами:
1) создание в обзорах фонового представления об эпохе, эмблемных литературных явлениях;
2) установление проспективных и ретроспективных взаимодействий между материалами обзоров;
3) обозначение «сквозных» содержательных линий в обзорах (традиции– новаторство, национальное – общечеловеческое, идейно-тематические и жанровые предпочтения).
Эффективность обзоров во многом зависит от своевременной активизации имеющихся у школьников знаний и впечатлений с ориентацией на инварианты в структуре учебного материала. В старшем школьном звене возрастает роль ретроспективных связей, осуществление которых позволяет организовать повторение, в какой-то мере переосмыслить знакомые факты заново. Полезно познакомить старшеклассников с последовательностью изучения обзорных тем, с примерным планом, используя который наряду с учебником ученики могли бы самостоятельно работать над темой на уроке и дома.
Примерный план изучения обзорной темы
1. Определение хронологических границ эпохи и обоснование этой периодизации.
2. Исторические предпосылки, вызвавшие к жизни и определившие характер и особенности данного периода.
3. Общая характеристика литературы и искусства эпохи, картина литературного движения, основное содержание историко-литературного процесса:
а) ведущие литературные течения на данном этапе истории литературы;
б) основные темы и проблемы, выдвинутые писателями;
в) новые герои, изменение отношения к героям предшествующих эпох;
г) крупнейшие прозаики, поэты, драматурги, критики, их основные произведения;
д) литературный стиль эпохи, изменения в области литературных жанров.
4. Более подробное изложение материала об отдельных художниках и произведениях, наиболее характерных для данного периода.
5. Значение периода для нашего времени, вклад эпохи в историю литературы, в решение общечеловеческих проблем. Сильные и слабые стороны литературы данного периода.
Обзорные темы чаще всего раскрываются в ходе урока-лекции с элементами беседы, диалога, выразительного чтения, выступлений подготовленных учеников. В классах с хорошей подготовкой возможна иная форма - семинарское занятие (урок-панорама), на котором учащиеся в рабочих группах самостоятельно выявляют пути решения поставленной перед ними «литературной задачи», рассматривая информационные карточки, содержащие выдержки из литературных манифестов, критических статей, писем, мемуаров, других источников.
Успех при изучении обзорных тем обеспечивается диалектическим единством эмоционального, интеллектуального и деятельностно-практического подходов к освоению изучаемого историко-культурного и литературного материала.
По определению академика В.Р.Щербины, на обзорные разделы возложена задача «связывать изученные явления в общую картину литературы, объединять их единой системой проблем, принципов и идей». Обзорные разделы формируют системный взгляд на историко-культурный процесс и его внутренние закономерности, углубляют представления учащихся об основных эстетических системах в мировой культуре; ломают внутренние перегородки между монографическими темами, их разобщенность; развивают аналитические и синтезирующие способности старшеклассников.
Монографическая тема – основной содержательно-структурный элемент историко-литературного курса в школе. Логика изучения литературы в старшем звене заключается в чередовании обзорныхи монографических тем. После урока-обзора, на котором дается общая характеристики историко-культурного периода, проводится цикл уроков, посвященных изучению творчества виднейших представителей данного периода. Так, в программе IХ кл. русский реализм первой половины ХIХ в. представлен четырьмя монографическими разделами: «А.С. Грибоедов. Жизнь и творчество. Комедия «Горе от ума», «А.С. Пушкин. Жизнь и творчество. Лирика. Роман «Евгений Онегин», «М.Ю. Лермонтов. Жизнь и творчество. Роман «Герой нашего времени», «Н.В.Гоголь. Жизнь и творчество. Поэма «Мертвые души»».
В центре каждой монографической темы – текстуальное изучение одного или нескольких программных произведений автора. Монографический подход предусматривает также рассмотрение биографии писателя, общую характеристику его художественного метода и стиля, ознакомление с оценкой изучаемого произведения (всего творчества автора) в литературной критике, освоение включенных в данный раздел программы теоретико-литературных понятий, написание итогового сочинения или выполнение другой итоговой работы.
Изучение биографии писателя строится на следующих принципах: историзм, показ эволюции жизненного и творческого пути, взаимосвязь изучения биографического материала и произведений, современность акцентов, воспитание ученика через материал.
Различны «пути» анализа изучаемого текстуально произведения: по ходу развития сюжета, пообразный, проблемно-тематический, комбинированный. На уроках анализа художественного произведения используются такие приемы, как комментированное чтение, анализ эпизода, пересказ, составление характеристики, сопоставление героев и эпизодов, работа с иллюстрациями и др.
Выбор «тактики» монографического рассмотрения творчества конкретного автора зависит от жанровой специфики и художественных особенностей произведения, возрастных и индивидуальных особенностей учащихся, воспитательных и частнометодических целей. Эффективности изучения монографических тем способствуют вариативность избираемых учителем методов работы, чередование репродуктивных и творческих приемов, монологической и диалогической речи.
Работа над монографической темой предполагает установление связи между творчеством отдельных писателей, изучение преемственности в проблематике, образах, эстетических принципах и идейном содержании произведений. Такая «перкличка» тем, идей, образов формирует историческое мышление учащихся, приучает их рассматривать изучаемые явления в связи и взаимосвязи.
Дата публикования: 2015-04-09; Прочитано: 8557 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!