Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Изучение теории литературы в школе



Теория литературы – часть общего курса литературы. Сведения по теории литературы– один из компонентов содержания литературного образования в школе.

Недостатки: механическое, неосознанное употребление терминов, неумение перенести понятия на другой материал, в другую ситуацию; хаотичность, бессистемность теоретико-литературных знаний.

Теория литературы в школьном курсе существует не ради заучивания формулировок, а для осмысления произведения. Беда школьного литературоведения в том, что теоретические понятия рассматриваются изолированно друг от друга и вне их функции.

В программе сведения по ТЛ вводятся в трех формах: специальные рубрики, аннотации к темам, требования к знаниям и умениям.

Несмотря на то, что теоретико-литературные понятия не выделяются в специальный раздел, а включены в общий курс литературы и формируются во время изучения конкретных произведении, их освоение подчиняется своим законам.

Принципы изучения теоретико-литературных сведений

1. Попутное, скрытое изучение. Прямое обучение понятиям фактические невозможно и педагогически бесплодно. Понятия формируются в связи с чтением и разбором произведений. Со временем должно стать осознанное усвоение, понимание того, что без инструментария не может быть проанализировано произведение

2.Взаимодействие абстрактно теоретического и наглядно-образного компонентов мышления. Движение от единичного факта к обобщению и обратное движение от понятийного уровня к проникновению в ткань конкретного произведения.

3.Опора на наиболее характерный конкретный художественный материал, позволяющий наглядно раскрыть смыл понятия.

4.Этапность – от наиболее доступных к более сложным, частные понятия связываются в более сложные.

5.Преемственность (постепенное усложнение содержания основных теоретико-литературных понятий, их повторение, функциональное использование).

6.Непрерывность формирования теоретико-литературных понятий.

Кроме знания фактов литературы, необходимо научить относится к ним осмысленно. Вначале нужно помочь ученикам осознать, для чего служат все средства художественного изображения жизни. Все художественные средства несут три важнейшие функции: помогают читателю представить себе конкретную картину, ситуацию, человека, чувство; ведут к обобщению, пониманию законов жизни передают авторскую мысль и чувство, идейно-эмоциональную оценку изображаемого.

Теоретико-литературный арсенал – научная основа анализа. Владение теоретико-литературными сведениями способствует развитию читательских умений, совершенствует приемы умственной деятельности. Формирование читательских умений происходит за счет характера изучения явлений истории литературы (произведения, биографии). Среди методистов нет единого мнения о системе, объеме и последовательности изучения вопросов теории литературы в школе. Исследование вопросов теории литературы в школьном курсе отражено в трудах Н.И. Кудряшева, В.В.Голубкова, М.А.Снежневской, Г.И.Беленького, А.Д.Дановского и др.

Показатели усвоенности ТЛП

Теоретико-литературное понятие можно считать усвоенным, если ученик:

1)Указывает основные его признаки и соотносит их с литературными фактами.

2)Может сопоставить родственные частные понятия и указать в них общее и особенное.

3)Умеет пользоваться полученными знаниями.

Понятие сразу не образуется, а его освоение проходит несколько этапов.

Методика работы над ТЛП

1)Определение круга понятий и их места в общей системе работы.

2)Выбор конкретного литературного материала для работы с данными понятиями.

3)Наиболее эффективные методы, приемы и средства обучения.

4)Методические комментарии.

5)Обоснование данного варианта изучение с учетом принципов поступательности и преемственности в работе над теоретико-литературными понятиями.

Рассмотрим методику формирования ТЛП на примере понятий «литературный герой», «сюжет произведения».

Важнейший компонент произведения и самый доступный для восприятия – литературный герой. Беседуя о поступках героя, его взаимоотношениях, мы, по существу, ведем речь и о сюжете. Разбирая события, мы будем обращаться к остальным компонентам произведения. Анализ характеров переходит в анализ языка, сюжета, композиции. В свою очередь анализ характеров переходит в анализ темы и идеи произведения. Своеобразие формирования понятий «сюжет» и «литературный герой» в том, что работая над одним, мы неизбежно обращаемся к элементам другого.

Алгоритм формирования ТЛП

(на примере понятий «литературный герой», «сюжет произведения»)

1.Накопление фактов, характеристика литературного явления. Рассмотрение события как основы сюжета, сюжет как цепь поступков. Живые наблюдения за развитием событий подводят к постижению их внешней и внутренней связи на основе мотивировки поступков и поведения персонажей.

2.Общее представление о признаках этого явления. С помощью понятия «сюжет» выясняются причины поступков и взаимодействия персонажей, раскрываются их характеры. Объяснение мотивов поступков героев, обоснование роли деталей. В свете начального понятия о литературном герое формируются понятия о сравнении и эпитете, помогающие глубже воспринять переживания героя. Внимание на узловые моменты сюжета, на слово как средство изображения действий героя, его чувств. Причинно-следственные связи. Эффективные приемы– пересказы, иллюстрирование, инсценировка.

3.Определение понятия или установление его характерных признаков. Водятся термины. Начальное понятие предполагает абстрагирование впечатлений, когда выявляется то общее, те признаки, на основании которых они объединяются в одно понятие. Выявление взаимосвязи событий, внимание на обстановку, предметный мир, который помогает полнее воспринимать сюжет рассказа. Сюжет – ряд связных между собой событий, которые составляют основу содержания. Дополняя известное, учитель обращает внимание детей на речь героя, его жизнь, взгляды, характер

4.Закрепление существенных признаков понятия или его определение. Прием сравнения, антитеза. Пейзаж, портрет, монолог, диалог. Расширяются приобретенные знания о событиях и героях. В поле зрения – главные и второстепенные герои, особенности их изображения

5.Применение понятия при анализе конкретного явления.

6.Дальнейшее развитие понятия, обогащающее его новыми признаками. Художественная деталь. Средства создания характера героя в эпическом, лирическом и драматическом произведении. Особенности сюжета рассказа, повести. Лирический сюжет. Вечные сюжеты и образы. Литературный тип.

В освоении теоретико-литературных понятий в средних классах используется индуктивный путь (наблюдение– выводы). В старших классах для введения понятий средней сложности применяется индуктивный путь, а для объяснение простых или очень сложных понятий – дедуктивный подход.

Успешному формированию ТЛП способствуют:

–постановка теоретико-литературных задач на год, цикл уроков, на отдельный урок;

– беседы и лекции на теоретико-литературные темы;

– разнообразие приемов работы (активизация жизненных впечатлений, словесное рисование, инсценировки и т.д.);

–привлечение наглядности.

Для объяснения понятия «композиция» можно обратиться к живописи. В литературном произведении трудно абстрагироваться от конкретных событий и сцен и думать об их связи. В картине художника все основные части перед глазами, их нетрудно усвоить. В картине легко уловить, какое место в ней занимает тот или иной предмет, каковы пропорции, светотень. Композиция – это расположение и взаимосвязь всех частей, пропорции фигур и деталей, выбор художником точки зрения и центра в картине, способы обрисовки персонажей, выделение главного. Первоэлемент в картине – свет, краски. Можно привлечь картину для освоения понятий «композиция» до работы над этим понятием в литературном произведении (подготовка к восприятию своеобразия построения текста), можно и после – для закрепления и расширения представления.





Дата публикования: 2015-04-09; Прочитано: 11214 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...