Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Профессиональная компетентность учителя литературы



Педагогическая направленность личности учителя является главным, интегральным показателем его профессиональной подготовленности.

Профессиональная компетентность педагога складывается из нескольких элементов:

1. Теоретические умения учителя. 1) аналитические умения; 2) прогностические умения;3) проектные умения; 4) рефлексивные умения.

2.Практические умения учителя. 1) организаторские; 2) коммуникативные.

Овладение комплексом знаний еще не свидетельствует о готовности учителя к преподавательской деятельности в школе. Теоретические знания должны обрести действенный характер, что достигается только через формирование соответствующих педагогических и специальных умений. Специальные умения (аналитические, прогностические, проектные и рефлексивные) позволяют учителю-словеснику представить его учащимся наиболее полноценно, грамотно, выразительно, воздействуя на их ум и чувства.

Педагогическое мастерство проявляется в умении аналитически обработать изучаемый материала в каждом из классов, выявить его возможностей для воспитания, развития, образования учащихся определенного возраста. При дефиците времени на изучение предмета большое значение приобретает умение учителя группировать материал в блоки, отбирая наиболее значимые историко-литературные факты и явления. Особенно это важно при изучении обзорных тем в курсах старшей школы.

В связи с тем, что усвоение теоретико-литературных понятий у школьников вызывает наибольшие затруднения, задача учителя заключается в том, чтобы проанализировав, как предъявляется этот материал в программе каждого класса, определить степень сложности каждого вводимого понятия и продумать наиболее оптимальный путь их освоения – дедуктивный или индуктивный.

Аналитические умения учителя сказываются и в том, как он выстраивает анализ конкретного произведения: какой материал отбирает для детального анализа, выборочно-направленного или обзорного, какой путь анализа предпочитает при изучении сложных и крупных произведений. Умение учителя педагогически мыслить должно сопрягаться со специальными умениями: раскрывать произведение как художественное явление, видеть в нем отдельные компоненты, обнаруживать их связь, соотношение с целым, осмысливать такое понятие, как целостность литературного произведения.

Профессионально компетентный педагог всегда воспринимает произведение в единстве формы и содержания, оценивает его художественное своеобразие, родовую и жанровую принадлежность. На этой основе он способен определить комплекс наиболее оптимальных методов, приемов, путей, средств для изучения произведения с учащимися своего класса.

Прогностические умения дают возможность выстроить учебно-воспитательный процесс перспективно, обозначить основные этапы интеллектуального, нравственно-эстетического, психологического развития учащихся конкретного класса, а также прогнозировать (предвосхищать) окончательный результат. Именно прогностический подход к организации учебно-воспитательного процесса обеспечивает его непрерывность и систематичность. При изучении произведения очень важно просчитывать, под влиянием каких воздействий можно вызвать в ученике желание читать книгу, вовлечь в ее обсуждение и др.

Прогнозирование в школьном преподавании основывается на знании педагогом закономерностей возрастного и индивидуального развития учащихся, на проведенном анализе изучаемого материала, на целеполагании. Прогнозировать – это не только предвидеть результаты педагогической деятельности, но и возможные трудности, нежелательные ситуации. Учащиеся, самостоятельно читая произведения, нередко приходят к категоричным оценкам и выводам, а переубеждению поддаются нелегко.

Перед современным учителем стоит немаловажная задача – определить в каждом произведении актуальный для нашего времени и для учащихся аспект. Но это должно быть сделано заблаговременно на основе диагностирования: что может привлекать учащихся в том или другом произведении, а что вызовет отторжение или равнодушие. На основе полученных сведений можно предположить причины негативного восприятия учащимися предстоящего для изучения произведения и прогнозировать методы и приемы, которые позволят вовремя снять конфликты.

Прогнозирование в свою очередь сопряжено с такими методами, «как моделирование, выдвижение гипотез, мысленный эксперимент, экстраполирование и др.».

Аналитически-прогностическая работа учителя получает свое оформление в перспективных и оперативных планах (планы уроков и воспитательных дел). Это теоретическая реализация целей, задач образования, воспитания и развития учащихся, структурирование педагогического процесса, отбор методов, приемов, средств воспитывающего обучения. Безусловно, педагогическое действие совсем не обязательно будет совершаться по плану и при этом окажется удачным. Тем не менее составление плана крайне необходимо, что обеспечит целенаправленность педагогических действий, их организованность, логическую обоснованность и пр. Возможные отступления от плана могут способствовать повышению результативности педагогической деятельности. На уроках литературы это происходит особенно часто, что объясняется, с одной стороны, многозначностью каждого художественного образа, наличием различных, порой полярных его трактовок, а с другой – неоднозначностью восприятия учащимися образов, произведений, в целом творчества того или иного писателя.

Так, например, творчество В.В. Маяковского в трех выпускных классах воспринималось по-разному, о чем учитель знал по опыту работы с этими учащимися в среднем звене школы. На основе прогнозирования работу с этими коллективами учитель спланировал следующим образом. В классе «А», принимающем и понимающем творчество Маяковского, на первых уроках его изучения планируется раскрывать своеобразие стихосложения, метафоричности и др. В классе «Б», индифферентном к поэзии вообще, предполагается привлечь внимание учащихся к стихам Маяковского через пробуждение интереса к личности поэта, общественной роли его творчества. В классе «В», предпочитающем «тихую» лирическую поэзию, прогнозируется начать изучение наследия Маяковского с проникновенного чтения стихотворений: «Послушайте!», «Скрипка и немножко нервно», «Хорошее отношение к лошадям», «Татьяне Яковлевой» и др.

Таким образом, проектные умения тесно взаимосвязаны с аналитическими и прогностическими умениями. Кроме того, предполагается наличие частных умений: формулирование темы, цели урока, отбор и структурирование изучаемого материала в гармоничном соотношении теоретических сведений и непосредственных живых впечатлений от художественного произведения, определение методов, приемов, средств обучения на каждом из этапов учебно-воспитательного процесса, планирование разных форм организации познавательной деятельности учащихся, ее активизации, определение объема и степени сложности домашних заданий, являющихся фундаментом последующих занятий.

Важнейшим этапом организации педагогического процесса является анализ и оценка его результатов, без которых невозможно совершенствование этого процесса, освобождение его от недостатков и ошибок. Анализ результатов деятельности побуждает учителя к поиску новых методов, форм обучения и воспитания молодого поколения, к овладению инновационными технологиями.

Контрольно-оценочная деятельность педагога после завершения урока, четверти или всего учебного года предполагает объективный анализ своих действий, их результатов, уровня сформированности педагогических умений и пр. Учитель должен знать, в какой степени итоги учебно-воспитательного процесса как положительные, так и отрицательные обусловлены его деятельностью.

Рефлексия предполагает не только самооценку учителем своей педагогической деятельности, ее результатов, но и выяснение, как оценивают его личность и работу учащиеся, коллеги, родители. В связи с этим обратимся к примеру. Учительница по окончании учебного года (10 класс) с помощью анкетирования узнала, что для ее учащихся самыми впечатляющими были уроки, на которых они говорили, высказывали свое мнение, спорили. Для самокритичного педагога эти оценки учащихся явились (сигналом) поводом перестроить свою работу так, чтобы десятиклассники чаще оказывались в роли субъектов обучения и воспитания, а урок реже становился монологическим. В другом класса учащиеся высказали пожелание чаще использовать на уроках литературы музыку, фрагменты учебных и художественных фильмов и др. Такая информация должна подвергнуться критическому анализу, ибо перенасыщение урока наглядными пособиями, ТСО и пр. ведет к пассивному восприятию предмета, к уменьшению роли живого слова и самостоятельной, поисковой работы учащихся. Учитель-профессионал на любом этапе учебно-воспитательного процесса проявляет чувства меры и гармонии.

Практика показывает, что осмысление собственной деятельности (рефлексия) требует от учителя овладения умениями анализировать: соответствие содержания, методов, приемов поставленным целям и задачам; причины успехов, неудач, затруднений; соответствие содержания материала, методики его изучения возрастным возможностям учащихся, а также современным достижениям науки и др.

Готовность учителя к обучению и воспитанию школьников проявляется в конкретных действиях, т.е. умениях, которые можно наблюдать, видеть. В науке практические умения учителя представлены двумя группами: организаторские и коммуникативные.

Организаторские умения – это общепедагогические умения, позволяющие включить учащихся в различные виды деятельности, обеспечивать коллективу и каждому индивиду психологическую комфортность, интерес к изучаемому предмету, результативность деятельности, гармоническое развитие личности каждого. Важнейшее условие эффективности организаторской деятельности педагога – ее соответствие природе, специфике изучаемого предмета, в данном случае – художественной литературы. Ученые к организаторским умениям относят мобилизационные, информационные, развивающие и ориентационные.

Мобилизационные умения учителей литературы в наше время приобретают особое значение, ибо с их помощью педагоги могут решать важнейшую социальную задачу – формировать у школьника потребность в чтении, развивать интерес к серьезной художественной литературе.

Ярким словом, выразительным чтением, впечатляющим рассказом о писателе, истории создания книги, использованием музыкально-изобразительных иллюстраций и др. учитель стремится увлечь своих учеников литературной темой уже на первом этапе ее изучения. Педагог-профессионал умеет передать своеобразие басни, лирического монолога, драматической сцены, рассказа или романа, вызывая у школьников удивление, восхищение, эстетическое наслаждение или хотя бы внимание. Большую роль на этом, начальном этапе изучения темы играет активизация жизненного и литературного опыта учащихся, а также убежденность учителя в общественно-социальном значении художественной литературы, ее роли в духовном, интеллектуальном, эмоционально-нравственном развитии человека.

Слово «информация» не вполне соответствует тому, что происходит (должно происходить) при изучении литературы. Словесник предъявляет учащимся произведение искусства. А «Искусство– писал Л.Н. Толстой, – есть деятельность человеческая, состоящая в том, что один человек сознательно известными внешними знаками передает другим испытываемые им чувства, а другие заражаются этими чувствами и переживают их». Значит, учитель-словесник находит такой способ передачи литературных знаний, который соответствует специфике предмета. Это одно из важнейших условий образования и воспитания читателей средствами литературы. Второе, не менее важное условие эффективности этого процесса – соответствие содержания и методов обучения на занятиях по литературе психолого-возрастным особенностям учащихся.

Любой материал, предлагаемый на уроке, должен опираться на прежние знания учеников, актуализировать их, содержать в себе теоретические сведения и непосредственные читательские впечатления, пробуждать познавательную активность, интерес школьников к литературе и процессу ее изучения.

Высокий уровень информационных умений словесника обусловливается его эрудицией, способностью строить свое высказывание логично, доказательно, с элементами новизны для учащихся, эмоционально, включая слушателей в соразмышление и сотрудничество, используя при необходимости иллюстративный, наглядный материал.

Развитие личности каждого ученика при коллективном обучении возможно, если осуществляется индивидуальный подход к учащимся, когда с учетом когнитивных возможностей ученика, его интересов, склонностей и способностей выстраивается педагогом система классных и домашних заданий.

Учитель, понимающий значение и смысл развивающего обучения, в среднем звене стремится предлагать учащимся как можно больше творческих заданий, стимулирующих развитие эмоциональной сферы, воображения, ассоциативного мышления, речи, сочинительства в разных жанрах (стихотворение, басня, рассказ, сказка и др.). Руководство этой деятельностью учащихся педагогу удается, если он не утратил способности к вымыслу, фантазии и желания в сотрудничестве со своими воспитанниками заниматься сочинительством.

Знание учителем индивидуальных особенностей учащихся класса (развитие воображения, чувственной сферы, эмпатии, речевой культуры, тип мышления и др.) является основой для дифференцированного подхода к ним, чтобы обеспечить личностно-ориентированное образование, т.е. каждому ученику в условиях коллективного обучения создать максимально благоприятные условия для развития.

Художественно-коммуникативная деятельность учителя литературы во многом определяет характер взаимодействия с учащимися, межличностные отношения в классе, психолого-эмоциональную настроенность в нем. В структуру коммуникативных умений входят перцептивные умения, умения общения (вербального) и педагогической техники.

Перцептивные умения особенно значимы на первых этапах знакомства с классом. Восприятие человека человеком – это сложный акт, успешность которого зависит от эмпатии педагога, его интереса к воспитаннику, к его внутреннему миру, от умения по незначительным признакам почувствовать психическое состояние ученика. Последующее общение позволяет определить индивидуальное своеобразие человека, его отличие от других, особенность типа мышления, памяти, воображения, темперамент. Постепенно раскрывается и отношение школьника к общественно-социальным ценностям, прежде всего – к товарищам, родителям, к образованию и др.

При восприятии ученика педагогу очень важно не поддаваться другим мнениям о нем, формировать собственную объективную оценку.

У литератора больше возможностей, чем у других предметников, для узнавания своих воспитанников. В процессе анализа художественных произведений, их персонажей, авторского отношения к ним учащиеся побуждаются к высказыванию оценок, суждений, умозаключений. Иногда в классе возникает спор по поводу поведения героя, какого-то события, нравственно-эстетической проблемы и т.д. В этих ситуациях раскрываются не только интеллектуальные возможности учеников, их позиции по разным вопросам, но и психические особенности.

Перцепция, позволяя наблюдательному учителю все более глубоко узнавать своих учеников, создает основание для успешного педагогического общения на всех этапах учебно-воспитательного процесса.

Взаимодействие учителя с учащимися значительно облегчается, если педагог как можно скорее и точнее запоминает внешность, голоса, манеру поведения, имена и фамилии своих воспитанников. В процессе занятий внимательно следит за настроением класса, чутко улавливает его изменения, переходы из одного состояния в другое (усталость, потеря интереса к предмету изучения, проявление скуки, нетерпеливое ожидание звонка и др.). Учителю важно правильно распределять свое внимание к учащимся, чтобы выбирать адекватные способы обращения ко всему классу, к отдельным ученикам, создавать атмосферу, способствующую лучшему пониманию и запоминанию материала, снимать возникающие психологические затруднения в общении. Благополучная атмосфера в классе зависит не только от стиля общения педагога, но и от конструирования материала урока, от того, как оно обеспечивает смену психических состояний.

При любом содержании урока педагог посредством контакта с учащимися стремится вызвать у них интерес к себе, желание общаться с ним, доверяться ему. Такие взаимоотношения повышают качество изучения художественной литературы как источника нравственно-эстетических и духовных ценностей.

Коммуникативное мастерство учителя ярче всего проявляется, как уже писалось, в умении увлечь учащихся совместной творческой деятельностью. При этом важно проявлять внимание к каждому ученику, не допуская, чтобы кто-то уклонился от работы по какой-либо причине (обида, отсутствие интереса к поставленной перед ним задаче, нездоровье и др.) Индивидуальный подход к школьнику всегда восполняется с его стороны не только эмпатией к педагогу, но и стремлением выполнить все предложенные задания и вступить с ним в сотрудничество.

Педагогическая техника повышает эффективность коммуникативных отношений. Ее суть заключается в умении учителя найти правильный стиль, тон во взаимодействии с учащимися, проявить чувство такта, уважение к личности каждого ученика.

Важнейшее средство воздействия на школьников – речь учителя. К культуре речи словесника особые требования: богатство словесного запаса, эмоциональность, художественная выразительность, логичность и ясность мысли, отсутствие словесных штампов, так называемых слов-паразитов и др. У филолога, любящего слово, понимающего силу его воздействия на слушателей, речь на уроках, например, по лирике Ф.Тютчева будет значительно отличаться от речи на уроках по поэзии М. Цветаевой отбором лексики, тональностью, акцентами, темпо-ритмикой и др.

Речь учителя характеризуется четкой дикцией, правильным дыханием, приятным тембром голоса. Литератор не только объясняет, комментирует текст. Он читает в классе шедевры мировой классики, и своим мастерством выразительного чтения во многом определяет уровень их восприятия учащимися.

И выразительное чтение, и любая речь учителя сопровождаются мимикой, жестикуляцией, что оживляет общение с учащимися, но только при условии, если все это совершается естественно и с чувством меры. Умения учителя владеть своим телом, интонировать, передавая голосом разные чувства (совет, пожелание, просьба, требование), тоже являются выражением педагогической техники.

Коммуникативное мастерство учителя предполагает умение регулировать свое психическое состояние, не допускать, чтобы мысли, чувства, настроения, не имеющие отношение к общению с учащимися, влияли на него, на содержание занятий. Педагог литературы на протяжении дня оказывается в поле сильного напряжения: с одной стороны – учащиеся с разными характерами, темпераментами, с другой – эмоционально насыщенный художественный мир. В связи с этим словесник должен иметь самообладание, волю, способность сдерживать себя, проявлять уважение к ученику, чувство педагогического такта. Быть тактичным в общении с учеником – одно из важнейших умений учителя. В нем выражаются ум, чувства, уровень общей культуры педагога. Эти достоинства, а также знание и понимание педагогом ученика предостерегают его от бестактности, неуважительности и грубости в общении.

Итак, педагогическое мастерство включает в себя личностно-деловые качества и профессиональную компетентность учителя. К.Д. Ушинский утверждал: «Учитель только в той мере воспитывает и образовывает, в какой он сам воспитан и образован, и только до тех пор он может воспитывать и образовывать, пока сам работает над своим воспитанием и образованием».

(по статье Евгении Васильевны Перевозной«Учитель литературы. Личность и педагогическое мастерство»)





Дата публикования: 2015-04-09; Прочитано: 2650 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.008 с)...