Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Сопоставление на уроках литературы



МАТЕРИАЛЫ

Сопоставление на уроках литературы. С.3.

Познавательная деятельность на уроках литературы. Проблемное обучение. С.5.

Литературная критика. С.10.

Монографические и обзорные темы. С.11.

Теория литературы. С.13.

Учитель-словесник. С.15.

Дифференциация обучения на уроках литературы. С.20.

Коновалова Л.И.). Методы педагогического исследования. С.25.

Межпредметные связи МПЛ. С.26.

Литературное развитие учащихся. С.27.

27 (+32). Инновационные процессы в литературном образовании.С.35.

Средства обучения. Наглядность. С.45.

Чтение. С.48.

Литературно-творческая деятельность. С.57.

Становление литературы как учебного предмета. С.10.

Школьная лекция. С.61.

СОПОСТАВЛЕНИЕ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ

В методической науке и практике предпочтение отдается приемам работы, обеспечивающим целостность восприятия художественного текста, его глубокую интерпретацию, понимание поэтики писателя. Сравнительный метод, осуществляясь в рамках изучения литературы, придает этому изучению ши­роту, масштабность, способствует углубленному представлению о литературном явлении, включает его в литературный процесс, помогает лучше увидеть и понять его своеобразие.

Сопоставление не только инструмент анализа, но и принцип самого искусства – и структурный, и генеалогический. Л. Толстой говорил, что сущность искусства состоит в "бесконечном лабиринте сцеплений". Слагаемые художественного целого связаны по принципу со– и противопоставления. Наряду с персонажными и событийными антитезами, сопоставление может выявить диалектическую связь сходного и различного в фактах, явлениях, ситуациях, характерах и т.д. Сравнение становится инструментом анализа традиций и новаторства, оригинальности того или иного художника. Традиция – активно-избирательное и обогащающее наследование культурного опыта. Именно сравнение помогает установить иерархию художественных ценностей.

Сопоставление (сравнение) является одним из ведущих методов литературно-художественной критики. Критик оценивает произведение, пользуясь своими или общепринятыми критериями, сопоставляя данное произведение с текстами, имеющими значение эстетического ориентира или эталона.

Будучи принципом художественной структуры, методом анализа художественного произведения и литературного процесса, инструментом критики, сопоставление (сравнение) является одним из основных методических приемов школьного анализа. Его применение в школьном изучении художественных произведений отвечает принципу научности обучения, согласно которому используются методы обучения, по своему характеру приближающиеся к методам науки, основы которой изучаются. Роль сопоставления настолько значительна в умственной деятельности в процессе изучения литературы, насколько умение сопоставлять признается психологами и дидактами одним из самых фундаментальных и первоначальных в онтогенезе умственных действий. Программа по литературе ориентирует учителя на формирование и развитие у школьников аналитических и синтезирующих умений, в первую очередь таких, как умение обобщать, делать выводы и сопоставлять различные явления и факты.

Сопоставление, наряду с авторской позицией, становится основой для читательской оценки. Без сопоставления героев произведения нет, и не может быть их оценки. Оценка выступает не только завершающей, но и отправной точкой анализа.

Н. Соболев разработал теорию применения приема сопоставления (1976), которая и сегодня является актуальной и помогает преподавателям и методистам более целенаправленно строить работу по изучению литературы. Ученый выделил несколько обязательных условий успешного и эффективного использования сравнения:

1) его целенаправленность;

2) проведение сопоставления по существенным признакам;

3)соблюдение логической последовательности при сопоставлении;

4) объяснение сходств и различий, выявленных в процессе сравнения.

Важно четко определить цели сравнения в зависимости от конкретной образовательной или воспитательной задачи. Нельзя проводить "сравнение ради сравнения". Сравнение только тогда позволяет глубоко проникнуть в сущность сравниваемых предметов и явлений, если оно проводится по существенным признакам, которые зачастую не лежат на поверхности, а являются внутренними чертами, отражающими закономерности. Прием сравнения имеет смысл, если рассматриваются сопоставимые предметы и явления, то есть те, между которыми не просто имеется какое-либо сходство или различие, а есть определенное общее по отношению друг к другу или к условиям, вызвавшим эти явления к жизни.

Эффективность сравнения будет невысокой, если дано простое описание сходства или различия. Необходимо объяснить это сходство и различие в сравниваемых объектах, вскрыть причины взаимосвязи предметов и явлений. Сравнение, выявление сходства и различия, предполагает в заключение обобщение, выводы, которые как бы закрепляют результат проведенной работы.

Сопоставление разных объектов способствует лучшему пониманию качеств каждого из сравниваемых объектов. Эффективность сравнения будет предопределяться предварительным анализом каж­дого из сопоставляемых явлений на содержательном уровне. В противном случае просто не окажется материала для сравнений. Возможен анализ сравниваемых явлений, при котором "попутно" выявляются качества и особенности каждого из них. Такого рода совокупный анализ очень эффекти­вен и привлекает внимание учащихся, однако и в этом случае первоначальной основой для сопоставления оказывается рассмотрение индивидуальных свойств каждого из явлений.

Установление сходства и отличий литературных явлений не является само по себе исключи­тельной целью сопоставительного анализа. Это сопоставление должно, с одной стороны, стать ключом к более глубокому пони­манию идейно-эстетической сущности каждого из сопоставляемых литературных явлений или фактов, а с другой – способствовать понима­нию их сходства и своеобразия.





Дата публикования: 2015-04-09; Прочитано: 2105 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с)...