Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

фундаметальная –раскрывает и формирует наиболее общие зак-ти. 6 страница



53. Понятие общества. Основные подсистемы общества. Возникновение общ-ва совпадает с возникновением самого чел-ка. Общ-во – это система совместной деятельности и взаимоотношений между людьми, обусловленная потребностями производства и воспроизводства их жизни, и регулируемых обычаями, нормами и ценностями. Эти нормы создают предпосылки для возникновения культуры, цивилизации. Общ-во – исторически конкретное образование. Оно целостно, устойчиво и имеет внутренние мех-змы регуляции, управления и самоорганизации. Общественное производство – это совместная деятельность людей, направленная на производство, поддержание и воспроизводство жизни. Ее св-ва: устойчивость и изменчивость (динамика развития общ-ва). Общественное производство – это процесс многогранный, включает элементы: 1.Воспроизводство самих людей. 2.Материальное производство. 3.Духовное производство (знание, опыт). 4.Управление людьми (целостность общ-ва). Общественное право – система отношений: 1.Семейно-бытовые отношения. 2.Социальные. 3.Производственные. 4.Духовные. 5.Политические. Сложились подсистемы общ-ва: 1.Экономическая. 2.Политическая. 3.Духовная. 4.Социальная. Экономическая подсистема – совокупность форм производственной деятельности и отношение людей в процессе производства; общественное богатство, созданное трудом чел-ка. В процессе производства м-ду людьми – определенные отношения (сначала по силе, по авторитету, по обычаям, юридически). Экономическая подс-ма включает и материальное и духовное производство. Материальное пр-во развивается благодяря отношению производительных сил (сов-сть материально-технических средств пр-ва и людей, производящих действия) и производственные отношения. Духовная подс-ма – органически связанные м-ду собой эл-ты, направленные на удовлетворение духовных и общественных потребностей. Духовные потребности – познавательные, нравственные, эстетические, религиозные, в общении. Предпосылки – соц. нормы, исходный мыслительный материал (предшествующих поколений в языке и предметах – кодирование, тиражирование, хранение и распространение информации), вос питание, образование чел-ка (воспитательную ф-цию выполняет семья, круг друзей, гос. Учреждения, СМИ). Центральное звено духовной подс-мы – общественное сознание. Соц. подс-ма – в общ-ве – разделение труда, что порождает соц. дифференциацию на соц. группы. Каждая соц. группа выполняет свою ф-цию и имеет свои потребности. Соц. расслоение и соц. нерав-во людей – это естественное состояние общ-ва. Институт собственности породил соц. нерав-во. Общественная жизнь протекает в рамках конкретно-исторических коллективов людей (на основе общего языка, территории, религии, обычаев). Род, племя, народность, нация. Род – это кровно родственное объединение людей, к-рые являются основной соц. ячейкой первобытного общ-ва. Племя – объединение более двух родов, к-рое имеет общий быт, территорию. Народность – общность людей на одной территории, связанных хоз. св-вами, бытом, языком, обычаями, нравами, традициями. Нация – отличается от народности формированием отношений на экономической базе. Сословия – соц. группы в докапиталистических общ-вах, различающихся юридически и обычаями и передаваемыми по наследству правами и обязанностями. Классы – отличаются друг от друга в зависимости от формы собственности, к отношению к средствам пр-ва. Политическая подс-ма – сов-сть госуд. и политических организаций, регулирующих политические отношения в общ-ве. Центр политических отношений – гос-во – это социально-политический институт общ-ва, наделенный верховной властью и использующий ее для управления поведения людей, их групп и объединений. Св-ва гос-ва: 1.Публичная власть. 2.Суверенитет – полнота верховной власти на территории своей страны и независимость во внешнеполитическом плане. 3.Территория – на ней распространены з-ны и полномочия власти. 4.Исключительное право на издание з-нов и норм, действующих в гос-ве, на применение силы по отношению к гражданину. 5.Право на взимание налогов с населения для содержания гос. аппарата. 54. Понятие ценности и её общая характеристика. Ценности и оценки.
55.Классификация ценностей. Ценностные ориентации и их социальная обусловленность. 1)по основным сферам общественной жизни: *Материальные ценности,назначенные природные объекты и предмнты средства труда,непосредственно применяемые;предметные ценности(созданы человеческим трудом);культурное наследие прошлого *Социально-политические ценности;значимые соц.явления,события-соц.благо,процесс.значение исторических событий *Духовные нормативно-оценочная сторона явлений общества.Сознание выр-ся в соотв. формах.Ценности науки,права,религии,морали,фил-ии. 2)по субъектам: *индивидуальные-хар-ны для конкр.чел-ка *групповые-для общности людей *обще-чел-ие-для мирового сообщества-соц-пол нравственные принципы,идеалы,общенародные цели и средства их достижения(гражданский долг).Ценности,носящие глобальный хар-р 3)по роли в жизни общества *цен-ти имеющие второстепенное значения для чел-а и общ-ва *цен-ти повседневного спроса и обихода *высшие ценности-предельные по значимости ценности,выражающие фундаментальное отношение к деятельности людей-часть материальных цен-тей-мир,сохранение чел-ва,представление о справедливости,свободе,дружбе,любви,родственные связи,цен-ти самосохранения,самоутверждения,самореализации,честность,храбрость.   Обусловленность:1.цен-ти переходят из одного вида в другой 2.возникновение новых цен-тей 3.цен-ти наход-ся во взаимосвязи друг с другом 4.в каждом виде выделяют множество разновидностей 5.жизнь,здоровье,свобода Те цен-ти кот. осознаются,превращаются в цен-ти ориентации опред-го образа жизни и деятельности предмета.Изонетский рассматривал цен-ти как соц-ую установку личности.Важные цен-тные ориентиры-патриатизм,колликтивизм,творчество Инфантилизм-неразвитость ценностных ориентаций Вывод:1.цен-ть занимает важное место в жизни чел-ка и общ-ва на фоне сложившейся системы цен-ных ориентиров 2.все цен-ти можно классифицировать на 3 основания 3.наивысшей цен-ю для чел-ка-жизнь,здоровье,свобода 56. Культура как предмет философского рассмотрения. Человек в мире культуры. Есть неск-ко сот определений культуры. Есть множ-во моделей к-ры. Понятие к-ра стало широко употребляться в Новое время. Развитие капиталистич. отношений привело к изменению мировоззрения чел-ка. В это время к-ра стала предметом философии (Кюго, Кондорсе).В то время идея к-ры выражала степень развитости разумного начала, к-рая выражалась в религии, морали и т.д. натуралистическая модель к-ры – сводила к-ру к предметно-вещественным отношениям. Но была классическая модель к-ры – она имеет свое развитие. Появление этой модели говорило о том, что чел-к осмыслил свою свободу от природы и религии. Здесь чел-к – творец к-ры. Сначала классическая модель была идеалистической, т.к. на первом месте стояло духовное творчество. Затем происходит переосмысление этой модели и она была материалистически интерпретирована. К-ра (по Марксу) – проблема создания необходимых условий для создания творчества. К-ра – не только сов-сть рез-тов, но и сам процесс человеческой деятельности. В 20 в. к-ра вступает в полосу кризиса. Многие явления к-ры, исходя из классической модели было трудно объяснить. Классическая модель была европоцентрирована, т.е. к-ры Востока были недоразвитыми. Затем появилась идея диалога к-р. И появились другие модели – неклассические (модернистские). Они были ориентированы на повседневную жизнь чел-ка – пессимизм, идея абсурдности мира, преобладание личного над общественным. Постмодернистская модель к-ры – чел-к, изучая мир, стремился всегда его упорядочить, а мир будет «мстить», противиться чел-ку – Бодри яр. Мир не только нельзя упорядочить, он в принципе не входит ни в какие схемы. Были различные подходы к изучению к-ры: - аксиологический (ценностный) – выделение мира ценностей, м-но применить понятие к-ра. - деятельностный – к-ра как специфический способ человеческой жизнедеятельности – это способ регуляции, сохранения, воспроизведения, развития общ-ва. - семиотический подход – определяется главная хар-ка к-ры – внебиологический знаковый мех-зм, через социокод (язык, письмо). Он обеспечивает социальное наследование. К-ра – это общественное явление. - структуралистический – к-ра – сов-сть соц. эл-тов, культурных образцов (обычаи, тексты и т.д.). - социологический – к-ра – соц. интститут, к-рый дает общ-ву системные кач-ва; к-ра – образование, к-рое всегда нах-ся в пределах соц. отношений (нормы поведения). - гуманитарный – к-ра направлена на совершенствование чел-ка. - негуманитарный – к-ра – процесс, в к-ром есть все виды человеческой деятельности. Философия интересуется к-рой не как особым объектом, к-ра – это всеобщая хар-ка мира как целого. К-ра (в философии) – это весь мир, в к-ром чел-к находит себя. Чел-к в мире к-ры. Чел-к един, значит таким же противоречивым является тот мир, общ-во в к-ром чел-к существует. Чел-к усваивает к-ру через язык, воспитание. Идеалы, мнения не вечны, они меняются даже в течение человеческой жизни. Чем чел-к дальше от к-ры, тем менее гуманным будет человеческое общ-во. Особое место в мире к-ры занимают ценности: морально-этический и эстетический аспекты. Мораль регулирует жизнь людей в самых различных сферах. В самих нравственных нормах откладывается то, что имеет всеобщее значение, поэтому моральный аспект играет важную роль. Эстетический аспект – красота, изящество чел-к видит в природе, в общ-ве. Каждый чел-к способен к эстетическому восприятию мира, но в каждом чел-ке эта способность развита по-разному. Культурные нормы – образцы деятельности чел-ка, они складываются на уровне подсознания общ-ва, они формируются тысячелетиями. В переработанном виде хранятся в произведениях. Большую роль в передаче моральных норм играет с-ма образования. Нормы к-ры изменчивы, к-ра отражает те изменения, к-рые претерпевает общ-во. К-ра содержит два момента: 1.Момент устойчивости – традиция – это эл-т культурного наследия, к-рый сохраняется и передается из поколения в поколение. Традиции есть во всех сферах человеческого общ-ва. Традиции обеспечивают развитие общ-ва, отражают целостность общ-ва. 2.Момент изменения – творчество. Единство традиций и обновления – универсальная хар-ка любой к-ры. Культурные нормы – нельзя написать, утвердить в з-нах. Существуют: 1.Традиционные общ-ва – традиции преобладают над творчеством. Изменения производятся в рамках традиций, случайно (первобытное, феодальное, рабовладельческое общ-во). 2.Современное общ-во – принцип запрета на плагиат, нужно постоянное новаторство. Опытная наука в 300 лет подняла уровень жизни челка в 15 – 20 раз, но из-за этого происходит деградация к-ры, а в дальнейшем и общ-ва. 57. Роль понятий «культура» и «цивилизация» в познании общества. Цивилизация (с франц. – идеальное общ-во, к-рое основано на разуме и справедливости) – прогрессистские иллюзии просветителей. Затем цив-ия стала означать различные общ-ва. Жофруа: «У каждого народа – своя цив-ия». Было три подхода: 1.Унитарный – цив-ия – идеал прогрессивного развития человечества. 2.Стадиальный – цив-ия – этап прогрессивного развития человека как единого целого. 3.Локально-исторический – цив-ии – качественно различные уникальные этническо-исторические образования. Появилось противоречие: м-ду идеей прогресса всего человечества как образования и идеей локальных цив-ий. Есть локальные цив-ии и есть цив-ии, к-рые определяют развитие всего чел-ва в целом. Но потом утвердилась методология однолинейного прогрессизма: почти все признали, что в истории есть силы и з-ны, к-рые имеют универсальный характер, а национальные истории – это частный случай проявления общих з-нов. Мировая материя – это процесс развития человечества по линии прогрессивного человечества. Т.е. Европа показывала древним цив-иям дорогу к развитию – европоцентризм. В 1869 г. Данилевский: «Россия и Европа» - никакого единого человечества нет. Реальный субъект исторического процесса – это отдельный культурно-исторический тип (народ). Эти типы нах-ся в борьбе друг с другом и окр. средой. Они проходят состояния: этнографическое, государственное, цивилизованное. Наиболее прогрессивный исторический тип – славянский. О. Шпенглер – «Закат Европы». Он тожекритиковал европоцентризм, панлогизм, историзм и линейный прогрессизм. Он формулирует теорию культурно-историчекого круговорота: есть много раздробленных разрозненных равноценных по уровню культурных ценностей миров. 1.Юность – ранняя к-ра – мифы. 2.Расцвет – высокая к-ра – метафизика. 3.Упадок – поздняя окостеневшая к-ра. Цивилизация – симптом затухания к-ры. В науке цив-ия (Тойнби) – это уникальное поле для исторического познания. Два пути зарождения цив-ии: 1.Из примитивного общ-ва – выделяется творческое меньшинство,к-рое отвечает на вопросы общ-ва, природы. 2.Из другой цив-ии. Во второй пол-не 20 в. цив-ия обновилась. 1.Культурологиский подход. 2.Социологический. 3.Этносоциологический. 4.Географический. Цив-ия (в широком смысле) – сов-сть материальных и духовных достижений общ-ва в его историческом развитии. Цив-ия (в узком смысле) – материальные достижения.

58. Восток - Запад - Россия; цивилизационные типы. Л.С. Васильев выделяет в истории человечества этапы: 1.Начинается с древнейших времен до 7 – 6 вв. до н.э. – локальные общ-ва азиатского типа – восточные цив-ии с авторитарно- деспотической с-мой управления. Основа цив-ии: принцип власть – собственность. Власть рождает собственность. Медленное циклическое воспроизводство циклических структур. Определенные черты: неразделенность собственности, административной власти, господство бюрократии, подчинение общ-ва гос-ву, нет гарантии частной собственности и прав граждан. 2.С 7 – 6 вв. до н.э. до 14 – 17 вв. н.э. – социальные дихотомии – параллельное существование европейской и азиатской цив-ий. Солон в Др. Греции реформами сформировал правовое пространство защиты граждан от гос-ва. Черты: гарантии частой собственности как стимул к творчеству, разделение власти и собственности, гармония общ-ва и гос-ва. 3.С 17 в. – общечеловеческая интеграция - всемирная история. «Россия – дрейфующее общ-во» (м-ду Востоком и Западом), большая площадь, разные типы народов. На Востоке: - исламская цив-ия – наименее открыта для внешних воздействий. - индобуддийская – нейтральна по отношению к внешнему воздействию. - конфуцианская – наиболее открытая.   59. Осмысление глобальных проблем цивилизации в философии XX века, их сущность и классификация. До начала 20 в. всемираня история – ризрозенные цивилизации, к-рые почти не сообщались друг с другом. В 20 в. мир превратился в единое целое – процессы глобализации в промышленности, торговле, духовной сфере, науке, политике. Электронная связь сформировала единое информационное пространство. В последние десятилетия сложилось мировое сообщество. Появились проблемы: проблема судьбы чел-ка и проблема сохранения жизни на Земле. Эти проблемы – результата много вековых изменений. Отличие современной цивилизации от древних: мир – пестрая картина, разнообразный, но с другой стороны, человечество – единое целое, «общий дом». Общее – территория, ресурсы. Причины глобальных проблем лежат глубже, уходят в глубины современной цивилизации, к-рая ориентирована технократически. В развитых странах проблемы появились раньше. Итогом арзвития технократической к-ры стала деградация окр. среды, к-рая вызывает деградацию самого че-ка. Чел-к не успевает эволюционно и психологически за этими изменениями, но причина такого развития – сам чел-к. От словесного общения к письменности чел-к шел 3 млн. лет, от письменности к книгопечатанию – 500 лет, от телефона к электронному общению – 50 лет. Глобальные проблемы – сложная с-ма, к-рая охватывает окр. мир, все вокруг, и для решения глобальных проблем не может быть отдельной науки. Поэтому на глобальные проблемы нужен философский взгляд. Только философия может понять глобальные проблемы во всей их полноте. Специфика философского осмысления глобальных проблем: 1.Философия формирует мировоззрение, оно определяет направление человеческой деятельности в решениии глобальных проблем. 2.В конкретных науках нет целостного представления о сложных с-мах – методологические функции философии принципиально необходимы для интеграции глобальных проблем. 3.Философия объясняет общественные явления, процессы, з-ны развития общ-ва и природы. Философия нацеливает на понимание глобальных проблем как закономерных явлений. Философия говорит, что глобальные проблемы – результат противоречивого развития человеческого общ-ва. 4.Философия позволяет увидеть общую тенденцию развития глобальных проблем. 5.Философия выполняет культурологическую ф-цию. Изучение философией различных цивилизаций позволяет прийти к решению глобальных проблем. 6.Результатом целостного видения исторического процесса и диалектического подхода и его толкования является возможность более четко ориентации в потоке современной инфор мации по глобальным проблемам. 7.Философия ставит проблемы смысла жизни, смерти и бессмертия, перед лицом глобальных проблем они приобретают особое звучание. 8.Ф-ия рассматривает цивилизацию, общ-во и т.д. эти категории позволяют понять глобальные проблемы с философских позиций. Понятие глобальные проблемы пошло с 60 – 70-х гг. 20 в. Критерии глобальности проблем: 1.Затрагивают интересы человечества в целом. 2.Оказывают очень серьезное влияние на развитие отдельных стран, регионов. 3.Их решение предполагает объединение усилий всего человечества. 4.Их нерешенность сулит гибель и катастрофы для всего человечества. Самая крупная единица планеты для глобальных проблем – регион. Если рассматривать экономическую проблему, то будет два региона – развитые и развивающиеся страны. Проблема глобальна – если она актуальна для всех регионов планеты. В гл. проблемы имеют в то же время и региональное значение, но не все региональные проблемы имеют глобальное значение. Географический критерий – количественный. Но есть качественные критерии: 1.Гл. проблемы затрагивают интересы всего чел-ва. 2.Для их преодоления нужны усилия всех людей или большинства. 3.Гл. проблемы – это объективный фактор мирового развития и они не могут быть ни кем проигнорированы. 4.Их нерешенность может привести к серьезным непоправимым последствиям для чел-ва и среды его обитания. Отличие от других проблем: 1.Гл. проблемы более инертны, т.е. устойчивы, но они могут переходить в региональные. 2.Все гл. проблемы нах-ся в очень сложной с-ме взаимозависимости. Решение одной гл. проблемы решает и другие. Классификация гл. проблем по степени их остроты: 1.Самые актуальные – истекают из отношений между гос-вами – интерсоциальные проблемы (устранение опасности войны, обеспечение справедливого мира, установление нового международного экономического порядка). 2.при взаимодействии общ-ва и природы (обеспечение энергией, топливом, пресной водой, сырьем, экологическая проблема, проблема освоения мирового океана, освоение космоса). 3.При взаимодействии отдельного чел-ка и общ-ва (демографическая проблема, здравоохранение, образование и т.д.).   60. Основные глобальные проблемы современности. Предпосылки решения глобальных проблем. Гл. проблемы – единая, динамичная, постоянно меняющая свое состояние с-ма, она открыта, незамкнута. Демографическая проблема (неконтролируемый рост населения. Сырья на Земле хватит только на 1 млрд. чел-к. Население Земли увеличилось в 15 раз. Демографический взрыв. На развивающиеся страны приходится 9/10 общего нас-ия Земли. По уровню производительность труд, грамотности и т.д. развивающиеся страны нах-ся в 19 в. Гос-ва стараются контролировать демографическую проблему. В развитых странах – снижение рождаемости, увеличение возраста нас-ия. Причины демогр. взрыва связывают с проблемой образования. Число неграмотных уменьшилось, но в абсолютном смысле число неграмотных растет, что обеспечивает многодетность семей. Функциональная неграмотность – уровень образования не соответствует тем требованиям, к-рое предъявляет современное общ-во. В большинстве гос-в мире нет равного доступа к образованию – это дополнительный источник соц. напряженности. Наше поколение выступает в роли подопытных животных, мы живем в ЭМП, химических вещ-вах, биологические факторы. Если раньше были инфекционные болезни, то сейчас сердечно-сосудистые, психические заболевания. В развивающихся странах болеющих больше, а шансов их вылечить меньше. Выше детская смертность. Причина резкого снижения продолжительности жизни – недостаток еды. От голода сегодня погибает неск-ко десятко млн. чел-к в год – в большинстве – дети. Ввозится продовольствие в слаборазвитые страны. Хотели провести зеленую рев-цию в слаборазвитых странах, ввести новые технологии. В тех странах, где развитие было высокое рев-ция прошла успешно, а в других она приве ла к еще большему голоду. Проблема установления нового экономического порядка. Резко увеличивается разрыв между развитыми и развивающимися странами (богатый север, бедный юг). Северные страны переносят вредные производства на юг. Они навязывают свое мнение. Обеспечение энергетическими и сырьевыми ресурсами. Ресурсы: 1.Возобновимые (солнце, ветер). 2.Невозобновимые (руды, минералы). Военная проблема. Самая актуальная. В последние 15 лет она ослабла, но еще актуальна, т.к. военные разработки отвлекают огромное кол-во ресурсов, на Земле есть оружие массового уничтожения, производство загрязняет окр. среду. Есть ли предпосылки для решения гл. проблем: 1.Развертывание информационной и компьютерной рев-ции – технологическая основа для решения гл. проблем. 2.Утверждение как доминирующего типа мирового хоз-ва смешанной рыночной и социально-защищенной экономики с эл-тами конвергентного типа. 3.Становление принципа ненасилия и демократического согласия в сфере международных отношений. 4.Объединительные процессы в религиозной жизни и светском варианте. 5.Идущая межэтническая, межкультурная интеграция и сохранение уникальности каждого этноса и к-ры. 6.Намечающиеся прорывы в области интеллектуального поиска. Ни одна гл. проблема не будет решена, если не сформируется этика всеобщей солидарности.  
61. Проблема сущности жизни. Философия и естественные науки о происхождении жизни на Земле. В разные исторические периоды были разные определения сущности жизни (механицизм, виталистическая теория и т.д.). жизнь – это явление многокачественное – рост, естественный отбор, борьба за существование, но есть еще организованность, информированность и упорядоченность. Уровни: молекулярно-генетический, клеточный, организменный, биогеоценоз, биосфера. Жизнь – это особая форма движения материи, составляющая способ существования высокоорганизованных надмолекулярных с-м. Этот способ своеобразен, он отличается структурами и ф-циями. Это опровергает упрощенный подход к жизни. Жизнь возникает вместе с высокомолекулярными физико-химическими с-мами (белки и НК). Эти с-мы неразрывно едины, изменчивы и устойчивы. Св-ва с-м связывают с составом и структурой. В биологических процессах окислительно-восстановительные явления саморегуляции возникают как результат, сов-сть хим. р-ций, к-рые отдельно не могут саморегулироваться. Фундаментальное св-во жизни – самовоспроизведение. Генетический аппарат должен быть устойчивым и гибким. Специфический признак живых с-м – хиральная частота Хиральность – способность двух мол-л существовать в зеркальных формах. Пастер открыл оптическую изомерию. Оптические изомеры вращают плоскость поляризованного света в разные стороны. В живых с-мах белки содержат только L – аминок-ты, а НК только D – сахара. Это значит, что белки вращают плоскость влево. Современное естествознание раскрывает сущность жизни, поэтому нужно объединение наук в определении сущности жизни. В 20-е гг. 20 в. определился системный подход (Берталанфи) – своеобразие живой с-мы связано с ее организацией. Любая живая с-ма – не сумма эл-тов, а целостное образование. В живых с-мах св-ва определяются не простым сложением составляющих, а организацией. Чтобы знать организацию, надо знать ф-ции живой с-мы, к-рые истекают из популяций, биогеоценозов, биосферы. Раньше думали, что всегда происходит самозарождение живого из неживого. Ван Гельмонд составлял рецепты получения мышей из пшеницы и грязного белья. В 17 в. стали накапливаться данные против этого мнения. Ф. Редди дакозал, что белые черви в мясе – личинки мух. Перельховский тоже доказал, что микроорганизмы происходят от предков. Пастер доказал, что в современных условиях невозможно зарождение жизни из неживого. Есть мнение, что жизнь возникла случайно. Ген – основа жизни возник случайным сочетанием мол-л. Другая, что жизнь пришла из космоса, где жизнь вечна. Энгельс – жизнь сформировалась в ходе длительной эволюции материи. Гипотеза сложного многоступенчатого пути метерии (Опарин, Холдейн) – есть коацерваты – комплекс коллоидных частиц (Со, Na и т.д.) – этот раствор разделяется на два слоя: богатый частицами и бедный ими. Образуются отдельные капли. В первичном океане могло быть образование этих капель. Был отбор этих капель, сохранилась их малая часть, к-рые были способны к устойчивому обмену вещ-в. Сохранились те капли, к-рые при распаде сохраняли св-ва своих структур. Здесь коацерватная капля превратилась в простейший живой орг-зм. В капле встретились НК, простые белки. Отдельная мол-ла не может быть живой. Считают, что первоначально возникали белково- и нуклеоподобные полимеры, к-рые не были обусловлены, когда они соединялись могло возникнуть биологическое функционирование. Здесь возник естественный отбор. Гипотеза Опарина способствовала конкретному изучению простейших форм жизни. Создавались условия первичной Земли. Под воздействием физических воздействий эти смеси могут преобразовываться в Н, N, синильную к-ту. В межзвездной среде есть облака пыли и газа, в к-рых есть вода, аммиак, сероводород, кремний, формальдегид, спирт – они близки к биоорганическим мол-лам, т.е. м-но сказать, что в космосе есть все необходимые для построения живых орг-змов. В метеоритах обнаружены аденин, гуанин, ароматические углеводороды. В нашей галактике наиболее распространены С, N, О2. А на Луне – Fe, Si, Al. Луна, Марс, Меркурий – мертвы, т.к. они потеряли флюидные эл-ты галактики. В Земле много воды, метана, аммиака, поэтому в Земле едет химическая эволюция, т.к. есть флюидные эл-ты. Эволюция идет потому, что ее решающим фактором явл. излучение Солнца. № млрд. лет назад кислорода не было. Единственным источником его стали р-ции фотодиссоциации мол-л воды в верхних слоях Земли. Потом источником стали микроорганизмы. Олескин, Ботвинко, Кировская выдвинули в 1997 г. гуп-зу об сосбой роли малых мол-л в первичном зарождении белково-нуклеиновых с-м. Не белок, не ДНК, не РНК были предшественниками гипотетической жизни. Жизнь эволюционировала на базе игры неорганических мол-л. Даже ф-ция наследственной передачи первоначально зависела от неорганических генов (алюмо-силикатных глин) Первые полимеры – результат автокатализа этих неорганических мол-л. Жизнь возникла в облаках. Дождевые капли облучались УФ – облучением первобытного солнца. Потом капли попадали в океан и развивались по опаринскому сценарию.   62. Эволюция жизни и её отражение в учениях Ж.Б. Ламарка и Ч. Дарвина. Проблема прогресса в живой природе. История жизни – 3,5 млрд. лет. В нач. 19 в. наука приняла идею изменчивости органического мира. Ламарк допускал, что простейшие орг-змы постоянно зарождаются из природы под действием среды. У животных активные тренировки ведут к улучшению органов. У жив-ных – внутреннее стремление к изменению жизни. Его теория – автогенетическая и телеологическая. Он допускал и творение мира Богом. Но з-ны развития были самостоятельными. Дарвин во второй пол-не 19 в. В 1859 г. опубликовал работу. В 1871 г. «Происхождение чел-ка и половой отбор». Изменчивость живых орг-змов, борьба за существование и естественный отбор. Начинается с изменения отдельных особей. Индивидуальная изменчивость – основа естественного отбора. Определенная изменчивость – результат приспособления к данным условиям среды. Неопределенная изменчивость возникла случайно, но она устойчива и эта изменчивость играет главную роль в видообразовании. Борьба за существование – неудачный термин, т.е. он – анропоморфен (не соответствует всему многообразию форм орг-змов). В природе есть и борьба и нейтральное существование и взаимодействие. Нужно различатттть и борьбу за существование и жизненное состязание. Борьба - отношение разнородных существ. Состязание – между ближайшими по организации особями. Это состязание определяет естественный отбор. Ведущую роль Дарвин отводит взаимодействию живого с живым. Выживают наиболее приспособленные. Понятие естественный отбор – дифференцированная размножаемость орг-змов в связи с разной приспособленностью орг-змов к условиям окр. среды. Прогресс – процесс перехода от низшего к высшему. Прогресс главная форма развития. Но прогресс не является всеобщей хар-кой развития. Есть регресс. Эволюция животного мира – разветвленный многоплановый процесс. Важное направление эв-ции – формирование двух способов питания: фототрофного и хемотрофного. Возрастало воздействие живого на живое. Происходило усложнение живого на всех уровнях: эв-ция растений сводилась к совершенствованию автотрофного питания (увеличение поверхности тела), у животных наоборот – уменьшение пов-сти тела, чтобы лучше двигаться. Эв-ция одних сказывается на эв-ции других.



Дата публикования: 2015-04-08; Прочитано: 250 | Нарушение авторского права страницы



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...