Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

фундаметальная –раскрывает и формирует наиболее общие зак-ти. 5 страница



2.клавный аппарат познавательных процессов, обеспечивает прием, переработку и хранение информации. 3.Регулирует поведение чел-ка. Задачи мозга: 1.Поддержание гомеостазиса (дыхания, кровообращения). 2.Контроль над эмоциями, реакциями, памятью, вниманием, волей (реакции эмпритинга). Таки образом сумма гомеостаза, эмоций и реакций эмпритин га образует интеллект чел-ка, который зависит от наследственности и от избранной чел-ком предметной деятельности. По мнению ученых, интеллект развивается в процессе самоэксплуатации, но мозг – орган сознания, но мыслит не мозг сам по себе, а мыслит чел-к сам по себе. Вульгарные материалистыслишком буквально понимают, что мозг – орган сознания. Ламетри (18 в.): «Чел-к – сложная машина». Бюхнер Молишот: «Сознание – вещественный продукт, мозг, как печень вырабатывает мысль». Армстронг (20 в) Идеалисты отрывают сознание от материи. При любом повреждении мозга нарушается сознание. Кибернетика – наука о сложных саморегулирующихся динамических системах (живые организмы, органы, клетки, популяции, общества, технические устройства). Эти системы могут перерабатывать, передавать, запоминать информацию. Можно ли в компьютере смоделировать сознание? Действие компьютера и чел-ка отличаются. Компьютер вспоминает, перебирая всю информацию, а чел-к вспоминает только то, что ему сейчас нужно. Сейчас смоделировать сознание в компьютере невозможно.   45. Сущность и структура процесса познания. Познание – есть знание о мире. Цель и закономерности позновательного процесса изучает философия. Способен ли человек познать окруж. мир? Аместитизм – введено Т. Гирсе – гр. агносис – незнание, филос-ое учение, которое ставит под сомнение возникнуть достаточность познания сущности дей-ти. Как знание собственных чувствах, подвер. явлений. Человек может познать видимое. Причина: 1. сл-ть и против. проц. Познание 2. огр-ние чувст-го познания воз-ть ошибок и иллюзий 3. сл-ть лог-го познания 4. истор. ограничить и неполнота знания Материализм против агностициализма. Человек может познать окр. мир выводит соц. Опыта. Человек может свои цели и может опирается свои цели и может опирается на свои знания. Гносеология – это теория познания, об-ть ф-и, которая изучает природу познания, закономерности познавательной деятельности, условий, способы и формы познания, отношение знаний к действительности, а также условия и критерии его истинности – эпистемология – к научному знанию. Источником нашего знания является объективная реальность, сам существующий мир. Принцип отрицания выражает сущность материального понимания. Отрицания в языковой форме. Термин знание: 1 как возник 2 как любая позновательно-значимая мифология 3 как гносеологическая познавательная форма отношения человека к действительности. Знание – есть гносеологическое отношение к действительности. 3 элемента познавательной деятельности: 1. субъект познания – тот кто действует, влияет на объект, человек осознает себя субъектом в процессе общения с себе подобными. Субъект получает знание, формирует т. концепции. 2. объект познания. Фрагмент объективной реальности, который включает в человеческую деятельность и познание об реальности существует независимо от человека. Существует в связи с субъектом. Объект – то, что привлекается субъектом из объективной реальности. 3. посредники познания – средство познания, как материального характера, так идеального. Материального: приборы, орудия труда. Идеального: понятия, категории, худ. образы, научные теории. Рассмотрим субъект и объект в взаимосвязи. Субъект изучает в избирательности, целостности процесса познания, в непрерывной поисковой, корректировочной работе рецепторов мозга. Образ – идеальное общение существующих черт и отношения объекта сходство с оригиналом, адекватность. Любой образ фиксируется в знаниях. Знак: сохранение и передача информации. Знак: естественные и искусственные (язык программирования). Любой искусственный формируется на базе естественного самостоятельного знака создает возможность использования ком-ра. Главной силой познования является практика. Практика – материально- чувствительная предметная деятельность человека направленная на смену и приспособление естественной и социальной среды в потребности общества. Виды практической деятельности: 1. материально-производственная деятельность людей, связанная с созданием материальных жизненно необходимых благ. 2. общественно-политическая практика, которая включает в себя деятельность государства и органов. Регулирует работу между государствами, нациями. 3. научно-экспериментальная деятельность. Наука не возможна без эксперимента. Ставит целью производства, новых материальных ценностей, накопление новых знаний. Является связным звеном между практической и теоретической деятельностью. Практика выполняет функции: 1. является исходным пунктом познания. Из пр. акт. отн-я к миру формир-ся сознание человека 2. движущая сила развития познания. Практика ставит перед сознанием цель. 3. Практика основа познания. Познание формируется на основе практической деятельности: познание является действительным процессом объективного отрицания действительности. Практика выступает основой познания. 4. Практика служит критерием познания. Практика является критерием истинного или ошибочного познания 5. Практика выступает конечной целью познания. Любое познание происходит для удовлетворения человеческих потребностей. Практика формирует познавательные способности. Процесс обуславливает процесс познания. Познание – это процесс целенаправленный, активное отрицания объективное отрицания объективного мира в сознание людей.  
46. Диалектика познания. Проблема истины в познавательном процессе. Любой объект познания им.2стороны Вектор познания от явлений ведет к сущности. В познании 2 уровня 1)чувственный 2)рациональный Чувственное познание-предпосылка познания(ощущение,восприятие,представление) Ощущение-отражение с помощью 5 органов чувств,отдельных св-в и сторон вещей. Восприятие-формируется на основе ощущений;если отдельная сторона предмета воспр.-это синтетический комплекс ощущений,который дает возможность создания целого предмета. Представление-обобщенный образ объекта,воспринятого ранее.Специфика:оно может познать объекты несущ.в реальности;оно создает обобщающие черты предмета. Рациональное познание с помощью мышления(понятие,суждение,умозаключение) Понятие-форма мысли,в которой обобщены внутренние существенные признаки предмета и объекта.Фиксир.законромерностными взаимоотношениями.Возможно выделить те кач-ва,которые не возможно выделить с помощью органов чувств. Суждение-в котором что-либо отрицается,утверждается относительно форм данного объекта. Словесная форма:предложение.Единичное суждение взаимодействие между отдельными предметами.Особое суждение:относятся св-ва опр.группы суждений. Умозаключение-логический процесс,в ходе которого из нескольких суждений выводится новое суждение.Мышление возможно на основе чувственных данных. Творчество-механиз приспособления организма в нескончаемом разнообразном и изменчивом мире.Оно обеспечивает выживание и развитие человека. Интуиция-особая форма скачка от незнания к знанию.Переплетение логического и эмпирического.Этот скачок возможен при наличии абсолютных знаний. Предпосылки: -наличие опыта деятельности в определенной сфере -обладание богатым фактическим материалом -возникновение проблем интуиции -развитость к способности таорческой деятельности -наличие таланта в опр.области ВЫВОД:В диалектике развития познания происходит очень сложный путь:от простых ощущений к сложным научным теориям;общий закон познания-процесс углубления знания от явления к сущности. ИСТИНА-адекватное отражение объекта в сознании субъекта,который воссоздает объект таким каким он существует независимо от сознания субъекта. 1)объективная истина-содержание человеческих знаний о действительности,не зависящие не от человека,не от человечества.Любое истинное знание является содержанием определенного субъекта.Объективные знания по форме своего выражения всегда субъективны 2)Субъективная истина 3)Абсолютная истина-полное,точное исчерпывающее отражение объекта в сознании субъекта;это знание обо всем мире.Непонимание сути приводит к догматическому мышлению или к релятивизму. 4)относительная истсна-знание,которое в пр-пе правильно,но не полностью отражает действительность,не дает исчерпывающего образа в действительности(атом-не делимая частица) 5)Конкретная истина-истина в которой правильно отражается существование определенных явлений и условий,в которых эти явления развиваются.Абстрактной истины нет,она всегда конкретна. Критерии прав.знания: -практика -подтверждение фактами -соответствие принципам научной теории -корректность и точность использования терминологии -логика и концепция ВЫВОД:истина является субъективным образом объективного мира,единство относительности и абсолютности   47. Научное познание: его сущность и особенности. 2 уровня познания: чувственные и рациональные. Научное представляет собой совокупность форм, методов и принципов, применение которого имеет цель понятия такого знания, которое можно использовать практически. Становления научного познания в аналитическом мышление (Евклид, Пифагор, Аристотель). В 17 в. устанавливается принципы и регуляторы. Источником является 7 свобобных искусств: грамматика, риторика, арифметика, астрология, геометрия, теория музыки, диалектика. Система измерения протяженности, появление конст. еиница измерения времени. Из вне: компас, механические часы. Развивается механика, алхимия. Выдвигаются постулаты, причины. Отличия научного от ненаучного: Научное – логика – доказательство, формирование результатов, системность результатов, правило дедуктивной и индуктивной логики. В основе научного познания лежит клас. рац-ть. С середины ХХ подвергли критике. Критика открыла новые черты. Одной из главных критерий является доказательство. Карл Раймонд Покер: «Доказательство не может являться критерием научного познания. Ведущим критерием Является оправергаемость»- критический рационализм – любое научное знание подвержено ошибкам. Научное знание разделено 1.естествено-научное 2.гуманитарное Теоретически-обстрактный идеал.предст. различ. Предмет; отражает внутренние связи и отношения. Имперический- базируется на чувтсвенном познание. 48. Методы и формы научного познания. Метод-это путь к познанию,бывают: 1.частные 2.общие Имперические знанияпредставл.собой исследование,получают с пом.2методов:наблюдение и эксперимент. Наблюдение-это целенаправленное преднамеренное восприятие исследуемого объекта.Особенности: 1.постановка цели 2.определенный способ наблюдения 3.установка плана контроля за поведением исслед объекта 4.использ приборов Исследователь не вмешивается,не возд.на объект,не меняет его. ЭКСПЕРИМЕНТ-такой прием,кот.предполагает изм.объекта или воспроизведение его в специально созданных исследователем условиях.исследователь актмвно вмешивается в объект и может его изменить ПРИБОР-устройство облад.с заданными свойствами для опр.информации разл.явлений. Виды эксперимента: 1.исследовательский эксперимент->св-во 2.проверочный-устанавл.истинность 3.качественный-на выявление объектов и их св-в 4.природный 5.социальный 6.научный 7.производственый Сравнение-это выявление сходства или различие объекта Измерение-процесс опред.величину,кот.хар-т степень различия св-в объектов Факты-явление действительности,он употр.для обозначения осознанныфх событий,структура факта:-информ о действ. -истолкование фактов -способ его получ и описания Теоретические знания:ее формы: 1.Научная проблема-осознание противоречий,кот сущ-т между старой научной теории и новыми фактами 2.Гипотеза-это идея, содерж.обоснованные предположения о сущ. З-на,к-ый должен объяснить сущность новых фактов.её критерии:-принципиальная проверяемость;-обобщенность;-предсказательные возможности;-простата.Гипотеза не должна содержать противоречия,она должна объяснять макс.число научных фактов и следствий исходя из немногих предположений 3.Теория-логически обоснованная,проверенная на практике система знаний об опр.явлений.её структура:-предпосылочные знания;-исходная теорет.основа;-идеальная модель объекта.Функции теорий:-объяснительная;-предсказательная;-практическая;-синтезирующая.Текория упорядочивает эмпирические знания. 4.Принципы науки-теоретические знания 5.Категория-это понятие 6.Законы-раскрывают устойчивые отношения 7.Парадигма-совокупность устойчивых принципов,ном,теорий,методов,опр.развитие науки в конкретный момент времени Методы теоретического познания: 1.Абстрагирование-мысленное облегчение от случ.св-в и связей и фиксир.внимание на важном 2.Обобщение-нахождение общих св-в связи и отношений между объектами 3.Анализ и синтез-мысленное расчленение предмета на части и изучений его по отдельности:мысленное соединение составных частей в один объект. -Индукция-движение мысли от частного к общему:-полная(все факты признаются);-неполная(проводим отбор). -Дедукция-движение от общего к частному 4.Аналогия-сходство предмета в некоторых общих признаках 5.Восхождение-от обстрактного к конкретному(1этап:абстрогирование;2этап:чувственно-конкретный-внешн.стороны объекта;3этап:абстракция-выделение отдельных сторон,св-в,кот.важны в данный момент;4этап:мысленно-конкретный-системн.понятие,кот.воспроизв. объект мышления) 6.Исторический-мысленное воспроизведение послед-ти разв.объекта 7.Логический-воспроизв.тех этапов которые закономерно обусловлены 8.Идеализация 9.Аксиоматический-организация теорет. знаний при которой исходн.теория суждения принимается без док-в

49. Дискуссии о роли науки в современном обществе. В современном обществе наука глубоко вторгается в жизнь чел-ка. Общество тратит на науку очень много средств. Наука задана (детерминирована) обществом, но науки развиваются по закономерностям: 1.Преемственность. 2.Чередование относительно спокойных периодов развития науки и периодов крутой ломки фундаментальных з-нов науки. 3.Сложное сочетание процессов дифференциации и интеграции знания. 4.Углубление и расширение процессов математизации и компьютеризации современной науки. 5.Усиление роли науки во всех сферах жизни общества, усиление роли науки в обществе. Взгляды на науку: 1.Сциентизм – наука – абсолютная социальная ценность, с помощью нее решаются все проблемы общества. 2.Антисциентизм – абсолютизация отрицательных последствий НТР регресса. Наука завела человечество в тупик и толкает его в пропасть. Может быть истина, которая ведет к благу чел-ка. Не может быть истины ради истины. 1.Поиковый – обнаружение новых свойств явления, объекта. 2.Проверочный – подтверждение или опровержение гипотез, оценка их точности. 3.Конструктивный – создает новые вещества, устройства, которых нет в природе. 4.Контрольный – проверка измерительных приборов аппаратов. Но это в теоретической абстракции, а в реальности все эти виды эксперимента тесно переплетаются часто в одном эксперименте. Общенаучные методы познания. Современная наука развивается быстро, она изучает разные сферы материального мира – это приводит к тому, что постоянно возникают новые науки – это дифференциация научных знаний. Но также происходит интеграция науки. З-ны, открытые в одной науке, находят применение в другой науке. (Появление и развитие методов, которые развивают науку). - дедуктивный метод. - индуктивный метод. Два уровня научного знания: 1.Теоретический. 2.Эмпирический. В современной науке теории выглядят слишком абстрактно. С помощью математики и логики эти теории сопоставляются с эмпирическим уровнем. Когда на эмпирическом уровне накапливается много материала, ученые обобщают эти знания с помощью математики, логики и формулируют теоретический уровень – теорию. От теоретического метода к эмпирическому – дедуктивный (от общего к частному). От эмпирического уровня к теоретическому – индуктивный метод (от частного к общему). Эти методы взаимосвязаны друг с другом. Анализ и синтез. Когда ученые познают явления, они располагают только поверхностными знаниями. Ученые разбивают явления на части и изучают эти части отдельно – анализ. Но в процессе анализа используют целое. Затем ученые устанавливают связь между частями и устанавливают целого явления – синтез. Логический и исторический методы. Каждую систему природы можно рассматривать с двух точек зрения: 1.Логический подход - объект познается как сложившийся, сформировавшийся в некоторой степени завершенный. 2.Исторический подход - изучаются этапы развития объекта. Эти подходы сочетаются (когда к врачу обращается пациент, врач изучает симптомы в данный момент – логический подход – и ставит диагноз в данный момент. Но чтобы точно поставить диагноз нужно написать, изучить историю болезни – исторический подход. Это дополнение историческими сведениями логических сведений приводит к точному установлению диагноза. Врач отслеживает дальнейшее течение болезни и корректирует процесс лечения). Модели и моделирование в научном познании. Математический метод. Модель (с франц. – образец). Часто в современной науке бывает, что тот или иной объект недоступен исследованию по разным причинам, поэтому прибегают к моделированию – поиск объекта, который в основных свойствах сходен с интересующим объектом (объект заменитель). Если мы сможем применить изучение явления объекта-заменителя к объекту, то объект-заменитель – модель. Применение свойств объекта-заменителя к интересующему объекту – моделирование. (Сходство состава крови чел-ка и макак-резус – резус-фактор. Кровь обезьяны – модель крови чел-ка). Часто применяют идеальное моделирование - его вид мысленный эксперимент, на бумаге, в уме. Разновидность модели и моделирования – математические модели. В кач-ве объекта-заменителя – различные математические уравнения. Математическое моделирование широко распространено. Математические методы точны, позволяют достигнуть результата, объективны. Но иногда математическое моделирование замедляет процесс и искажает действительность. 50. Понятие природы, живая и неживая природа, их качественное различие и взаимосвязь. Философская теория природы разрабатывается. Философия обращает внимание на природу, т.к. бурно развивается НТР и техника, нужно соотносить закономерности развития природы и общества. В СССР философия природы не развивалась, т.к. воззрения на природу были прагматические, советская философия абсолютизировала формационный подход (социализм решит все проблемы). На Западе в 50-х гг. появился Римский клуб. Природа (в мифологии) – одухотворена (антропоморфизм). Природные явления уподобляются чел-ку. Природа (в Др.Греции) – космоцентрична. Они пытались разгадать тайну природы. Природа – одушевленное целое; - сила, которая неизмеримо превосходит чел-ка. Природа – сосредоточение мудрости, разума, для чел-ка она – источник ресурсов. Природа (в религии) – низ, здесь все приходящее, все изменчиво. Природе противопоставляют Бога. В религии, где природа – божественного происхождения – три идеи: 1.Природа сотворена. 2.У природы есть хозяин, творец. 3.Природа существует ради какой-то цели. Природа и культура противоположны (Новое время). Природа (в новой философии) противостоит чел-ку развивается независимо от него. Природа – объект интенсивной деятельности чел-ка. Вся природа выражена небольшим числом з-нов, это мнение есть и сейчас. В современной философии природа (в широком смысле) включает, кроме флоры и фауны, чел-ка и общество. Природа (в узком смысле) – совокупность живой и неживой материи – необходимое условие в развитии человеческого общества. Природа – онтологического начала – то, что существует. А материя выражена в более гносеологическом смысле. Но и природа, и материя отражают объективную реальность, но фиксируют различные аспекты. Ступени эволюционного развития природы: 1.Неорганическая природа – бытие, протекающее в пространстве и времени. 2.Органическая природа. 3.Общественная природа. Они взаимосвязаны. Неорганическая природа – бытие, протекающее в пространстве и времени. Самый большой пространственный интервал = 1027 световых лет. Самый маленький = 10-12 – 10-13 – диаметр ядра. Известная часть Вселенной возрастом 15 млрд. лет. Создали теорию развития и рождения мироздания, т.е. Вселенная – самоорганизующаяся система, в ней непрерывно возникают более или менее стабильные структуры, между структурами происходит обмен веществом, кол-вом движения. Нет ничего неизменного – весь мир – процесс. Постоянно есть флуктуации (отклонения в развитии). Долго считали, что природа не изменяется, что природа – циклична. Но ученые доказали, что она развивается. Признаки жизни на Земле появились 3 млрд. лет тому назад. 2 млрд. лет назад появились клетки способные к фотосинтезу, появилась биосфера – земная оболочка, охваченная жизнью и обладающая геологической и физико-химической организованностью. На рубеже 19 – 20 в. русские космисты (Циолковский) сказали, что жизнь – явление космического, а не планетарного порядка. Жизнь – сплошной во времени и пространстве поток, в котором постоянно происходит преобразование вещества, энергии, информации. Человечество – естественный элемент биосферы. Развитие человеческого общества (по космистам) – результат единого космического процесса. Этапы развития научного знания: 1.Первая ступень – 17 в. – Галилей, Ньютон придали идее движения строгую форму, они открыли з-ны, заложили основы современной физики. 2.Вторая ступень – Дарвин дал основу представлений об эволюции живой природы: наследственность, изменчивость, естественный отбор. 3.Русский космизм - Вернадский разработал учение о ноосфере – единство всех эволюционных процессов, протекающих во Вселенной. Он говорил, что человечество превратится в решающий фактор эволюции. Весь облик Земли возник благодаря тому, что на Земле возникла жизнь. Жизнь способствовала солнечной энергии оказать огромное влияние на развитие Земли. Возникла биогеохимия, связывающая живую и неживую материю. Природа развивается стихийно. Она находит решение, но через множественные ошибки. Человечество учится у природы. Природа (в рус. от род), она породила чел-ка, чел-к имеет генетическую связь с природой. Но не смотря на эту связь, чел-к приобретает способность к творческому воспроизведению реальности. Чел-к – это универсальная сила природы, это не чисто природная сила, это еще и социальное существо. Единство с природой чел-к осуществляет через труд. Эволюционный процесс: 1.Космическая эволюция. 2.Биологическая эволюция. 3.Культурная эволюция. 51. Природа и общество, их диалектическая взаимосвязь. Современная философия устанавливает генетическую связь между тремя эволюциями. Эволюционный процесс: 1.Космическая эволюция. 2.Биологическая эволюция. 3.Культурная эволюция. Человек зависим от природы, т.к. чел-к – это еще и природное существо. Зависимость выражается в естественных потребностях (пища, вода и др.). Эта зависимость сочетается с относительной независимостью – т.е. может создать вокруг себя маленький теплый мир (пещера, нора, квартира), одел одежду. Чел-к может накапливать запасы пищи. Зависит чел-к от локальных природных условий, от флоры, фауны и климата. Сейчас эта зависимость завуалирована. Ученые установили закономерность: где природные условия слишком благоприятные или слишком неблагоприятные развитие идет медленно. По Марксу природные условия: 1.Естественные богатства – средства жизни. 2.Естественные богатства – средства труда (полезные ископаемые, водоемы). В 18 в. возникает географический детерминизм (Монтескье) в работе «О духе законов» - судьба народов и стран определяется климатом. Бокль: «Характер пищи тоже определяет характер народов». Мечников: «Основные этапы человеческого общества определены гидросферой». Три этапа: 1.Речная цивилизация. 2.Средиземноморская. 3.Океанская. К 20 в. географический детерминизм вылился в геополитику. Человеческое общество зависит и от стихийных процессов природы: наводнений, землетрясений. Чел-к – природообразующий фактор. Вторая природа (техносфера, экотехносфера) делает продукты питания и другое, она развивается по тем же з-нам, но ее развитие определяет чел-к. Воздействие второй природы на первую образует экологическую проблему – чел-к нарушает процессы саморегуляции природы (гомеостаз): 1.Истребляет многие виды животных. 2.Чел-к разводит растения и животные, которых не было в данном регионе. 3.Чел-к разводит новые виды живых существ, которых вообще не было в природе. 4.Чел-к вырубает леса, осушает болота – нарушает гомеостаз. Коэволюционное развитие чел-ка и природы – это такое взаимодействие, которое не выводит биосферу из естественных параметров без нарушения гомеостаза. Типы взаимоотношений природы и общества: 1.Утилитарно-практическое отношение – природа – источник благ. 2.Познавательное – природа – объект исследований. 3.Адаптивное – чел-к привыкает жить в определенном природном окружении. 4.Любовь к природе. 5.Восприятие красоты природы – эстетическое отношение. 6.Оздоровительная функция природы.

52. Основные парадигмы социологической мысли (О. Конт, К. Маркс, М. Вебер, П.А. Сорокин). Общество – сложная научная система. Его исследование сопряжено с трудностями: 1.Общественная жизнь очень динамична. 2.В историческом процессе велика роль случая и субъективного фактора. Общественная жизнь изучается разными науками: социология, история, политология. Задачи конкретных наук: они исследуют строение общества, его закономерности в каждой сфере. Знание конкретной науки беднее, чем исторический процесс. Научные знания позволяют определить задачи общества в данный момент. В отличие от конкретных наук, философия ищет всеобщие черты в историческом процессе. Философия разрабатывает понятийный аппарат, проблему единства исторического процесса. Философия ищет системообразующие факторы исторического процесса. В сер-не 19 в. от философии отделилась социология. У философии и социологии есть общие связи, т.к. социология использует философские способы. Основатель социологии О. Конт, он защищал необходимость объективных социологических исследований. Он разделил социологию на: - Социальную статику – условия существования и з-ны функционирования общества. - Социальную динамику – з-ны развития общества. Соц. статика изучает строение общ-ва. Конт выделил соц. институты: семья, гос-во, религия. Соц. динамика – з-н трех стадий общественного развития: 1.Теологическая стадия – начинается с древности до 13 в. 2.Метафизическая - 14 – 18 вв. 3.Позитивная – с 19 в. от Маркса и Энгельса. Маркс: «Общ-во – сверхсложная саморазвивающаяся система всех стран, к-рые нах-ся на одной стадии экономического развития». Общественно-экономическая формация (ОЭФ) – это общ-во на одной экономической стадии. Взаимод-ие производительных сил и производственных отношений определяют развитие общ-ва. ОЭФ: 1.Первобытное. 2.Азиатская. 3.Рабовладельческая. 4. Феодальная. 5.Капиталистическая. 6.Коммунистическая. Маркс: «До коммунизма – предыстория человечества». «Коммунизм – всеобщее рав-во, от каждого по способностям каждому по потребностям». Вся история – история классовой борьбы. Когда мы оцениваем общественное явление, мы должны руководствоваться классовым подходом. Герберт Спенсер: Общ-во – объединение индивидов. «Движущая сила общ-ва – различия в развитии и ндивидов». Спенсер – основатель органической школы социологии, он развивал климатический подход. Виндельбанд и Риккерт связывали развитие общ-ва с теорией ценностей. Эмиль Дюркгейм тоже ставит главным ценности. Общ-во автономная сфера бытия. Общ-во развивается по собственным з-нам. Соц. факторы определяют развитие общ-ва. Соц. факторы: 1.Материальные и духовные ценности. 2.Соц. коллективы: а)семья. б)профессиональная группа. в)гос-во. В общ-ве разделение труда, к-рое порождает соц. институты (мораль, религия), к-рые объединяют общ-во. Причинность соц. процессов порождает взаимод-ие соц. институтов. В общ-ве – соц. эволюция, к-рая из-за разделения труда. Разделение труда формирует различие м-ду людьми, придает взаимод-ию органический характер, формирует общественное сознание. Соц. нерав-во – из-за нарушения эквивалентности обмена продуктами труда, к-рое из-за несоответствия индивида соц. роли. Нужно установить свод правил, для нормирования эквивалентности, к-рый должна разработать социология. Макс Вебер считает необходимым соотнести материал социологии с эстетическими экономическими ценностями. Его работа «Протестантская этика и дух капитализма». Он спорит с марксизмом. Дух капитализма – предпосылка возникновения самого капитализма. Долг каждого чел-ка умножать свой капитал. Честность полезна тем, что тебе будут давать в кредит. Высшая цель протестантско-капиталистической этики – деньги. Капиталистический строй – чудовищный космос, в к-рый чел-к ввергнут с самого рождения. Вебер пишет, что принципы капитализма – во всех сферах жизни общ-ва. Он применяет методологию соц. действия. Соц. действие: 1.субъектная мотивация. 2.ориентация на ожидание других. Власть предполагает взаимные ожидания. Идеал власти – образцово-рациональный тип. Петерим Александрович Сорокин: общ-во – интегральное целое. Отношения индивидов обусловлено деятельностью людей. Многообразные социо-культурные системы нах-ся в тесном взаимод-ии. Само изучение общ-ва предполагает переосмысление прошлого общ-ва и сравнение с сегодняшним общ-вом.



Дата публикования: 2015-04-08; Прочитано: 349 | Нарушение авторского права страницы



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...