Сущность и явление не совпадают. Они в любой вещи взаимосвязаны, характеризуют внешние и внутренние стороны. Бывает, что поверхностные черты предельно искажают сущность – это кажимость или видимость. Явление всегда в той или иной степени искажают сущность.
Взаимосвязь между сущностью и явлением: через явления познаются глубинные внутренние характеристики мира. Эти категории относительны, т.к. разделение объекта на сущность и явление не абсолютно, границы между ними очень подвижны. От явлений мы переходим к сущности, от сущности первого порядка к сущности второго порядка, а сущность переходит в явление. Эти переходы бесконечны.
35. Понятие системы и типы системных объектов. Элементы и структура. Часть и целое. Принцип системности.
Часть и целое, системы, элементы, структура, форма и содержание – с помощью этих категорий можно узнать устройство каждой вещи, каждого процесса, мироздания вообще.
Элемент, структура и система – на базе этих категорий сложился принцип системности и системный подход.
Система (греч. – целое, составленное из частей) – упорядоченная совокупность взаимосвязанных элементов, обладающих структурой и целостностью.
Элемент (лат. – стихия, первоначальное вещество) (понятие относительное) – компонент системы, неразложимый далее при данном способе рассмотрения (элемент живого организма – молекула, атом, орган, клетка, смотря на каком уровне рассматривать, какую задачу решать).
Структура (лат. – строение, порядок) – упорядоченная совокупность внутренних, устойчивых связей системы, которые обеспечивают ее целостность.
Если при системном исследовании системные элементы выражены сильно, ярко, связи сильные, то используют системный подход.
Принципы системного исследования:
1.Главный принцип целостности – свойства системы принципиально не сводимы к сумме свойств образующих ее элементов. Фиксируется зависимость свойств каждого элемента от его места в системе.
2.Принцип структурности – возможность описания системы через установление ее структуры.
3.Принцип взаимозависимости системы и среды окружения – свои свойства система проявляет, взаимодействуя с окружающей средой.
4.Принцип иерархичности – каждый компонент системы можно рассмотреть в свою очередь как систему (чел-к – сложная система, но внутри – нервная система, кровеносная и т.д.)
5.Принцип множественности описания – есть системы предельно сложные по своему строению. Чтобы адекватно понять, как происходят процессы во Вселенной, строят модели Солнечной системы, Галактики и через их описание получают представление.
Содержание и форма характеризуют совокупность составных элементов, свойств и взаимодействий, составляющих основу
существования предмета или явления.
Форма – категория диалектики, выражающая систему связей как способ организации и существования того или иного предмета, принцип его упорядоченности (чел-к – биологическое существо, его содержание – физиологические процессы, которые там осуществляются; форма – взаимосвязь различными структурами организма).
Содержание и форма тесно взаимосвязаны. Форма всегда содержательна, а содержание всегда оформлено. Эти категории относительны. Форма и содержание едины, соответствуют друг другу. Но их роль не равноценна. Ведущую роль в процессе развития играет содержание, форма – более консервативна. Форма или ускоряет процесс развития или тормозит его.
Часть и целое – это философские категории, выражающие отношения между совокупностью предметов и связью, которые объединяют эти предметы и приводит к появлению совокупности новых интегративных свойств и закономерностей, которые не присущи данным предметам в их разобщенности. Благодаря этой связи образуется целое, по отношению к которому отдельные предметы выступают в кач-ве частей (Вода состоит из водорода и кислорода, которые по отдельности либо горят, либо поддерживают горение. В результате их соединения образуется вещество, которое препятствует горению). Масса молекулы воды равна массе двух атомов водорода и одного кислорода. Сумма соответствующих частей. Часть целого сводится к свойствам отдельных частей. Все свойства целого невозможно свести к свойствам отдельных частей.
Открытие интегративной связи лежит в основе принципа целостности.
Познание любого процесса начинается с:
1.Нерасчлененное представление о целом.
2.Разложение целого на части.
3.В мышлении воспроизводится целое, но уже есть детальные представление о его свойствах.
Типы целостности:
1.Функциональный тип (связи функционирования) – работа машины.
2.Структурный тип (взаимосвязь различных частей) – в парте, в трибуне, в здании.
36. Принцип причинности. Причинные связи. Случайность и необходимость. Концепция детерминизма.
Детерминизм (лат. – определять) – учение об объективной и закономерной взаимосвязи и закономерной взаимообусловленности условий бытия.
Индетерминизм – отказ от признания причинности вообще.
Современный детерминизм базируется на категориях: причина и следствие, случайность и необходимость, возможность и действительность.
Причина – философская категория, характеризующая явление, которое вызывает другое явление.
Следствие - философская категория, характеризующая явление, которое обусловлено другим явлением.
Существуют различные типы причинно-следственной связи:
1.П С – эл.ток, идя по вольфрамовой нити вызывает накаливание лампы.
2.П1 следствие – повышение цен на продукты пи-
П2 С - тания; причины – неурожай, неэффективная
П3 политика правительства, антимонопольное
бездействие.
3.С1 причина – война; следствия – обнищание на-
П С2 – селения, рост преступности, нормированное
С3 потребление.
4. П С С С С – цепная ядерная реакция.
Различают также непосредственные и опосредованные причинно-следственные связи.
П С – следствие – пешеход попал под автомобиль; непосредственная причина – нарушение правил дорожного движения, опосредованная – пешеход спешил в больницу к матери.
Причинные основания – это условия (не причины) и поводы. Но без них причина не реализовывается.
Условие – комплекс факторов, который выступает необходимой предпосылкой порождения следствия причины.
Поводы – события, явления, которые служат побудительным толчком для действия причинного основания.
Случайность и необходимость.
Случайность – явления, процессы, события, без которых та или иная вещь или процесс может существовать и развиваться.
Необходимость - явление, процесс, событие, без которого данная вещь или процесс не может существовать и развиваться.
Вероятность – количественная мера возможности наступления случайных событий.
37. Закон перехода количественных изменений в качественные.
Каждое явление-система. На протяжении определенного времени кач-во и свойство системы остаются неизменными, тогда система – тождественна самой себе.
Совокупность основных элементов, связей и отношений, обеспечивающих в определенном промежутке времени устойчивость и существование данной системы, ее тождественность самой себе и отличающая ее от других систем отражается категорией кач-во или качественная определенность. У каждого кач-ва есть отдельное проявление – свойство. Кач-во – это совокупность определенных свойств. Любое явление со временем изменяется, но кач-ва не меняются.
Те связи и отношения, изменение которых происходит в определенных границах, меняют лишь отдельные свойства и хар-ки данной системы, но не нарушают ее качественной определенности называются количественными, отражающая их категория в философии кол-вом или количественная определенность. Она тоже объективна. Количественные изменения можно измерить. Результаты можно выразить числами (математика). В определении кач-ва есть слова: «определение границы изменений», т.к. за пределами границ происходит нарушение кач-ва. Определенные границы развития предмета, в пределах которых количественные изменения не приводят к разрыву качественных связей называется мерой. Выход за меру приводит к уничтожению старых кач-в. Разрыв старых качественных отношений – скачок (момент). Для философии важна не быстрота скачка, а он сам. Быстрота скачка относительна (В зависимости от изменения энергии между молекулами изменяется агрегатное состояние вещества; если взять воды т-рой от -100?С до 0?С, то вода – твердое тело. Если превысить эту меру, то лед начинает таять – скачок (в физике – фазовый переход)). (Развитие человечества начинается с
первобытного строя. Люди живут общинами. Это долго продолжалось – в это время были количественные изменения. Когда появляются каменные, медные, бронзовые орудия, производству становится тесно в общине – возникает соседская община, появляется семья, имущественное неравенство, органы, охраняющие имущество – качественный скачок).
Положение з-на перехода количественных изменений в качественные:
1.Каждое явление и процесс – единство кол-ва и кач-ва, т.е. они обладают характерными лишь для них количественной и качественно определенностью.
2.Количественные изменения происходят непрерывно, постепенно до определенной границы – меры. В пределах меры они не вызывают изменение данного кач-ва. Количественные изменения как правило обратимы. Они характеризуются вел-
ной, степенью, интенсивностью, могут быть измерены и выражены определенным числом с помощью единиц измерения.
3.При переходе меры, свойственной данному объекту системы, количественные изменения вызывают коренные качественные изменения, которые приводят к образованию нового кач-ва.
4.Качественные изменения осуществляются в форме скачка, при этом могут быть перерывы постепенности, скачок не обязательно происходит в форме мгновенного взрыва, он может занимать и значительные промежутки времени.
5.Новые кач-ва, возникшие в результате скачка, характеризуются новыми кол-вами и новой мерой единства кол-ва и кач-ва.
6.Источником перехода количественных изменений в качественные и качественных в количественные является единство и борьба противоположностей, нарастание и разрешение противоречий. Скачок характеризует форму развития.
38. Закон единства и борьбы противоположностей.
В любом реально существующем процессе никогда нет полного и устойчивого соответствия – это несоответствие – важное условие развития, функционирования системы. Это несоответствие закономерно, необходимо. Несущественное несоответствие – различие. Значительное несоответствие – противоположность. Как категория философии противоположность – несоответствие в системах. Отношения между противоположностями – противоречия. Не все явления противоположности, а только те, которые определенным образом связаны между собой (электрон и ядро, электрон и Куликовская битва). Т.е. противоположность и противоречие отражают не только несоответствие, но и взаимосвязь систем. Противоположные стороны объекта находятся в сложном диалектическом взаимодействии. Противоположности могут превращаться друг в друга (Ученым что-то не известно. Существует незнание. Они ставят вопросы и пытаются ответить на них, т.е. незнание превращается в знание. Это знание указывает на новые неразрешенные вопросы, т.е. снова превращается в незнание). Превращения бывают двух видов:
1.Взаимообратимые – вращается колесо: верхняя точка становится нижней и наоборот.
2.Необратимые – феодальные отношения переходят в капитализм, но капитализм не может вернуться в феодальное общество.
Среди противоречий выделяют:
1.Внутренние и внешние. Внутренние – находятся внутри данного процесса, явления, предмета. Внешние – между предметами, процессами, явлениями. (Противоречия между природой и обществом – внешние, противоречия экономики – внутренние). Но это разделение относительно: противоречия между странами (для стран) – внешние, (для человечества) – внутренние.
Определяющую роль в процессе развития играют внутренние противоречия. Если мы не решим внутренних противоречий, то никогда не решим внешних.
2.Основные и неосновные. Основные противоречия – оказывают решающее влияние на процесс развития. Неосновные – решающего влияния не оказывают. (Для человечества основное противоречие – между природой и обществом).
3.Антагонистические и неантагонистические – применяются в общественных процессах.
Антагонистические – крайняя степень остроты противоречий, они разрешаются за счет уничтожения одной из 9Между человечеством и террористами).
Неантагонистические – меньшая степень остроты, для их разрешения не требуется уничтожение. Разрешение – за счет компромисса. (Между профсоюзами и администрацией).
Положения закона борьбы и единства противоположностей:
1.Любое явление в природе, обществе и мышлении содержит в себе противоположные стороны, свойства, хар-ки, находящиеся в определенной связи или единстве.
2.Между противоположностями, находящимися в единстве, существуют отношения – диалектические противоречия.
3.Источником всякого движения и особенно развития является возникновение, нарастание и разрешение основных внутренних противоречий. Их разрешение – решающий момент.
4.В процессе развития происходит диалектический переход одних противоположностей в другие, происходит столкновение, взаимодействие и взаимное проникновение противоположностей.
5.В результате борьбы против их взаимопревращений и переходов возникает новое необратимое явление, не существующее ранее.
Закон единства и борьбы противоположностей характеризует источник развития.
39. Закон отрицания отрицания.
Если на окружности выберем точку и будем двигаться по окружности, то бесконечное множество раз будем проходить одно и то же. Если на прямой выберем точку и будем двигаться либо в одну, либо в другую сторону, то никогда не вернемся к старому. Но установлено, что движение идет по спирали, которая включает свойство окружности и прямой – это процесс развития.
Диалектическое отрицание и преемственность.
Гегель разработал отрицание отрицания как синтез. Абс.идея начинает развиваться от определенной точки (тезиса), затем тезис переходит в противоположность (антитезис), антитезис, развиваясь, порождает новую точку (синтез). Синтез включает в себя все положительное от тезиса и антитезиса.
синтез
тезис антитезис
Диалектическое отрицание – это процесс, при котором старое кач-во не уничтожается полностью, но наиболее ценное и существенное, способное обеспечить дальнейшее развитие данного явления, сохраняется, удерживается и входит в состав
нового кач-ва. В любом процессе развития не одно, а несколько диалектических отрицания. Процесс включения старого положительного в новое кач-во – преемственность (таблица Менделеева: последний элемент в строке – инертный газ – пример абсолютной химической неактивности).
Основные положения з-на отрицания отрицания:
1.В процессе развития постепенно возникает новое, не существовавшее ранее и представляющее собой диалектическое отрицание старого.
2.В процессе отрицания все ценное и жизнеспособное сохраняется и в преобразованном виде включается в новое кач-во. Определенная часть старого, препятствующая развитию, уничтожается.
3.Развитие включает в себя возвращение, повторение пройденных этапов на новом уровне, обладающее спиральным характером.
4. В процессе развития при переходе от старого к новому, объективно существуют прогрессивные и регрессивные тенденции, в зависимости от того, какая из этих тенденций преобладает, определяется прогрессивный и регрессивный тип данного явления.
Этот закон характеризует направление развития
40. Человек как философская проблема. Истоки интереса к человеку.
В истории философии практически нет философа, который бы не обращался к чел-ку. Многие философские школы ключевым в понимании мира видели чел-ка. «Познай самого себя и познаешь весь мир!» - Бердяев. Лао-цзы: «Знающий других - умен, знающий себя – мудр!» Иисус Христос: «Царство Божие – внутри нас!» Бердяев: «Чел-к себя знает прежде и больше, чем окружающий мир. В чел-ке – абсолютное бытие, вне – относительное». Не было эпохи, чтобы чел-ком вообще не интересовались.
Есть оптимистическая оценка чел-ка: безграничный микрокосм, совершенное существо. И пессимистическая: чел-к – ошибка природы, он изначально порочен. Шопенгауэр: «Чел-к ущербный». Есть множество определений чел-ка:
- разумное существо.
- политическое животное.
- венец природы.
- тупик жизни.
- ложный шаг жизни.
- животное, создающее орудия труда.
- существо с самосознанием.
Причина разброса мнений: природа самого чел-ка, происхождение чел-ка.
Два типа происхождения:
1.Естественное – чел-к – продукт эволюции живой и неживой природы. (Дарвин). Его работа стала основой для мнений о происхождении чел-ка. Есть другая группа ученых, которая
говорит, что жизнь – из космоса.
2.Искусственное – чел-к – сверхприродное начало. Происхождение чел-ка – творение Бога или космического разума.
Бесспорные факты:
1.Появление чел-ка связано с развитием жизни на Земле.
2.Между чел-ком и животным миром есть родственные связи.
3.Чел-к и окружающий мир эволюционируют.
Генетика открывает просторы. Клонирование чел-ка вызвало много споров. Говорят, что люди бессмертны. Открыли гены, которые отвечают за старение организма. Задачи – установление: происхождения чел-ка, природы сознания, языка, морали, духовности.
Два подхода к изучению чел-ка:
1.Интравертионный – чел-ка пытаются осмыслить как бы изнутри. Изучают сознание, душу, психику, пороки, добродетели. Рассуждения опираются на психологию, мистику, оккультизм.
2.Экстравертионный – изучение извне. Изучается общественная обусловленность чел-ка, связь с Богом. Опирается на историю, социологию, экологию, теологию.
Единой основы для изучения чел-ка, для понимания чел-ка нет философии и не будет. Есть разные мировоззренческие позиции:
1.Космоцентризм – в центре внимания находятся природа, мир.
2.Теоцентризм – бытие чел-ка обусловлено Богом.
3.Социоцентризм – в центре внимания – общество.
4.Антропоцентризм – в центре – чел-к.
41. Проблема человека в истории философии.
В философии Др. Востока единства по проблеме чел-ка нет. Философия Др. Китая социоцентрична. Философы исходят из приоритета общества. В Индии приоритет – за внутренней природой чел-ка. Для восточного мышления характерен поиск начала чел-ка. Вивекананда Свами (инд. философ): «Человек рождается, чтобы покорить природу». Западная философия под природой понимает физический мир, но есть еще более величественный мир – внутренний мир чел-ка. Во внутреннем мире чел-ка, чел-к Востока – свой. Если Запад хочет узнать, что такое Бог, то он должен сесть у ног Востока и слушать. Чел-к – небольшая песчинка в космосе.
Античная философия решала проблемы космоса. Решение проблем космоса дает основу для решения проблем чел-ка. Чел-к – часть мира космоса. Чел-к – малый мир, который связан с большим миром. Большую роль в познании чел-ка играют понятия: мудрость, мышление, знание, интеллект.
Средневековая философия проповедует теоцентризм – все определяет Бог. Сущность чел-ка постигается через веру. Разум, озаренный верой позволяет определить часть чел-ка. Чел-к – часть окружающего мира, сущность Бога. Чел-к – сотворенное существо и он подчинен Богу. Чел-к – такая же непостижимая тайна как и Бог.
Эпоха Возрождения избрала антропоцентризм, космоцентризм. Чел-к представляет самого себя. Чел-к растет как личность. Чел-к – творец своей судьбы, он верит, что его возможности безграничны. Пико Делла Мирандола: «Нет ничего более великого, чем человек, созданный Богом». Но был и космоцентризм. Дж. Бруно: «Чел-к – неотъемлемая часть природы. Чел-к подчинен природе».
Философия Нового времени. Чел-к – общественное существо. Чел-к – познающий субъект. У французских философов произошло нарушение целостности чел-ка – отождествление его с машиной.
Немецкая классическая философия. И. Кант: «Чел-к – это уникальное существо, поэтому и рассуждать о чел-ке нужно отдельно». Выделяет три природы:
1.Неживая природа – з-ны механики.
2.Живая – з-ны целесообразности.
3.Природа чел-ка – свобода. Эта природа не сводима к двум другим природам. Она не может быть постигнута через них. Это самодовлеющая система.
Кант создает отдельное учение о чел-ке. Чел-к – субъект духовной деятельности.
Л. Фейербах выдвинул категорию человек. Обращается к природно-историческому началу чел-ка. Чел-к – это не механизм, а чел-к – это организм.
К. Маркс рассматривает чел-ка одновременно и как биологическое существо и как социальное существо. Марксистское понимание чел-ка претендовало на всесторонность. Европейские философы говорили об индивидуальной природе чел-ка.
Философия 20 в. породила экзистенциализм: Мир – это человеческая реальность. Бытие есть человек. Чел-к не может быть сведен ни к какой сущности. Личность – это неповторимое духовное самоопределение.
В начале 20 в. были созданы предпосылки, чтобы возникла философская антропология – это философские взгляды на происхождение, эволюцию и специфику существования чел-ка как носителя особого рода реальности.
42. Философия о биосоциальной природе человека.
Чел-к – часть природы, это продукт биологической эволюции. Каждый из нас неповторим в силу биологических особенностей. Чел-к – это еще и социальное существо. Неповторимость чел-ка обусловлена его общественной природой. Чел-к обретает индивидуальность как социальное существо не по своей природе, а только находясь в обществе.
Есть дуалистический подход к пониманию природы чел-ка (древний) – -к, с одной стороны, состоит из организма, с другой – из души, которая самостоятельна.
Монистическая концепция: психика чел-ка, мысль, настроение – результат деятельности нервных клеток головного мозга.
Что доминирует в чел-ке, биологическое или социальное начало? Выделяют два направления:
1.Биологизаторство – приоритетно биологическое начало. Есть разновидности биологизаторства:
а)Мальтузианство – рассматривает общественную деятельность людей как борьбу за существование. Она обусловлена внешними обстоятельствами (перенаселение Земли, демографическая проблема).
б)Социал-дарвинизм – абсолютизирование эволюционной теории, перенесение ее на развитие общества.
в)Социо-биология (основатель – Уилсон) – генетическая наследственность присуща и людям и животным. Поведение
чел-ка тоже генетически обусловлено.
г)Расизм – делит человечество на низшие и высшие расы. Он опирается на евгенику – учение о том, как достичь высшего качества чел-ка.
2.Социологизаторство – общественное начало приоритетно в чел-ке. Природа чел-ка заключена в общественных отношениях. Соотношение общественного и индивидуального в чел-ке начал изучать Платон, он обосновал приоритет общества над личностью. «Никто не должен оставаться без начальника». К. Маркс: «Сущность чел-ка не есть абстракт. Природа чел-ка обусловлена обществом. Меняется общество, меняется и сам чел-к». Чел-к – это очень сложное существо, в нем тесно переплетены противоположные кач-ва. Судить однозначно о чел-ке невозможно. Когда мы пытаемся понять чел-ка, то мы должны знать, что у него есть внешние и внутренние хар-ки, они отражаются в индивиде (отдельный чел-к), индивидуальности (носитель неповторимых кач-в), личности (через это понятие мы осмысливаем отношение чел-ка к миру в целом и другим людям, в основе этого лежит его разумная деятельность).
Выделяют три фактора, определяющие чел-ка:
1.Генетическая наследственность.
2.Культурная среда.
3.Обстоятельства жизни.
43. Биологические предпосылки возникновения сознания. Роль труда, общения и языка в его формировании и развитии.
Школы философии пытаются учитывать достижения естествознания в понимании сознания. Сложно определить сущность сознания. Взгляды философских школ – общие черты сознания:
1.Познавательная функция сознания.
2.Коммуникативная функция – сознание – средство общения.
3.Рефлексивная – обращенность сознания на самоё себя.
4.Историчность (изменчивость) – в зависимости от характера эпохи, сознание находится в разных формах.
5.Зависимость сознания от общественно-исторической практики и ее связь с орудийно-предметной деятельностью.
6.Активность сознания – материалисты: активность – способность чел-ка изменять окружающий мир; идеалисты: активность – связь чел-ка с Богом и изменение им через Бога мира.
Сознание – это высшая свойственная только чел-ку функция головного мозга, сущность которой заключается в целенаправленном отражении объективных свойств и предметов внешнего мира, в предварительном мысленном построении действий и предвидении их результатов, в правильном регулировании и саморегулировании взаимоотношений чел-ка с общественной и природной действительностью.
Эволюция материи направлена в сторону сознания. Само появление сознания говорит о том, что биосфера хорошо развита. 5 млн. лет назад появились человекообразные обезьяны. Факторы, способствующие появлению сознания:
1.Совместная трудовая деятельность.
2.Членораздельная речь. Этологи говорят, что в психике животных можно увидеть не только инстинкт, но и формы понимания. Инстинкт – застывший разум биологического мира.
У животных есть определенный разум, который связан со знанием, которое образовалось в процессе жизни (опыт). У животных – практический интеллект. Он проявляется в их деятельности. Разумное поведение связано с аналитико-синтетическими формами мыслительной деятельности. Происходит скачок. Отличие чел-ка от животных: чел-к обладает, выработанной в процессе социально-культурной практики, членораздельной речью, которая сформировала абстрактное мышление – это языковое мышление словами, понятиями – это резко выделяет чел-ка. Оно предполагает идеальное отражение действительности через слово, идею. Слово - тоже раздражитель. Абстрактное мышление изменило чел-ка. И. Кант: «Чел-к – это житель двух миров: умопостигаемого и чувст
венновоспринимаемого. Это абстрактное мышление позволило чел-ку создать внутренний мир чел-ка. Этот мир возникает из способности чел-ка сосредотачиваться на себе».
Язык – это орудие мышления. Слово – это совокупность наших знаний о предмете.
Функции языка:
1.Познавательная.
2.Коммуникативная.
Эти функции очень сильно связаны, т.к. если нет общения, то нет и познания.
Язык – форма выражения мысли, средство общения людей. Язык – социальное явление.
3.Язык несет исторический отпечаток. Язык не связан с функциями головного мозга.
4.Язык закрепляет накопленные всеми поколениями людей знания, он сохраняет ценности. Каждое новое поколение идет дальше.
С помощью языка мы реализуем прогностическую функцию, мы можем предвидеть последствия наших действий. Язык может передать самые тонкие чувства. Язык и мышление связаны между собой, но знак равенства между ними ставить нельзя. Мысль возможна без слова, но она не равна слову. Мышление зависит от познавательных способностей чел-ка.
Сознание – достояние всего человечества, но носитель сознания – индивид. При рождении у него нет сознания, у него есть только предпосылки к возникновению сознания. При общении с другими людьми у ребенка появляется самосознание.
Сознание любого чел-ка уникально, но уникальность непроизвольна, она зависит от внешних факторов: от общества (его социальной структуры), от ближайшей социальной среды.
Христианство говорит, что чел-к обладает свободой воли, чел-к способен выбирать между плохим и хорошим. Мы несем ответственность за свой выбор. Сознание чел-ка формируется под влиянием внутренних и внешних факторов.
Есть три уровня высшей нервной деятельности:
1.Сознание – это совместное знание, то знание которое я могу высказать, передать другим людям. Оно обязательно облекается в слова.
2.Подсознание – оно освобождает наш мозг для психической деятельности – это такие психические процессы, возникшие под влиянием автоматических импульсов нервной системы..
3.Сверхсознание – творческая интуиция – это первоначальный этап творчества. Здесь рождается человеческая мысль. Мозг - акцептор мысли, а не ее продуцент. В нашем сознании есть отпечатки других мыслей (энграммы).
44. Сознание и мозг. Психическое и физиологическое. Критика идеализма и вульгарного материализма по вопросу о сущности сознания.
В современном естествознании сложилось мнение, что все акты сознания возникают в результате действий клеток головного мозга.
Главная задача мозга – приведение деятельности организма в соответствие с требованиями внутренней среды и внешними условиями.
Мозг чел-ка имеет три функциональных блока:
1.Обеспечивает тонус коры, ее нормальную деятельность.
studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования(0.006 с)...