Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

фундаметальная –раскрывает и формирует наиболее общие зак-ти. 3 страница



и природы зиждется на самовозвеличивании чел-ка. Федоров высказал идею о преодолении смерти. Смерть – зло. Смерть – следствие непонимания з-нов природы. Чел-к смертен, пока он – раб природы. Федоров выступает за воскрешение умерших в буквальном смысле. Но если всех воскресить, то на Земле станет тесно, поэтому чел-ку надо выходить в космос. В.И. Вернадский (1843-1965) – создатель учения о ноосфере. Ноосфера – сфера взаимодействия общества и природы, где главная сила – разумная человеческая деятельность. Также он высказал идею единства процессов эволюции. Чел-к – решающий фактор эволюции Земли.  
22. Общая характеристика современной философской парадигмы.   23. Иррационалистическо-гуманистическое направление в современной философии.   24. Позитивистская тенденция в современной философии. Неопозитивизм. Его истоки заложены в позитивизме – субъективная система, основной источник знаний которой являются опытные науки. Общая черта позитивизма и неопозитивизма – отрицание ценности философского исследования. Основной представитель – Огюст Конт. Этапы развития этого течения: 1.Позитивизм – Конт, Спенсер. 2.Эмпириокритицизм (махизм) – 70-90-е гг. 19 в. – Мах, Овинариус, Богданов. 3.Неопозитивизм – 20-е гг. 20 в. – Витгенштейн, Рассел. 4.Постпозитивизм – 60-е гг. 20 в. – Поппер. Неопозитивизм – течение, претендующее на анализ актуальных философских проблем: 1.Роль знаково-символических средств научного мышления. 2.Соотношение теоретического и эмпирического. 3.Вопрос функции математизации и информатизации знаний. Философию противопоставляли конкретной науке. Основные идеи формируются в рамках Венского кружка. Философия должна проводить логический анализ языка науки, принцип верификации, трактовка логики и математики как формальных преобразователей языка науки. Без понятий философии ни одна наука не может существовать – выяснили неопозитивисты. Неопозитивизм не решил проблем, которые ставил перед собой. Но есть положительные стороны неопозитивизма: 1.Неопозитивизм дополнил философские учения об истине – были выделены осмысленные и бессмысленные высказывания. 2.Были разработаны критерии научной оценки осмысленности высказываний. Отрицательные черты: 1.Сузили философию до теории познания (гносеологии). 2.неопозитивисты существенно исказили понимания критерия истины.  
25. Современная религиозная философия. 26. Философия о сущем. Понятие бытия. Бытие – исходная категория всей философии, оно выражает главную характеристику. Исходной хар-кой любого объекта является способность, свойство быть, существовать. Философия пытается понять, что оно из себя представляет, кто или что правит миром, из чего все произошло. Сознание рассуждает о мире по тем вещам, которые находятся вокруг нас. Мы убеждаемся, что все вокруг нас существует – это нечто, а другого нечто уже нет, оно в прошлом, а третьего нечто мы ожидаем, оно в будущем. Бытие – основная точка всех философий. Философия отвечает на вопрос: «Откуда все произошло и куда все девается?» Ранние попытки осмыслить бытие предпринимались в Др. Индии и Китае. В «Ведах» изложено материалистическое представление. Все сущее произошло от огня, воды, пространства и времени. В «Ригведах» были заданы вопросы: «Куда исчезает солнце ночью?» и т.д. В китайской философии больше внимания уделялось бытию чел-ка, но бытие природы тоже занимало не маловажное место. Началом всего провозгласили воду, землю, дерево, металл, огонь. В древнегреческой философии первооснова была изложена в мифах. Это была философия природы. Философы Др. Греции искали первооснову в самой реальной действительности. Пифагор впервые сказал, что Земля шарообразна. Парминид его поддержал и выделил категорию бытия как самостоятельную категорию. Парминид выдвигает теорию о неизменной сущности бытия и противопоставляет его небытию. Он выделяет свойства бытия: 1.Оно не возникло и не может погибнуть. 2.Бытие едино, непрерывно, неподвижно и совершенно. 3.Бытие имеет свои пределы. Мелисс Самосский согласился с Парминидом, но он сказал, что если Парминид говорит, что бытие имеет свои пределы, то он противоречит сам себе. Если бытие имеет границы, то с чем оно граничит, если ничего кроме бытия нет, поэтому бытие безгранично. Древние греки отождествляли бытие с окружающим миром, природой. Появляется диалектический подход к бытию. Ге раклит говорит, что одна и та же вещь существует и не существует одновременно. Платон впервые указал, что бытием обладает не только материальное, но идеальное. Впервые Платон в понятие бытие включает все существующее. В христианской философии бытие дуалистично – истинное и неистинное бытие. Философы связывают бытие только с чувственным миром. Здесь происходила натурализация бытия. В немецкой классической философии были выделены понятия: субстанция, абс.идея (Гегель). 20 в. расширил трактовку бытия. Опираясь на достижения науки, философия пытается создать целостную картину мира. Понятие бытия. В различных языках мира категория бытия является отглагольным, т.е. говорят о наличии или отсутствии чего-либо, а не о самом предмете. Бытие не может отождествляться с существительными, определениями. К бытию не применимы прилагательные. Бытие – всеобщая универсальная и единственная в своем роде способность существовать, которой обладает любая реальность. Бытием может обладать только что-то. Небытие нельзя помыслить. Небытие отрицает бытие. Между бытием и небытием есть диалектическая связь: 1.Представление современной науки: Вселенная появилась из вакуума. Вакуум – особое состояние материи, - это самый богатый тип физической реальности. Вакуум – потенциальное бытие. 2.С точки зрения физиков, Вселенная не единственная в мире. Проблема соотношения бытия и небытия относительна. Об исчезнувшем бытии (о прошлом) мы можем говорить, размышлять, т.е. оно существует только в нашем сознании, но оно превращается во второе бытие. Существует оно в форме мысленного образа, оно может умножить, утроить себя, если оно запечатлено на источнике информации. Это бытие - прошлое, оно исчезло в небытие, но оно перешло в другую форму. Но бытие существует только сейчас, т.к. вспоминая прошлое, мы думаем о нем сейчас, именно в этот момент. Категория бытия позволяет выразить мир как единое целое. Философия фиксирует единство мира. Для хар-ки бытия вводятся другие категории: сознание, пространство, время, закон и др.   27. Формы бытия объективного мира. Самое естественное разделение бытия на: 1.Живое. 2.Неживое. В живом бытии тоже есть существенные различия: 1.Одухотворенное (человек). 2.Неодухотворенное. Бытие неживой природы – это весь человек естественный и искусственный мир, живая природа все явления природы, которые ли- неживая природа жизни. Бытие неодухотворенных тел не обладает сознанием, и формирует биосферу. Бытие чел-ка и его сознания делят: 1.Бытие конкретных людей. 2.Социальное бытие. 3.Бытие идеального (духовного). Неживая природа бесконечно многообразна, она выступает в кач-ве различных предметов. Она находится в постоянном движении. Природа эволюционирует. Мир – это процесс, где что-то постоянно возникает, развивается и исчезает. Все имеет свое начало. Мир меняется. 15 млрд. лет назад Вселенная представляла из себя почти однородную расширяющуюся массу. В бытии неживой природы выделяют: 1.Бытие вещей первой природы – возникла и развивалась без участия чел-ка. И первая и вторая природы имеют сходство: они произошли единого и косного вещества. 2.Вторая природа – это то, что создано чел-ком. Обе природы развиваются. Мир первой природы беспредельно многообразен, бесконечен в пространстве и времени, он не уничтожим. Мир второй природы ограничен пространственно, количественно, он – уничтожим. Бытие живой природы: 1.Любой живой организм – это самоорганизующаяся система открытого типа. 2.Живое способно к размножению, росту, развитию. Бытие живых организмов функционально, оно осуществляется как процесс. Живое существует до тех пор, пока оно функционирует. 3.Для существования живых организмов требуется определенная среда (т-ра, наличие атмосферы определенного состава, влага, питание). Но ничто не абсолютно, есть промежуточные формы – вирусы, высушенные семена растений. Бытие чел-ка. З-ны, по которым существует Вселенная, в целом применимы и к чел-ку. Но в чел-ке есть черта, которая резко выделяет чел-ка из всего существующего – душа, психика. Бесспорное положение бытия чел-ка - неразрывное единство телесного и духовного. Можно выделить бытие индивидуального сознания и общественного сознания. Сознание – способность человеческого мозга отражать объективную реальность идеальными образами и оперировать этими образами. Особенность сознания в том, что оно может мгновенно перемещаться по временной шкале, в пространстве. Общественное сознание – это философия, религия, наука, искусство. Общественное сознание - не сумма индивидуальных сознаний, например, язык – социальные и нравственные нормы – это достояние не отдельного чел-ка, а всего общества.  
28. Философское учение о материи. Когда мы употребляем понятие материя, мы не интересуемся формой и другим. Материя (лат. – вещество). Но из перевода нельзя сказать что такое гравитационное поле, магнитное поле. Древнегреческая философия утверждала, что материя – вещество, первооснова, первовещество – то, из чего состоит все в мире. Анаксимандр говорит, что материя – это не первовещество, не чувственное тело, а апейрон – некая определяющая сущность. Анатомисты (Демокрит, Эпикур) утверждали, что матери – совокупность атомов, дифференцированное вещество. Выделяется учение Платона, у него для материи нет специального термина. Материя – некий темный и трудный для понимания вид. Главная функция вида – быть кормилицей и восприемницей всякого рождения мира, оно чуждо формам. Понятие о материи занимает среднее место в триаде: 1.Ум (демиург, творец) – нематериален. Он изливает идею в первичную материю. 2.Материя – бесформенная (кормилица и восприемница). 3.Вторичная материя – вещи чувственного мира. Истинно существующий – ум, который не подвергается какому-либо превращению. Учение о материи Платона повлияло на Аристотеля – «если в чувственном мире вещи возникают, изменяются, то значит в мире должно быть нечто такое, что позволяло бы вещам все это делать» - это бесформенное бескачественное начало. Оно может принимать различные формы, определения, кач-ва. Сами вещи – сочетание идеи и вещества. Эти размышления оказали влияние на средневековую философию, где приоритет был отдан идее формы. Форма – начало, которое определяет все. Эти формы – Бог, Ангелы, человеческие души. В эпоху Возрождения философия пошла дальше. Ее объединила оппозиция средневековой философии. Материя – то, что имеет реальное, а не потенциальное существование. Практика алхимии доказывала, что материя вечна без божественного участия. У философов Возрождения (Дж. Бруно) – материя вечна, движение- результат действия природных сил. В современной философии главенствует механистический материализм. В основу кладутся Главные свойства материи. Философы Нового времени воспроизводят установку, которую создали в Античной философии. Свойства всех вещей: 1.Протяженность. 2.непроницаемость. 3.Тяжесть. 4.Фигура. Общее во взглядах Нового времени и Античной философии: 1.Материя обнаруживается путем нахождения первовещества. 2.В основе определения материи лежит объективность. 3.Материя противостоит отдельным вещам, как нечто неизменное изменчивому. 4.В понятии материя реализуется установка на единичное и особенное. В механике было выделено такое свойство тел, как масса, то гда к свойствам материи приписали свойство массы. Материальное мыслилось особым веществом. Но это представлялось чисто механистически, таким образом, происходило отождествление философского понимания материи и естественнонаучного понимания. Элементаризм – явление в философии, чтобы понять что-то сложное, его нужно разделить на элементы. Но если ориентироваться на конкретное, то целостное понимание о мире не возможно. Вальтер говорил, что мы взвешиваем материю, но если мы хотим сделать шаг на обобщение, мы почувствуем пропасть. В 17 – 18 вв. было сформулировано представление о материи (Гольбах, Дидро) – по отношению к нам материя – это все то, что воздействует на наши органы чувств. В 20 в. было открыто электромагнитное поле, з-ны которого не подчинялись механике. Произошли знаменательные открытия: радиоактивность, сложное строение атомов, изменение массы тела от скорости их движения, зависимость пространственно-временных форм предметов от скорости их движения. Философия зашла в тупик. Физики пришли к выводу, что материи нет, что она исчезла, когда произошли открытия, но это было методологически несостоятельно. Материя философии отождествлялась с данными конкретных наук. Потребовалось философское осмысление открытий. В.И. Ленин взял на себя эту задачу. В «Материализме и эмпириокритицизме» он пытается философски осмыслить открытия. Надо идти в современной философии и естественных науках не по пути отказа от материи, а по пути прибавления в понятие характеристик открытий. Философское понимание материи охватывает собой всю действительность. Оно должно обладать признаком всеобщности. Способность чел-ка – отражать мир, независимо от мира. Исчезает не материя, а исчезает тот предел, до которого мы знали материю. Дескриптивное определение материи – описание свойств. Определение материи строится на роде и определении отличий. Субстанциальное определение материи – указывает на несотворимость, неуничтожимость материи (субстанции).Атрибутивное определение материи – материя отождествляется с атрибутами: пространство, время, движение, кач-во и кол-во. Генетически контрастное определение (Руссо) – определить материю можно только, противопоставляя ее сознанию. Определение с точки зрения всеобщего (Энгельс) – материя – чистое сознание мысли и абстракция. Это помогло Ленину создать свое определение: материя – это философская категория, неисчерпаемость материи делает бессмысленным перечисление ее свойств, необходимо противопоставить материю тому, что ею не является. Материя – философская категория, для обозначения объективной реальности, которая дана чел-ку в ощущениях его, которая копируется, фотографируется, отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них. Ленин выделил одно свойство материи. Материя – объективная реальность. Данное определение материи объяснило не только произошедшие материи, но и предстоящие.   29. Философия и естественные науки о системной организации мира. Это не философский вопрос. Философия говорит о том, что идея системной организации мира плодотворна. В материи выделяют три уровня: 1.Мегамир – мир космоса (звездные комплексы, галактики). 2.Макромир – мир устойчивых форм и соразмерных чел-ку вел-н (молекулы, организмы). 3.Микромир – мир атомов и элементарных частиц. Здесь не применим принцип «состоит из …». Выделяют системы организации мира: 1.Неорганическая – делится на уровни: а)элементарные частицы и поля. б)атомные ядра. в)атомы. г)молекулы. д)макроскопические тела. е)геологические образования (планеты). 2.Органическая система – делится на уровни: а)доклеточный (молекулы ДНК, РНК, белков). б)клеточный (самостоятельные одноклеточные организмы). в)многоклеточный уровень (ткани, органы, функциональные системы). г)организмы (растения и животные). д)надорганизменный (популяции, биоценозы, биогеоценозы, биосфера в целом). 3.Человеческое общество – делится на уровни: а)индивид. б)семья. в)группа. г)коллектив. д)государство. е)нация. ж)сообщество государств. з)человечество в целом. и)ноосфера. Компоненты мировоззрения нов.вр.: 1-нет ощущений, подлинного основания чего-то. 2-человеческие потребности воспринимаются как бытие. 3-никто больще не думает о вечности 4-люди уверовали, люди стали на местобога. 5-господство материализма не только в теории, но и в жизни. 30. Философское содержание понятий «движение» и «развитие». Изменяется все. Это положение формирует диалектику (Гераклит). Используют два понятия: движение и развитие. Движение – любое изменение состояния природных процессов и явлений. Покой вещей относителен. Если посмотреть на покоящуюся вещь относительно Вселенной, то она движется. Относительно микромира вещи также движутся – частица движутся внутри вещей. (Движение материков). Покой относителен, т.к. он существует только относительно какой-либо системы координат. Движение абсолютно, оно безотносительно к чему-либо. С рациональной точки зрения, движение вечно. Происходит самодвижение любой реальности, в ее основе лежит сила притяжения и сила отталкивания. Есть два типа движения: 1.Движение, связанное с переносом в пространстве материи, энергии, информации. Здесь движущиеся предметы остаются неизменными в своих характеристиках – количественные изменения (идущий человек, мысленный переход от одних объектов к другим). Но это движение не охватывает все. 2.Движение с перестройкой внутренней структуры предмета. Изменяются кач-ва предмета. Если движение обладает необратимостью и направленностью, то это развитие. Его делят на: а)Усложнение внутренней структуры предмета, повышение уровня организации предмета – прогресс. б)если движение обратное – то это регресс. Эти виды развития не абсолютны. Развитие применимо и к мышлению чел-ка. В отличие от мира вещей пространственные хар-ки для мышления чел-ка не применимы, а применимы временные хар-ки. Развитие мышления – вызревание, усложнение мысли, она становится ясной и законченной. Выделяют формы движения по различным критериям. По различным уровням организации материи (Энгельс): 1.Механическое. 2.Физическое. 3.Химическое. 4.Биологическое. 5.Социальное. Закономерности форм движения материи: «все формы движения материи связаны между собой, и каждая последующая форма основывается на предыдущей. Но высшие формы движения принципиально не сводимы к низшим формам движения материи». (Энгельс). Попытки сведения низших форм движения к высшим – редукционизм (механицизм). «Есть базовая форма движения материи – механическая» - (Энгельс). С точки зрения современных представлений о мире теория Энгельса нуждается в уточнении. (Движение элементарных частиц не сводимо к з-нам механики, нет точного кол-ва форм движения материи, элементарные носители жизни – ДНК и РНК, а не молекулы белков; существует геологическая форма движения материи).  

31. Категории «пространство» и «время» в истории философии. Теория относительности А. Эйнштейна и её философское значение. Любое тело, явление всегда соседствуют с другими, они обладают протяженностью – имеют пространственные хар-ки. Мир постоянно меняется. Изменение состояний происходит с различной скоростью, ритмом, темпом, длительностью. Пространство и время – формы бытия. В античности одной из первых дисциплин, отделившихся от философии бала геометрия – наука о пространстве и способах ее измерения. Интерес к пространству и времени никогда не ослабевал – развивалась астрономия. Человечество пыталось ответить на вопрос: Пространство и время – самостоятельные сущности, или они сопутствуют чему-либо? Поэтому выделяется два основных направления в философии: 1.Субстанциолизм (Аристотель, Эпикур, Демокрит) – пространство и время – самостоятельные, независимые от материи и сознания сущности. 2.Реляционное направление (Лейбниц, Маркс) – пространство и время – не самостоятельные сущности, а особые отношения между объектами и процессами реального мира и существуют только в рамках этих отношений. Другой вопрос: Пространство и время – это хар-ки реального мира, бытия (объективные хар-ки) или – это свойстванашего сознания (субъективные хар-ки)? Два направления: 1.Материалистический подход (Ньютон, Эйнштейн) – пространство и время – существуют вне сознания. 2.Иделистический подход (марксизм) – пространство и время зависят от различных форм сознания. Формы сознания служат первопричинами существования пространства и времени. «Идеи пространства доставляются чел-ку зрением и осязанием» - Юм. - Объективный идеализм – Бог мыслится вне пространства и времени, они сотворены Богом, они – свойство той материи, которую сотворил Бог. Теория относительности Эйнштейна: Пространство и время существуют не сами по себе и не отдельности друг от друга, а находятся в неразрывной связи с материей. Пространство и время не имеют самостоятельности. Они – атрибуты, свойства материи. Пространство и время связанные с материей зависят от скорости движения тел. При увеличении скорости движения тела до скорости света пространственные хар-ки сокращаются, а собственное время этого же тела замедляет свое движение. До Эйнштейна этот вопрос рассматривали Риман, Лобачевский. Эйнштейн также говорил, что существует неразрывная связь пространства и времени с гравитацией. Пространственно-временные хар-ки будут меняться в зависимости от тяготеющих масс. Пространство и время – основные формы существования материи. Мир в целом – бесконечен в пространстве и времени. Теория относительности имеет и философское значение: 1.Она исключила из науки понятия абсолютного пространства и времени, обнаружив несостоятельность субстанциальной трактовки пространства и времени, как самостоятельных форм бытия. 2.Она доказала зависимость пространственно-временных свойств от характера движения и взаимодействия материальных систем. Подтвердила правильность трактовки пространства и времени как основных параметров материи. 3.Она нанесла удар по субъективистским взглядам идеалистов. Пространство – это порядок существования, характеризуемый протяженностью, однородностью и многомерностью. Время – порядок следования событий и последовательностей, которым присущи последовательность, изотропность, необратимость.   32. Особенности пространственно-временной организации мира в неживой, живой природе и социальных процессах. Современные концепции трактуют трехмерность пространства и одномерность времени как одну из форм бытия. Может быть и многомерность пространства – другие миры. Бельгийский ученый И.Р. Пригожин говорил, что в физике 300 лет было мнение, что время – физическая хар-ка. Скорее всего время обратимо на уровне фундаментальных з-нов природы. Второе начало термодинамики – причина того, что необратимый мир – лишь частный случай, который чел-ком был распространен на все понимание мира. Современная наука заново открывает ключ к пониманию мира. Пространственно-временные хар-ки: 1.Неживой природы – в макромире действуют з-ны классической механики Ньютона. Но если рассматривать мегамир, то кривизна пространства и времени возможна. Критическая плотность вещества и полей во Вселенной = 10-29 г/см3. Если плотность будет больше, то пространство – замкнутое, а метагалактика сожмется до предела. Если плотность – меньше, то пространство – незамкнуто, время будет иметь одну точку, и в ней будет взрыв; Вселенная будет расширяться. Само расширение имеет свои пространственно временные хар-ки: галактики разбегаются, и скорость их растет. Метагалактический горизонт пространства – точка, где скорость разбегания будет равна скорости света. Для внешнего наблюдателя время здесь остановится. 2.Живой природы – асимметрия строения животных. Асим метрия – проявляется на молекулярном уровне (левосторонняя асимметрия). Вернадский пишет, что дисперсность – резкое отграничение живых организмов от окружающей среды. Живые организмы – обособленные мирки. Для живого вещества характерна специфическая геометрия тела – прямые линии и плоскости уходят на второй план. Главенствуют кривые линии и поверхности. Биологические часы – это запуск и отключение в организме цепей и химических реакций, которое обеспечивает приспособление организма к определенному ритмическому чередованию факторов окружающей среды. Изменение состояния в организме наступает заблаговременно. Организм будто спрессовывает время. 3.Социальное пространство – определенное отношение чел-ка к миру, исторически обусловленное особенностями человеческой практики и природы. Характеристики социального мира особые. Социальное время протекает неравномерно, по мере развития общества социальное время течет все быстрее и быстрее. Индивидуальное бытие чел-ка, отдельных коллективов, государств, наций и человечества в целом характеризуются специфичными, для каждой структуры временем и темпом развития. Пространство – это порядок существования, характеризуемый протяженностью, однородностью и многомерностью. Время – порядок следования событий и последовательностей, которым присущи последовательность, изотропность, необратимость.   33. Структура диалектики как теоретической концепции об универсальных связях и развитии бытия. Диалектика обращает внимание на развитие мира, его изменчивость. Выделяют: 1.Принцип развития – в мире нет материальных систем, которые не могли бы развиваться. Развитие – особый тип изменения (эволюция биологических организмов, экосистем и т.д., формирование и развитие чел-ка). Переход одного вида энергии к другому – не развитие; старение здания – частные проявления изменчивости. Развитие не переносится на всю материю, которая структурна, т.е. не безлика. 2.Принцип всеобщей и универсальной связи вещей, явлений действительности – существует взаимодействие между вещами и явлениями в материальном мире. В реальной действительности встречаются самые разные взаимосвязи (механические, химические, биологические, социальные, однозначные, вероятностные, корреляционные, прямые, обратные, связи развития, опосредованные, непосредственные). Связь – это отношение между предметами, когда изменение в одном предмете вызывают изменения в другом. Категории и законы диалектики – понятия, где учитываются данные принципы. Понятия по степени общности делятся на: 1.Обыденные (дерево, стул, окно). 2.Частнонаучные (валентность, масса, наследственность, электрокардиограмма). 3.Предельнообщие (философские) (материя, единичное и общее, часть и целое, форма и содержание, причина и следст вие). Философские категории – понятия предельной общности, отражающие всеобщие существенные черты, связи и отношения, присущие всему бытию, а не отдельным видам явлений. Категории диалектики образуют сеть, которая способна показать всеобщие связи, переходы, противоположности. 1.Категории имеют глубокий онтологический смысл, т.к. они фиксируют знания о разных сторонах бытия. 2.Категории имеют гносеологическое значение, т.к. они являются опорными пунктами, ориентирами в познавательном процессе. 3.Категории имеют логическое значение, т.к. они представляют собой аппарат мышления. Все люди мыслят категориями, понятиями. Закон – общая, существующая, необходимая, устойчивая связь между явлениями бытия. По степени общности их делят на: 1.Частные – характерны для определенного круга однотипных явлений (з-ны химии, биологии, т.е. частнонаучные). 2.Общие – характерен больший круг явлений, чем у частнонауных (з-н сохранения массы). 3.Всеобщие (философские) – характеризуют универсальные связи бытия (связь кол-ва и кач-ва, з-н единства и борьбы противоположностей). Эти принципы, категории дают теоретический образ мира. Чрез них мы получаем предельно общие представления о мире. Их методологическая роль в том, что они определяют главные ориентиры познания.

34. Категории диалектики: единичное и общее, явление и сущность. Категории диалектики: единичное и общее, явление и сущность. Бытие - едино. Мир – един, это заключается в его материальности. Каждая вещь обладает индивидуальной определенностью. Это фиксируется через категорию единичности. Все, что неповторимо в явлении, процессе, предмете, то, что присуще только ему и отсутствует в других явлениях, составляет единичное (напр., почерк, капиллярный узор на пальцах). Это только звено в бесконечной цепочке. Есть нечто повторяющееся, которое осуществляется через некоторые вещи. Факт сходства некоторых вещей, явлений – общее – повторяется в явлении или предмете, что присуще не одному, а многим явлениям (напр., у людей – сознание, в живых организмах – диссимиляция и ассимиляция). Каждое отдельное материальное образование представляет собой неразрывное единство единичного и общего. По отдельности они существовать не могут, они сопряжены с особенным и всеобщим. 1.Особенное –отличает один предмет от другого, сравниваемого с ним. Единичное всегда играет роль особенного (у чел-ка – особая манера говорить, вести себя). Общее может стать особенным, когда общее указывает на отличие одного явления от другого (все страны СНГ: общее скептическое отношение к Западу, Швеция и Швейцария – особенные). 2.Всеобщее – то общее, которое не может указать на отличие одного от другого. Категории явление и сущность.Они характеризуют разные уровни бытия. Явление характеризует внешние, более подвижные, легче видимые аспекты вещи. Внутренние, устойчивые стороны вещи мы характеризуем категорией сущность.



Дата публикования: 2015-04-08; Прочитано: 276 | Нарушение авторского права страницы



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с)...