Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

фундаметальная –раскрывает и формирует наиболее общие зак-ти. 2 страница



Трактаты секты «Братья чистоты и искренности» (50 сочинений на различные темы) хотели соединить ислам и греческую философию. Здесь прослеживается главная неоплатоновская идея: мир исходит от Бога и возвращается к нему. Ибн–Сина (980 – 1037 гг.) родился в Туркестане. Его главный труды – «Книга исцелений», «Канон медицины», который принес Ибн-Сине известность. Философия Ибн-Сины была немного подальше от теоцентризма: «Мир – произведение божьего разума, но Бог создал мир не по своей воле». «Мир сотворен из материи. Материя – вечна, материальный мир существует во времени. Бог – неподвижный двигатель мира. Мир не создан однажды и непосредственно Богом, а возникает постепенно (теория эманации). Проблема универсалии: есть номиналистическая позиция – дом, чел-к – лишь имена, их нет в реальности; позиция реалистов – это не просто имена, эти вещи существуют. Точка зрения Ибн-Сины заключается в том, что об общих понятиях можно судить трояко: 1.Общие понятия существуют до единичных вещей. 2.Общие понятия существуют и в реальных вещах как их воплощенная сущность. 3.Общие понятия существуют и после вещей – в головах людей как образованные ими понятия. Философия Ибн-Сины – рационализм с материалистическими тенденциями, т.к. он занимался естественными науками. Если Ибн-Сина – король философии на арабском востоке, то на западе – Ибн-Рушд. Ибн-Рушд – юрист, врач, математик, философ. Он является автором комментариев к Аристотелю. Его взгляды: Материальный мир – вечен, бесконечен, но в пространстве ограничен. Бог есть, и он – вечен, как природа. Бог не сотворил мир из ничего. Форма не приходит к материи извне, она уже содержится в материи в процессе кристаллизации. Ибн-Рушд отрицает бессмертие человеческой души. Душа умирает вместе с телом. Он выделяет два вида разума: -пассивный – связан с индивидуальной душой. - активный – всеобщий интеллект всего человечества. Единичные души участвуют в этом интеллекте, который окружает Землю. Этот интеллект является бытием. Безнравственна идея о бессмертии человеческой души, т.к. чел-к не должен делать добрые поступки только из-за боязни гореть в аду. Ибн-Рушд – основоположник теории двойственной истины: философия и религия не должны пересекаться, у философии – своя истина, у религии – своя. Ничего страшного в этом нет. Нужно было освободить философию из под влияния религии. 11. Социально-экономическое содержание и основные черты мировоззрения человека эпохи Возрождения. Эпоха Возрождения – уникальный период европейской истории. Это кризис феодальных отношений, ранняя стадия и зарождение буржуазных отношений. В Италии раньше всех появился буржуазный строй. В Италии происходит развитие городов (Флоренция, Венеция) из-за приближенности к торговым путям Средиземного моря. Здесь образуется прослойка купцов. К тому же в это время совершались великие открытия и изобретения (самопрялка, верхнебойное водяное колесо). Производство стало механизироваться, поэтому появляется доменное производство. Изобретение огнестрельного оружия свело на нет рыцарство. В Европе появился компас из Китая, книгопечатание. Совершались важнейшие географические открытия Колумба, Васко да Гама, Магеллана. Эти открытия привели к тому, что Италия потеряла свои торговые пути, т.к. открыты новые. Бурно развиваются города Нидерландов, Англии, Франции, Испании. Первая буржуазная революция произошла в Германии, но она была слишком слаба, затем революция прогремела в Нидерландах, эти революции не имели общеевропейского значения. Самая сильная революция произошла в Англии. Это обстоятельство резко изменило мировоззрение народа – это переворот в мировоззрении называется эпохой Возрождения. Само Средневековье в эту эпоху было отвергнуто. Термин «возрождение» не означал реставрацию старого мира, старый мир так или иначе проявлялся в умах людей, но были и значительные изменения. Эпоха Возрождения – переход от Средневековья к философии Нового Времени, основанной на научных открытиях. Основные черты мировоззрение в эпоху Возрождения: 1.Ориентация на чел-ка – если в центре внимания античной философии – космос (космоцентризм), в средневековой философии – Бог (теоцентризм), то в философии эпохи Возрождения – человек (антропоцентризм). Признается, что основная деятельность чел-ка происходит в этом мире, счастье можно достигнуть на этом свете, а не в загробном. Бог – начало всех вещей, но чел-к – центр мира. 2.Общество – результат деятельности людей, и чел-к ничем не ограничен, чел-к может все. Появляется сознание своего таланта, свободомыслие. Эта эпоха породила множество выдающихся личностей. «Эпоха нуждалась в титанах, и она породила их!» - Ф. Энгельс. 3.Гуманизм – чел-к – это свободное существо, которое творит самого себя и окружающий мир. Но мы не можем отождествлять гуманизм с атеизмом. Люди в эту эпоху верили в Бога. Получив от Бога свободную волю, чел-к должен сам отвоевывать свое место в окружающем мире. Испорчены мотивы греховности чел-ка, Для философии эпохи Возрождения характерен оптимизм, бесконечная вера в возможности чел-ка. 4.Культ творческой деятельности. Если в античном мире всякая творческая деятельность и труд были презрительными, то в эту эпоху был культ творческой деятельности. Чел-к в ходе этой деятельности создает окружающий мир, его красоту и величие и создает самого себя. Появляется идея промотеизма: чел-к – сотворец мира, он – сотрудник, помощник Бога. Происходит реабилитация человеческого тела – это не тяжкие оковы души. Телесная жизнь – самоценна. Процветает культ человеческого тела.   12. Натурфилософия и естествознание эпохи Возрождения (Н. Кузанский, Н. Коперник, Г. Галилей, Парацельс, Дж. Бруно). Натурфилософиявозникла во второй половине 16 – 17 вв. в Италии. Для натурфилософии характерно то, что она питает отвращение к схоластике. Николай Кузанский (1401 – 1464 гг.) – предшественник натурфилософии, первопроходец нового мышления. Его учение теоцентрично, но некоторые рассуждения выходят за рамки теоцентризма. В трактате «О скрытом море» он решает проблему отношений Бога и мира. Здесь он выходит за рамки теоцентризма: познание вещей возможно с помощью чувств и разума, но познавая конечные вещи, человеческий разум хочет выйти за рамки конечных вещей. Абсолютное знание – ученое незнание. Абсолютное знание чел-к может познать не чувственно, а символически. Основой символики является математические символы. Для разума справедливы символы «да» и «нет». В абсолютном знании противоположности сливаются. Бог – бесконечен, и в нем сливаются все противоположности, он распространен в бесконечности, он разворачивается к существованию конкретной вещи. Чел-к – тоже Бог, но не в абсолютном смысле. Чел-к – не только часть мира, не только часть целого, но и целое целого. Чел-к – особый мир. В учении о бытии Кузанский предугадал гелиоцентрическую картину мира: в мире нет абсолютного покоя, абсолютна только бесконечность. Предметом познания является пантеистический Бог, который связан с окружающими вещами. Учения Кузанского были антисхоластическими, и он заложил предпосылки к развитию натурфилософии. Полем битвы науки и религии была астрономия. Николай Коперник гелиоцентрической теорией перевернул мировоззрение общества. Галилео Галилей– итальянский физик сформулировал множество научных з-нов. В 1610 г. в «Звездном вестнике» он описал свои открытия, которые имели далеко идущие фило софские последствия. Галилео Галилей своим творчеством выразил идею, в которой он противопоставляет качественному методу схоластики количественный метод. «Книга природы для человека закрыта, но мы ее можем прочитать, т.к. она основана на математических символах. Все природные процессы измеримы, их можно выразить математическим путем. Мир можно разложить на простые элементы, изучить их, а затем опять собрать мир». Галилео Галилей поставил естественные исследования новый уровень. Теофраст Бомбаст (Парацельс) – врач, ученый, чудотворец. Его идея заключается в том, что всякая реальность, которой сталкивается чел-к, имеет своё правило (архижизни). Все искусство врачевания зависит от того, насколько врач усвоит это правило. Также Парацельс выдвинул идею взаимозависимости всех вещей. Он считал основной наукой медицину. Джордано Бруно (1548 – 1600) вступил в непримиримый конфликт с религией. Его труд - «Диалоги о причине, принципе, о едином и бесконечности». Причина первоосновы мира – материя. Материя – форма всех форм. Бруно ввел понятие мировой души, изменение мира – это естественное состояние мира. Бруно выдвинул идею бесконечности мира: в материи содержится вся полнота, идею противоречивого единства мира: мир – это единое целое, которое состоит из множества отдельных частей. Основой познания является разум, но кроме разума нужно чувственное познание. Сами по себе эти познания не достаточны для изучения. Истину можно познать только с помощью философии. Бруно первый предположил, что во Вселенной могут существовать и другие планеты, не которых есть жизнь. Добро бесконечно реализуется во Вселенной. Материя и есть добро. Истинное мерило нравственности – земные нужды конкретного чел-ка.  
13. Разработка метода научного исследования в философии XVII века (Ф. Бэкон и Р. Декарт). В 17в в Зап.Евр.интенсивно развив.капиталист.отношения,потребность кап.производ-ства меняет отношения людей к науке,к целям познания.Родоначальник нов.подхода-Френсис Бэкон-«Новый органон»-новый взгляд на цель и предназначение науки.Он считал,чтонаука не м.б.знанием ради знания,она нужна д/изобретений и открытий. Цель науки-установление власти над природой.Считал,что нужно проводить реформу науки.Выдел.2вида работы:1)критическая(направл.на выявл.причины чел.заблужде-ний,выработка методов преодоления этих заблужд),2)позитивная((учение об идолах,критика схоласт.метода познания).Идолы-ложные представители некот.обра-зов дейст-ти.4 вида:1идолы рода-основаны на несоверш.чувств и ума чка,отсюда склонность к приписывать вещам больше порядка и единообразия,чем на самом деле; 2идолы пещеры-кажд.чк смотрит на мир какбы из своей пещеры,руководствуясь сво-им воспитанием,привычками,прошл.опытом;3идолы площади-не разум управляет словами,а слова разумом:они навяз-ся разуму,но обозначают либо несущест.вещи, либо неясные и неточные-«судьба»,«перводвигатель»;4идолы театра-ложные представления,обусловл.комедиями,кот.разыгр-ся перед людьми представителями ложных философ.и науч.учений.Бэкон считал,что науч.знание проистекает из эксперимента,т.е.целенапр.организованного опыта(опыт-в центре Ф по Бэкону).Опыты дел. на плодоносные(ориентированы на получение непоср.практич.рез-тов)и светоносные (напрвл.только на новый теор.рез-т).Методом обобщения опытных знаний считал ин-дукцию.Метод Бэкона предусматривал послед.прохождение 5 этапов исследования, рез-ты запис.в соотв.табл:1)табл.присутствия-перечисление всех случаев,где встреч. данное явл-е,2)табл.отсутствия-случаи отсут.дан.яв,3)табл.сравнения-1 и то же явл.м проявл-ся >или<интенсивно,4)табл.исключений-искл.отдельных случаев,кот.не уч-ют в дан.явл,5)сбор главного-формирование гл.вывода на основе общего,имеющегося в табл. Рене Декарт-франц.фил,стемился разраб.метод науч.познания дейст-ти,его методология носит антисхоластич.хар-р,метод Декрта-рационалистический(метод Бэ-кона-эмпирический).Декарт говорил,что открытия в конечном итоге соверш.с пом.ра-зума.Он применял особ.матем.метод познания(математика как наука говорит о мере всех вещей)Суть метода:1)в познании следует отталк-ся от интуитивно ясных фунда-ментальных истин.Интеллект и интуиция-2тверди начала познания;2)разум должен на основе дедукции вывести все необх.следствия.Дедукция нужна,т.к.вывод не всегда ясен.Дедукция-движение мысли от общего к частному.3правила дедукции:1во всех вопросах должно содерж-ся неизвестное,2это неизвестное должно иметь характерные ос-ти,3в вопросе должно сод-ся нечто известное.Сомнение-исходный пункт метода Декарта.Цель-избавить чел-во от предрассудков.Мышление-облад.абсол.и непосред-ственностью.В его методе есть противоречия:1Декарт занимался гносеоло-гией,он хо-тел от гносеологии выйти на онтологию,2мышление разомкнуто и открыто во внеш. мир,3Декарт вводит учение о врожденных идеях-идея Бога,идея гения,идея фигур, понятия «из ничего ничего не поисходит»-это явление платонизма.Бэкон и Декарт поставили в центр фил рассуждений гносеологию.Положили начало расколу дейст-ти на 2 части:субъект познания-кто познает мир,объект-на что направлено чел.познание. Они изложили основы методологии науч.познания окр.мира.Их учения вз/дополнили др.   14. Критическая философия И. Канта.14. Критическая философия И. Канта. По Канту, гносеология выступает главным разделом философии; предметом философии должно быть не изучение вещей, а исследование познавательной деятельности, ее законов и границ. Таким образом, не характер той или иной субстанции, а структура познающего субъекта и определяет способ познания, и конструирует его идеализированный объект. Кант ставит перед собой задачу различения субъективных и объективных моментов знания исходя из структуры субъекта, в которой он выделяет два уровня — эмпирический и трансцендентальный. Именно последний, надындивидуальный уровень обеспечивает объективность знания. Этот переход от метафизики субстанции к теории субъекта сам Кант очень точно называл «коперниканским» переворотом в философии. Н. Коперник поместил Солнце в центр мироздания, у Канта Солнцем философии стал субъект.Его творчество разграничивают на два основных периода: «до-критический» и «критический». В первый период внимание ученого занимают прежде всего проблемы естествознания. Самая знаменитая работа по этой тематике — сочинение «Всеобщая естественная история и теория неба» (1755). В нем речь шла об образовании Солнечной системы из газопылевого вещества без вмешательства каких-либо сверхъестественных сил. Эта концепция вошла в науку как теория Канта — Лапласа. Одного этого труда было бы уже достаточно, чтобы обессмертить его имя..«Критический» период открывается в 70-е гг., когда создаются произведения «Критика чистого разума» (1781), «Критика практического разума» (1788) и «Критика способности суждения» (1790). Знакомство с работами Д. Юма утвердило его в убеждении, что чувственный опыт не дает всеобщего и необходимого знания. Эмпирическое знание единично и случайно. Однако часть наших знаний порождается самой познавательной способностью. Вопрос об источниках и границах знаний перерастает в вопрос о возможности априорных синтетических суждений, которые, в отличие от аналитических, дают новое знание..Кант рассматривает эту проблему применительно к трем главным областям знания: математике, теоретическому естествознанию и метафизике. В связи с этим он исследует три ведущие познавательные способности человека: чувственность, рассудок и разум..Познание начинается с момента воздействия внешнего мира на органы чувств. В опыте мы имеем дело только с явлениями («феноменами»), вещи же как существующие сами по себе («ноумены», «вещи в себе») — непознаваемы, трансцендентны. Слово «трансцендентальный» у Канта характеризует способность конструирования субъектом условий опыта, переход в систему знаний. Чувственный материал приобретает всеобщий и необходимый характер благодаря двум трансцендентальным априорным формам чувственного созерцания -пространству и времени. Пространство организует внешний опыт, а время - внутренний. Б. Рассел заметил, что Кант смотрит на мир как бы через особые пространственные очки. Поскольку наши представления о протяженности и длительности априорны, а значит, всеобщи и необходимы, постольку возможна и математика..Априорные синтетические суждения в теоретическом естествознании возможны, по Канту, благодаря категориям - понятиям рассудка. Знание представляет собой синтез ощущений и понятий. Объективность знания он понимает только как логическую всеобщность и необходимость. В основе суждений естественных наук лежат общие и необходимые законы, которые разум «диктует природе»..Рассматривая возможности синтетических суждений в метафизике, или теоретической философии, все три науки традиционной философии — рациональную психологию, рациональную космологию и рациональную теологию - Кант трактует как мнимые. Но от того, что теряет познание, выигрывает вера. Существование Бога, по Канту, не может быть ни доказано, ни опровергнуто. Религия становится предметом веры. Она необходима, поскольку без нее невозможна нравственность..В рациональной космологии Кант формулирует четыре пары антиномий - противоречащих друг другу и одновременно доказуемых положений (мир конечен и мир бесконечен и т. д.). Но все эти противоречия «космологической диалектики» исчезают, как только мы отбрасываем ложное допущение, что мир, будучи безусловным единым целым, может стать предметом теоретического разума. Как нравственное существо человек принадлежит уже к миру «вещей в себе». На этом положении и основывается этика Канта. Ее исходной предпосылкой служит убеждение в том, что всякая личность — самоцель и никогда не может восприниматься как средство. Б. Рассел справедливо отмечал неприменимость этого правила, например, в случае столкновения двух народов или в практике действий правительства. Бог, свобода и бессмертие являются тремя идеями чистого разума, но Кант не может доказать их реальность. Эти идеи имеют только практическое, моральное значение. Таким образом, у Канта не нравственность основывается на религии, а религия - на нравственности. Центральный принцип его этики - категорический императив, который требует, чтобы каждый индивид поступал так, чтобы правило его личного поведения могло стать правилом поведения для всех.   15. Философская система и метод Г. Гегеля. Людвиг Фейербах (1804-1872) подверг Гегеля критике. В 1839 г. вышла работа «Критика философии Гегеля». В 1841 г. самая крупная его работа «Сущность христианства» - развернутая критика христианской теологии. Философская система Гегеля имеет глубокое сродство теологии. Ф. Энгельс пишет: «Критикуя Гегеля, Фейербах выплеснул из купели вместе с водой и самого ребенка», т.е. Фейербах не видит хороших кач-в диалектики. 1.Разум. 2.Бессмертие. 3.Могущество. 4.Благо. Фейербах считает, что чем более могущественен в представлении чел-ка Бог, тем менее могущественен сам чел-к. Фейербах – материалист, но он использует слово «натура». Система Фейербаха приобретает антропологический характер. Чел-к представляется как высшее существо природы. У других философов – чел-к – это сознание. У Фейербаха – чел-к – это ещё и телесное существо. Фейербах предлагает реабилитировать биологическое начало чел-ка. Натурализм Фейербаха негрубого характера. Чувственность – обобщающая хар-ка чел-ка и тела, разума и воли. Чел-к – общественное существо. Идеи чел-ка рождаются только из общения с людьми. В ходе общей деятельности возникают общие з-ны. Фейербах в теории познания стоит на позиции сенсуализма  

16. Антропологический материализм Л. Фейербаха. Фейербах считает, что чем более могущественен в представлении чел-ка Бог, тем менее могущественен сам чел-к. Фейербах – материалист, но он использует слово «натура». Система Фейербаха приобретает антропологический характер. Чел-к представляется как высшее существо природы. У других философов – чел-к – это сознание. У Фейербаха – чел-к – это ещё и телесное существо. Фейербах предлагает реабилитировать биологическое начало чел-ка. Натурализм Фейербаха негрубого характера. Чувственность – обобщающая хар-ка чел-ка и тела, разума и воли. Чел-к – общественное существо. Идеи чел-ка рождаются только из общения с людьми. В ходе общей деятельности возникают общие з-ны. Фейербах в теории познания стоит на позиции сенсуализма 17. Диалектический материализм К. Маркса и Ф. Энгельса. Марксистская тенденция в современной философии. Маркс (1818-1883) и Энгельс (1820-1895) выступают в защиту гуманизма – свободной универсальной сущности чел-ка. Отчуждение чел-ка от природы, от собственной родовой сущности, чел-ка от чел-ка, от общества мешает гуманизму. Отчуждение от труда – главная помеха. Присвоение чел-ка к родовой сущности подвигло Маркса к созданию учения о предметно-практической сущности чел-ка. Чел-к налагает на природу свои хар-ки, природа не может стать на уровне чел-ка. Чел-к – природное существо осбого рода – это универсальная сила природы. У чел-ка есть руки, мозг, язык. С помощью этих особенностей чел-к превращает силы природы в свои силы. Реализация деятельности чел-ка осуществляется в труде. В деятельности чел-ка выделяют: 1.Опредмечивание – преобразование природы происходит не от мыслей чел-ка, а в силу того, что чел-к поступает как мате риальное существо. Он переводит свои хар-ки в какой-либо конкретный предмет. 2.Распредмечивание – обратный переход предметности в способность трудиться. Чел-к использует орудия труда, он усваивает знания, которые созданы предшествующими поколениями и появляется способность трудиться. Чел-к не может рассматриваться другим чел-ком как средство деятельности. Чел-к – цель деятельности человечества. Понимание истории человечества должно исходить из особенностей производства. Маркс и Энгельс создают учение об идеологии – это теоретическое выражение классовых интересов. Взгляд на мир с позиции определенного класса – (в теоретической идеологии) искаженная действительность. Учение о практике – материальная и чувственная деятельность, которая направлена на познание и изменение мира. Практика связывает мир явлений и мир вещей 18. Характерные особенности русской философии второй половины XIX - начала XX века. Духовная обстановка в России по словам Вернадского была в «творческом подъеме. Россия переживала подъем интеллигенции».Изменился вектор настроений – Соловьев победил Чернышевского, русская интеллигенция повернулась к идеализму. В «Вехах» 1909 г. мыслители Бердяев, Булгаков подвергли критике революционное мировоззрение. Некоторые авторы выпустили труды под названием «Проблемы идеализма» с критикой материализма. Этот перелом происходил за счет марксизма. В 90-е годы очень окрепло марксистское движение. У марксистов повышался уровень культуры. Происходило освобождение от нигилизма. На почве критического марксизма произошло разделение на частично принимающих марксизм и на тоталитарно принимающих его. Бердяев пишет, что русская философия выходит из группы марксистов. Происходит переход к культуре вместе с повышением творчества, но был и возврат к Соловьеву, Достоевскому, Хомякову. Этот взлет русской философии резко обрывается после революции. В 1922 г. «философский пароход» увозит всех философов за границу. Нормальное развитие русской философии было прервано. Уехавшие философы занялись религиозной философией. Те, кто остались стали заниматься тоталитарным марксиз мом. Русская философия не была служанкой религии и церкви. Сама церковь отвергала русскую религиозную философию. Русская философия сложилась на рубеже 19 – 20 вв. У нее может быть нормальное развитие, если не будет религиозной проблематики и ограничений со стороны правящего класса. Особенности русской философии: 1.Антропоцентричность (Зиньковский). 2.Панморализм – доминирование моральной установки. Философы не упускали моральные черты в своих работах. 3.Тесная связь теории и практики – философия нацелена на решение социальных вопросов. 4.историософичность – внимание к проблемам развития истории. Философов интересует конец истории, ее сущность. 5.Философия идет по линии сближения антропологических и космоцентрических тенденций. Философы пытаются соединить историю природы и историю общества. «Учение о социологии». 6.Онтологизм – философы (и материалисты) считали главной для себя проблемой не познание, а видели первичным в чел-ке бытийственное начало. 7.Публицистичность – философы выражали свои взгляды в форме статей.
19. Философия всеединства B.C. Соловьёва. В.С. Соловьев (1853-1900) –заложил основы русской философии, он пытается сформировать систему, основой которой должно стать христианство. Соловьев пытается объединить конфессии в рамках единого мировоззрения. Соловьев пытается включить в христианское мировоззрение новейшие достижения человечества. Философия Соловьева – философия всеединства. Соловьев отталкивается от идеи соборности. Всеединство проявляется в следующем: сущее – едино, есть низшие и высшие уровни бытия, и они взаимосвязаны. Высшее вбирает низшее, низшее стремится к высшему. Основной принцип Соловьева – все едино в Боге. Бог – не антропоморфное, сверхличное существо, это сила, объединяющая мир. Мир – не совершенен. Если мы хотим понять мир, нужно признать, что мир противоречив. Соловьев вводит свое понятие «идея». Божественный ум распадается на множество элементарных сущностей, которые лежат в основании всех явлений. Эти сущности (атомы) – это идеи, они обладают определенной силой. Идея – деятельное существо. У Соловьева прослеживается диалектический подход. Принцип всего живущего (по Соловьеву) – последовательность изменений. Со ловьев вводит понятие «мировая душа» - субъект всех изменений. Признаком мировой души является энергия. Деятельность мировой души нуждается в божественном импульсе (софии). София существует для того, чтобы показать, что мир не только творение Бога, но софия – это связь между творцом и творением. Соловьев раскрывает механизм сближения Бога, мира и человечества – концепция богочеловечества. Реальным сближением является Иисус Христос – это идеал, к которому стремится каждый чел-к, это высшая цель развития исторического процесса одухотворения человечества. Недостаточно, чтобы одухотворение произошло в нескольких людях, нужно, чтобы все человечество одухотворилось. Чел-к должен усвоить нравственные ценности, которые проповедовал Иисус Христос, здесь необязательно часами молиться в церкви. Гносеология Соловьева реализуется в концепции цельного знания. Он делит знания на: а)эмпирические (научные); б)рациональные (философские); в)мистические (религиозные); Фундаментом цельного знания является вера в Бога. Соловьев пытался совместить принцип автономии разума с принципом богооткровенности – (по Соловьеву) это способствует более полному постижению мира – свободная философия. 20. Философские взгляды Н.А. Бердяева. Н.А. Бердяев (1874-1948).Основная тема его мысли – человек. Постановка проблем личности, свободы, духа и истории. 1.Проблема личности. Личность – уникальна и единственна, она не может быть сведена ни к природной, ни к социальной реальности. Индивид – подчинен природным или социальным з-нам, индивид – предмет науки. Личность – религиозно-духовная категория. Личность твориться Богом. Ценность личности предполагает ценность Бога. Личность – это свобода. Мир в своей основе – зло, поэтому оправданное отношение личности к миру – отрицание. Первичное рабство чел-ка – рабство у бытия. Если мир – зло, значит Бог оставил мир, он не может управлять и карать. Но Бог может помочь миру личным вступлением в мир. Бог стремится к тому, чтобы страдать с миром. Иисус Христос показывает пример свободы признать Бога. Свобода признать Бога – вторая свобода – это сознательная свобода принять Бога и следовать ценностям, которые он предлагает. Путь освобождения от зла – творчество. Творчество – это всегда прирост. Чел-к создан, чтобы стать творцом, продолжателем творения мира Богом. Изначальное творчество – несвободно, т.к. мысль необходимо изрекать, а мысль изреченная – ложь. Всегда есть несоответствие между интуициями и продуктами мысли. Проблема истории - чел-к творчеством приближает конец истории (Эсхатология – учение о конце мира). История разорвана на прошлое, настоящее и будущее. Все теории прогресса безнравственны, т.к. здесь чел-к – средство, ступень для следующих поколений. В истории действуют три силы: Бог, судьба и человеческая свобода. Из-за переплетения этих трех сил история очень сложна. Судьба – арена борьбы трех сил. История прерывна, она наполнена малыми революциями – это форма возврата к хаосу – это кара человечества за то, что люди не нашли нормальный путь развития. Революция – это разрушение. Какая-то относительная правда в революции есть, т.е. она имеет возрождающее значение. Часто с революциями начинается духовное возрождение. В истории все не удается. Смысл истории в том, что она когда-то кончится. В рамках истории проблема личности неразрешима. 1.История как вереница фактов. 2.Метаистория – история царства духа. Фундаментальная проблема философии – проблема отношения гос-ва и личности. Гос-во подавляет личность. Между личностью и гос-вом существует трагический конфликт. Никакой идеально формы гос-ва не может быть. Высшим типом общества может быть персоналистический социализм, в котором соединится принцип личности и принцип общности. Социализм был прав, когда подверг критике право частной собственности. Это право должно быть ограниченным. Бог является абсолютным собственником, т.к. он несет свободу. Бердяев прав, утверждая, что выше свободы чел-ка в мире ничего нет. 21. Русский космизм (Н.Ф. Фёдоров, В.И. Вернадский и др.). Н.Ф. Федоров (1828-1903) – основоположник русского космизма. Основные черты его философии: утопизм, крайняя противоречивость (ставит глубокие вопросы, но предлагает примитивные решения), говорил об идее соборности, но был одиноким. Космизм стремится объединить судьбы чел-ка и космоса. Чел-к приобретает возможности для самореализации. Причина неустройств, дисгармоничности в различии чел-ка и природы. Основой противоречий чел-ка с природой является мелкая кустарная промышленность. Федоров предостерегает от хищничества чел-ка к природе, он предвидит экологический кризис. Общее дело регуляции взаимоотношений чел-ка



Дата публикования: 2015-04-08; Прочитано: 328 | Нарушение авторского права страницы



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...