Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
6.интегративная-объединяет практический о познавательный опыт.
7.критическая-критикует всякие предрассудки.
8.регулятивная-влияет на согласованность.
9прогностическая-формирует представление развития мира.
Все ф-ции философии взаимосвязаны, в определенное время может преобладать определенная ф-ция.
Предпосылки формирования философии:
1. Социальные – обусловлены становлением информационной цивилизации. Совр. философия отражает состояние общества по отношению к информационному обществу.
2. Научные – связаны с выдающимися открытиями в области фундаментальных наук: синергетика, микроэлектроника. Они определяют современ. научную картину мира.
3. Теоретические предпосылки – определяются новыми разработками в области самой философии – цивилизационный подход к пониманию мира, принцип антропоцентризма в современном понимании.
Сорвеменная философия рассматривает мир как многоуровневую систему, саморазвивающуюся с много вариантными видами взаимодействия между ее частями.
ортодоксальные | неортодоксальные |
Меманса Веданта Санхья Ньяя Вайшешика | Буддизм Джайнизм Философия Чарвака (Локаяка) |
Ортодоксальные системы поклоняются ведам. Неортодоксальные системы не признают вед.
Буддизм вышел из Индии. Возник 6 в. до н.э., он вырос из учения принца Гаутамы Шахямуни (Будда) «просветленный истиной». Чувство скорби при виде болезней, старости прояснило сознание принца, и он начал учиться. На него сошли 4 благородные истины:
1. Жизнь есть страдание.
2. Существует прекращение страдание.
3. Существует причина страдания.
4. Существует путь, ведущий к прекращению страдания.
Будда считал страдание не случайным, оно есть повсеместно, во всех видах жизни. Даже удовольствия – причина страданий.
Существование любого явления в мире причинно обусловлено, все в мире взаимосвязано, ничего постоянного нет, все изменяется. Наше страдание тоже имеет причину: рождение – вызвано пристрастием к жизни, пристрастия – наши желания. Страдание зависит от определенных условий. Оно прекращается если эти условия убрать. Путь к прекращению страданий – это контроль над условиями. Путь состоит из 8 ступеней:
1. Правильная точка зрения.
2. Правильная решимость.
3. Правильная речь.
4. Правильное поведение.
5. Правильная жизнь.
6. Правильные усилия.
7. Правильное направление мысли.
8. Правильная сосредоточенность.
Если чел-к пройдет эти 8 ступеней, он обретет истину, невозмутимость и прекращение страданий (нирвана) – спокойное безмятежное состояние.
В философии буддизма возникли 4 школы:
1. Макхьямики – весь мир – иллюзия, пустота, ничего нет, кроме пустоты.
2. Йога чакры – весь мир – иллюзия, но реально существует только разум.
3. Саунтрантики – мир реален.
4. Вайбхашики – мир реален, они предлагают свои способы познания мира.
По способу достижения нирваны буддизм делится на:
1. Хинаяна – каждый чел-к должен сам достичь нирваны.
2. Махаяна – главная задача человека – обретение мудрости, чел-к не должен уходить от мира, а должен помочь другим войти в нирвану.
Джайнизм – его основатель – Махавира (Джина), который жил в 6 в до н.э. – один из 24 мудрецов Индии, который познал мудрость. Это учение исходит из того,что дух выше, чем материальная оболочка чел-ка. Достичь спасения душа чел-ка может, если освободится от материи. Есть тонкая материя (карма) и грубая материя. Карма – тонкая ткань, которой прилипает грубая материя. Карма (в широком смысле) – общая сумма совершенных каждым чел-ком поступков и последствия этих поступков, которые определяют характер перерождений. Карма (в узком смысле) – влияние совершённых действий на характер превращений. Вечными категориями в джайнизме являются джива и аджива. Джива – душа, активное начало. Аджива – материальное начало мира. В изначальной форме джива совершенна, к ней должен стремиться каждый чел-к. В мире джива всегда связана с адживой, здесь джива утрачивает свою первоначальную чистоту. Первоначальная задача джайнизма – остановить приток кармы, сначала вредной, а затем и полезной. На втором этапе – отпадение кармы.
Система Йога – система, верящая в существование Бога. Основатель Потанджали. Он жил во 2 в. до н.э. Конечная цель учения – достижение разграничающего познания. Важным условием для достижения цели является освобождение чел-ка от страданий. Выделяют 5 ступеней функций ума:
1. Рассеянное состояние ума – переход от одного предмета к другому.
2. Притуплённое состояние ума – во сне.
3. Относительно умиротворённое состояние ума.
В рамках этих ступеней йога не возможна.
4. Сосредоточение на каком-либо объекте – предмете мышления.
5. Прекращение всякой деятельности мышления.
4 и 5 ступени – путь к йоге.
Существует два состояния йоги:
1. Сампражнята.
2. Асампражнята – прекращается всякая деятельность ума.
Есть 8 ступеней достижения йоги:
1. Обуздание – воздержание от нанесения вреда жизни, от лжи, воровства, жадности.
2. Культура этики – хорошие привычки, очищение, изучение вед.
3. Положение – выработка удобного и устойчивого положения тела для лучшего мышления.
4. Контрольнад дыханием.
5. Контроль над чувствами – отдаление чувств от объектов.
6. Внимание – на внутри- и внеорганических объектах.
7. Созерцание – размышление об объекте.
8. Сосредоточенность – состояние, в котором сознание растворяется в изучаемом объекте и перестаёт осознавать себя. Сравнивая философии Китая и Индии, видишь, что подходы их к чел-ку различны. Для учения Конфуция главное – сформировать нравственные начала, по которым общество должно жить. Для индийской философии главное – изменить внутреннее состояние чел-ка, таким образом, его можно избавить от страданий.
Дата публикования: 2015-04-08; Прочитано: 194 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!