Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Общественного и индивидуального здоровья



МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙФЕДЕРАЦИИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ВОЛГОГРАДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

КАФЕДРА ОБЩЕСТВЕННОГО ЗДОРОВЬЯ И ЗДРАВООХРАНЕНИЯ

В.И. САБАНОВ, Т.П. РОМАНОВА

ОБРАЗ ЖИЗНИ И ПРОБЛЕМЫ

ОБЩЕСТВЕННОГО И ИНДИВИДУАЛЬНОГО ЗДОРОВЬЯ

г. ВОЛГОГРАД 2004

ЭКСКУРС В ИСТОРИЮ МИРОВОЗЗРЕНИЙ

О ЗДОРОВЬЕ И ЗДОРОВОВОМ ОБРАЗЕ ЖИЗНИ

Продвигаясь вперёд, человечество всё время оборачивается назад, изыскивая там, в прошлом, пути решения сегодняшних проблем. Медицина не исключение. Старые трактаты, летописи, книги ещё хранят массу нереализованных в своё время или забытых впоследствии идей, которые «как крупинки золота оседали на лотке времени. Крупинки эти то и дело вновь терялись в веках, но что-то всегда оставалось в культуре народов и переходило в наследство последующим поколениям» (В.Масленников, 1989).

Массу таких золотых крупинок - идей о сохранении здоровья человека мы можем найти у наших предков.

Согласно восточной медицине (3000 – 300 лет до н. э.): болезнь - это грех. Владыки Древнего Востока платили своим врачам лишь, если были здоровы. Больной же считался преступником, он достоин презрения, потому что плохо воспитан, не знает фундаментальных космологических законов и потому нарушает мировой порядок, отказываясь искать в нём единый принцип и согласие. А Миропорядок, по их понятию, начинается с физического и духовного состояния человека. Врач не тот, кто лечит, а тот, кто не допускает возникновения заболевания. Позднее Бернард Шоу утверждал то же самое: «Здоровое тело – продукт здорового рассудка». И даже объяснение в любви в те далёкие времена звучало несколько иначе, чем сейчас. Вот слова, обращённые к своему возлюбленному юной дочерью Древнего Египта:

«Ты – само здоровье, жизнь сама!

Ты живёшь – о, счастье!

Ты здоров – о, радость

Для души, стремящейся к тебе!»

Древнеиндийское философское учение йога, которое впервые упоминается в философском трактате «бхагавад гите», написанном приблизительно в X веке до н. э., направленно на изучение причин здоровья. Йога учит человека быть здоровым не только физически, но и духовно. Учит дисциплине ума и тела, видя в этом чёткую зависимость.

Слово «йога» в переводе с санскритского языка означает «союз, связь, единение, гармония», гармония внутри себя и гармония с окружающим миром. Говоря современным языком, йога – это прежде всего совокупность методов, способствующих выработке цельной, здоровой личности, сохранению и поддержке здоровья, развитию внутренней культуры личности (А.Н. Зубков, А.П. Очаповский, 1991).

Тот факт, что учение йоги дошло до наших дней, свидетельствует о его рациональности и целесообразности для современных людей, хотя и требует дальнейшего изучения.

Ревностными поклонниками физического воспитания по системе йоги были видные государственные и общественные деятели, известные учёные, представители культуры и искусства: М. Ганди, Д. Неру, И. Ганди, К.С. Станиславский… Положительно относился к системе йоги академик И.П. Павлов и многие другие.

Древнейшим памятником и источником изучения причин здоровья может служить медицинская наука древней Индии аюрведа, куда раньше как часть её, входила и йога. Аюрведе более 5000 лет. Её название образовано из двух санскритских слов: аюр – «жизнь, единство тела» и веда – «научное знание». Таким образом «аюрведа» переводится как наука жизни. Аюрведа учит воспринимать всё самое благоприятное в жизни и избегать неблагоприятных явлений. Стержнем аюрведы является учение о том, что ключ к управлению телом лежит в нашем сознании. Правильно пользуясь этим ключом, мы можем полностью контролировать функции организма, по собственному желанию избавляться от болезней и поддерживать хорошёе здоровье, причём гораздо более успешно, чем через простое закаливание и иные пути воздействия, минующие сознание (Наид Кумар Кесвани, 1977).

В отличие от йоги, которая рекомендует для достижения идеального здоровья, кроме особой дисциплины, специальные статичные упражнения, аюрведа рекомендует приводить организм в состояние равновесия с помощью природных средств.

Аюрведа и по сей день остаётся живой наукой, поскольку миллионы людей в Индии лечатся согласно её предписаниям. В Индии основы аюрведы преподаются в медицинских вузах, в Калькуте издаётся специальный журнал, посвящённый изучению аюрведы. Кроме того, даже врачи не аюрведисты, часто при лечении больных используют методы традиционной индийской народной медицины.

По мнению президента Американской ассоциации аюрведческой медицины доктора Дипако Чопры, медицина будущего будет построена на том, что «каждый станет своим собственным целителем» (Дипак Чопра, 1989, 1990).

В странах Древнего Востока, а затем и античного Средиземноморья (3000 до н. э.–V век), существовал культ здоровья. Народы древности уподобляли организм миру в миниатюре, а все процессы в организме - взаимоотношению первоэлементов. Поэтому Восточная медицина, в отличие от Европейской, рассматривает человеческий организм как единое целое, не разделяя его на отдельные системы.

Мировоззренческую основу древней китайской медицины составляло учение о двух противоположных началах; ян и инь. Ян – это всё горячее, яркое, энергия со знаком «+». Инь – включает в себя всё негативное, холодное, тёмное, энергию со знаком «-». Эти две силы существуют в единстве и в борьбе друг с другом.

У «Сицы-Чжуань» – каноническом комментарии к знаменитой китайской «Книге перемен» («ицзин») - дано понятие тайцзы – обычно переводимое как «великий предел» и обозначающие нечто вроде первоосновы сущего, породившей два противоположных и взаимодополняющих начала – ян и инь, которые взаимоподавляют и взаимосоздают друг друга. Символ тайцзы – черная и белая рыбки, гоняющиеся друг за другом по кругу. Черный и белый цвет символизируют противоположности нашего существования, лицевые и оборотные стороны вещей, неотделимые друг от друга: свет-тьма, вдох-выдох, жизнь-смерть и т.п. Все эти качества считаются проявлением исходных первоначал ян и инь. При этом каждое начало содержит в себе зародыш противоположного, что символически изображено чёрной и белыми точками. Символ тайцзы напоминает фотографию Галактики – целостной единицы звёздного неба.

В организме человека ян и инь также существуют в тесном взаимодействии. В случае их равновесия организм находится в состоянии гармонии. Нарушение баланса приводит к патологии. В задачу врача входит выявление энергетических диспропорций и восстановление равновесия, что в идеальном случае приводит к выздоровлению. И хотя на деле всё является гораздо более глубоким и сложным, осознание целостности бытия, умение не впадать в крайности, а идти путём умеренности, гармонии и равновесия не приведёт к потере целостности, а значит и здоровья.

В целом «основополагающая вселенская энергия», которая в древнеиндийской философии называлась прана, в древнекитайской – чи, существует в двух формах: внешняя чи (в природе, в окружающем мире) и внутренняя чи (в человеке как в микрокосмосе, уменьшенной модели Вселенной).

Внутренняя чи циркулирует в организме по особым каналам, именуемым меридианами и подчиняется биологическим «часам». В процессе этой циркуляции происходит взаимодействие главных органов, а через биологически активные точки – взаимодействие с окружающей средой.

Сейчас изучено и описано около 700 точек воздействия (Е.С. Вельховер, Г.В. Кушнир, 1991). Раздражение таких точек вызывает ускорение или замедление деятельности связанных с ним органов. Словом, ответная реакция организма на внешние раздражители всегда направлена на усреднение, на нормализацию его работоспособности. В соответствии с этим, состояние здоровья человека характеризуется нормальным движением энергии чи в организме.

Одной из наиболее популярных в иглоукалывании и прижигании является точка цзу-сань-ли, расположенная книзу от наружного края коленной чашечки. В Китае она известна под названием точки «долголетия», а в Японии – точки «от ста болезней». Любопытное предание существует о ней на Японских островах. Как-то микадо пожелал познакомиться с самыми пожилыми людьми страны Восходящего Солнца. К нему привели крестьянина по имени Мампэ, которому в то время было 194 года. Вместе с ним пришли 173-летняя жена, сын в возрасте 153 лет и невестка в возрасте 145 лет. Почти через полвека, когда страной правил другой микадо на торжество по случаю открытия моста Эдо были приглашены долгожители. Среди почётных гостей вновь оказался теперь уже 242-летний старик Мампэ со своей семьёй. Когда старейшину семьи спросили, что помогло дожить им до столь преклонного возраста, то он ответил: «Через каждые 4 дня мы прижигали точку «от ста болезней».

Трудно судить, насколько это предание соответствует истине. Важно другое: практика показывает, что раздражение точки цзу-сань-ли, оказывает на организм общеукрепляющее действие, повышает тонус и защитные силы у здоровых и больных люде, доказательством чему служит тысячелетний опыт иглотерапии.

Точка «долголетия» настолько авторитетна в странах Востока, и прежде всего в Японии, что и сейчас для поднятия жизненного тонуса ее прижигают и массируют многие тысячи здоровых и больных людей.

На том же принципе основан совет врачей как можно больше ходить босиком. На подошве существует множество зон, напрямую связанных с человеческим телом. Акупрессура активных точек стопы – прекрасное средство сохранения и восстановления здоровья.

Базируясь на основе древневосточной медицины, до сих пор существуют и активно применяются сотни оздоровительных систем (ушу, цигун, тайцзицюань, метод Хуашанской школы дао и др.), главная задача которых – заставить энергию циркулировать по каналам, а кровь по сосудам, дать человеку здоровье и долголетие.

«Прародителями китайского искусства ушу являются русские скоморохи» – так утверждает преподаватель древней китайской культуры и философии ушу в Московском государственном институте международных отношений, обладатель 4-й ступени ушу школы «Золотого цветка» (по-китайски «цзынь дань» буквально «Золотой шар» = «эликсир жизни»). Иван Алексеевич Горбачёв, который несколько лет стажировался в Уданском монастыре «Золотой цветок», центре даосизма, где ему открылись тайны древней библиотеки (А. Донсков, 1991).

Богатыри Древней Руси знали секреты боевых искусств, связанных с накоплением энергии. Вспомним хотя бы об Илье Муромце, схватках богатырей, «вдавливающих» друг друга в землю…

Древнерусские воинские искусства развивались в тесной связи с язычеством по так называемому срединному или золотому пути. В золотой середине встречаются две полярные космические силы неба и землиян и инь. Человекпроводник этих сил. Боевая работа древнерусских воинов шла в форме ритуального танца в энергетическом потоке. Движения в танце непредсказуемы, телом при полнейшей мышечной релаксации управляют космические энергии триады – небо, человек, земля. Но мысли и разум способны управлять этими видами энергии.

Вся истинная жизнь человека должна следовать пути, тропе, понятию, сопоставимому с дао. Объяснение понятия так просто, как и феномен русского характера. Из истории под русским характером мы понимаем характер вольного, свободолюбивого, неподчинённого народа, который можно уничтожить физически, но не духовно. То же и у даосов древности, следовавших законам свободы и пути природы. А понятие пути тождественно понятию нашей дороги, носителями философии которой были скоморохи. Они донесли до нас танцевальные формы оздоровительных (здравы) и боевых искусств. Скоморохами в Древней Руси, после принятия христианства, считали средний слой жрецов – волхвов. Волхвы, так же, как и друиды древних кельтов и даосов, свято хранили информацию, полученную из источника знаний, уходящего в глубь веков. Вот почему суть движения и философии скоморошьего танца близки понятиям школы «Золотого цветка». Ведь скоморохи были язычниками. Через язычество осуществлялась прямая связь между жрецами и даосами. Даосы древности неоднократно бывали на древней Руси, обучаясь у них воинскому искусству, совершенствуя духовное развитие. Впитывая, как губку, воинские познания, древние монахи школы «Золотого цветка» закодировали свои тайны в священных фолиантах, которые сохранились до настоящего времени.

В Уданском монастыре И.А. Горбачёв был свидетелем эксперимента, как мастер, стоявший на платформе, войдя в медитацию, довёл свой вес до десятков тонн. Стрелка прибора зашкалила. Это был не предел. Мастер располагал значительным резервом накопления энергии. Он ступил на землю и вмиг «ушёл» в неё по щиколотку, словно в болотную трясину.

Ушу уданского направления претят погоня за чемпионством, стремление постичь навыки «вырубания» в угоду личного я, безнравственность. В боевом искусстве ушу «Золотого цветка» достичь совершенства может любой физически слабый юноша или девушка, минуя принципы других школ на выживание. Цель даосского направления ушу – физическое, нравственное совершенство, подъём человека на новый качественный уровень.

Таким образом, даосы сумели сохранить достижения других древних цивилизаций и культур. Сея доброе, светлое через искусство оздоровления, изгнание болезней, ушу–монахи школы «Золотого цветка» помогают нам возродить традиционно русскую духовную культуру, которая возвращается к нам с Востока.

Древняя Спарта (VIII-VI вв. до н.э.) прославилась суровостью воспитания будущих воинов и искусственным отбором среди новорождённых. Отец приносил ребёнка старейшине рода, который осматривал его и, если ребёнок был слабым, недоношенным, больным, его сбрасывали в пучину реки Тайгета или в пропасть.

Если бы мы придерживались того же правила, не было бы на свете великого полководца А.В. Суворова, знаменитых поэтов Д. Байрона, Г.Р. Державина и многих других.

В Спарте был закон, строго регулирующий воспитание молодёжи мужского пола с целью получения мужчин, способных к войне. На 7-году жизни ребёнок отбирался от семьи и отдавался в общественное учреждение, где он получал очень суровое воспитание. Говорить мальчики могли только с разрешения взрослых. Речь должна была быть краткой и точной – лаконичной, такой, как в Лаконике (область, на территории которой был расположен город Спарта). Спали спартанцы на подстилках из тростника без покрывал. Головные уборы полагались только точно установленным лицам. Мальчиков приучали ходить босиком и без одежды. Когда им исполнялось 12 лет, они получали на год по одному плащу. Пища мальчиков была скудной. Их приучали собственными силами бороться с лишениями и быть смелыми и ловкими. В Спарте стремились к гармоническому развитию личности и, если хотели сказать о человеке плохо, то говорили: «Он не умеет ни читать, ни плавать».

Чтобы молодежь не приучалась к вину, раба поили до пьяна и водили мимо обеденных столов, - один вид его вызывал отвращение.

В Олимпийских и других спортивных состязаниях спартанцам участвовать запрещалось: «Спарте нужны не спортсмены, а воины».

Что же осталось человечеству от Спарты? Память о грозных полководцах и законодателях. Но Афины, где любили всех детей, подарили человечеству много поэтов и драматургов, да и полководцев и великих государственных деятелей дали не менее, чем суровая Спарта.

Из этого не следует делать вывод, что великие люди вырастают как раз из самых болезненных детей, но сама атмосфера жестокости как норма не даёт талантам возможности расти. Этот чудовищный обычай убивать слабых детей, столетия искусственного отбора самых здоровых, отнюдь не сделало спартанцев новой расой.

В XX веке теоретики фашизма, также как и спартанцы, утверждали, что природа не даёт выживать слабым. То же должно делать и общество. Они относили это «правило» и к целым народам и к «неполноценным немцам» и истребляли их. Этот человеконенавистнический «эксперимент» продолжался 12 лет, пока советский солдат не прекратил его в 1945г.

Таким образом, против искусственного отбора властно восстают не только чувства, но и факты, не только естественное отвращение к жёсткости, но и история, медицина, антропология, генетика.

Один из наиболее выдающихся врачей мировой медицины, учёный-энциклопедист Средний Азии Абу Али Ибн Сина (980-1037) считал, что нужно изучать здоровье здорового человека, а основным методом врачебного познания считал не умозрительные заключения, а наблюдения и опыт. «…И так как здоровье и болезнь, а так же и их причины…познаются не рассудком, а свидетельством фактов, – мы должны изучать факты, поскольку они относятся к здоровью и болезням».

Например, Ибн Сина провёл эксперимент, убедительно доказывающий, что психический фактор влияет на здоровье, как в положительную, так и в отрицательную сторону. Эксперимент удивительно прост. Он взял 2-х ягнят от одного помёта и поместил одного в пустой хлев, а другого в хлев, где на цепи сидел волк. Условия питания ягнят были одинаково хорошими. Однако, первый ягнёнок благоденствовал, а второй не ел, худел и погиб от истощения.

Страх сокращает жизнь, продлевает её радость, спокойная обстановка. Нужно чаще любоваться на звёзды, цветы, животных…

Оптимисты живут дольше.

В главах «Канона» Ибн Сины, посвящённых уходу за здоровым и больным ребёнком, также много тонких наблюдений, разумных советов. Автор показывает себя не только медиком, но и выдающемся педагогом. Его мысли о воспитании детей поражают глубиной, гуманностью, правильной трактовкой сложных проблем воспитания.

Одна из глав, рассказывающих о режиме детей, начинается так: «Необходимо, чтобы внимание воспитателя было направленно на улучшение характера ребёнка, на надлежащую направленность этого характера, на то, чтобы ребёнку были чужды: сильный гнев, острый страх, угрюмость в обращении. Ведь гнев сильно горячит, угрюмость сушит, а лень, апатия уменьшают жизненные силы…. Следовательно, от надлежащего воспитания зависит как его (ребёнка) нравственное, так и физическое здоровье!»

Всё поразительно в этом небольшом отрывке. И акцент на необходимость воспитания характера у ребёнка и понимание взаимозависимости физического здоровья и духовного развития.

Ибн Сина подал новую (для того времени) идею. Он утверждал, что можно «воспитывать телесную природу человека», то есть организм поддаётся воспитанию. Например, никаких проблем с отправлениями кишечника не будет, если делать это в одно и то же время.

Авиценна (Ибн Сина) предостерегал от чрезмерных физических нагрузок. Он отмечал пользу умеренных физических упражнений, способствующих нормальному росту и развитию человека, и предостерегал от чрезмерных физических воздействий, оказывающих нередко обратное действие.

Великий мудрец средневековья также обращал внимание своих учеников на нравственность людей, на их вредные привычки, считая их причиной нарушения здоровья общества. Он утверждал, что в справедливом, нравственно высоком обществе здоровье людей будет лучше того, где есть нравственный упадок.

В «Книге исцеления» Ибн Сина писал, что правитель, составляя свод законов, должен учесть нравственные особенности народа и те его традиции, которые побуждают к справедливости. Она – справедливость, есть лучшее украшение человеческих поступков.

Ученик и последователь Ибн Сины Исмаил Джурджани, развивая мысли своего учителя, в своей книге «Сокровище хорезмского шаха» писал: «Запомни! Главное сокровище жизни на земле - не богатства, которые у тебя в сундуках, не женщины, которые у тебя в гареме, а здоровье, которое надо охранять и постоянно накапливать».

В средние века одной из передовых медицинских школ в Европе была Салернская, которая просуществовала с IX по XIX вв. Медицинские предписания этой школы по сохранению здоровья, после глубокого изучения их, изложил в стихотворной форме философ и врач Арнольд из Виллановы (ок. 1235г.-1311г.). Эту поэму – «Салернский кодекс здоровья» – переиздавали более 300 раз. В ней даны советы по режиму дня и питанию, рациональным движениям и омовению…

«…Если ты хочешь здоровье вернуть

и не ведать болезней,

Тягость забот отгони

и считай не достойным сердиться,

скромно обедай, о винах забудь,

не сочти бесполезным

бодрствовать после еды,

полуденного сна избегая.

Долго мочу не держи,

не насилуй потугами стула;

будешь за этим следить, - проживёшь ты долго на свете.

Если врачей не хватает, пусть будут врачами твоими

трое: весёлый характер, покой и умеренность в пище…»

Представители Салернской медицинской школы, которая впоследствии стала университетом, ещё в XI в. рекомендовали желающим избавиться от лишнего веса «принимать ванны» из раскаленного песка.

Советы Салернской медицинской школы по здоровому образу жизни, не утратили своего значения и во многом соответствуют современным требованиям.

Классическим методом закаливания во все времена в большинстве стран мира были бани. За 1800 лет до нашей эры в индусских книгах «Веды» (« Наука жизни») было написано: «…Целебен поток воды… 10 преимуществ даёт омовение: ясность ума, свежесть, бодрость, здоровье, силу, красоту, молодость, чистоту, приятный цвет кожи и внимание красивых женщин».

О пользе бань писали Геродот и Аристотель, Гиппократ и Гален, Овидий и Гораций, Ибн Сина и Леонардо да Винчи… и многие, многие другие.

Существует два главных вида бань: римские и русские. Все остальные – их разновидности. В римских банях воздух в самом жарком помещении сухой, а в русской парилке непременно влажный. Это основная разница. Когда-то их так и разделяли: «горячие воздушные ванны» и «парные ванны».

Истоки русской бани уходят в седую древность. Древнегреческий историк Геродот (V век до н.э.), странствуя по белу свету, побывал и на территории нашей страны. Здесь он увидел и описал бани, которыми пользовались наши предки – «…эти сильные, могучие люди». Далее Геродот описывает саму баню. «Устанавливали три жерди, верхними концами наклонёнными друг к другу, и обтягивали их войлоком. Потом бросали в чан, поставленный посреди этой хижины, раскалённые до красна камни. Взяв конопляное семя, залезали в эту войлочную баню и бросали семя на раскалённые камни. От этого поднимался такой сильный пар, что ни какая эллинская баня не сравняется с той», какую он видел в степи. Наслаждаясь ею, скифы вопили от удовольствия.

У Геродота мы узнаём и о том, что скифы после погребения покойников очищали себя парной баней. Скифские женщины растирали на шероховатом камне, подливая воды, куски кипариса, кедра и ладана. Этим жидким тестом с приятным запахом обмазывали всё тело, а когда на следующий день смывали этот слой, оно становилось чистым и блестело…

Русская баня упоминается в летописях X-XIII веков. Её называли мовь, мыльня, блазня или просто баня.

Удивительный обычай русских закаливать организм парной баней так описывает летописец Нестор (XI-XII вв.) в «Повести временных лет». В Великом Новгороде легендарный апостол Андрей, путешествующий по разным странам, увидел деревянные бани, где люди, обнажавшись, били себя вениками и под конец окатывались холодной водой. «И возмут на се прутье младое и бьют ся сами… И обдаются водой студеною… И то творят мовенье себе, а не мученье». То же проделывали и с детьми. Зимой, напарившись, голыми выбегали на мороз, натирались снегом или купались в прорубе.

Веник (липовый, берёзовый, можжевеловый - каждый имеет свой особый эффект) – это своеобразный массаж, усиливающий кровообращение в коже, подкожной клетчатке, мышцах, способствующий последующему закаливанию. «Который день паришься, тот день не старишься».

С конца XIX века, когда врачами Петербургской медико-хирургической академии были успешно защищены первые докторские диссертации, посвящённые влиянию пара на организм человека, баня стала своего рода научной лабораторией. Главное достоинство бани, по их заключению, не считая большого гигиенического значения, заключается в том, что она способствует закаливанию организма. За час пребывания в бане выделяется от 500 до 1500 г пота, а вместе с ним соли натрия, хлориды, молочная кислота, мочевина и многие другие конечные продукты обмена, токсичные для организма. Энергичный вывод шлаков облегчает функцию почек, улучшает вводно-солевой обмен…

Не зря Антонио Нуньес Риберо Санчес – испанский врач, прослуживший всю свою жизнь в России при дворе императрицы Елизаветы Петровны - под конец своей жизни написал «Уважительное сочинение» «о парных российских банях, поелику споспешествуют оне укреплению, сохранению и возстановлению здоровья» (1744). В этом трактате иностранец с большой любовью и уважением к русским обычаям писал: «Искреннее желание моё простирается только до показания превосходства Бань Российских перед бывшими вдревле у Греков и Римлян и перед находившимися ныне во употреблении у Турков, как для сохранения здоровья, так и для излечения многих болезней»…

Одна из самых волнующих загадок, к которой люди всегда испытывали интерес, - тайна жизни и смерти, молодости и старости. Мудрецы всех времён, мечтатели и авантюристы, учёные и врачи, люди самых разных профессий искали эликсир жизни, эликсир бессмертия.

Эликсир – лекарственная жидкость, представляющая смесь из какого-либо спиртового настоя, вытяжки, эфирного масла и других веществ.

С глубокой древности до наших дней прослеживается стремление людей получить «волшебные пилюли» продлевающие жизнь человека, а также панацею – всеисцеляющее средство от всех болезней.

По древнекитайским представлениям способов достичь бессмертия было немало. Один из них состоял в том, чтобы получить чудесный эликсир, продлевающий жизнь до бесконечности. Вся китайская древность и средневековье пронизаны стойкой верой в это сверхъестественное снадобье.

Уже в середине первого тысячелетия до н.э. эта идея владела умами многих мудрецов древнего Востока.

С упорством, подобным тому, с каким алхимики средневековой Европы искали «философский камень», китайские мистики пытались обрести рецепт волшебного препарата. В его состав включали самые различные, часто весьма экзотические ингредиенты.

Вот один из составов: дань-ша (киноварь), хун (ртуть), юй (яшма считается самой благородной из существующих минералов), гуй (корица), сун-е (сосновые иглы), сун-цзы (семена сосны - чрезвычайное долголетие).

Зачастую эти «эликсиры бессмертия» оказывались отнюдь не безвредными для здоровья, ведь в них входили, например, такие ядовитые вещества, как ртуть.

В древнекитайских летописях упоминается, что только в IX веке четыре императора династии Тан преждевременно покинули мир из-за злоупотребления «волшебными пилюлями».

В древней Индии для омолаживания принимали специальные пилюльки из семенных желёз тигров и крокодилов, обвалянные в золотой пудре. Готовили эликсиры молодости и из растений, известных под названием йара.

В древнем Египте люди также интересовались вопросами омолаживания, а непосредственно ответственным за это был Бог Птах. Богиня питания Рененутет предписывает помогать Птаху. Как видно, уже тогда люди предполагали, что для здоровья и жизни людей имеет значение правильное питание.

Кроме того, древние египтяне мечтали обрести бессмертие с помощью магнита, а великий врач средневековья Теофраст Парацельс (1493-1541) пытался доказать, что с помощью магнита можно вылечить любую болезнь и даже вернуть молодость.

Древнегреческая Медея пробовала вернуть молодость старому Ясону при помощи головы старой вороны. Более того, Медея якобы вскрыла вены Ясону и разбавляла кровь какой-то чудодейственной жидкостью.

Гиппократ рекомендовал тяжело больным пить кровь, полученную от здоровых людей.

В 1482г. глава католической церкви папа Иннокентий VIII провёл сложный курс омоложения, главную роль в которой играл специальный раствор, приготовленный из крови молодого человека.

Елизавета Батор (жившая на рубеже XVI-XVII вв.) купалась в крови девушек, живших в её владениях. По её приказу было убито более 800 малолетних девочек с целью добывания крови для ванн.

Но все многовековые усилия по омолаживанию, по получению панацеи и эликсира бессмертия заканчивались безрезультатно. Ни древнеегипетские жрецы, ни знаменитые маги и целители, ни средневековые алхимики не сумели найти средство, сохраняющее здоровье и жизнь человека, зато преуспели в составлении рецептов ядов.

Хоть это и невероятно, но … вера в бессмертиебессмертна! И в наше время поиск чудодейственного эликсира продолжается. Речь идёт не просто об увеличении продолжительности жизни.

Реанимация, удлинение периода дряхлости, никому не нужна. Речь идёт об улучшении качества жизни. Это означает, что люди в возрасте 60-80 лет должны быть более здоровыми и работоспособными, чем теперь.

По одной из современных гипотез старение – есть результат выполнения строгой «наследственной программы». Каждый из нас носит в себе некие «часы старения», которые в общих чертах и определяют темпы нашего увядания.

Согласно этой гипотезе процесс старения организма можно замедлить за счёт разумного образа жизни или ускорить собственной беспечностью. Если действительно существуют «генетические часы», – а возможно и не одни, можно надеяться на то, что удастся разобраться в принципе их действия.

По мнению научного сотрудника Московского государственного университета кандидата химических наук Е. Авдониной (1992) старение живого организма происходит в результате его самооблучения. Такая точка зрения согласуется с обширным экспериментальным материалом: все изменения на молекулярном уровне, происходящие при естественном старении, сопоставимы с повреждениями системы тканей организма, вызываемыми радиацией.

Каждый живой организм, утверждает Е. Авдонина, несёт в самом себе источник облучения. При протекании нормальных биохимических процессов в живом существе значительная часть энергии выделяется не только в виде тепла, но и в виде высокоэнергетических квантов. Чем выше перегрузки организма, вызываемые стрессами, перегревом, перееданием, тем больше высвобождается избыточной энергии, идущей в том числе и на самооблучение, и тем активнее развиваются разрушительные процессы.

В настоящее время существует около 300 гипотез старения. Но ни одна из них не даёт конкретных рецептов бессмертия.

В XX веке были получены положительные результаты продления жизни растений. Например:

1. В США в течение 100 лет несколько поколений учёных зацикливали агаву мексиканскую, которая живёт обычно 10 лет. У неё на последнем году жизни обрезали генеративный побег. Через год он отрастал заново. Его опять обрезали. Десятый год жизни продолжался столетие. В принципе его можно было и не прекращать.

2. Учёные установили, что яблоки, дыни, салат, бананы, помидоры выделяют этилен, который ускоряет созревание плодов. Если изменить ген, вызывающий образование этилена, то плоды остаются зелёными, за то практически не стареют. Только перед продажей их обрабатывают этиленом, и они быстро созревают.

3. Московский учёный-биохимик Н.Н. Исаев (1984) зациклил клён, то есть сделал его бессмертным. Лиственное дерево средней полосы осенью сбрасывает листья, какие бы идеальные условия ему не создавали. Возраст клёна Н.Н. Исаева каждые три недели возвращается к одной и той же отметке. Когда почки немного вырастут, но ещё не созреют, он их выщипывает. Все до одной. Тем самым растение искусственно не допускается к фазе пожелтения листьев. Обманутое таким образом деревце начинает всё сначала – вновь появляются почки. Через 20 дней – опять удаление. И так без конца. Это и есть зацикливание.

Таким образом, растение можно зациклить, обеспечив ему бесконечную жизнь в неизменном возрасте. По утверждению Н.Н. Исаева, между растениями и животными в этом отношении полная аналогия.

Единственный в мире учёный, который умеет зацикливать жизнь не только растения, но и животного, и даже человека на определенном этапе его жизни – это русский ученый биолог-биохимик Николай Николаевич Исаев, который впервые изложил свою теорию старения в 1984г. Суть ее заключается в следующем:

Нужно искусственным путем подавить в организме те продукты, которые «включают» очередную возрастную фазу. Эти продукты известны биохимикам. Их три. Для двух из них известны ингибиторы – вещества, химически связывающие интересующие нас продукты и переводящие их в неактивное состояние. Осталось открыть «тормоз» для третьего продукта. Задача вполне реальная.

В Москве создана экспериментальная группа под руководством Н.Н. Исаева, куда входят ученые разных специальностей: физиологи, биохимики, физики, биологи, врачи разных специальностей, демографы…, которые изучают биологию старения. Они оказывают и практическую помощь населению: определяют биологический возраст человека и корректируют здоровье.

Н.Н. Исаев считает, что в недалекой перспективе они научатся не только зацикливать организм в определенном возрасте, но и перемещаться из одной фазы в другие, в том числе и в более ранние.

А.А. Горбовский – историк, писатель России, автор книг, мгновенно исчезающих с прилавков магазинов, изучил существующую в мире доступную ему литературу по проблеме практического долголетия и создал на этой основе банк данных по этой проблеме (В. Свирин, 1989). Выяснилось, что некоторые учёные XX века – К.Э. Циолковский, англичанин Дж. Бернал, лауреат Нобелевской премии американец Р. Фейнман, Президент Академии наук Белоруссии В. Купревич и другие – считали, что в перспективе бессмертие человека принципиально достижимо. Английский учёный и писатель Артур Кларк назвал даже конкретный срок, когда будет решена эта проблема – 2090 год.

И всё – таки, господствующим направлением медицины на протяжении многих веков был поиск болезни и способы её лечения, а не сохранения здоровья здорового человека, оценки оставшихся резервов здоровья и его сбережения или, ещё лучше, увеличения. Даже само слово «медицина» в переводе с латинского означает «лечу, исцеляю».

Первые теории патологии медицины носили чисто умозрительный характер:

Гуморальная теория Гиппократа (460-377 до н. э.) – болезнь есть неправильное смешение 4-х жидкостей организма. Здоровье – это гармония жидкостей.

Солидарная теория (solidus-твёрдый, плотный) патологии Асклепиада (128-56 до н.э.) – при засорении, сокращении, расширении пор (канальцев) организма нарушается свободное движение атомов, что приводит к болезни.

Химическая теория патологии Парацельса (Теофраст Бомбаст фон Гогенгейм, 1493-1541) – процессы, происходящие в организме являются химическими. Все болезни, считал он, происходят от расстройства химических процессов. Химия – один из столпов, на который должна опираться врачебная наука.

Новый период в развитии патологии начинается с возникновением в XVIII веке новой науки – патологической анатомии. Начало этому этапу положил итальянский врач и анатом, профессор Падуанского университета Джованни Батиста Морганьи (1682-1771), который в 1761г. издал свой классический труд «О местонахождении и причинах болезней, открытых анатомом». Морганьи считал, что каждой болезни соответствуют определенные материальные изменения в том или ином органе: органная теория заболеваний.

Касавье Биша (1771-1802) развил положение Морганьи. Он считал, что жизнедеятельность отдельного органа слагается из функций различных тканей, и что патологический процесс поражает не весь орган, как полагал Морганьи, а только отдельные его ткани: тканевая теория патологии.

В середине XIX века развитие патологии проходило в борьбе 2-х направлений: старого – гуморального, уходящего корнями в философские учения древнего мира и более позднего – солидарного, связанного с применением микроскопии. Главными представителями этих направлений были Р. Рокитанский и Р. Вирхов.

К. Рокитанский (1804-1878) основной причиной болезненных явлений считал нарушение в составе и соотношении жидкостей, соков человеческого организма. Нельзя уничтожить болезнь, ликвидировав лишь очаг поражения и не уничтожив нарушений обмена веществ, которые лежат в основе местных изменений: гуморальное направление.

Понимание болезни как общей реакции организма было положительной стороной его концепции. Но гуморальная патология Рокитанского пришла в резкое противоречие с фактическими данными, известными в то время. В споре с Вирховым Рокитанский быстро сдал свои позиции и отказался от основных положений своей теории в пользу учения о клеточной патологии, так как доказать свою правоту при том уровне развития науки К.Рокитанский не имел возможности.

Р.Вирхов (1821-1902) считал, что вся патология есть патология клетки: целлюлярная патология (1855). Эта теория быстро получила всеобщее признание и оказала положительное влияние на последующее развитие медицины. Но теория Вирхова переоценивала роль клетки и игнорировала принципы развития организма и роль общих процессов.

Следующий этап развития понятия сущности болезни связан с русскими учеными И.М. Сеченовым и С.П. Боткиным. В 1863г. И.М. Сеченов (1829-1905) опубликовал свой труд «Рефлексы головного мозга», который впервые в истории физиологической науки доказывал, что деятельность головного мозга рефлекторна. С.П. Боткин (1832-1889), основываясь на рефлекторной теории И.М. Сеченова, научно обосновал неврогенный патогенез болезней. Он считал, что рефлекторная цепь не есть что-то постоянное, застывшее, но может включать в себя различные другие элементы нервной системы и соответствующие им паренхиматозные органы. Последние, в силу этого, могут изменить свою функцию без того, чтобы в них были какие-нибудь анатомические изменения. Таким образом, неврогенная теория раскрывала механизм возникновения функциональных расстройств, которые в свете целлюлярной теории оставались совершенно необъяснимыми.

Так возникло третье направление в патологии – нейрофизиологическое, основоположниками которого являются русские ученые И.М. Сеченов, С.П. Боткин и И.П. Павлов (1849-1936). Последний, развивая учение Сеченова, создал на основе многолетних экспериментальных исследований, материалистическое учение о высшей нервной деятельности. Главное положение этого учения – целостность организма и его единство со средой (единство биологического и социального).

В концепции нервизма, таким образом, очень четко поставлен вопрос о главенствовании нервной системы. Но не трудно увидеть, что и другие представления о здоровье и болезни, считая те, которые пришли к нам из глубокой древности, пытались решить ту же проблему – найти «пусковой механизм» заболеваний в нарушении согласованности элементов, сил, явлений, процессов, составляющих живой организм.

Словом, прослеживается ясная тенденция – поиск чего-то единого, что несет наибольшую ответственность за нормальную жизнедеятельность человеческого организма: его соки, твердые частички, органы, ткани, клетки, нервная система и т.п.

Благодаря новой технической оснащенности научных лабораторий, ученые XX в. смогли многое объяснить, что происходит в каждом отдельном органе, даже на уровне клетки, но в то же время традиционно рассматривали функциональные системы порознь (сердечно-сосудистая, центральная нервная система, гормональная и т.д.). За тысячелетия существования медицины этот подход накопил очень много ценных сведений, но он не позволяет судить о том, каков оптимальный режим работы всего организма каждого конкретного человека. И научно определенные нормы являются едиными для всех (нормальное давление, дыхание, частота пульса…), они не учитывают особенности конкретного человека.

Не годится этот традиционный подход и для выявления резервных возможностей организма. Ведь здесь многое зависит то взаимной компенсации деятельности отдельных функциональных систем. Кроме того, методы физики и химии, давно применяемые как в биологии, так и в медицине, попытка превратить науку о живом в точное естествознание, тоже терпят неудачу (М.Одинец, 1987). Это объясняется тем, что игнорировалась специфика живого, которая заключается в развитии, в самопроизвольном усложнении, упрочении порядка.

Открытие законов самоорганизации, общих для живых и нежных систем, привело к созданию синергетики («Синергизм», греч. Synergos – «вместе действующий») – нового направления в современной науке, помогающего рассматривать организм как единое целое.

Круг замкнулся. Мы снова пришли к мысли о том, что организм и окружающая его среда – едины и взаимозависимы друг от друга. Ученые, вступившие в XXI век, благодаря большим возможностям, знают о человеке значительно больше своих предков, но они по-прежнему не могут справиться с болезнями, которых в последнее время стало еще больше, как в бедных, развивающихся странах, так и в богатых, развитых.





Дата публикования: 2015-04-07; Прочитано: 1091 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.026 с)...