Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Методика обучения детей аппликации в специальном детском саду



Специальной методики по обучению детей с различными проблемами в развитии аппликационной деятельности не существует. Но, на наш взгляд, можно использовать подходы, предложенные И.Л.Гусаровой (1968). Позднее эту работу продолжила её ученица, З.А. Богатеева. Обратимся к их рекомендациям.

Работа по обучению аппликации детей в детском саду начинается с подготовки каждого ребёнка к овладению новым видом изобразительной деятельности в процессе игр с элементами плоской мозаики. Эти элементы воспитатель вырезает из плотной бумаги или картона в виде несложных силуэтов отдельных элементов или их частей в форме прямоугольника, треугольника, круга, желательно ярких расцветок (красный, синий, зелёный, жёлтый).

Во время игр-занятий подгруппа из четырёх-пяти детей под руководством воспитателя учится раскладывать фигуры в определённом порядке, составлять силуэт предмета из двух-трёх частей, соотносить их по форме, окраске, величине, пространственному расположению. Воспитатель своим примером побуждает детей к действиям с различными фигурами. Он садится вместе с детьми за стол, берёт фигуры и начинает их раскладывать, поясняя свои действия: «Сделаю дорожку. Возьму один зелёный квадрат, к нему положу ещё один такой же, потом ещё. Вот какая получилась прямая длинная дорожка. По ней побежит зайчик. Вот он». Тут же привлекает одного из детей к обыгрыванию действия: «Возьми зайчика и покажи, как он побежит по зелёной дорожке – прыг-скок». Каждому ребёнку нужно дать возможность поиграть с зайчиком, провести его по дорожке, а воспитатель в это время приговаривает: «Вот как зайчик бежит по прямой дорожке».

В следующий раз педагог вместе с малышами составляет из частей домик для куклы, организуя игровую ситуацию: приходит кукла, просит детей сделать для неё домик. Она говорит, что у неё есть квадрат, треугольник и ещё маленькие квадратики для окон. Начинается рассматривание фигур, отмечается их название, цвет. Воспитатель говорит: «Поможем кукле Кате. Сделаем для неё домик, в котором она будет жить. Затем, привлекая к действию детей, взрослый ставит квадрат – стены дома, потом треугольник – крышу и ряд окон. Участие детей заключается в том, что они подают воспитателю отдельные детали. Он тут же уточняет их форму, цвет и назначение: «Подай, пожалуйста, зелёный треугольник. Это у нас будет крыша домика» и т.д.

Постепенно дети приучатся выполнять отдельные задания по указанию взрослого: «Разложи красные шарики друг за другом на полоске», «Подбери большие и маленькие флажки».

Из бумаги с ворсистой поверхностью можно вырезать элементы мозаики для составления несложных узорных композиций, основу которых составляют геометрические фигуры (круги, квадраты) или растительные формы (листья, цветы, ягоды). Воспитатель показывает примеры ритмичного повторения на полосе разных элементов, раскрывает возможности их чередования по цвету, форме, величине: красный кружок, потом синий кружок, опять красный и синий; большой красный цветок и маленький зелёный листок, затем ещё такой же красный цветок и зелёный листок и т.д. При повторении за взрослым узорных композиций необходимо поощрять самостоятельность ребёнка в выборе и сочетании элементов, обращать их внимание на красоту компоновки, яркость и разнообразие форм.

Другой набор мозаики может быть сюжетного характера. Для этого вырезают цветные силуэты знакомых детям образов, персонажей из сказок, песен, мультфильмов. Воспитатель вместе с детьми разыгрывает сценки на сюжет песенки или сказки. З.А. Богатеевой описано интересно организованное занятие на тему песни «Вышла курочка гулять».

Для занятия воспитатель готовит большой зелёный лист ворсистой бумаги – это будет лужок. Готовятся силуэты курочки, цыплят, цветов, жуков. На зелёный лужок сначала накладывают силуэт курочки. В пространстве листа размещают яркие цветы, жуков. Воспитатель побуждает детей к разнообразным действиям с предметами: они передвигают фигуры, то сближая их, то отдаляя. При этом малыши привлекаются к повтору за взрослым слов знакомой песенки:

Вышла курочка гулять,

Свежей травки пощипать,

А за ней ребятки,

Жёлтые цыплятки.

Цыплята на лугу появляются по одному и располагаются вокруг силуэта курочки. Затем воспитатель может сказать: «Разбежались цыплята по лугу, щиплют травку, рассматривают красивые цветы – красные, синие, жёлтые, а потом опять бегут к маме-курочке. Она зовёт их: «Кво-кво-кво».

В соответствии со словами воспитателя дети совершают те или иные действия: раскладывают по всему листу цветы, располагают между ними цыплят, перемещают их.

Точно так же, используя фигурки зверей, можно разыграть сценки из сказки «Колобок».

Игры с мозаикой, по утверждению З.А. Богатеевой, должны включать так же задания, которые требуют от ребёнка умения составить предмет из отдельных частей. Формулировка задания в этом случае должна помогать правильно отобрать части, соединить их между собой, сочетая форму и цвет: «Составь мячик из двух половинок красного и синего цвета». (сочетание цветов каждый раз должно варьироваться); «Сделай башенку из больших и маленьких кружков», «Укрась ёлочку шариками – большими и маленькими, красными и жёлтыми»; «Надень красные шляпки на грибочки».

Основная цель этих упражнений – воспитать у детей интерес к действиям с вырезанными фигурами, вызвать желание самостоятельно сделать из них простейшие изображения, составить несложные композиции.

А теперь рассмотрим последовательность обучения детей с проблемами в развитии технике аппликации. Мы познакомимся с общим направлением обучения. Но следует помнить, что в зависимости от характера дефекта эта работа будет иметь некоторые отличия. Какие именно, можно определить, познакомившись с разделом «Аппликация» в соответствующей программе воспитания и обучения.

На первом-втором году обучения дети, как правило, учатся называть, раскладывать и наклеивать в определённом порядке вырезанные воспитателем бумажные фигуры.

С первых занятий воспитатель должен приучать детей соблюдать правила аккуратности: не набирать на кисть слишком много клейстера, после намазывания ставить кисть на подставку, намазывать формы только на клеенке, при наклеивании прижимать фигуру салфеткой, а не ладонью. Об этом напоминается детям, как во время объяснения задания, так и в ходе его выполнения.

Чтобы работа доставляла детям удовольствие и оказывала положительное воздействие на их воспитание и развитие, воспитатель должен продумать занимательную форму выполнения задания, использовать игровые приёмы: игровые действия (собирать в корзину яблоки, найти спрятанную игрушку), игровой образ (на занятие приходит какая-нибудь игрушка и даёт детям задание), обыгрывание полученных результатов (подарить аппликацию кукле, мишке, маме и т.д.).

При выборе содержания аппликаций следует исходить из особенностей развития детей, их мышления, учитывать его конкретно-образный характер. Дети с большим интересом будут раскладывать и наклеивать знакомые им предметы, комбинировать их по признаку цвета, формы, величины. В процессе выполнения аппликационных работ уточняется название цвета и происходит обучение сочетанию предметов по окраске: «Жёлтые листья красиво выделяются на тёмной земле», «Белый снежный ком хорошо виден на синей бумаге». На одном фоне можно также расположить предметы разного цвета: «Воздушные шары красные, синие, зелёные, жёлтые летят к голубому небу».

К подобным занятиям следует готовить материал разного цвета, чтобы каждый ребёнок мог выбрать наиболее понравившиеся по цвету формы. Так стимулируется активность детей, формируется их самостоятельность и творчество.

Содержание аппликации необходимо связывать с непосредственными наблюдениями, сезонными изменениями природы, праздниками, играми. Например, осенью дети собирают и рассматривают листья, овощи, фрукты, цветы, ягоды. Большое эмоциональное воздействие оказывает на ребёнка празднование Нового года и в своих аппликациях малыши могут передать следующие мотивы: «Маленькая ёлочка зимой», «Бусы на ёлку», «Украсим ёлочку огоньками». Из весенних явлений для аппликации подходят такие несложные темы, как «Ярко светит солнышко», «Льдины плывут по реке», «Одуванчики расцвели на лугу». А летом можно наклеить «Цветы на клумбе», «Огурцы на грядке», «Грибы в лесу». Эти темы, конечно, являются примерными. Каждый воспитатель вправе выбрать любое содержание, любую тему, учитывая уровень развития детей своей группы, опыт наблюдений, природное окружение, круг чтения, игры детей.

Известно, что младшие дошкольники воспринимают окружающее неглубоко и неполно, выхватывая из него отдельные и часто случайные признаки. Но чтобы даже элементарно изобразить предмет, необходимо вычленить его форму, окраску, величину, положение в пространстве, структуру, пропорциональное отношение его частей. Поэтому первой задачей педагога является обучение детей умению видеть, умению совершать зрительный анализ воспринимаемого предмета. Однако только показ и анализ натуры в этом возрасте ещё не могут обеспечить успеха аппликационного изображения. Поэтому возникает вопрос об образце, который являлся бы для детей наглядной целью, ответом на поставленную задачу. Таким образцом может быть только аппликационный способ изображения; никакой другой (рисунок, слепок, живопись) не сможет помочь детям сделать перенос с восприятия предмета к способу его аппликационного изображения. Восприятие натуры либо хорошей модели предмета является обязательным условием, предшествующим показу и анализу образца, который служит лишь промежуточным звеном между бесконечно разнообразными и сложными явлениями реального мира и примитивными по характеру детскими способами их изображения. Образец показывает детям доступные им изобразительные средства, ни в коей мере не заменяя живого созерцания реального мира. Там, где дети осваивают образец воспитателя без должной опоры на восприятие реального предмета, они подходят к нему как к догме. Этого не должно быть.

Анализируя образец, необходимо определить его качества, структуру и т.д. Однако, следует помнить о том, что не следует перегружать объяснение словесным материалом. Поэтому воспитатель называет лишь самые существенные качества, самые основные и доступные детям признаки. Например, чистый цвет следует определять словом, а там, где почему-либо использовался оттенок цвета, нейтральный тон, можно не давать его словесного определения, чтобы не путать детей. Там, где используется точная геометрическая форма, важно называть её правильно, но как только такая форма после наклеивания превращается в предмет или его часть, надо давать ей образное название (например, «Наклеим прямоугольник – вот и получилось окошко в домике»).

Затем даётся показ приёмов выполнения работы. На первых занятиях главное внимание уделяется техническим приёмам, т.е. тем конкретным действиям, которые нужно совершить ребёнку, чтобы аккуратно приклеить формы в указанном воспитателем порядке. Дети обычно осваивают этот приём со второго-третьего показа. Однако, в дальнейшем нужно постоянно напоминать детям все последовательные действия наклеивания, иначе они, увлекаясь содержательной стороной занятия, часто забывают класть кисть на подставку, пользоваться салфеткой и т.д.Каждое действие показа воспитатель обязательно сопровождает словесным объяснением. Например: «Теперь покажу, как наклеивать такие воздушные шарики. Возьму красный кружок, поверну его белой стороной кверху, положу на клеёночку, пальцем придержу его с самого края и кисточкой помажу клейстером весь кружок. Теперь положу кисточку на подставку, чтобы не запачкать клеем стол, поверну кружок красной стороной вверх и положу на верхний конец нарисованной ниточки, прижму тряпочкой. Вот и приклеился! Получился воздушный шарик! Теперь ещё один кружок возьмём и наклеим… Ещё один… Вот и получились воздушные шарики!»

Для успешного индивидуального руководства в процессе занятий, прежде всего важно хорошо знать детей своей группы. Кроме этого нужно быть внимательным к состоянию детей непосредственно на занятиях: возбуждённого ребёнка постараться успокоить, вялого – подбодрить. Нельзя рассчитывать на то, что все дети сразу и безошибочно усвоят всё, что даётся в объяснении, поэтому недопустимо отказывать ребёнку в помощи, упрекая его в том, что он не слушал объяснение, был невнимательным и т.п. Вместе с тем не обязательно оказание помощи каждому ребёнку без исключения в порядке очерёдности: некоторые дети в такой помощи не нуждаются.

К детям, больше всех нуждающимся в помощи, надо подойти сразу после объяснения и посмотреть, что и как они начинают делать. В случае неуверенного, но верного действия – ободрить, похвалить ребёнка. Если ребёнок не начинает работать, нужно спросить его, что надо делать, или подсказать необходимое действие. Например, «Коля, бери скорее красный кружок. С какой стороны ты его намажешь клеем?» И если ребёнок молча, но правильно покажет пальцем на белую сторону кружка, похвалить его: «Правильно, Коля, клеем всегда намазываем белую сторону».

Если ребёнок кладёт не на место намазанную клейстером форму, никогда не следует воспитательнице самой передвигать её в нужное место. Надо постараться подвести ребёнка к осознанию ошибки и помочь самому исправить её. Например, увидев кружок, наклеенный не к нарисованной нитке, воспитатель говорит озабоченно: «Ой, у тебя оторвался один воздушный шарик! Поскорее привяжи его к ниточке, а то он улетит».

Работая на занятии с отдельными детьми, надо не забывать и о группе. Полезно иногда делать общие замечания, выражающие одобрение работе всех детей или направленные на выравнивание темпа занятия. Например, воспитатель говорит: «Молодцы, дети, научились наклеивать! Никто не забывает вытирать салфеткой лишний клей». И те дети, которые забыли про салфетки, сразу берут их в руки и вытирают выступивший из-под формы клейстер. Или воспитатель говорит: «Сейчас Наташа последний кружок-бусинку намазывает клеем. Она, наверное, первой закончит работу». И отставшие дети начнут поторапливаться.

На занятиях по аппликации дети постепенно должны научиться правильно использовать пространство листа бумаги.

Первоначально они наклеивают фигуры по всему листу без видимого порядка, так как им ещё трудно осуществлять взаимодействие однородных предметов, фигур по каким-то закономерностям: по ритму, приёмам чередования или сочетания форм. Поэтому первые несколько занятий нужно проводить без подобных требований. Задания должны формулироваться примерно так: «Листопад, листопад, листья жёлтые летят», «Яблоки рассыпались». Такая постановка изобразительной задачи позволяет ребёнку свободно перемещать фигуры на фоне и тем самым осваивать его пространство, что удобно и в отношении наклеивания форм. Ведь малышу на первых порах трудно сразу найти то же место, где лежал предмет до наклеивания, и он прикрепляет его в любом месте.

Следующий цикл занятий направлен на обучение детей раскладыванию и наклеиванию форм, объединённых в определённом месте: «Собери яблоки в корзину» (на фоне воспитателем наклеена корзина и ребёнок должен наклеить яблоки внутри неё, а не где хочется), «Составь букет из цветов», «Связка воздушных шаров», «Бусы на ёлку» (воспитатель заранее рисует на фоне нитку – прямую горизонтальную, полукругом или дугообразную, а дети раскладывают, а затем наклеивают бусины поверх неё).

После того, как дети освоят такие задания, можно научить их располагать предметы на линии земли в нижней части листа, чему способствуют задания типа «Колобок катится по дорожке», «Жёлтые одуванчики расцвели на поляне», «Грибы растут в лесу». Дети учатся не только располагать предметы на горизонтальной прямой линии, но и устанавливать связь между предметами и образами по величине (грибы большие и маленькие, цветы высокие и низкие). При наклеивании этих предметов воспитатель должен закреплять у детей пространственные ориентировки (в середине, рядом, слева, справа, внизу, вверху).

По желанию педагога можно провести несколько занятий по декоративной аппликации. Примерные темы: «Шарфик для куклы», «Платочек для мамы», «Тарелочка для кошечки». На этих занятиях дети будут учиться более точно располагать элементы узора, вырезанные в форме знакомых геометрических фигур, наклеивать их по углам квадрата, в середине и по окружности круга, по горизонтали полоски, сочетая формы, цвета, чередуя элементы по величине.

Некоторая категория детей (например, имеющих нарушения ОДА или значительную умственную отсталость) в течение всего дошкольного возраста так и остаётся на этом уровне - раскладывания и наклеивания готовых форм. Но есть и другая категория и этих детей на третьем-четвёртом году обучения учат правильно пользоваться ножницами и вырезать фигуры из бумаги, пользоваться ножницами,, сжимая и разжимая рычаги, чтобы получился ровный разрез по прямой или косой линии, закруглять углы заготовок четырёхугольной формы при изображении предметов круглой и овальной формы.

Воспитатель учит детей более точно вырезать и наклеивать сначала простые формы, в основе которых лежит квадрат, прямоугольник, треугольник. Их можно использовать при составлении орнаментальных композиций для украшения шарфика, тарелки, коврика, дорожки, а также отображать такие предметы, как кубики, платочки, косынки и т.д.

Затем ребят учат вырезать отдельные части и составлять из них более сложные предметы (домик, скворечник, ворота), а так же сочетать их друг с другом по величине (домик большой, а рядом ворота, они ниже домика).

Воспитатель подбирает такие объекты для вырезания, которые имеют форму, близкую к эталонной. Так, правильную форму имеют шар, мяч, арбуз, апельсин, дыня, слива, бусинки и т.д. Конкретные признаки предмета в аппликациях передаются подбором окраски бумаги (зелёный арбуз, жёлтая дыня, оранжевый апельсин, разноцветные шары). Величинные соотношения предметов ярко выступают при их сопоставлении: например, арбуз и апельсин, большие и маленькие кубики, мячи. Для этого детям дают заготовку разного цвета и размера, а задание оговаривают в соответствующей формулировке: «Вырежьте и наклейте мячи большие и маленькие, красные, синие, зелёные».

Прежде чем обучать дошкольников вырезанию ножницами, необходимо закрепить их умение раскладывать и наклеивать формы. После двух-трёх занятий, когда дети освежат в памяти эти приёмы, их внимание можно сосредоточить на приёмах пользования ножницами при вырезании элементов для аппликации. Этот процесс требует значительного напряжения, внимания и воли. Чтобы облегчить его, воспитатель первоначально упражняет ребёнка в разрезании узких полосок поперёк однородными движениями ножниц, выполняя игровое задание: вырезать билетики для игры в театр, цирк, чеки для игры в магазин, талоны для игры в больницу, проездные билеты для игры в автобус. Игровая форма результатов вырезания повышает интерес ребёнка к этому процессу, в непринуждённой игровой обстановке он легче усваивает приёмы использования нового инструмента.

На последующих занятиях по аппликации детей обучают более точно вырезать прямоугольную форму, дифференцировать прямоугольник, квадрат, полоску. Основой для вырезания этих фигур является полоса бумаги разной длины и ширины. Так, прямоугольник получают при разрезании полосы 3Х12 см на две части, а деление каждой из них ещё пополам позволяет получить по два квадрата, которые затем наклеивают для украшения конца полотенца или шарфика.

Из квадрата путём разрезания его пополам с угла на угол слитным движением ножниц получают два треугольника. Обычно такой приём дети осваивают довольно легко. Но, несмотря на это, его надо закреплять на нескольких занятиях, сохраняя интерес детей к процессу изображения и его результату. Это достигается подбором интересных заданий, например, «Косынки для матрёшек», «Шалаши в лесу», «Ёлочка».

Наряду с однородными частями в аппликациях применяют и сочетания прямоугольных, квадратных, треугольных фигур. Так вырезают и наклеивают рыб, объединяя поставленный на угол квадрат (тело) и треугольник (хвост) или два треугольника – большой и поменьше. Чтобы достичь большего сходства с образом рыбки, дополнительно наклеивают крупные глаза, полоски или чешуйки из цветной бумаги.

Разнообразные комбинации фигур и частей вырезают для выполнения задания «Красивые ворота». Эстетический эффект детских аппликаций зависит от правильно вырезанных составных элементов (прямоугольных, квадратных и треугольных частей). При выполнении задания детей не следует ограничивать предложенными образцами; надо дать им возможность попробовать разные приёмы чередования форм по высоте, ширине, использовать симметричное расположение частей слева и справа.

Одно и то же задание полезно повторять, например, давать детям несколько раз вырезывание флажков, но менять при этом цветную бумагу, форму флажков, увеличивать их количество.

Наибольшую трудность для ребёнка представляют приёмы изображения округлой формы. Обучение надо начинать с развития умения закруглять углы в сочетании с уже усвоенными приёмами прямолинейного и криволинейного разреза. Так, для изображения моркови стручка перца детям дают полоску соответствующего цвета. Один конец такой заготовки ребёнок заострит двумя косыми линиями сверху и снизу, а другой конец закруглит.

Затем детей учат последовательно закруглять оба конца заготовки при вырезании удлинённого овала (огурец, кабачок, кольцо пирамидки), а потом короткого овала (слива, «золотое» яичко) и круга (арбуз, колобок, мяч).

Вопросы по теме:

1.Значение занятий аппликацией для развития дошкольника с проблемами в развитии.

2.Какие виды аппликации используются в детском саду?

3. Как подготовить рабочее место ребёнка для занятия аппликацией?

4.Назовите и охарактеризуйте технические операции аппликации.

5.Какие существуют способы раскроя бумаги в аппликационных работах?

6.Какова может быть последовательность обучения детей с проблемами в развитии созданию аппликационных изображений?

7. Расскажите о педагогических приёмах обучения аппликации дошкольников.





Дата публикования: 2015-04-07; Прочитано: 1467 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.011 с)...