Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Четвёртый год обучения



Летом воспитатель ведёт подготовительную работу к занятиям, которые он будет проводить с детьми на четвёртом году обучения.

На четвёртом году обучения дети должны познакомиться с новыми элементами узора – ягодами, ветками рябины, тройными листочками, «усиками». Все эти элементы растений дети могут наблюдать непосредственно в природе. Воспитатель организует наблюдения, и время от времени показывает детям, как можно легко и красиво, используя приёмы декоративного рисования (изображение листочков «лапочкой», применение тычка при изображении ягод) нарисовать то, что они видели.

До сих пор дети расписывали прямоугольник, квадрат, полосу бумаги. На четвёртом году обучения вводится расположение узора по кругу. Подготовку к этому можно провести летом.

Первое занятие с расположением узора по кругу можно провести на тему «Подсолнух». Это занятие приурочивается к моменту цветения подсолнуха и проводится после наблюдения за ним.

Воспитатель должен последовательно показать детям все направления движения кисти и положение руки при этом:

а) Кисть движется от левого верхнего угла бумаги к правому нижнему – по диагонали. Пальцы руки, держащей кисть, всё время направлены в сторону верхнего левого угла. Обратного движения быть не может.

б) Кисть движется от левого нижнего угла бумаги к правому верхнему. Пальцы руки всё время направлены в сторону левого нижнего угла бумаги. Обратного движения быть не может.

в) Кисть движется слева направо по горизонтали. Пальцы руки всё время направлены в сторону левого края бумаги. Обратного движения быть не может.

Во всех перечисленных случаях рука ребёнка (прежде, чем сделать следующее движение) каждый раз отрывается от бумаги и приводится в исходное положение.

Как сказано в программе, воспитатель показывает детям разные варианты линий: прямые, волнистые, длинные, короткие, узкие и широкие. Дети усваивают и соответствующие слова. Каждому варианту соответствует определённое положение кисточки.

Значительно увеличивается количество цветов, которые даются в узорах, усложняются их сочетания (появляются оттенки).

Занятие №1. Тема «Подсолнух».

Программное содержание: а) показать детям край и середину круга; б) обратить внимание на расположение узора двумя кругами: большой круг, маленький круг; в) учить детей примакиванию по кругу; г) закреплять умение ставить точки концом кисти; д) обратить внимание на красивое сочетание чёрного и жёлтого цветов.

Подсолнух расписывается двумя кругами: первый круг – обращённые концом к краю жёлтые листики; второй круг - заполняющие всю середину чёрные точки.

Занятие №2. Тема «Блюдце».

Программное содержание: а) показать детям принцип расположения узора на блюдце; б) учить составлять узор на круге из знакомых элементов: мазков и точек; в) повторить расположение узора двумя кругами: большой круг, маленький круг; г) учить располагать мазки по кругу, двигая кисточку концом в одну сторону.

Блюдце расписывается двумя цветами: коричневым и оранжевым. Внешний круг – оранжевые мазки, направленные по часовой стрелке, между ними – коричневые точки. Внутренний круг – точки, расположенные по краю начерченного воспитателем круга, - жёлтые и коричневые (через одну).

Подготовка к этому занятию осуществляется потому же типу, что и подготовка к новым видам расположения узора на новых объектах. Воспитатель показывает детям принцип расположения узора на блюдце (несколько вариантов). Затем даёт образец.

Занятие №3. Тема «Блюдце».

Программное содержание: а) продолжать учить детей располагать узор по кругу; б) воспитывать творческое отношение к работе, предоставив детям выбор из нескольких образцов; в) упражнять детей в использовании знакомых приёмов.

Занятие №4. Тема «Розетка».

Программное содержание: а) показать детям принцип расположения узора на розетке; б) учить самостоятельно находить середину круга (указывать деревянной стороной кисточки, а потом помечать краской); в) учить располагать узор в середине круга; г) повторить изображение восьмилепесткового цветка (розетку) и последовательность его изображения: сверху вниз, справа налево, между ними; д) учить детей рисовать дужки, не отрывая руки.

Центр розетки обозначается жёлтой краской. Вокруг центра, в середине круга располагается восьмилепестковый цветок.

Цветок окружается соединёнными между собой дужками. По краю круга, над местами соединения дужек, располагаются синие крупные точки.

С тем, что такое розетка, воспитатель знакомит детей накануне занятия. Это знакомство можно провести во время полдника, положив варенье в розетки. Во время этого знакомства даётся и само слово розетка.

На занятии воспитатель показывает детям несколько разных розеток и знакомит их с принципом расположения узора на розетке.

Занятие №5. Тема «Дорожка на кукольный стол».

Программное содержание: а) вспомнить принцип разрисовки дорожки; б) учить детей находить середину полосы; в) показать детям новый приём – изображение листочков «лапочкой»; г) учить пользоваться красками четырёх цветов; д) обратить внимание на красивое сочетание жёлтого, красного, зелёного и коричневого цветов.

В середине полоски бумаги равномерно располагаются три восьмилепестковых цветка. Лепестки, расположенные сверху вниз и слева направо нарисованы жёлтой краской. Лепестки, расположенные между ними, - красной. Центр цветка коричневый. По краю полосы, между цветками, располагаются друг против друга по четыре тройных зелёных листочка.

Занятие №6. Тема «Тарелка».

Программное содержание: а) показать детям, как располагать по кругу восьмилепестковые цветы; б) упражнять в изображении восьмилепесткового цветка в определённом порядке; в) показать детям принцип расположения узора на тарелке.

По краю круга располагаются жёлтые цветы с коричневым центром. У самого края – коричневые точки концом кисти. Чтобы обеспечить расположение цветов по кругу, воспитатель должен поставить контрольные точки и объяснить детям, что каждая точка – центр цветка.

Перед занятием воспитатель обращает внимание детей на расположение узора на тарелках – в одних случаях только по краю, в других – по краю и в середине.

Занятие №7. Тема «Дорожка с ягодами».

Программное содержание: а) вспомнить расположение узора на дорожке; б) показать детям растительную форму – тройку: листочки «лапочкой», состоящий из трёх ягод «цветочек»; в) показать приём изображения ягоды тычком.

На белом фоне дорожки изображаются светло-красные ягоды и листочки зелёного цвета. Все листочки направлены влево.

Занятие №8. Тема «Тарелка».

Программное содержание: а) учить детей располагать по кругу новый элемент узора – ягоды с листочками; б) повторить принцип расположения узора на тарелке – по краю круга; в) закрепить приёмы изображения листочков «лапочкой» и ягод при помощи примакивания ваткой, накрученной на спичку (тычок).

Занятие №9. Тема «Скатерть с ветками рябины».

Программное содержание: а) повторить принцип расположения узора на скатерти с заполнением краёв и углов квадрата; б) учить детей использовать при разрисовки скатерти растительный орнамент – ветки рябины; в) обратить внимание детей на симметричность узора; г) упражнять в проведении линий в разных направлениях; напомнить, что кисть всегда ведётся по ворсу; д) учить правильно располагать ягоды.

Перед занятием воспитатель обязательно должен познакомить детей с рябиной, показать веточку с ягодами, покормить рябиной снегирей или других птиц.

Занятие №10. Тема «Разрисовка дорожки веточкой с «усиками».

Программное содержание: а) показать детям новый элемент узора – «усики»; б) упражнять в работе концом кисти.

В летний период работа в основном ведётся над рисованием по замыслу детей. Теперь работы детей должны стать значительно богаче по количеству предметов, которые они могут разрисовывать, по содержанию орнамента и использованию различных приёмов.

Знакомство с декоративно-прикладным искусством имеет в воспитании детей с проблемами в развитии особое значение. Иногда в практике детей этой категории мы встречаемся с тем, что им предлагают на занятиях по аппликации и рисованию выполнять декоративные фризы с чередованием двух, реже трёх заданных элементов (например, грибочки и листочки или жёлуди, шишки и орехи). Не отрицая значимости создания этих изображений для закрепления у детей представлений об окружающих предметах и укрепления моторной умелости, следует отметить, что создание декоративных работ по мотивам и с использованием элементов декоративно-прикладного искусства имеет гораздо большие коррекционно-развивающие возможности. Именно предметы народного декора несут в себе тепло человеческих рук, которое могут почувствовать дети. Поэтому использование на занятиях образцов настоящего декоративно-прикладного искусства можно только приветствовать. На пятом-шестом году жизни детям доступны дымковские и хохломские мотивы, они с удовольствием узнают и используют в своих работах такие элементы выразительности, как волнистая линия, параллельные линии, точки, цветовые пятна.

Практическое воплощение идей эстетического воспитания дошкольников данной категории тесно связано с художественно-декоративной деятельностью по благоустройству предметно-окружающей среды. Дошкольники должны принимать посильное участие в благоустройстве территории детского сада, украшении группы, сборе минералов и сухостоев, в создании композиций из цветов и природного материала.

Закрепить представление детей о роли и месте изобразительного искусства в жизни человека можно в ходе регулярных посещений выставок, архитектурных памятников, парков.

Педагог должен знать, что ребёнок с отклонениями в развитии способен порой очень тонко почувствовать красоту природы, отреагировать неожиданным образом на понравившийся ему предмет декоративно-прикладного искусства, оценить роль центрального персонажа картины, радоваться скульптурным композициям, получать удовольствие от посещения выставок и театральных постановок.

Вопросы по теме:

1.Каково значение декоративного рисования для развития ребёнка, имеющего проблемы в развитии?

2.По какому принципу строятся занятия для детей первого и второго года обучения, на которых они осваивают простейшие технические навыки?

3.Какова последовательность овладения навыками украшения различных форм на 3-ем - 4-ом годах обучения?

4.С какими основными принципами создания узора знакомятся дети на занятиях декоративным рисованием?

5.Какие технические навыки работы с кистью усваивают дети на занятиях декоративным рисованием?

1.Примеры элементов декоративных узоров.

2.Примеры украшения полоски («Дорожки»).

3.Примеры украшения квадрата («Скатерть», «Коврик»).

4.Примеры украшения круга («блюдце», «Тарелка», «Розетка»).

Тема 8 Обучение сюжетному рисованию и лепке в специальном дошкольном учреждении. (1ч.)

Важными предпосылками для начала работы над сюжетными изображениями являются две позиции:

- наличие у детей обобщённых представлений о ближайшем окружении и наиболее типичных жизненных ситуациях в нём

- накопление достаточно большого количества графических образов, имеющихся в распоряжении ребёнка.

Без наличия этих двух компонентов невозможно говорить об осмысленном обучении сюжетному рисованию, лепке, аппликации.

Наблюдение за социальными явлениями – важная составная часть обучения, которая должна быть зафиксирована в речи – сначала в пассивной, затем – в активной.

Каждый день должны предприниматься целенаправленные беседы с детьми об увиденном, эмоционально пережитом событии. Такими событиями для ребёнка могут быть – день рождения, Новый год, поездка в цирк, спортивные праздники, просмотр мультфильмов и кукольных спектаклей, детские праздники в детском саду, свадьба родственников, поездка в гости или на отдых и прочее.

Можно начинать эту работу с изображения в лепных поделках знакомых детям персонажей из известных им сказок. Например, можно предложить детям слепить колобка, который встретил различных героев сказки (лису, зайца, волка). К этому времени у детей уже имеется некоторый опыт их создания разными выразительными средствами в различных выразительных позах. Вслед за этим необходимо познакомить детей с основами композиции. Для лепки – это размещение на ограниченной поверхности, для рисунка – сначала размещение по краю листа бумаги, а затем на полосе (фризе). Важным направлением работы на данном этапе является знакомство детей с изображением человека – сначала в статике, затем – в динамике. Чтобы дети могли это изобразить, необходимо систематически играть с ними в подвижные и хороводные игры с использованием русского народного фольклора. В процессе игр внимание детей нужно фиксировать, в первую очередь, на эмоциональном состоянии сверстников, а затем на движениях рук и ног, позах тела, поворотах головы и туловища. Представления детей о строении фигуры человека начинают формироваться в процессе наблюдения за действиями ребёнка в группе, с рассмотрения строения человеческого тела и последующей лепки фигуры. Указанные виды деятельности являются основными на начальном этапе знакомства с изображениями человека. Детям нужно обязательно предлагать вопросы, направляющие их внимание на своеобразие тех частей и деталей фигуры, которые необходимо отразить в рисунке и лепке. Так, дети должны усвоить, что размеры туловища больше размеров головы, а руки тоньше и короче, чем ноги и т.д.

Необходимо шире использовать проблемные вопросы, побуждающие детей сравнивать и обдумывать особенности изображения фигуры в целом и отдельных её частей, создавать специальные ситуации, в которых дети могли бы осуществить перенос уже сформированных навыков в новые условия. Однако даже в этом случае детям необходимо предоставлять возможность проявить свою смекалку и самостоятельность. Так, например, усвоив приёмы лепки фигуры мальчика, дети могут получить задание – вылепить девочку, которая занимается зарядкой.

Рисунок человека не всегда является самоцелью, порой он необходим для «оживления» сюжетного рисунка. Изображение человека дополняется деталями, в которых раскрывается смысл его действий.

Представления о себе, о сверстниках, о людях близких по каждодневному опыту так же являются значимыми темами, требующими своего отражения в сюжетных изображениях. Темами коллективных поделок, рисунков могут стать наблюдения за действиями людей, соединёнными с явлениями природы. Например, большой интерес у умственно отсталых дошкольников вызывают темы «Дети ловят снежинки», «Собираем грибы и листья», «лепим снеговика», наряжаем ёлку», отражающие собственный жизненный и социальный опыт детей (по наблюдениям Е.А.Екжановой).

Ею описан опыт по специфике обучения на данном этапе детей с ЗПР (он может быть использован и в работе с другими категориями детей, но с учётом особенностей их дефекта).

Формированию интереса е сюжетным изображениям у детей с ЗПР можно добиться через обращение к опыту народного фольклора и произведений детской литературы. Те сказки, которые детям многократно читали, в драматизации которых они принимали участие, могут лечь в основу детских изображений. Их сюжеты рекомендуется разучивать по ролям, обыгрывать в объёмных постановках и на фланелеграфе. (Этой работой воспитатель занимается в первом полугодии треть его года обучения).

Отношениям между компонентами сюжетного рисунка основное внимание уделяется во втором полугодии учебного гола. Именно тогда дети чаще практикуются в выкладывании на фланелеграфе нескольких предметов, объединённых одним сюжетом, по-разному их размещая. Важно предоставить детям возможность создавать непохожие на имеющихся у других детей комбинации из задуманных дл я выкладывания изображений В старшей группе предметы ещё не накладываются друг на друга, перекрывая одним силуэтом другой. В дальнейшем, в следующей возрастной группе детей следует познакомить с приёмом «загораживания», который они, как правило, легко понимают, но несколько сложнее воспроизводят в собственных изображениях.

Таким образом, последовательность работы над сюжетом с использованием фланелеграфа может выглядеть примерно так:

- чтение или рассказывание сказки или её эпизода, который в дальнейшем будет изображён;

- обсуждение по вопросам сюжета, действующих в нём персонажей и места события, в котором разворачивается сюжет;

- отбор силуэтов персонажей и предметов окружения для размещения на фланелеграфе;

- индивидуальное выкладывание детьми сюжета на своих фланелеграфах;

- коллективное обсуждение наиболее удачной композиции;

- внесение детьми изменений и дополнений в свои композиции;

- изготовление аппликации или рисунка по созданному сюжету.

При такой организации работы над композицией у детей после каждого занятия получаются абсолютно непохожие друг на друга работы, и каждый ребёнок ощущает себя творцом и созидателем (по материалам Е.А.Екжановой).

Расширение социального опыта воспитанников возможно в ходе совместных обсуждений интересных событий в группе. Если событие интересно лишь для части детей, то их можно объединить в микрогруппу по интересам. В таких микрогруппах легче формируются навыки планирования целостного действия при выполнении лепной поделки или рисунка, закрепляются простейшие технические приёмы.

Изобразительная деятельность даёт возможность ребёнку создавать рисунок, лепную или аппликационную работу по собственному замыслу, реализуя в нём свои потенциальные возможности и реальные умения оперировать конкретными графическими образами, использовать «неподражательные» цвета, нестандартные формы, оригинальное сочетание материалов.

Однако для детей с проблемами в развитии создание и проявление собственного замысла оказывается нереальной задачей, особенно без специального обучения. Даже под руководством взрослого, находясь в специализированном дошкольном учреждении, дети часто оказываются не способны создавать изображения по собственному замыслу. Лишь в результате целенаправленного обучения, как правило, только на четвёртом-пятом годах обучения дети смогут научиться создавать изображения сначала с использованием элементов замысла, а в последующем и по собственному замыслу.

Занятия, направленные на выражение собственного замысла детей нужно планировать так, чтобы помогать детям выбирать содержание изображения. Вначале лучше опираться на то, что уже усвоено детьми. Например, воспитатель предлагает детям нарисовать предметы, состоящие из линий (кто какие захочет). При этом напоминает, что можно рисовать и какие предметы, которые не давались на занятиях, но которые дети знают, видели.

Когда начинается обучение изображению предметов округлой формы, воспитатель предлагает детям задумать и нарисовать, кто что хочет кругленькое. Примером занятия, где дети сами задумывают и решают сюжет, могут быть задания на предложенные воспитателем темы: «Нарисуй картинку про неваляшек», «Нарисуй, как неваляшки пошли гулять», а так же занятия на темы, связанные с явлениями природы: «Нарисуйте картинку про зиму», «Нарисуйте картинку про весну». Иногда воспитатель помогает детям задумать содержание рисунка некоторой расшифровкой темы; «Стало солнышко пригревать, на деревьях и кустах показались листочки, растёт зелёная травка, тянется к солнышку. От его тепла расцветают красивые цветы. Вот и нарисуйте, кто что хочет о весне».

Подобным же образом проводятся занятия по лепке. Воспитатель предлагает: «Слепите, кто что захочет кругленькое», «Слепите какое хотите угощение куклам», «Слепите, какую захотите игрушку» (при этом подбирает и выставляет на видном месте игрушки, которые дети уже лепили и которые ещё не пробовали изображать, например, шарики, башенки, погремушки разной конструкции и др.).

Могут быть и такие занятия, на которых воспитатель просто предлагает нарисовать или вылепить, кто что хочет.

При установлении последовательности занятий не обязательно придерживаться точного чередования занятий, на которых содержание даётся воспитателем, с занятиями по замыслу детей. Можно провести 2-3 занятия подряд, где предмет, который будут изображать дети, определён воспитателем, а в какой-то период провести несколько занятий подряд с предоставлением детям свободы в выборе содержания. Это особенно желательно в конце учебного года, когда дети овладевают целым рядом умений и навыков, позволяющих передавать в рисунке и лепке то, что они видят вокруг себя, с чем играют, что их радует и увлекает.

Однако было бы ошибкой думать, что на подобных занятиях воспитатель свободен от необходимости следить за процессом изображения, закреплять какие-то навыки (например, навык аккуратного раскатывания глины или навык пользования красками и кистью, промывания кисти в воде и т.п.). Нужно, чтобы и эти занятия способствовали дальнейшему развитию и совершенствованию изобразительной деятельности.

Следует отметить большое значение наблюдений за рисованием и лепкой взрослого для расширения тематики детских работ. В процессе такого наблюдения дети вновь переживают те же чувства, которые владели ими при непосредственном восприятии данного события, а так же видят, что всё можно изобразить в рисунке или лепке. Кроме этого они видят, как воспитатель пользуется инструментами, какие совершает действия ими и какие получает результаты. Важным моментом является и то, что между детьми и воспитателем возникает диалог по поводу происходившего с ними события. Это способствует развитию их памяти и речи.

Например, на прогулках воспитатель не раз наблюдает с детьми, как падает снег. Снег падает сверху. Предлагает детям поймать снежинки на варежку, побегать за снежинками, посмотреть, куда упал снег. Упал на землю, покрыл все дорожки. В благоприятную погоду дети могут с помощью воспитателя скатать снежные комки, а затем сделать снежную бабу.

Вечером, в свободное время можно предложить детям вспомнить, как они играли на прогулке. Заранее на мольберте приготовлен тонированный лист бумаги и белая гуашь, разведённая до густоты сметаны. Разговор может быть примерно таким:

- Помните, дети, какой вчера, когда мы гуляли, шёл снег? Куда падал снег?

- На землю, мы все бегали по снегу.

- А что потом стали делать?

- Снежный ком катать.

- Хотите посмотреть, как я про всё это нарисую? Вот идёт снег (кончиком кисти ставятся точки наверху листа). Много снежинок летит, всё ниже, ниже… Вот как много снега. На земле все дорожки стали белыми. Вот какие они белые (внизу листа проводится несколько горизонтальных линий, одна над другой без просветов).

- Увидели ребята снег и что стали делать? Снежный ком катать. Вот какой большой круглый белый ком (вращательным движением рисуется ком).

Далее рисуется снеговик, состоящий из трёх комков: внизу самый большой, потом поменьше, а самый маленький – наверху. При желании рисунок можно обогатить новыми подробностями – скамейка в снегу или забор, возле которого стоит снежная баба, ведро на её голове, нос из морковки и т.д.

В заключение приведём примерный ход занятия с детьми с ЗПР на тему «Рисование красками по желанию детей» ( начальный этап обучения).

Программное содержание. Подводить детей к узнаванию в пятнах и мазках предметов и явлений действительности.

Организация и методика проведения занятия. На прогулке воспитатель обращает внимание детей на сочетание цветовых пятен в окружающем (цвет деревьев, травы, цветов и т.д. в зависимости от времени года).

Накануне занятия дети рассматривают красочные иллюстрации. За день до занятия воспитатель в присутствии детей рисует красками различных цветов на цветном фоне бумаги. Каждый раз появление цветового пятна или контура он образно определяет: «Распустился красивый цветок», «Падают жёлтые листья» и т.д. Свои действия кистью воспитатель объясняет примерно так: «Наберу немного краски и буду вести кистью по бумаге (рисует слева направо) – получилась яркая ленточка.

Для рисования детям дают бумагу, желательно разного формата и окраски (например, светло-голубую, серую, светло-зелёную, светло-жёлтую), краски разных цветов (по одной на стол) в соответствии с фоном бумаги (голубому фону бумаги – оранжевая или красная; жёлтому – коричневая или чёрная и т.д.), кисти №8-10.

Перед занятием воспитатель предлагает детям подойти и посмотреть, какая на столах краска, бумага. Сама внимательно всё рассматривает, чтобы вызвать у детей интерес и желание рисовать красками: «Такими красками можно много нарисовать: и солнышко, и цветы, и шары).

Рисование цветовых пятен и мазков вызывает у детей различные ассоциации (по цвету, по массе пятна). Воспитатель поддерживает высказывания детей: «Какой красный шар!», «А это тёмная туча, сейчас дождь пойдёт» и т. д.

Воспитателю необходимо предупредить сплошное закрашивание рисунка детьми и предложить им поставить рисунок на стенд, чтобы все дети могли рассмотреть получившееся изображение. Если краска хорошо подготовлена (до густоты сметаны), она не стекает с бумаги, и тогда рисунок спокойно можно располагать на стенде. Разнообразие фона бумаги и цветов создаёт очень яркую цветовую гамму. Воспитатель обращает на это внимание детей.

Вопросы по теме:

1.По каким признакам можно судить, что детей с проблемами в развитии можно начать обучать сюжетному рисованию и лепке?

2.Какие приёмы обучения использует педагог, приобщая детей к передаче сюжета?

3.Как строится работа педагога по развитию собственных замыслов детей (последовательность, педагогические приёмы).

4. Особенности проведения занятий по замыслу.

Тема 9 Методика работы по аппликации в специальном детском саду. (2 ч.)

Аппликация, по определению И.Л. Гусаровой, первого исследователя этого вида изобразительной деятельности дошкольников – это способ создания художественных изображений, узоров путём нашивания, наклеивания на ткань, бумагу и т.д. разноцветных или разноцветных вырезанных форм, кусочков материи, бумаги и т.п.(1968г.)

Аппликация считается разновидностью художественной деятельности, предусмотренной программами воспитания и обучения в специальных детских садах. Занятия аппликацией помогают показать детям, как объёмная форма изображается на плоскости, они дают возможность обратить внимание детей на соотношение величин, позволяют решать задачи сенсорного воспитания. Дети учатся различать геометрические фигуры, цвета, устанавливать соотношение частей по величине и объединять части в целое, выделять строение, положение предмета в пространстве, ориентироваться на листе бумаги.

С другой стороны, эти занятия вносят большой вклад в эстетическое воспитание ребёнка, так как здесь дети учатся практически воспринимать ритмические чередования форм и цветов, подбирать красивые сочетания цветов и т.д., усваивая, таким образом, понятие о ритме, симметрии, гармонии.

У детей совершенствуется глазомерная функция, умение оценивать и исправлять путём анализа допущенные ошибки (до закрепления фигур на плоскости).

У детей развивается речь: они овладевают правильными словесными обозначениями направлений (слева, справа, в середине, по углам, сверху, снизу и др .), правильно называть величинные понятия (длинный – короткий, узкий – широкий, высокий – низкий, больше – меньше, пополам и т.д.).

Знания, умения и навыки дети воплощают в созидательной деятельности: мастерят красочные панно, элементы убранства к спектаклям и праздничным утренникам, украшения для участка детского сада, подарки родителям и малышам.

Процесс создания аппликации состоит из целого ряда последовательно выполняемых действий, требующих от ребёнка достаточно высокого уровня развития изобразительных и технических умений, атак же сосредоточенности, настойчивости, выдержки, аккуратности, самостоятельности. Развитие этих качеств в детях возможно только тогда, когда воспитатель умело регулирует и применяет на занятиях наиболее эффективные методы обучения, когда задания даются не только в готовом виде, но и требуют от детей активного, созидательного, а не только репродуктивного применения усвоенных знаний и умений.

Индивидуальные и коллективные формы аппликации могут быть различного содержания. В зависимости от этого принято подразделять их по видам. Каждый из этих видов ставит перед ребёнком определённые задачи.

В предметной аппликации дети овладевают умением вырезать из бумаги и наклеивать на фон отдельные предметные изображения, которые в силу специфики деятельности передают несколько обобщённый, даже условный образ окружающих предметов. Для аппликации воспитатель отбирает такие предметы, которые отличаются отчётливой конфигурацией, простой формой, ясными пропорциональными отношениями, локальной окраской.

Сюжетно-тематическая аппликация предполагает наличие умения вырезать и наклеивать различные предметы во взаимосвязи в соответствии с темой или сюжетом («Колобок катится по дорожке», «Рыбки плавают в аквариуме», «Листопад, листопад, листья жёлтые летят»). При выборе темы педагог учитывает запас представлений детей, уровень развития их изобразительных и технических умений, доступность и соответствие содержания возрасту и интересам каждого ребёнка, а так же события общественной жизни, природное и предметное окружение, сезонность явлений и т.д.

Декоративная аппликация – вид орнаментальной деятельности, во время которой дети овладевают умением вырезать и объединять различные элементы украшения (геометрические, растительные формы, обобщённые фигуры птиц, животных, человека) по законам ритма и симметрии, используя яркие цветовые сопоставления. Насколько успешно дошкольники будут овладевать способами построения орнаментов, во многом зависит от взаимодействия двух видов занятий – декоративной аппликации и декоративного рисования. Такое сочетание орнаментального творчества способствует закреплению усвоенных приёмов и переносу их на другой, более сложный вид занятий, отличающийся по технике выполнения узоров.

Материалы для занятий аппликацией.

Занятия аппликацией требуют большого количества разнообразных принадлежностей. Поэтому важно продумать тщательную организацию рабочего места каждого ребёнка.

Перед каждым ребёнком должен лежать лист бумаги, на который будут наклеиваться те или иные формы. Она всегда должна быть толще бумаги, из которой вырезаны детали для наклеивания. Бумага для наклеивания (фон) не всегда должна иметь стандартные размеры и стандартную форму (А4 или половину А4, как это часто бывает на практике). На самом деле хорошо, если ребёнку предлагаются самые разнообразные формы для выполнения аппликации. Для детей интереснее, когда воспитатель готовит к занятию не отвлечённые геометрические формы, а силуэты знакомых предметов, которые подходят по смыслу (силуэт ёжика, на который дети наклеют грибы или яблоки) или нарисованное незаконченное изображение, которое ребёнок должен закончить (ниточки, которые надо «привязать» к шарикам).

Бумага для фона используется самая разнообразная. Как правило, следует брать плотную рисовальную белую и тонированную бумагу, а так же тонкий цветной картон. Не годится для фона фактурная (с рельефным рисунком) или скользкая глянцевая цветная бумага.

Слева кладётся клеёнка для намазывания форм клеем, чуть подальше – щетинная кисточка на специальной подставке. После работы кисти тщательно промывают в тёплой воде, высушивают и ставят в стаканы ворсом вверх.

На каждых двух детей ставится чашечка с клейстером и около неё располагаются две салфетки для убирания лишнего клейстера с наклеиваемой детали. Для приготовления клейстера нужна картофельная или пшеничная мука. Её заливают стаканом воды и подогревают на слабом огне, всё время помешивая и не давая закипеть, до тех пор, пока клейстер не станет прозрачным и густым. Его снимают с огня и остужают, потом разливают в чистую керамическую посуду с невысокими краями.

Заготовленные воспитателем бумажные формы либо кладутся на небольшие подносы, либо просто подкладываются каждому ребёнку под его лист, чтобы во время объяснения они не отвлекали детей.

Если детям даются ножницы, то они должны быть лёгкими (35-40 грамм) и удобными для детской руки, длиной 9-12 см, с хорошо разработанным винтом, острыми лезвиями и закруглёнными концами. Хранят ножницы в коробках или ставят в высокие деревянные подставки-стаканы кольцами вверх. При пользовании ножницами детей надо учить соблюдать осторожность: не размахивать ими, не играть, после работы убирать на место.

Приёмы выполнения аппликации из бумаги.

Создание аппликации – это сложный процесс, связанный с умением вырезать разнообразные формы предметов из цветной бумаги, раскладывать их на основе, устанавливать последовательность и взаимосвязь объектов по законам композиционного и цветового строя, аккуратно наклеивать вырезанные фигуры на бумагу другого цвета.

Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений содержат некоторый объём знаний, умений и навыков по аппликации, которыми должны овладеть дети в разных возрастных группах под руководством воспитателя. За время обучения в детском саду технике аппликации, дети осваивают два основных технических приёма: наклеивание и вырезывание (именно в такой последовательности).

Овладение навыком выполнения аппликации начинается с наклеивания готовых форм. Детям предлагают выложить их на полоске бумаги или разложить на тонированном листке как захочется. Учитывая конкретнообразный характер мыслительной деятельности дошкольников, на первое место следует ставить предметные задания по аппликации и лишь в незначительной степени использовать декоративные работы, которым так же следует придавать конкретное содержание: закладки, салфетки, коврики и т.д. Интерес к теме поможет ребёнку преодолеть и конструктивные, и технические трудности. Маленькому ребёнку понятнее задача сложить из двух-трёх частей предмет, чем расположить геометрические формы по принципу чередования и симметрии в узоре.

На первых занятиях основную сложность для малышей представляет процесс наклеивания: надо научиться правильно держать кисть, набирать немного клейстера, лишний клейстер снимать о края розетки, при намазывании клейстером поворачивать фигуру цветной стороной вниз, класть её на клеёнку, равномерно наносить клейстер от середины к краям формы, придерживая её левой рукой. После этого кисть кладут на подставку, а намазанную фигуру осторожно берут обеими и помещают её туда же, где она лежала до наклеивания. Затем аппликацию прижимают чистой салфеткой, не сдвигая, и снимая выступающий клейстер. При этом кисть кладут только на подставку. На первых порах техника наклеивания полностью поглощает внимание детей.

Показ воспитателем приёмов работы необходим для выработки правильных умений у детей. Поэтому педагог довольно долго может обращать внимание детей на последовательность выполнения аппликации. Вначале это будет показ, сопровождаемый подробным объяснением. В дальнейшем дети смогут сами, по вопросам воспитателя рассказать о последовательности выполнения аппликации, а при необходимости и показать, как следует действовать: какую форму взять, как положить её на клеёнку (белой стороной вверх), как намазать её клейстером, куда положить кисточку (на специальную подставку, чтобы не испачкать клейстером себя и стол), как аккуратно взять намазанную форму и положить её на нужное место, накрыть её тряпочкой, осторожно промокнуть и убрать лишний клейстер.

Навык наклеивания осваивается детьми на первом году обучения, и они используют его практически без изменений на протяжении дошкольного и школьного возраста.

Наиболее сложными являются для детей действия, связанные с процессом вырезания ножницами определённых форм и конфигураций для получения красивого изображения предметов и явлений окружающей действительности. Для этого ребёнок должен усвоить логику движений правой руки с ножницами, согласовать их с действиями левой руки, которая подводит бумагу под лезвия ножниц. От координации движений обеих рук зависит качество процесса вырезания.

Приёмы работы с ножницами дети усваивают, подражая способам действий взрослого. Поэтому педагог должен показать правильные способы работы с ножницами, учитывая те трудности, которые обычно испытывают дети. Например, воспитателю надо следить, чтобы ребёнок не заносил вперёд локоть руки с ножницами, контролировал движения обеих рук, зная, что широко раскрытыми ножницами вырезают большие части, а мелкими, осторожными движениями – маленькие детали.

Рассмотрим подробнее основные приёмы вырезания, исходя из принципа постепенного нарастания трудности изображения для детей разных возрастных групп:

- вырезание геометрических фигур и предметов, основу которых составляют эти фигуры и их комбинации

- симметричное вырезание предметов и элементов узора

- вырезание на глаз сложного контура предметов ассиметричного строения

- кроме вырезания бумажных деталей можно получать их путём обрывания

Конечно, не все эти способы вырезания используются для обучения детей, имеющих различные проблемы в развитии, но воспитателю надо знать их все. Ведь он может использовать эти умения для оформления и украшения группы или создания атрибутов для детских игр в стиле аппликации.





Дата публикования: 2015-04-07; Прочитано: 537 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.024 с)...