Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Творчество детей в игре на музыкальных инструментах



Инструментальное творчество детей, как правило, проявля­ется в импровизациях, т. е. сочинении во время игры на инстру­менте, непосредственном, сиюминутном выражении впечатле­ний. Оно возникает на основе имеющегося у детей жизненного и музыкального опыта. Накопление, обогащение музыкальных впечатлений —- непременное условие творческих проявлений детей.

Слушание инструментальных и вокальных произведений (в грамзаписи и «живом» исполнении), беседы о выразительных сред­ствах музыкального языка, сравнение тембров инструментов, их выразительных возможностей — все это необходимо детям для последующего творчества, в том числе и инструментального.

Педагог должен развивать основные музыкальные способно­сти детей—ладовое чувство, музыкально-слуховые представле­ния и чувство ритма, а также другие способности, не специально музыкальные—воображение, образное мышление.

Одно из условий, обеспечивающих успешное инструменталь­ное творчество,— владение элементарными навыками игры на музыкальных инструментах, различными способами звукоизвле-чения, которые позволяют передать простейшие музыкальные образы.

На музыкальных занятиях (фронтальных, по подгруппам, ин­дивидуальных) педагог не только разучивает с детьми опреде­ленный репертуар, обучает навыкам игры на музыкальных инст­рументах, знакомит с их выразительными возможностями, но и побуждает к музицированию, импровизациям, сочинению мело­дий. Для этого он показывает способы воплощения музыкальных образов на разных инструментах, чтобы дети сами стремились импровизировать и на занятиях, и в самостоятельной деятельнос­ти в детском саду и семье.

На занятиях музыкальный руководитель дает детям творчес­кие задания различной степени сложности: от простых звукопод­ражаний до сочинения разных по жаиру и характеру мелодий.

При этом эффективны парные задания на импровизацию музы­кальных образов, контрастных между собой. В младшем дош­кольном возрасте дети импровизируют на ударных инструментах контрастные по характеру звукоподражания (например, шум при­ближающегося и удаляющегося поезда). В средней группе они могут сыграть на металлофоне свою колыбельную и плясовую мелодию. В старшем возрасте задания усложняют. Широко при­меняются различные виды контрастных сопоставлений: контраст в пределах одного жанра (сочинение разных по характеру песен, ганцев, маршей, например, боевого и шутливого), контраст в пределах одного названия (сочинение двух разных по характеру пьес, например, птичка поет весело и грустно), контраст в пределах одного настроения, передача возможных его оттенков (весе­лое, торжественное и веселое, нежное; светлая грусть и грусть, жалоба и т. д.).

Такие парные задания заостряют внимание детей на необхо­димости передать определенное настроение в своей импровиза­ции или сочинении, по-разному их эмоционально окрасить.

Задания с различными видами контрастных сопоставлений применяются, как мы помним, и при слушании музыки. Таким образом, дети могут, опираясь на приобретенный музыкальный опыт, по-своему выразить музыкальные впечатления, развить творческие способности.

Рекомендуется подобные задания давать в эмоциональной, об­ушной форме, будить фантазию, воображение ребят поэтическими сравнениями, метафорами, использовать сказочные сюжеты. Это раскрепощает детей, заинтересовывает их, уводит от буднично­сти, помогает окрасить импровизации различными чувствами.

Важно заострять внимание дошкольников на том, что даже простое звукоподражание (например, шум дождя) можно пере­дать по-разному: чтобы в музыке слышались волшебные легкие капельки теплого дождика, сверкающие на солнце, или грозные, барабанящие по крышам тяжелые капли сильного ливня с ветром и громом, когда становится темно и страшно.

Творческие задания малыши могут выполнять и коллектив­но —шумовой оркестр. Педагог обсуждает с детьми, какими ин­струментами, в каком темпе, с какими динамическими оттенками лучше передать тот или иной образ. Творческие задания для шу­мового оркестра применяют уже в младших группах: передать в музыке цокот копыт, волшебные падающие снежинки. Снежинки можно изобразить с помощью звенящих колокольчиков, треуголь­ников, металлофонов, а цокот копыт — с помощью деревянных ложек, кубиков. Важно, чтобы дети понимали, что, создавая ка­кой-либо образ, необходимо выразить настроение, характер му­зыки (всадник может скакать беззаботно, весело, бодро или то­ропливо, стремительно, решительно; он может ехать вдалеке, потом приближаться и удаляться). В зависимости от характера образа, который предстоит передать, дети выбирают определен­ные выразительные средства.

Такое коллективное музицирование помогает ребятам поглубже прочувствовать и осознать особенности выразительного языка музыки, побуждает к самостоятельным импровизациям Импровизации на музыкальных инструментах в самостоятель­ной деятельности, в семье можно чередовать с разучиванием ор­кестровой партии, подбором мелодий по слуху.

В старшем дошкольном возрасте (а иногда и раньше) дети способны запоминать и затем повторять свои импровизации, т. е, сочинять несложные мелодии. Как правило, ребенок стремится в своем сочинении передать какой-либо конкретный программный образ или черты определенного жанра (песня, танец, марш). Нужно побуждать детей сочинять мелодии и без определенной программы, названий, помогать им сделать музыкальные импровизации, даже самые элементарные, выразительными, окрашенными настроением. Характер руководства педагога инструментальным творчеством зависит от индивидуальных особенностей каждого ребенка. Одни дети нуждаются в детальном показе возможных творческих действий, постоянном наблюдении взрослого и помощи, другие действуют более самостоятельно.

Степень участия педагога в творчестве детей меняется и в за­висимости от возраста воспитанников. Прямое участие необхо­димо, когда ребята овладевают первоначальными ориентировоч­ными действиями (показ приемов звукоизвлечения в зависимости от характера мелодии, возможных вариантов импровизаций; со­здание игровой ситуации, побуждающей к творчеству, и т. д.).

В дальнейшем педагог только поощряет детей к занятиям, со­здает условия для них, поддерживает желание музицировать, от­мечает удачно найденные мелодические интонации, просит сыг­рать их еще раз, спеть, чтобы закрепить, удержать в памяти. По­могая ребенку запомнить наиболее удачную мелодию, сочинен­ную им, взрослый пропевает ее сам, затем вместе с ребенком про­сит сочинить слова («чтобы получилась песенка»).

Один из приемов, стимулирующих и обогащающих творчес­кие проявления детей,—аранжировка наиболее удачных сочине­ний музыкальным руководителем, исполнение их па фортепиано с сопровождением. Для этого педагог должен уметь быстро под­бирать и гармонизировать мелодии.

Звучание придуманной ребенком мелодии с аккомпанементом, сочиненным взрослым, придает «произведению» законченный вид, что радует малышей, стимулирует творчество.

Интересно также инструментовать мелодии для детского ор­кестра, вместе с ребятами найти наиболее выразительные тембры инструментов, придумачъ различные варианты оркестровки.

Мелодию может играть сам «автор» вместе с другими детьми. Г армоническую основу создает фортепианное сопровождение, сочиненное взрослым, ритм и характер подчеркивают ударные инструменты.

Исполнение оркестром сочиненных детьми мелодий побужда­ет к коллективному творчеству, прививает интерес к музициро-ванию.

Вопросы и задания

1. Каковы этапы развития песенного творчества детей?

2 Раскройте методы и приемы формирования музыкально-игро­вого и танцевального творчества детей

3 Назовите задания в порядке возрастания сложности для развития творчества в игре на музыкальных инструментах.





Дата публикования: 2015-04-07; Прочитано: 1545 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...