Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Методы и приемы формирования знаний о музыке



Наглядно-слуховой метод (звучание произведения в «живом» исполнении или в грамзаписи) всегда сопровождает рассказ пе­дагога о музыке. Все знания дегям даются в опоре на музыку, отвлеченно от нее. Использование наглядных приемов, например контрастных сопоставлений различных видов (контраст стилей, жанров, контраст внутри жанра, контраст настроений и т. д.), облегчает усвоение определенных знаний, заинтересовывает детей, придает обучению проблемный характер.

Наглядно-зрительный метод в музыкально-образовательной деятельности также применяется широко: показ репродукций кар­тин, игрушек, изображений инструментов, портретов композито­ров; использование цветных карточек (прием цветнастроение) для определения характера произведения и закрепления нового слова в словаре ребенка; моделирование расположения звуков по высоте и их ритмических соотношений. Опора на зрительную на­глядность значительно облегчает усвоение музыкальных знаний.

Словесный метод применяется, когда педагог сообщает детям различные сведения о музыке, поясняет ее содержание, разъясняет, как применить тот или иной прием исполнения, овладеть опре­деленными навыками и т. д.

Используя практический метод (показ приемов исполнения» вариантов творческих импровизаций и т. д.), педагог рассказы­вает детям о способах действий, необходимых им в исполнительской и творческой деятельности. Этот метод облегчает детям усвоение музыкальных знаний, помогает закрепить их на собственном опыте. Практические приемы — оркестровка, передача ха­рактера музыки в движениях — позволяют глубже прочувство­вать и осознать значение средств музыкальной выразительности: акцентов, динамики, пауз, штрихов, темпа, регистра и т. д,

В музыкально -образовательной деятельности ярко проявляет­ся взаимосвязь методов обучения.

Музыкально-дидактические игры и пособия, объединяющие слуховую, зрительную наглядность, слово, а также практиче­ские действия детей, способствуют осознанному усвоении) и за­креплению знаний.

Игровая форма заданий, занимательность помогают без особых затруднений усвоить многие достаточно сложные музы-кальиые понятия и представления (высота, длительность звуков и т. д.).

Одно из основных музыкальных пособий, на основе которог о создаются различные музыкально-дидактические игры и упраж­нения, «Музыкальный букварь» Н.А. Ветлугиной. Каждая му­зыкальная пьеса и попенка в букваре иллюстрирована, что все­гда привлекает малышей.

Три раздела «Музыкального букваря» посвящены соответ­ственно трем темам: «Какие чувства передает музыка?», «О чем рассказывает музыка?», «Как рассказывает музыка?».

Первый раздел состоит из контрастных по характеру пьес, слушая которые дети узнают, что музыка может выражать раз­личные чувства, настроения и их оттенки.

Во втором разделе собраны программно-изобразительные пье­сы, показывающие, как музыка изображает конкретные жизнен­ные явления {природу, животных), сказочные персонажи и что при этом ойа всегда эмоционально окрашена (пьесы «Утро», «День», «Ночь», «Красная Шапочка и Серый Волк», «Три медведя» и Др.).

Третий раздел знакомит со средствами музыкальной вырази­тельности, с языком музыки. Дети получают представление о вы­соте звуков (попевки «Птенчики», «Качели», «Эхо» и др.), дли­тельностях звуков (попевки «На рассвете», «Снегири», «Буду летчиком» и др.).

«Музыкальный букварь» используется не только для слуша­ния, но и при обучении детей пению, игре на музыкальных инстру­ментах для развития певческих навыков, слуха, чувства ритма. Музыкальные понятия и термины дети усваивают постепенно начиная с раннего и младшего дошкольного возраста. Вначале ребята не употребляют их в речи, а лишь учатся понимать. Педа­гог разъясняет* новые понятия, иллюстрирует их музыкой, образ­ным словом, зрительной наглядностью. В дальнейшем некоторые термины входят в активный словарь детей.

Приведем примерный словарь музыкальных терминов, реко­мендуемый для работы сдетьми1.

1. Словарь, характеризующий эмоционально-образное содер­жание музыки*".

шутливая бойкая смешная забавная резвая прыгучая
веселая радостная игривая задорная звонкая озорная

скачущая

солнечная

сверкающая

танцевальная

плясовая

улыбающаяся

грустная печальная жалобная тоскливая скорбная хмурая обиженная плачущая просящая нежная ласковая задумчивая мечтательная легкая светлая прозрачная спокойная добрая приветливая неторопливая убаюкивающая колыбельная мягкая плавная гладкая напевная протяжная хороводная   торжественная праздничная бодрая важная маршевая четкая отчетливая гордая могучая победная мужественная бесстрашная боевая смелая отважная решительная сильная богатырская грозная военная солдатская суровая строгая уверенная храбрая твердая взволнованная встревоженная   стремительная вьюжная метельная ненастная тревожная беспокойная торопливая серьезная сдержанная тайне /венная сказочная волшебная колючая пугливая опасливая осторожная настороженная загадочная отрывистая острая подкрадывающаяся страшная злая грубая тяжелая сердитая недовольная темная  

2. Музыкальные жанры, виды музыки:

песня (колыбельная, плясовая, частушка, канон и др.);

танец (вальс, полька, менуэт, полонез, мазурка, краковяк, го­пак, хоровод и др.);

марш (праздничный, спортивный, шуточный, траурный);

опера, балет, соната, симфония, концерт, трио, квартет, ро­манс, серенада;

вокальная и инструментальная музыка;

народная музыка;

программная и пепрограммиая музыка.

3. Средства музыкальной выразительности: мелодия (плавная, отрывистая, скачкообразная и др.); ритм (равномерный, спокойный, четкий, отчетливый и др.), пауза (долгая, короткая); акцепт (легкий, сильный);

гармония (светлая, темная, резкая, напряженная и др.),

интонация (вопросительная, утвердительная, спокойная, роб­кая, ласковая, грозная, тревожная и др.);

лад (мажорный, минорный);

темп (быстрый, медленный, спокойный, умеренный, оживлен­ный и др.);

динамика (тихо, громко, усиливая, затихая, негромко);

регистр (высокий, средний, низкий);

тембр (различная окраска звука — светлая, темная, звонкая).

4. Музыкальная форма: одночастная, двухчастная, трехчастная; куплетная (куплет, запев, припев, вступление, заключение); вариации.

5. Музыкальные инструменты:

инструменты симфонического оркестра: духовые деревянные (флейта, гобой, кларнет, фагот), духовые медные (труба, туба, тромбон, валторна), ударные (литавры, барабан, треугольник, тарелки, бубен, ксилофон, кастаньеты), струнные (скрипка, вио­лончель, контрабас, альт);

инструменты народные (гусли, домра, балалайка, свирель, гармонь, баян, аккордеон, гитара, трещотка, деревянные ложки и т. д.);

инструменты клавишные (клавесин, фортепиано: рояль, пиа­нино); орган.

6. Музыкальные профессии, специальности, коллективы: композитор, дирижер, пианист, солист, артист, музыкант; оркестр, ансамбль, хор.

7. Характер исполнения, приемы: стаккато, легато, глиссандо;

отрывисто, плавно, отчетливо, мягко, протяжно, легко, свет­ло, прозрачно, звонко и т. д.

8. Общие музыкальные термины:

нота, звук (высота и длительность), бас, аккорд, тема, акком­панемент, мотив, часть, кульминация, фраза, потный стаи и т. д.

Вопросы и задания

1. Каково значение музыкально-образовательной деятельности в развитии музыкальной культуры и музыкальных способностей детей?

2. Назовите, какие сведения о музыке могут усвоить дети разных возрастных групп.

3. Расскажите о роли музыкальных знаний и их характере в раз­ных видах музыкальной деятельности.

4. Охарактеризуйте методы и приемы формирования знаний о музыке.

5. Перечислите основные требования к наглядным пособиям.





Дата публикования: 2015-04-07; Прочитано: 867 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.01 с)...