Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Песенное творчество



Н.А. Ветлугина в своих исследованиях всестороннее проанализировала возможности детей в выполнении твроческих заданий, истоки детского творчества, пути его развития. Было уста­новлено, что необходимое условие возникновения детского твор­чества —накопление впечатлений от восприятия искусства, ко­торые являются образцом для творчества, его источником. Дру­гое условие—это накопление опыта исполнительства. В процес­се музыкальной деятельности у детей развиваются музыкальные способности, ребята приобретаютнеобходимые умения, навыки, знания, для того чтобы иметь возможность выразить свои соб­ственные музыкальные впечатления.

Были определены этапы развития детского творчества: от за­даний, требующих первоначальной ориентировки в творческой деятельности (при этом дается установка на создание нового — измени, придумай, сочини), к заданиям, способствующим освое­нию способов творческих действий, поискам решений, и, нако­нец, к заданиям, рассчитанным на самостоятельные действия де­тей, использование сочиненных мелодий в жизни (Н.А. Ветлуги-на, А.И. Ходькова и другие).

Чтобы ребенок смог сочинить и спеть мелодию, у него необхо­димо развить ладовое чувство, музыкально-слуховые представ­ления, чувство ритма, т. е. основные музыкальные способности. Кроме того, для проявления творчества требуются воображение, фантазия, свободная ориентировка в непривычных ситуациях, умение применять свой опыт в новых условиях.

Успешность творческих проявлений детей зависит от прочно­сти певческих навыков, умения выражать в пении определенные чувства, настроения, петь чисто и выразительно. Лишь немногие дети обнаруживают все эти качества в младшей и средней груп­пах детского сада. Большинство овладевают ими к старшему возрасту.

Тем не менее песенное творчество важно формировать начи­ная с младшего дошкольного возраста, используя посильные де­тям творческие задания (спеть свое имя, колыбельную или плясо­вую кукле и т. д.).

Чтобы сориентировать дошкольников в песенном творчестве, Н. А. Встлугина предлагает упражнения для накопления слухо­вого опыта, развития музыкально-слуховых представлений. Это подготовительный этап, предшествующий (и сопутствующий) первым творческим проявлениям детей:

1) самостоятельное нахождение тоники: закончить без сопро­вождения 31 гакомую мелодию, начатую воспитателем; найти тонику после пения взрослого, остановившегося на неустойчивом звуке;

2) подстраивание к звукам: игра типа «Музыкальное эхо» — точное воспроизведение заданных интонаций;

3) различение мажорного и минорного ладов: различить и вос­произвести мажорное и минорное трезвучие («Веселый и груст­ный колокольчик») и звукоряд (упражнение типа «Солнышко и дождик»);

4) различение и воспроизведение соотношений звуков по их высоте, длительности (упражнения из «Музыкального букваря»);

5) транспонирование простейших мотивов (мяу, ку-ку): воспи­татель поет первый звук.

Кроме того, разработана серия творческих заданий для развития песенного творчества:

1) импровизация имен, звукоподражаний, мелодий без слов;

2) импровизация музыкальных вопросов и ответов;

3) сочинение попевок контрастного характера на предлагае­мый текст, сочинение попевок в определенном жанре. I

Детям 2—3 лет легче петь мелодии, которые не содержат! раз-иернутого текста; поэтому им даются упражнения на звукоподра­жание, задания сочинить мелодию без слов, на слоги ля-ля, т а-та и т. д. Иногда дети уже в младшем возрасте могут сами приду­мать и текст, и мелодию. Например, во второй младшей группе (музыкальный руководитель Л.А. Волкова, Москва) было дано задание покачать маленького цыпленка и спеть ему колыбель­ную песенку. Все ребята напевали мелодии без текста, но одна девочка спела песенку на свой текст: «Спи, мой маленький» — очень нежно, тоненьким голоском.

Уже в этом возрасте на посильных детям творческих заданиях можно развивать музыкальные способности, использовать упражнения на различение и воспроизведение звуков по нысоте и дли­тельности.

Дети 4—5 лет выполняют задания на пропевание имен, импро-пнзации мелодий на несложные тексты. В эти годы у дошкольни­ков начинает налаживаться слуховокальная координация. Они чище интонируют в пении, чему способствуют и твор11еские зада­ния с применением подстраивания к звукам, транспоиироиания мотивов.

Дети 5—6 лет способны сами сочинять музыкальный ответ на предложенный текст, выполнять задания на нахождение тоники, воспроизведение мажорного и минорного ладов (петь тгопевки из «Музыкального букваря», например «Бубенчики звенят» и др.), которые помогают детям удерживать тональность Ь их импрови­зациях.

В 6—7 лет дети могут уже более осмысленно импровизировал мелодии на заданный текст, сочинять попевки определенного на­строения, жанра (танец, марш, песня). Правда, подЬгаь^е аада-ния они пробовали выполнять и раньше, но на несколько ином уровне.

Важно обращать внимание детей на выразителыгорть их имп­ровизаций даже в простейших упражнениях. Например, ребёнок должен спеть свое имя с точной эмоциональной окраской, чтЬбы сверстники могли ее различить,— задорную, робкую, испуган­ную или веселую интонацию. При импровизации звукоподража­ний полезно также создавать игровую ситуацию, которая будила бы воображение детей, например: «Пусть волк споет нам свою песню на звуку. Он голодный и злой: никак не может найти добы­чу. (Ребенок импровизирует.) А теперь пусть он покачает своих волчат и споет им спокойную и ласковую песенку». Необязатель­но, чтобы заяц всегда был трусливым, а лисица—хитрой. Ситу­ации, придуманные самими детьми или подсказанные педагогом, должны наталкивать ребят на поиск выразительных средств, наи­более подходящих для конкретного образа.

Творчество рождается из интуитивных и сознательных дей­ствий, их сочетание постепенно становится более прочным.

Музыкальные вопросы и ответы могут сначала исполняться по образцам («Что ты хочешь, кошечка?» — «Молока немножеч­ко»), а затем в более свободной форме. Дети поют ответы на воп­росы, заданные (пропетые) педагогом, например: «Как тебя зо­вут?» — «Тангоша».— «Какое платье у тебя?» — «Красное в цве­точках» и т. д.

Если работа проводится методически правильно, самое глав­ное бег* принуждения, через заинтересованность к творчеству, то в ролевых играх дети нередко сами сочиняют такие диалоги. Та-нюша приходит в гости к Кате и поет: «Доброе утро». Катя ей отвечает также пением. Диалог продолжается: «Как твоя доч­ка?» — «Спасибо, заснула» и т. д.

Когда дается задание придумать мелодию па определенный текст, то лучше начать с самого простого. Например, на слова баю-бай спеть колыбельную, на тру-ту-ту — марш, ля-ля-ля — вальс и т. д.

Песни на небольшой текст сочиняют тогда, когда дети хоро­шо его выучат. Для этих заданий подходят считалочки, загадки, пословицы.

Задания на песенные импровизации можно подбирать по прин­ципу контрастных сопоставлений (марш и колыбельная, два раз­ных похарактеру марша, два разных по настроению звукоподра­жания).Такие сопоставления заостряют внимание детей на выразительности создаваемых импровизаций, необходимости передавать определенное настроение.

Постепенно детей подготавливают к сочинению целого опер­ного спектакля. Для этого можно взять сказочный сюжет («Коло­бок», Красная Шапочка» и др.). Предварительно ребят знако-мят с жанром оперы, слушают с ними фрагменты из опер в грамза­писи.

Так, музыкальный руководитель Н.Н. Харчева (Москва) пе­ред постоновкой оперы «Колобок» показывала детям фрагменты из оперы;«Снегурочка» Н.А. Римского-Корсакова, акцентиро­вала их внимание на том, как меняется настроение в пении Снегу­рочки, радостное, то спокойное, мечтательное, груст­ное, то нежное, когда она поет о Лете. После таких «взрослых» разговоррв О музыке дети распределили роли и создали свою опе­ру «Колобок», Каждый персонаж сказки сочинял свою песенку оченьь выразительно, увлеченно. «Зрители» проявили огромный интерес к творчеству своих товарищей, даже пробовали отдель­ные роли в этой сказке.





Дата публикования: 2015-04-07; Прочитано: 964 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с)...