Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Глава 5. В пении, как и других видах исполнительства, ребенок может активно проявить свое отношение к музыке



ДЕТСКОЕ МУЗЫКАЛЬНОЕ ИСПОЛНИТЕЛЬСТВО

ПЕНИЕ

В пении, как и других видах исполнительства, ребенок может активно проявить свое отношение к музыке. Пение играет важную, роль в музыкальном и личностном развитии.

Только в деятельности совершенствуются восприятие, намять, мышление, воображение, ощущения, приобретаются знания, воз­никают новые потребности, интересы, эмоции, развиваются спо­собности. В любой деятельности необходимы сознательность и целенаправленность. Сознание ребенка формируется в совместной деятельности со сверстниками и взрослыми. Так дети приоб­ретают опыт, учаться познавать себя и других, оценивать поступ­ки, действия и т. д. (С. Л. Рубинштейн, А.В. Запорожец, Л. А. Люблинская)

Певческий голос сравнивают с музыкальным инструментом, которым ребенок может пользоваться с малых лет. Выразительное исполнение песен помогает более ярко и углублено переживать их содержание, вызывать эстетическое отношение к музыке, к окружающей действительности. В пении успешно формируется весь комплекс музыкальных способностей; эмоциональная отзывчи­вость на музыку, ладовое чувство, музыкально-слуховые прсдставления, чувство ритма. Кроме того, дети получают различные све­дения о музыке приобретают умения и навыки. В пении реализу­ются музыкальные потребности ребенка, так как знакомые и люби­мые песни он может исполнять по своему желанию в любое время.

«Пение относится к числу тех видов музыкальной деятельно­сти, в процессе которой успешно развивается эстетическое отно­шение к жизни, к музыке; обогащаются переживания ребенка; активно формируются музыкально-сенсорные способности и осо­бенно музыкально-слуховые представления звуковысотных от­ношений».

Пение тесно взаимосвязано с общим развитием ребенка и фор­мированием его личностных качеств. В пении развиваются эсте­тические и нравственные представления, активизируются умственные способности, заметно положительное влияние на физи­ческое развитие детей.

Влияние пения на нравственную сферу выражается в двух ас­пектах. С одной стороны, в песнях передано определснное содержание, отношение к нему; с другой—пение рождает способность переживать настроения, душевное состояние другого человека, которые отражены в песнях.

Формирование музыкальных способностей неразрывно связа­но с умственными процессами. Восприятие музыки требует вни­мания, наблюдательности. Ребенок, слушая музыку, сравнивает звуки ее мелодии, аккомпанемента, постигает их выразительное значение, разбирается в структуре песни, сравнивает музыку с текстом.

Очевидно воздействие пения на физическое развитие детей. Пение влияет на общее состояние организма ребенка, выбывает реакции, связанные с изменением кровообращения, дыхания. Влияние музыки на организм человека установили физиологи В М. Бехтерев, И.П. Павлов.

П.К. Анохин, изучая влияние мажорного и минорного лада на слушателя, пришел к выводу, что умелое использование мелодии, ритма и других выразительных средств музыки может регулиро­вать состояние человека во время работы и отдыха, стимулиро­вать или успокаивать его. Правильно поставленное пение органи­зует деятельность голосового аппарата, укрепляет голосовые связ­ки, развивает приятный тембр голоса. Правильная поза влияетна равномерное и более глубокое дыхание. Пение, развивая коорди­нацию голоса и слуха, улучшает детскую речь. Пение с движения­ми формирует хорошую осанку, координирует ходьбу.

Специфика пения дошкольников исследовалась в разных ас­пектах. Еще в 1940 г. Н.А. Метлов в своей диссертации «Обуче­ние пению детей старшей группы детского сада» ставил и решал вопросы, связанные с охраной детского голоса, разработкой ме­тодики обучения детей пению. Им были определены удобные для каждой возрастной группы певческие диапазоны, выработаны рекомендации по овладению вокальной установкой, вокальны­ми и хоровыми навыками (звукообразованием, дыханием, дикци­ей, чистотой интонации, ансамблем). Проблему развития чисто­ты интонации в старшем дошкольном возрасте проанализировала А.Д. Воинова. Особенности развития музыкального слуха, методы и приемы обучения пению, роль упражнений и их система­тизация, развитие самостоятельности, творчества в пении, необ­ходимость ивдивилуалъно-дифференцировашюго подхода исследованы Н.А, Ветлугиной и ее учениками (А. Катинене, Р.Т. Зинич, Т.В. Волнанская, А.И. Ходькова, М.Ю. Викат, М.А. Мед­ведева).

Певческую деятельность можно определить как одну из важнейших форм проявления активного отношения детей к песням и пению в прюцессе различных жизненных ситуаций (А, Катинене).





Дата публикования: 2015-04-07; Прочитано: 969 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.008 с)...