Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Тема 7. Стоики, скептики, эпикурейцы



1. Эллинистическая философия — заключительный этап в развитии греческой мысли, охватывающий период от смерти Аристотеля (322 г. до н.э.) до закрытия философских школ в Афинах (529 г. н.э.).

Благодаря завоеваниям Александра Македонского (353–323 до н.э.) эллинская культура вышла за границы Греции, вступила в контакт с восточными традициями и верованиями и превратилась в культуру эллинистическую.

2. Если прежде философские концепции возникали как плод персо­нальных усилий, то в эпоху эллинизма основной формой существова­ния философии становятся школы, имеющие историю и традиции. К основным из них относятся школы:

1) Платона (Академия, 386 г. до н.э.–529 г. н.э.);

2) Аристотеля (Ликей, 334 г. до н.э.–529 г. н.э.);

3) Зенона («Стоя», IV в. до н.э.–III в. н.э.);

4) Эпикура («Сад», IV в. до н.э.–III в. н.э.);

5) Пиррона (скептическая, IV в. до н.э.–III в. н.э.);

6) Плотина (неоплатоническая, III–VI вв. н.э.).

3. Все направления эпохи связаны прочными идейными нитями с пред­шествующей философской традицией.

Эпикурейцы возрождают атомистику Демокрита, гедонизм Арис­типпа, разделяют учение Платона о подлинных и мнимых удоволь­ствиях. Стоики опираются на аскетизм киников, физику Гераклита, этику Платона, учение Аристотеля о материи и форме. Скептики причисляют к своим предшественникам не только софистов Прота­гора и Горгия, которые упраздняли возможность достижения исти­

Тема 7. Стоики, скептики, эпикурейцы

но и многих натурфилософов — Гераклита, Парменида, Демок­рита, учивших о недостоверности чувственного опыта.

4. Вслед за Сократом, мыслители эпохи эллинизма ставят в центр своих рассуждений человека и утверждают, что единственное препятствие на пути к счастью — невежество, избавление от которого — главная зада­ча философии.

Порывая с аристотелевской традицией, Эпикур лишает знания самодостаточного значения и советует обращаться к наукам лишь в той степени, в какой они освобождают от суеверий и способствует обретению душевного покоя. Философия, которая бессильна изгнать болезни души, пуста и бесполезна97.

Стоики делят философию на три части и утверждают, что физические и логические изыскания находят оправдание и заверше­ние в жизненной практике. Некоторые из них идут дальше и ограни­чивают круг философских изысканий областью этики98.

Казалось бы, скептики менее чем кто-либо склонны предаваться рассуждениям об искусстве жизни. В фокусе внимания скептиков — проблемы теории познания99. Но и здесь окончательная цель раз­мышлений — определенное душевное состояние.

5. Если эпикурейцы и стоики утверждают возможность познания исти­ны, то у скептиков данная установка вызывает целый ряд сомнений.

Эпикурейцы — стопроцентные сенсуалисты (от лат. sensus — чувство). Мир таков, каким он является нам в ощущениях. Источник ошибок — разум, который преждевременно выносит суждение о чувственных впечатлениях, которые сами по себе всегда истинны100. Стоики признают не один, а два критерия истины — чувственный и разумный. Они солидарны с эпикурейцами в том, что началом знания служит чувственный опыт, но считают истинными только те чувственные представления, которые получают подтверждение со стороны разума101. Сенсуализм стоиков ограничен элементами рационализма (от лат. racio — мышление).

По учению скептиков, стоики и эпикурейцы — догматики. Для опровержения догматических установок скептики сформулировали ряд аргументов (так называемых «тропов»), призванных доказать относительный характер всех наших знаний. Скептики тщательно Тема 7. Стоики, скептики, эпикурейцы 47

разграничивают то, каким предмет является для нас, и то, каков он сам по себе.

Существует десять тропов, подрывающих доверие чувственному опыту: 1) разнообразие живых существ (морская вода рыбам живи­тельна, а человеку вредна и опасна), 2) различие людей (одни пред­почитают одно, а другие — другое), 3) различие свидетельств чувств (мед приятен на вкус, и неприятен на вид), 4) различие состояний воспринимающего (одни и тот же мед кажется здоровому сладким, а болеющему желтухой горьким), 5) расположение воспринимаемого (один и тот же корабль кажется издали неподвижным и маленьким, а вблизи движущимся и большим), 6) примеси к воспринимаемому (ароматы опьяняют больше на солнце и в бане, чем на холодном воз­духе), 7) устройство воспринимаемого (опилки серебра сами по себе кажутся черными, а в сложении с целым они представляются белы­ми), 8) относительность восприятий (все воспринимается не само по себе, а в отношении к другими вещам и по отношению воспринима­ющему), 9) частота встречаемости воспринимаемого (Солнце — яв­ление более грандиозное, нежели комета, но оно производит меньшее впечатление, т.к. мы к нему привыкли), 10) воспитание воспринимаю­щего (атлеты, борясь за славу, как за благо, выбирают трудную жизнь, философы же признают славу презренной)102.

Различают также пять тропов, направленных против научного познания: 1) разноречивость (при обсуждении всех принципиаль­ных вопросов возникают бесконечные споры как и в жизни, так и у философов), 2) удаление обоснования в бесконечность (все, при­водимое в доказательство, требует другого доказательства, а оно, в свою очередь, другого и т.д.), 3) относительность суждений (всякая вещь кажется той или иной в зависимости от точки зрения и по отно­шению к чему-то), 4) необоснованность предположений (во всяком рассуждении есть принимаемые на веру «начала»), 5) взаимодоказу­емость положений (первое обосновывается через второе, второе — через третье, а третье — через первое)103.

По учению скептиков, все философы делятся на три группы. Одни считают, что нашли истину, другие утверждают, что найти ее невозможно, третьи, воздерживаясь от окончательных решений, Тема 7. Стоики, скептики, эпикурейцы 48

продолжают искать. Первые — догматики, вторые — академики (во времена скептиков представители Академии склонялись к агности­цизму), третьи — скептики104.

5. Не признавая существования сверхфизической области, эллинисти­ческие философы либо считают реальностью природу (эпикурейцы, стоики), либо предпочитают оставлять эту проблему открытой (скеп­тики).

Стоики воспринимают мироздание как единый организм, имею­щий душу и управляемый мировым разумом. Для описания проис­ходящих во вселенной процессов привлекаются два ряда понятий и образов. Один из них обозначает активное начало: «бог», «логос», «разум», «душа», «закон», «судьба»105, «необходимость», «промысл», «эфир», «творческий огонь». Другой же ряд указывает пассивную причину мироздания: «вещество», «стихии», «материя»106. В природе оба начала друг без друга не существуют.

Эпикурейцы видят во вселенной бездушный атомный механизм. Но если у Демокрита движение атома полностью определялось его предшествующими столкновениями, то у Эпикура атом способен к беспричинному отклонению от уготованного ему пути. Атомы фун­даментальны, а возникающие из них миры случайны и преходящи. В отличие от стоиков, эпикурейцы считают первичной реальностью не целое, а единичное. Стоики — тоталитаристы, эпикурейцы — ин­дивидуалисты.

Скептики отказываются от каких-либо утверждений относи­тельно устройства природы. Секст Эмпирик в работе «Против ученых» показывает, что основные понятия, которыми пользуются физики («место», «время», «движение», «число, «возникновение» и «уничтожение»), лишены определенности и ясности, а потому и все натурфилософские построения, в которых эти понятия фигури­руют, пестрят несуразностями и противоречиями.

6. В отличие от Платона и Сократа, эллинистические мыслители либо отрицают индивидуальное бессмертие (эпикурейцы, стоики), либо ос­тавляют этот вопрос открытым (скептики).

Стоики сравнивают душу с «чувствующим испарением» или «теплой пневмой»107 (от pneàma— дыхание, дух). В душе выделяют восемь частей: пятерицу чувств, способность к деторождению, речь, Тема 7. Стоики, скептики, эпикурейцы 49

разум. Каждая из них неразрывно связана с телом, при смерти кото­рого индивидуальная душа, будучи частью мировой души, в нее и возвращается108. Эпикур вслед за Демокритом считает, что душа есть не что иное, как «состоящее из тонких частиц тело», в одних отноше­ниях похожее на ветер, в других — на тепло109.

7. Все школы трактуют мудрость как самодостаточность и невозмути­мость (¦tarax)ia), но расходятся в способах ее обретения.

По Эпикуру, высшее благо — удовольствие. Наслаждению зем­ными радостями препятствуют страдания. Источник страданий — ложные мнения. Они-то и порождают омрачающие жизнь пустые желания. Желания делятся на: 1) естественные и необходимые (еда, питье, кров), 2) естественные, но не необходимые (половые отношения, изысканные яства, комфорт), 3) неестественные и не необходимые (властолюбие, тщеславие, богатство). Естественные и необходимые желания имеют предел и легко удовлетворимы. Не ис­полняя их, мы страдаем. Желания естественные, но не необходимые разнообразят удовольствия, но приносят с собой дополнительные хлопоты и беспокойства110. Неестественные и не необходимые же­лания порождены и подстегиваются социумом. Эти желания бездон­ны, удовлетворить их невозможно111. Для мудреца искусство жизни подобно математической задаче. Из всевозможных наслаждений он выбирает те, которые легкодостижимы и не препятствуют душевно­му равновесию112. Весьма показательно, что основной добродетелью Эпикур считает благоразумие113.

Следующий источник страданий — страхи. Все они в конце концов сводятся к трем: перед смертью, богами, судьбой. Как пос­ледовательный материалист и сенсуалист Эпикур утверждает, что со смертью тела ни хорошее, ни плохое человек чувствовать не мо­жет114. Страх перед богами держится на неоправданном наделении небожителей человеческими страстями. На самом деле, дабы не лишится подобающего им блаженства, они в мирскую суету не вме­шиваются115. Фатум же упраздняется свободой человека. В модели Эпикура траектория атома определяется не только внешними столк­новениями. Он способен к волевому изменению своего пути. Чело­век — тот же атом, так что рабство судьбе — дело добровольное116. Тема 7. Стоики, скептики, эпикурейцы 50

к стоикам. По их учению, мудрость заключается в бесстрастном принятии происходящего, основанном на «любви к судьбе»117. Во всех жизненных обстоятельствах и невзгодах, вопреки эмоциям, стоический мудрец остается верным голосу разума. Рас­сматривая себя как часть целого, он руководствуется не своеволием, а законами и целями мироздания118. Полис стоика — космос. Стоики — первые космополиты. Мудрец борется не с происходящим (это дело глупцов), а с собственными страстями. Страсти — это болезни души. Главные из них невоздержанность, трусость, глупость, неспра­ведливость. Страсти — зло, добродетели — благо. Все остальное: жизнь, здоровье, удовольствие, бессилие, бедность, бесславие — от человека не зависит и не приносит ни пользы ни вреда. Это об­ласть «безразличного» (¦di)avoron).

По скептикам, мудрость покоится на безразличном отношении к случающемуся, основанном на воздержании от суждений. Знание сущности вещей недостижимо. Поэтому мудрец далек от оценок, и поэтому ничего не избегает и ни к чему не стремится119. Поскольку правильное действие невозможно (ибо неясно, что такое правиль­ное) скептик живет, как все, в соответствии с принятыми законами и обычаями. Но, в отличие от других, он не приравнивает общепри­нятое к истинному.

10. Под стать предшественникам, эллинистические мыслители считают богов частью природы, но в то же время категорически отказываются наделять их человеческими качествами.

Эпикурейцы, как и Аристотель, считают, что боги не участвуют в истории мира и судьбе человека. Стоики, вслед за Гераклитом, по­лагают, что Божество неотделимо от мироздания и все совершается в соответствии с провидением. Стоики — классические монисты и пантеисты. Наконец, скептики оставляют вопрос о существовании Божества открытым.51





Дата публикования: 2014-10-25; Прочитано: 1272 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...