Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
1. В отличие от психологии Платона, учение Аристотеля о душе лишено религиозно-мистических элементов и представляет собой реализацию естественно-научного подхода к данной проблеме.
Поскольку психические процессы неотделимы от телесных, психология является частью физики, исследующей область движущейся материи.
2. Из естественных тел одни наделены жизнью, а другие — нет. Тела, способные к самодвижению, называются живыми89. Движущим началом и сущностью органического тела является душа.
Все, что существует, есть неразрывное единство материи и формы. Материей органического существа является тело, потенциально обладающее жизнью90. Душа есть сила, переводящая эту возможность в действительность, подобно тому, как огонь переводит горючее вещество из потенциального состояния в актуальное. Душа не может существовать без тела, но она не тело. Тело и душа соотносятся как предмет и выполняемая им функция. Например, действительностью топора является раскалывание, глаза — видение, поэтому нарисованный глаз не глаз.
3. Душа — начало и причина жизни. Поскольку формы жизни различны, имеет смысл говорить о нескольких видах душ: растительной, животной, человеческой. Вышестоящая форма жизни потенциально содержится в нижестоящей и без нее не существует.
4. Душа неотделима от ее функций, причем каждый вид души характеризуется своим набором способностей:Тема 6. Аристотель 43
4 питание, рост, размножение (растительная душа);
4 ощущение, желание, перемещение (животная душа);
4 мышление (человеческая душа).
5. Отличительной особенностью животной души является ощущение. Ощущение способно воспринимать определенные качества вещи без ее материи. Из пяти чувств: зрение, слух, обоняние, осязание, вкус — необходимым для жизни животного является осязание, а самым ценным — зрение.
6. Главное в человеческой душе — ум. Ум — способность воспринимать «существо»91 вещей. Материал для мышления доставляют ощущения.
*7. Как и в природе, в мышлении следует различать два начала: активное и пассивное. Потенциальный ум неотделим от телесной и психической организации человека. Ум же актуальный, напротив, не связан с телом, безличен, бессмертен и является «по своей сущности деятельностью»92.
Действующий ум Аристотель уподобляет свету, а возможный — цветам. Только благодаря свету потенциальное различие цветов становится реальным.
Этика
1. Человек, осуществляющий свое природное предназначения, счастлив. Но человек — существо разумное, поэтому счастье заключается в разумной деятельности души.
Существует три образа жизни: скотский, политический и философский. Цель первого — удовольствие, второго — почет, третьего — познание93. В наибольшей степени человеческое начало реализуется при образе жизни философском.
2. Дееспособность и качество души определяются степенью ее добро-детельности. Добродетель — наилучшее состояние определенной душевной способности.
3. Способности и переживания души даны человеку от природы, тогда как добродетели — это «устои души», приобретенные в процессе жизни94.Тема 6. Аристотель 44
4. Деятельность души обусловлена двумя видами добродетелей: этическими, или добродетелями нрава (22ηϑος — нрав), и дианоэтическими, или добродетелями мышления (di)anoia — размышление).
5. Содержание этической добродетели заключается в укрощении страстей и способности держаться правильной середины между крайно-стями, которые являются не чем иным, как пороками.
Аристотель разбирает следующие двенадцать этических добродетелей: 1) мужество — середина между трусостью и безрассудной отвагой в отношении к страхам; 2) благоразумие — середина между бесчувственностью и распущенностью в удовольствиях; 3) щедрость — среднее между расточительностью и скупостью при распоряжении деньгами и богатством; 4) великолепие — среднее между мелочностью и пышностью в тратах; 5) величавость — середина между приниженностью и спесивостью в отношении чести; 6) ровность — середина между безгневием и гневливостью; 7) остроумие — середина между шутовством и неотесанностью в развлечениях; 8) правдивость — середина между притворством и хвастовством; 9) дружелюбие — середина между угодничеством и зловредностью; 10) стыдливость — середина между робостью и беззастенчивостью в проявлении страстей; 11) негодование — середина между завистью и злорадством по отношению к страданиям и удовольствиям ближних; 12) справедливость — равенство по отношению к другому.
6. Благодаря добродетелям мышления человек усматривает правильную середину и получает доступ к умозрению.
Трем видам деятельности человека: теории, практике, творчеству — соответствуют три добродетели мышления: мудрость, рас-судительность, искусство.
Главной теоретической добродетелью является мудрость, а практической — рассудительность. Мудрость определяется как «постижение вещей по природе наиболее ценных»95, в то время как рассудительность — это способность принимать верные решения в связи с собственным благом и пользой96.
7. В отличие от киников, Аристотель не противопоставляет добродетель и удовольствие. Добродетель – условие, а удовольствие — следствие успешной беспрепятственной деятельности.Тема 6. Аристотель 45
8. Вслед за Платоном Аристотель различает три вида благ: душевные, телесные, внешние — и считает, что внешние блага должны существовать ради телесных, а телесные — ради душевных.
Сократ и киники рассматривали материальное благополучие как обузу. По Аристотелю, внешние блага — необходимое условие беспрепятственной деятельности, и в этом смысле обладание ими способствуют счастью.
Дата публикования: 2014-10-25; Прочитано: 309 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!